Красивое здание
Angsila Oyster Scaffolding Pavilion, Анг Сила, ТаиландМастерская CHAT Architects
Премия International Beauty Prize – нововведение этого года. Ее присуждают постройкам, которые «воодушевляют и поднимают настроение».
Впечатляющие мечети, музеи и зеленые небоскребы обошел бамбуковый павильон на устричной ферме. Он появился в рыбацком городке Ангсила, который переживает не лучшие времена: из-за сброса отходов в реки ухудшилось качество воды в заливе, сократилась популяция морепродуктов, как и рентабельность их выращивания. Молодые люди покидают родной город в поисках более прибыльной работы. CHAT Architects придумали легкореализуемый проект, который эту ситуацию может немного улучшить.
Конструкция из бамбука довольно проста: нижняя часть представляет собой традиционную устричную ферму, а верхняя – разборную платформу с красным навесом. Местные рыбаки могут привезти сюда небольшие группы посетителей, которые сами соберут и попробуют устрицы. Платформы могут также служить причалами для любительской рыбалки: отфильтрованная моллюсками вода привлекает множество видов рыб.
Павильон построен силами рыбаков с использованием местных методов строительства из бамбука на мелководье. Для скрепления элементов использовались «отбракованные» автомобильные ремни безопасности. Ярко-красный тент сделан из сельскохозяйственного брезента, который обычно используется в местных детских садах для затенения.
Финалисты премии:
Работа с цветом
Turrell Pavilion, острова Фари, МальдивыМастерская Studio mk27
Павильон для созерцания на искусственном мальдивском архипелаге Фари – довольно неожиданный именно для этой премии победитель, поскольку цвет в проекте используется крайне умеренно и деликатно, чтобы подчеркнуть красоту неба – безмятежного дневного, закатного и звездного. Архитекторы привлекли к своей работе американского художника Джеймса Таррелла, который несколько десятков лет экспериментирует со светом и пространством. Конструкция потолка и освещение влияет на то, как зритель воспринимает цвет, расстояния, формы и плотность, помогая ему по-настоящему «увидеть» небо – как в первый раз.
Финалисты премии:
Небольшой проект
Книжный магазин Karuizawa Commongrounds Bookstore, Каруидзава, ЯпонияМастерская Klein Dytham architecture
Книжный магазин – сердце небольшого общественного центра, возникшего на территории одного из старейших курортов Японии – города Каруидзавы, излюбленного места отдыха императорской семьи.
Сердце самого магазина – реконструированный двухэтажный дом для семинаров Токийского университета Аояма Гакуин. Нижнюю половину исторического здания, заключенного в «корсет» из стальных балок, охватывает пристройка с характерной волнистой кровлей, изгибы которой вторят горному ландшафту, а также создают навес для наружных террас. Терраса с южной стороны служит длинной скамейкой, на которой можно сидеть, свесив ноги и любуясь небольшим лугом. С северной стороны открывается вид на гору Асама. На западе широкие деревянные ступени подводят ко входу в магазин и приглашают присесть, чтобы греться в лучах полуденного солнца и вдыхать ароматы леса.
Благодаря панорманому остеклению от восхода до заката магазин освещается естественным светом, а с наступлением темноты превращается в маяк или фонарь, освещающий дорогу в лесу.
В интерьере простая фанерная мебель и бетонный пол сочетаются со старинными балками. Исторические стены внутри и снаружи «обстроены» книжными стеллажами.
Финалисты премии:
Использование естественного света
See Sea Park, поселок Ои, префектура Фукуи, ЯпонияМастерская Osamu Morishita Architect and Associates
Построенный в городе Ои в префектуре Фукуи технопарк напоминает деревушку:
его пространство образуют соединенные между собой модули с кровлей, отсылающей к традиционной архитектуре. Вместо черепицы или соломы архитекторы использовали фторполимерную пленку ETFE, которая пропускает солнечный свет, одновременно защищая от жара и холода. Решетки из кедра рассеивают солнечный свет и делают «юниты» по-домашнему уютными.
Финалисты премии:
Архитектурный рисунок
В категории «Рисунок от руки» лучшей признана работа «Грундтвиг», выполненная тушью. Автор вдохновлялся церковью Грундтвиг 1920-х годов в Копенгагене, для постройки которой потребовалось 6 000 000 кирпичей.В категории «Цифровой рисунок» победила работа «(Re)membering the See Monster»: на ней изображена трансформация несуществующей нефтяной платформы.
Победителем в категории «Смешанная техника» стала работа «Архатографическая карта неполного ландшафта Педра-Бранка», которая исследует уязвимость нашей планеты.