***
Этой публикацией мы открываем новый жанр анонсирования профессиональных журналов: будем просить главных редакторов кратко рассказать о новом номере. Удачно совпало, что рубрику «Журнал» начинает Анна Мартовицкая, пять лет проработавшая заместителем главного редактора Архи.ру; весной этого года Анну пригласили стать главным редактором журнала speech:, и мы рады приветствовать нашу коллегу на новой работе. Итак, новый главред, новый номер журнала, новая рубрика. Слово Анне Мартовицкой.
***
Анна Мартовицкая, главный редактор
журнала speech: / предоставлено speech:
«Тему метро журналу ещё летом предложил один из его учредителей, главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов. Выбор темы главным архитектором города был более чем понятен: как раз в те дни стартовал конкурс на станции «Солнцево» и «Новопеределкино», значение которого сложно переоценить – это первое архитектурное состязание в истории московского метро за последние полвека. Кроме того, в следующем году столичная подземка отметит свое восьмидесятилетие, и подготовка к этому юбилею также уже началась. Но признаюсь, меня, как только что назначенного тогда главного редактора, озвученная тема, в силу своей специфичности и известной узости скорее ввела в замешательство, чем воодушевила. Однако начав вплотную исследовать вопрос о том, какие именно станции метро строятся сегодня в разных уголках планеты, я открыла для себя богатый и крайне многообразный мир: с этой типологией работают как лучшие архитекторы мира, так и невероятно талантливые молодые проектировщики, для многих из которых именно реализация объектов подземки стала тем самым «лифтом», что доставляет на самую вершину профессионального олимпа.
Именно многоликость современного метро и была положена в основу этого номера. География представленных в нем объектов очень широка – от Рио-де-Жанейро и Чикаго до Дубаи и Сингапура с многочисленными остановками в европейских городах и, конечно, Москве. Фактически единственным не охваченным нами континентом, кроме, конечно, Антарктиды, стала Австралия, но, строго говоря, там метро в традиционном понимании этого слова и нет.
Однако, сделав темой номера архитектуру метро, и вдоль, и поперёк исследовав вопрос, какие сегодня проектируются и строятся станции, мы не менее важным считали для себя градостроительный аспект развития внеуличного транспорта. Какой бы знаковой и уникальной ни была та или иная станция, нас в первую очередь занимал вопрос, что она способна дать городу и его жителям в более широком смысле, чем просто транспортная доступность, как она преображает тот или иной район, дополняя, а зачастую и качественно меняя структуру его ориентиров и общественных пространств. Чрезвычайно интересны и показательны с этой точки зрения опубликованные в номере станции Kraaiennest в Амстердаме (бюро MLA+, руководитель которого, Маркус Аппенцеллер, стал специальным гостем презентации номера), Uruguai в Рио-де-Жанейро (бюро JBMC), «Морган» в Чикаго (Ross Barney Architects). Впрочем, к сожалению, иногда жизнь вносит свои коррективы в эффектные замыслы архитекторов и городских властей: так, например, станция Benimamet в Валенсии (арх. Луис Феррер), попавшая на нашу обложку, должна была стать «замковым камнем» обширного парка, но, увы, разразившийся в Испании экономический кризис пока не позволяет реализовать проект целиком.
По традиции журнала, тема номера всесторонне раскрывается не только в обзорах отдельных построек и историческом очерке, но и в нескольких интервью, героями которых стали архитекторы, много лет проектирующие системы внеуличного скоростного транспорта. И вновь мы стремились показать максимально широкий диапазон подходов и мнений: собеседниками speech: метро стали знаменитый голландский архитектор Ян Бентем, которому принадлежат проекты новой ветки метро Амстердама, а также центральные вокзалы четырех крупнейших городов Голландии, автор реконструкции вокзала King`s Cross и новой ветки метро в Дели Хиро Асо (партнер британского бюро John McAslan + partners), а также президент Неаполитанского метрополитена Джаннеджидио Сильва, благодаря усилиям которого Неаполь сегодня уверенно возглавляет рейтинг самых красивых подземок Европы.
В заключение также отмечу, что с этого номера журнал speech: получил обновленный макет, который, как мы надеемся, сделает его еще более востребованным у читательской аудитории. Также начало свою работу «интернет-представительство» журнала – сайт archspeech.com, задуманный как энциклопедия современной архитектуры, где тема каждого номера (как уже вышедшего, так и будущего) будет раскрываться еще более всесторонне».