WAF 2023: малые награды

Рассказываем о проектах, получивших специальные призы Всемирного фестиваля архитектуры: за красоту, небольшой объект, мастерство в использовании естественного освещения и цвета, а также умение владеть карандашом и кистью.

mainImg
 

Красивое здание

Angsila Oyster Scaffolding Pavilion, Анг Сила, Таиланд 
Мастерская CHAT Architects


Премия International Beauty Prize – нововведение этого года. Ее присуждают постройкам, которые «воодушевляют и поднимают настроение».

Впечатляющие мечети, музеи и зеленые небоскребы обошел бамбуковый павильон на устричной ферме. Он появился в рыбацком городке Ангсила, который переживает не лучшие времена: из-за сброса отходов в реки ухудшилось качество воды в заливе, сократилась популяция морепродуктов, как и рентабельность их выращивания. Молодые люди покидают родной город в поисках более прибыльной работы. CHAT Architects придумали легкореализуемый проект, который эту ситуацию может немного улучшить.
Angsila Oyster Scaffolding Pavilion, Анг Сила, Таиланд. Мастерская CHAT Architects
Photo by © W Workspaceall / предоставлено WAF

Конструкция из бамбука довольно проста: нижняя часть представляет собой традиционную устричную ферму, а верхняя – разборную платформу с красным навесом. Местные рыбаки могут привезти сюда небольшие группы посетителей, которые сами соберут и попробуют устрицы. Платформы могут также служить причалами для любительской рыбалки: отфильтрованная моллюсками вода привлекает множество видов рыб.
Angsila Oyster Scaffolding Pavilion, Анг Сила, Таиланд. Мастерская CHAT Architects
Photo by © W Workspaceall / предоставлено WAF
Angsila Oyster Scaffolding Pavilion, Анг Сила, Таиланд. Мастерская CHAT Architects
Photo by © W Workspaceall / предоставлено WAF

Павильон построен силами рыбаков с использованием местных методов строительства из бамбука на мелководье. Для скрепления элементов использовались «отбракованные» автомобильные ремни безопасности. Ярко-красный тент сделан из сельскохозяйственного брезента, который обычно используется в местных детских садах для затенения.
Финалисты премии:
  • zooming
    1 / 6
    CAPITASPRING, Сингапур. Мастерская BIG-Bjarke Ingels Group and CRA-Carlo Ratti Associati
    Photo by © Finbarr Fallon / предоставлено WAF
  • zooming
    2 / 6
    The Mosque of Light, Дубай, ОАЭ. Мастерская Dabbagh Architects
    Photo by © Gerry O′Leary / предоставлено WAF
  • zooming
    3 / 6
    Casa Ward, Сарнано, Италия. Мастерская Carl Fredrik Svenstedt Architect
    Photo by © Carl Fredrik Svenstedt or Dan Glasser (DG) / предоставлено WAF
  • zooming
    4 / 6
    Entegra offices, Барселона, Испания. Мастерская Batlleiroig Arquitectura
    Photo by © Oriol Gómez / предоставлено WAF
  • zooming
    5 / 6
    Turrell Pavilion, острова Фари, Мальдивы. Мастерская Studio MK27
    Photo by © Jonas Poulsen, George Roske and Fernando Guerra / предоставлено WAF
  • zooming
    6 / 6
    Oman Across Ages Museum, Низва, Оман. Мастерская COX Architecture
    Photo by © JPhillip Handforth, Iguzzini, Louis Poulsen and LDPi Lighting International / предоставлено WAF

 
 

