Мастер-план – «конституция города»

Рассказ об обсуждении стратегического мастер-плана Москвы на II Московском урбанистическом форуме.

mainImg
4-го и 5-го декабря в Манеже прошел II Московский урбанистический форум на тему «Мегаполис в масштабе человека». Одним из центральных вопросов первого дня стал стратегический мастер-план Москвы в обновленных границах.

Каким должен быть новый мастер-план столицы, какие задачи он должен решать и что на практике даст городу – об этом говорили в рамках сессии «Мастер-план – новая пространственная политика». Обсуждение вызвало самый активный интерес со стороны участников урбанистического форума – в зале негде было не то что сесть, но даже и встать. Модератор сессии Юрий Григорян начал с того, что всего год спустя после утверждения действующего генерального плана назрела необходимость его корректировки и актуализации. Сегодня готовится техническое задания для разработки стратегического мастер-плана, который будет затрагивать все аспекты развития мегаполиса, в том числе – экономические.

Заммэра Москвы Марат Хуснуллин рассказал, что пересмотр генерального плана Москвы связан в первую очередь с изменением ее границ. Состоявшийся международный конкурс на разработку концепции развития Московской агломерации принес массу свежих и полезных решений, которые также следовало бы учесть при планировании российской столицы. Есть и другие причины – такие, как транспортная проблема или моноцентричность города, когда 40% рабочих мест сконцентрированы в центре Москвы, тогда как проживает там всего 7-8% населения.
Московский урбанистический форум в Манеже. Фотографии Аллы Павликовой
Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства

Новый мастер-план, по словам Хуснуллина, будет комплексно решать проблемы города. Одним из принципов планирования станет полицентрическое развитие. Центры активности будут появляться как в старых, так и в новых границах города. Одним из таких центров должна стать Коммунарка, где планируется строительство административно-делового центра, способного обеспечить до 200 тысяч рабочих мест.

Что же касается исторической части города, то сегодня пришло понимание, что строительство там в прежних масштабах уже невозможно. Исторический город, учитывая ограниченные возможности транспортной инфраструктуры, чрезмерно переуплотнен. При этом основную долю застройки составляют ветхие, а подчас и заброшенные дома. Задача мастер-плана – при некотором ограничении нового строительства и сохранении существующей плотности, сосредоточиться на реконструкции и реставрации существующих зданий.

Еще одна и, пожалуй, самая сложная задача, которую должен решить мастер-план, касается транспорта. По словам Марата Хуснуллина, уже принято решение о строительстве 150 км линий метрополитена, существующие железные дороги будут вовлечены в систему городского транспорта, дополнительно планируется построить еще 220 км железнодорожных путей. Кроме того, будут строиться мощные транспортно-пересадочные узлы. А улично-дорожная сеть продолжит развиваться по пути расширения дорог, поскольку строительство новых обходится бюджету города слишком дорого.
Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы

Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов указал на такие проблемы города, как маятниковая миграция населения, провоцирующая усугубление транспортной ситуации, отсутствие комфортной и функциональной среды в периферийных частях города, дисбаланс плотности застройки с плотностью дорожной сети. По убеждению архитектора, принципиальным моментом при разработке мастер-плана должен стать детальный анализ существующей ситуации: сначала осознать, чего не хватает городу, затем – поставить задачу, а после – разработать методы ее решения.

Главные принципы готовящегося документа, как рассказал Сергей Кузнецов – это градация территорий на приватные и общественные, самодостаточность каждого отдельно взятого района, который ни в коем случае не должен быть только «местом для сна», «отсутствие сегрегации на недостаточно развитые и элитные районы», и безусловный приоритет пешехода, как основного участника движения. «Как в капле воды отражается вся структура мирового океана, так и каждый отдельный фрагмент застройки характеризует город в целом, – заметил Сергей Кузнецов, – А мастер-план – это конституция города, динамичный документ, который позволяет нам вносить корректировки, своевременно реагируя на изменения экономической и социальной ситуации».
Карима Нигматуллина, первый заместитель директора НИиПИ Генплана Москвы

Первый заместитель директора НИиПИ Генплана Москвы Карима Нигматуллина в своем докладе познакомила присутствующих с опытом 14-ти наиболее комфортных для жизни городов Европы, Азии, Северной и Южной Америки. Разумеется, Москва не может напрямую перенять их стратегию развития, однако, по мнению Нигматуллиной, российской столице при разработке собственного мастер-плана есть чему поучиться у каждого из них.