Работа с цветом

Turrell Pavilion, острова Фари, Мальдивы
Мастерская Studio mk27


Павильон для созерцания на искусственном мальдивском архипелаге Фари – довольно неожиданный именно для этой премии победитель, поскольку цвет в проекте используется крайне умеренно и деликатно, чтобы подчеркнуть красоту неба – безмятежного дневного, закатного и звездного. Архитекторы привлекли к своей работе американского художника Джеймса Таррелла, который несколько десятков лет экспериментирует со светом и пространством. Конструкция потолка и освещение влияет на то, как зритель воспринимает цвет, расстояния, формы и плотность, помогая ему по-настоящему «увидеть» небо – как в первый раз. 
Turrell Pavilion, острова Фари, Мальдивы. Мастерская Studio MK27
Photo by © Jonas Poulsen, George Roske and Fernando Guerra / предоставлено WAF
  • zooming
    Turrell Pavilion, острова Фари, Мальдивы. Мастерская Studio MK27
    Photo by © Jonas Poulsen, George Roske and Fernando Guerra / предоставлено WAF
  • zooming
    Turrell Pavilion, острова Фари, Мальдивы. Мастерская Studio MK27
    Photo by © Jonas Poulsen, George Roske and Fernando Guerra / предоставлено WAF
Финалисты премии:
  • zooming
    1 / 7
    MPavilion 2022, Мельбурн, Австралия. Мастерская all(zone)
    Photo by © John Gollings, Casey Horsfield, William Hamilton Coates / предоставлено WAF
  • zooming
    2 / 7
    Iron Creek Bay Farm Stay, Сорелл, Тасмания, Австралия. Мастерская Misho + Associates
    Photo by © Peter Whyte / предоставлено WAF
  • zooming
    3 / 7
    Vast Gallery & Artist Residency, Тегеран, Иран. Мастерская Persian Garden Studio
    Photo by © TDEED STUDIO / предоставлено WAF
  • zooming
    4 / 7
    Shanghai YuYuan Metro Station: An Underground Arcade of Lighting Ripples, Шанхай, Китай. Мастерская XING DESIGN
    Photo by © SU Shengliang (schranimage) / предоставлено WAF
  • zooming
    5 / 7
    G39, Мехико, Мексика. Мастерская ARQMOV WORKSHOP
    Photo by © Rafael Gamo / предоставлено WAF
  • zooming
    6 / 7
    Façade Renewal of the University Road in Huaxiba, Чэнду, Китай. Мастерская JZFZ Architectural Design Co., Ltd.
    Photo by © The first division of JZFZ Architectural Design Co., Ltd. / предоставлено WAF
  • zooming
    7 / 7
    Learning Community at Quest, Ченнай, Индия. Мастерская KSM Architecture
    Photo by © SreenagKSM – Quest / предоставлено WAF

 

Небольшой проект

Книжный магазин Karuizawa Commongrounds Bookstore, Каруидзава, Япония
Мастерская Klein Dytham architecture


Книжный магазин – сердце небольшого общественного центра, возникшего на территории одного из старейших курортов Японии – города Каруидзавы, излюбленного места отдыха императорской семьи.

Сердце самого магазина – реконструированный двухэтажный дом для семинаров Токийского университета Аояма Гакуин. Нижнюю половину исторического здания, заключенного в «корсет» из стальных балок, охватывает пристройка с характерной волнистой кровлей, изгибы которой вторят горному ландшафту, а также создают навес для наружных террас. Терраса с южной стороны служит длинной скамейкой, на которой можно сидеть, свесив ноги и любуясь небольшим лугом. С северной стороны открывается вид на гору Асама. На западе широкие деревянные ступени подводят ко входу в магазин и приглашают присесть, чтобы греться в лучах полуденного солнца и вдыхать ароматы леса.
Karuizawa Commongrounds Bookstore, Каруидзава, Япония. Мастерская Klein Dytham architecture
Photo by © Nacasa & Partner, Mark Dytham / предоставлено WAF

Благодаря панорманому остеклению от восхода до заката магазин освещается естественным светом, а с наступлением темноты превращается в маяк или фонарь, освещающий дорогу в лесу.
Karuizawa Commongrounds Bookstore, Каруидзава, Япония. Мастерская Klein Dytham architecture
Photo by © Nacasa & Partner, Mark Dytham / предоставлено WAF

В интерьере простая фанерная мебель и бетонный пол сочетаются со старинными балками. Исторические стены внутри и снаружи «обстроены» книжными стеллажами.
Karuizawa Commongrounds Bookstore, Каруидзава, Япония. Мастерская Klein Dytham architecture
Photo by © Nacasa & Partner, Mark Dytham / предоставлено WAF
Karuizawa Commongrounds Bookstore, Каруидзава, Япония. Мастерская Klein Dytham architecture
Photo by © Nacasa & Partner, Mark Dytham / предоставлено WAF



Финалисты премии:
  • zooming
    1 / 7
    Project Plum Grove: Experimental Restoration in Mui Tsz Lam, Гонконг, Китай. Авторы проекта: School of Architecture, The Chinese University of Hong Kong
    Photo by © Lincoln Chan / предоставлено WAF
  • zooming
    2 / 7
    The Great Glenorchy Alpine Base Camp, Гленорчи, Новая Зеландия. Мастерская RTA Studio in association with Bureaux
    Photo by © Patrick Reynolds / предоставлено WAF
  • zooming
    3 / 7
    Toagosei Hydrogen station Tokushima, Токусима, Япония. Мастерская Osamu Morishita Architect and Associates
    Photo by © Katsumasa Tanaka / предоставлено WAF
  • zooming
    4 / 7
    Kaomai Museums and Tea Barn, Чиангмай, Таиланд. Мастерская PAVA architects
    Photo by © Spaceshift Studio / предоставлено WAF
  • zooming
    5 / 7
    Bamboo Dome for G20 Bali Summit, Бали, Индонезия. Мастерская Biroe
    Photo by © T BIROE / предоставлено WAF
  • zooming
    6 / 7
    Torch Community, Гуанчжоу, Китай. Мастерская PONE Architecture
    Photo by © TPONE Architecture / предоставлено WAF
  • zooming
    7 / 7
    Naviva, A Four Seasons Resort, остров Пунта-Мита, Мексика. Мастерская Luxury Frontiers
    Photo by © Yoshihiro Makino / предоставлено WAF

 

Использование естественного света

See Sea Park, поселок Ои, префектура Фукуи, Япония
Мастерская Osamu Morishita Architect and Associates


Построенный в городе Ои в префектуре Фукуи технопарк напоминает деревушку:
его пространство образуют соединенные между собой модули с кровлей, отсылающей к традиционной архитектуре. Вместо черепицы или соломы архитекторы использовали фторполимерную пленку ETFE, которая пропускает солнечный свет, одновременно защищая от жара и холода. Решетки из кедра рассеивают солнечный свет и делают «юниты» по-домашнему уютными. 
See Sea Park, поселок Ои, префектура Фукуи, Япония. Мастерская Osamu Morishita Architect and Associates
Photo by © Tomoki Hahakura / предоставлено WAF
See Sea Park, поселок Ои, префектура Фукуи, Япония. Мастерская Osamu Morishita Architect and Associates
Photo by © Tomoki Hahakura / предоставлено WAF
See Sea Park, поселок Ои, префектура Фукуи, Япония. Мастерская Osamu Morishita Architect and Associates
Photo by © Tomoki Hahakura / предоставлено WAF
See Sea Park, поселок Ои, префектура Фукуи, Япония. Мастерская Osamu Morishita Architect and Associates
Photo by © Tomoki Hahakura / предоставлено WAF
Финалисты премии:
  • zooming
    1 / 9
    IF.BE, Мумбаи, Индия. Мастерская Malik Architecture
    Photo by © Bharath Ramamrutham / предоставлено WAF
  • zooming
    2 / 9
    Kilyawan Farm Resort, Ибаан, Филиппины. Мастерская Dominic Galicia Architects
    Photo by © Michael Angelo Reyes / предоставлено WAF
  • zooming
    3 / 9
    Kurita Innovation Hub, Акишима, Япония. Мастерская NIKKEN SEKKEI LTD
    Photo by © Takuya Seki / предоставлено WAF
  • zooming
    4 / 9
    Terminal A at Newark Liberty International Airport, Ньюарк, Нью-Джерси, США. Мастерская Grimshaw, Design Architect in partnership STV, Executive Architect
    Photo by © James Ewing / предоставлено WAF
  • zooming
    5 / 9
    Allianz Stadium, Сидней, Австралия. Мастерская COX Architecture
    Photo by © Venues NSW6 x photographs: Christopher Frederick Jones & Venues NSW / Предоставлено WAF
  • zooming
    6 / 9
    Battersea Power Station Phase Two, Лондон, Великобритания. Мастерская WilkinsonEyre
    Photo by © Jason HawkesPeter Landers, John Sturrock, Elodie KowalskiHufton + CrowJames Budgen / Предоставлено WAF
  • zooming
    7 / 9
    DY Patil University Centre of Excellence, Нави Мумабаи, Индия. Мастерская Foster + Partners
    Photo by © Foster + Partners / предоставлено WAF
  • zooming
    8 / 9
    Santa Maria Goretti Church, Морманно, Италия. Мастерская Mario Cucinella Architects
    Photo by © Duccio Malagamba / предоставлено WAF
  • zooming
    9 / 9
    Washington, DC Southwest Public Library, Вашингтон, США. Мастерская Perkins+Will
    Photo by © James Steinkamp Photography / предоставлено WAF