Приглашенные иностранные эксперты внесли разнообразие в обсуждение бесчисленных московских проблем, поделившись своим успешным опытом планирования городов. Так, руководитель департамента территориального планирования Тон Шаап рассказал об Амстердаме, где, по его словам, главная функция мастер-плана – управление водными ресурсами: «У нас все очень просто – держать реку в берегах, чтобы не утонуть и чтобы ноги были сухие. А у вас земли больше, чем вам нужно, поэтому и планировать сложно».
Слева направо: Марат Хуснуллин, Тон Шаап, Тим Стонор

Томас Мадрейтер, глава проекта Smart City Vienna, попытался отыскать что-то общее между Москвой и Веной. Вена, так же как и Москва – это растущий город, с постоянным увеличением населения. В свое время Вена также прошла стадию деиндустриализации. Сегодня австрийская столица по праву называется «умным городом» со стабильным качеством жизни, развитым общественным и велосипедным транспортом и т.д. Москва же пока находится в самом начале пути.

Тим Стонор, директор Space Syntax из Великобритании посоветовал взглянуть на улицы города как на его «экономический, социальный и культурный актив». Улицы, проспекты и бульвары – это артерии города. Но чтобы оценить, насколько правильно и гармонично выстроена городская уличная система, нужно задаться вопросом: возможно ли легко и беспрепятственно пройти пешком или проехать на велосипеде из одной части города в другую? Понятно, что в случае с Москвой ответ будет однозначно отрицательный.

Декан факультета РАНХиГС Сергей Зуев, также выступивший экспертом в обсуждении нового мастер-плана Москвы, предложил интересную формулу решения проблем города, которая, по его словам, хорошо подходит для Москвы: «хочешь что-то сделать, сделай что-нибудь другое». Действие этого принципа можно пронаблюдать на примере все той же транспортной проблемы. Сергей Зуев убежден, что чем лучше будут дороги, тем больше будет в городе пробок – по той простой причине, что по хорошим дорогам в город поедет еще большее количество людей. В решении транспортной проблемы в первую очередь следует заниматься созданием альтернативных центров, разделением административной функции и культурной, строительством многофункциональной жилой застройки, повышением связанности территорий (но никак не плотности транспортного потока), увеличением стоимости содержания автомобиля. Можно применять еще множество подобных мер, и все они, по словам Сергея Зуева, по значимости предшествуют строительству и расширению дорог.
Оливер Шульце, Citymaker, Schulze+Grassov

Обсуждение завершилось на оптимистической ноте выступлений Андрея Головина из Перми, рассказавшего о российском опыте реализации мастер-плана, и Оливера Шульце из Дании, который отметил уникальность Москвы, ее непохожесть на другие города мира. Что хорошего в том, что Москва станет копией, например, Ванкувера? Каждый город должен иметь свое лицо, и у Москвы оно есть.