 

Архитектурный рисунок

В категории «Рисунок от руки» лучшей признана работа «Грундтвиг», выполненная тушью. Автор вдохновлялся церковью Грундтвиг 1920-х годов в Копенгагене, для постройки которой потребовалось 6 000 000 кирпичей.
Grundtvig
© Ben Johnson

В категории «Цифровой рисунок» победила работа «(Re)membering the See Monster»: на ней изображена трансформация несуществующей нефтяной платформы.
(Re)membering the See Monster
© Eldry John Infante

Победителем в категории «Смешанная техника» стала работа ​«Архатографическая карта неполного ландшафта Педра-Бранка», которая исследует уязвимость нашей планеты.
The Archatographic Map of the Incomplete Landscape on Pedra Branca
© Eugene Tan

 

11 Декабря 2023

Похожие статьи
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Золотое кольцо
Показываем работы трех финалистов конкурса на эскизный проект нового международного аэропорта Ярославля. Концепцию победителя планируют реализовать к 2027 году.
Минимализм за Полярным кругом
Участники архитектурно-градостроительного конкурса «Деревянный минимализм улицы Смидовича» работали над образом центральной улицы Нарьян-Мара, условием было использование деревянных конструкций, а победивший проект планируют положить в основу мастер-плана центра города. Судило профессиональное жюри, а потом жители города. Публикуем 4 победивших проекта.
Колебания синусоиды
На днях были объявлены результаты конкурса на концепцию развития набережной Верх-Исетского пруда в Екатеринбурге. Из пяти финалистов жители путем народного голосования выбрали проект консорциума IND. Публикуем победивший проект.
Классики и современники
Победителем конкурса на концепцию туристической территории «Новая Анапа» рядом со станицей Благовещенская стал консорциум под руководством компании «Творческие технологии». Интересно, что он сочетает современные решения в духе океанского лайнера – и классическую архитектуру, часть которой нарисована Михаилом Филипповым, часть Максимом Атаянцем.
WAF Inside 2023: туфелька Золушки
Победитель интерьерной премии Всемирного фестиваля архитектуры – микродом в Сиднее, сочетающий энергоэффективный и художественный подход: фасад облицован битым кирпичом, дом сам обеспечивает себя электричеством и комфортным микроклиматом, а каждое помещение обладает яркой харизмой. Рассказываем подробнее и показываем других финалистов.
WAF 2023: исцеление
Главные премии Всемирного фестиваля архитектуры взяли проекты, направленные на оздоровление окружающей среды и исправление ошибок прошлого: школа-парк в Нинбо, башня-«пробиотик» в Каире и ливневый парк на месте табачной фабрики в Бангкоке. Еще одна тенденция – условно «незападные» страны как место приложения концепций архитекторов. Самое заметное представительство в этом плане у Ирана.
Для ментальной перезагрузки
По результатам архитектурного рейтинга-2023 в Новосибирске «Золотой капителью» отмечен проект бюро ГОРА – пешеходный мост на Бору. В стране ежегодно строится больше сотни пешеходных мостов – что представляет собой именно этот, борский?
Стеклянные грани
Продолжаем публиковать проекты, награжденные «Золотой капителью». В облике новосибирского ТЦ «Грани» не сразу читается функция торгового центра, так что жюри поупражнялось, придумывая ему прозвища: от динозавра до ёжика.
Антихрупкость
SA lab и Gonzo:Research&Art создали для Первой архитектурной биеннале в метавселенной Fragile Pavilion. Объект демонстрирует возможности архитектуры в цифровом мире и представляет коллекцию звуков и историй, которые необходимо взять с собой из прошлого в будущее.
Катарсис в Инчхоне
Шесть рукопожатий доведут до Кореи: заявка бюро Klauzura дошла до финала конкурса на концепцию музейного парка в Инчхоне, не в последнюю очередь – благодаря тому, что удалось найти местного архитектора, участие которого по условиям было необходимо.
Ровесники Древолюции