10 Декабря 2012

Похожие статьи
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Пресса: Интервью: Тим Гилл о том, почему город должен быть...
В завершающем интервью из цикла бесед с участниками Moscow Urban Forum 2012, мы пообщались с Тимом Гиллом, независимым специалистом в области проектирования среды, ориентированной на детей, об экспериментальных детских площадках, о том, можно ли создать безопасную среду в крупном мегаполисе, а также, до какой степени игровые зоны должны быть опасными.
Пресса: Тим Стонор о математическом прогнозировании поведения...
Мы продолжаем публиковать интервью с участниками Moscow Urban Forum, прошедшем 4-5 декабря в Москве. На этот раз мы поговорили с Тимом Стонером, управляющим директором Space Syntax — компании, которая консультирует муниципалитеты и организации в области здравоохранения, образования, розничной торговли, транспорта по вопросам стратегии, экономики, планирования, дизайна, управления собственностью по всему миру.
Пресса: Москву не спасут кольца
Транспорт является ключевым фактором при развитии городов. Электрички и трамваи в последние годы изменили облик Нью-Йорка, Лондона, Парижа. О том, как менять свой облик, время задуматься и Москве.
Пресса: Urban Forum: город для человека
Как выглядит мегаполис, в котором хочется жить? А жить в удобном городе в России – это мечта или реальность? И, если это реальность, то как сделать мегаполис комфортным для жизни?
Пресса: «Почему бы не сделать это в России?»
Какое будущее ждет российские города? Как правильно развивать городские прибрежные зоны? На эти и другие вопросы в интервью «Газете.Ru» ответил дизайнер городской среды и участник Московского урбанистического форума Герт Урхан.
Пресса: «Храм Христа Спасителя говорит о том, что такое Москва,...
Деян Суджич, один из самых авторитетных архитектурных критиков в Великобритании, приехал на Московский урбанистический форум поговорить о дизайне городской среды. «Афиша» узнала у него, что он думает о российском Музее дизайна и современной архитектуре Лондона.
Пресса: «В Москве катастрофически не хватает общественных...
В конце октября стало известно, что в Москве на левом берегу Яузы, где уже действуют галереи Artplay, «Винзавод» и «Арма», может появиться арт-квартал. О том, как эта идея была воспринята столичными властями и какие вопросы надо решить, чтобы она была реализована, в интервью “Ъ” рассказал один из инициаторов проекта, соучредитель «Союза творческих территорий» и владелец State Development Андрей Гринев.
Пресса: Территория внутри
О достоинствах жизни в Лондоне и Нью-Йорке и о том, что общего между Большой Москвой и Уолл-стрит, рассказывает Саския Сассен.
Пресса: Саския Сассен: О преимуществе незавершенных систем
Институт «Стрелка» в рамках культурной программы II Московского международного урбанистического форума организовал лекцию «Города: окно в большие социальные и экономические реалии» известного американского социолога и экономиста Саскии Сассен.
Пресса: «В Британии школы похожи на тюрьмы с высокими заборами»:...
Тим Гилл уже 15 лет занимается детскими площадками, школами и вообще всем, что касается жизни детей в городе. В Москву эксперт приехал на Второй урбанистический форум и поговорил с «Афишей» о том, почему за детей не надо бояться.
Пресса: Столица в праздничном урбанстве
На прошлой неделе в Москве прошел международный урбанистический форум. Горожанам рассказали об успехах и намекнули, что без их участия столицу не улучшить, но не объяснили, в чем это участие должно заключаться. Пока на пути молодой российской урбанистики стоят непреодолимые барьеры.
Пресса: Москва: от клоуна к прекрасной даме
Как сделать наш город был не только великим, но и уютным? – таков был общий вопрос, ответ на который искали участники завершившегося Московского урбанистического форума. То, что происходило в Манеже, способно внушить хотя бы осторожный оптимизм (от неосторожных восторгов в этой сфере уже ничего не осталось).
Пресса: Полуостров ЗИЛ: что будут делать с главной московской...
Одну из самых больших московских промзон, к тому же расположенную недалеко от центра, обещают превратить в район, в котором и жить и работать будет комфортно. «Афиша» познакомилась с проектом переустройства ЗИЛа.
Пресса: Мэрия превратит промзоны в индустриальные парки
Столичные власти определились с развитием промышленных зон в «старой» и Новой Москве. Мэрия намерена оптимизировать простаивающие производственные площадки, создавая в пределах МКАД по одному индустриальному парку каждые два года.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.