В этом году Древолюции – 20 лет, и многим ее участникам – примерно столько же. Главное же юбилейное новшество заключается в том, что практикум работал в деревне, отчасти – по заказу ее жителей. В Дмитровском, рядом с заводом «Обло», появилась летняя сцена, смотровая башня, мостки и прочая деревянная «паутина». Всех, как всегда, судило жюри.
Разгадка Ребуса
Публикуем проекты победителей и финалистов смотра-конкурса «Лучшие практики девелопмента в историческом центре: Концепции (стратегии) развития», итоги которого подвели на форуме «Ребус» в Казани. Лучшим признали проект реконструкции Красноярского театра от Wowhaus, причем (sic!) за сохранение модернистского здания. Спойлер: проект неплохой, но в нем не сохраняют старое здание.
Город беспилотных автомобилей
Архитектурная лаборатория SA lab в коллаборации с промышленным дизайнером Santiago Sánchez победила в международном конкурсе HACKCITY 100 MOVING PIXELS. Перед участниками стояла задача создать прототип города на основе ста беспилотных автомобилей.
Три стихии плюс
Проект, занявший 3 место на конкурсе по реконструкции театра оперы и балета имени Хворостовского, разработан консорициумом красноярского бюро А2 и московского МВ-Проект. Он, как и два предыдущих, сохраняет стены зала и коробки сцены, существенно обстраивая и расширяя театр. Основная тема – соединение трех, а на самом деле четырех стихий, это: камень, вода (стекло), воздух (металл) и дерево сибирское. Театр получает 3-ярусную подземную парковку, а расширяется в длину и в высоту, ради сохранения видовых лучей в сторону Николаевской сопки.
Модернизм в авангарде
Конкурсное предложение «Студии 44» для красноярского театра оперы и балета – во всех смыслах яркое, а во многом даже провокационное, ну почти как современный спектакль. По смыслу культурно-контекстуально, по ощущениям эпатажно. Сначала поражаешься повсеместно-красному цвету, потом разбираешься в живописном скоплении объемов, между которыми распределено множество функций. И только затем понимаешь, что в этом конгломерате спрятано старое модернистское здание, которое архитекторы сохраняют в значительной части.
Черная сопка
Проект реконструкции Красноярского театра оперы и балета от бюро Wowhaus, победивший в конкурсе, предлагает снос* и новое строительство, существенное расширение – до 8 этажей, и трансформируемые многофункциональные пространства. Он, однако, сохраняет в новом здании узнаваемые элементы и образ старого театра. А зрительный зал превращает в – образно говоря, конечно – подобие внутренности черного вулкана.
Арх Москва: награды 2023
Вспоминаем Арх Москву, публикуем список награжденных, кое-что комментируем, кое о чем рассуждаем. Обсуждаем, в том числе со специалистом по мусульманской архитектуре, разрыв шаблона, организованный на выставке АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры». Ну, и заодно предлагаем небольшой фоторепортаж.
Золотое сечение: лауреаты 2023
Три высшие награды, включая гран-при, получили в этом году архитекторы СПИЧ. Николай Шумаков отмечает, что хорошие московские архитекторы все больше работают в отдаленных уголках страны. На выставке премии можно было изучить, с архитектурной точки зрения, некоторые крупные, но малоизвестные комплексы. Публикуем список лауреатов Золотого сечения 2023 с небольшими комментариями и репортажем.
Сохраняя равновесие
Подведены итоги специальной номинации «Кирпичного конкурса» от журнала «Проект Балтия» и компании Архитайл. Участники работали над фасадами первых этажей нескольких зданий жилого комплекса «А101 Лаголово» в Ленинградской области.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Призрак города
Среди конкурсных проектов на въездной знак для южного въезда в Дербент нашим читателям больше всего понравится проект TOBE architects. Нам он тоже понравился и мы решили рассмотреть его чуть детальнее.
Легкая преграда
В концепции нового терминала аэропорта Оренбурга бюро Kosmos обыгрывает любимые темы инфраструктурной и временной архитектуры, а также обращается к идентичности через наследие Владимира Шухова и образ пухового платка. Получилось поэтично, смело и свежо.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.