Дэвид Чипперфильд в Венеции, здание «Ллойдс» среди шедевров архитектуры, Фрэнк Гери на «Грэмми», и многое другое в нашем последнем в 2011 году обзоре зарубежной прессы.
Здание Lloyd's в Лондоне. Фото с сайта rsh-p.com
Руководство венецианской Биеннале, вновь возглавляемое Паоло Бараттой (о его возможном уходе по инициативе Сильвио Берлускони мы сообщали ранее), назначение Дэвида Чипперфильда на пост куратора XIII Международной архитектурной выставки в Венеции, которая пройдет 29 августа – 25 ноября 2012. На предстоящем смотре планируется представить отношения между выдающимися мастерами и ориентирующимися на них архитекторами младшего поколения.
Здание Lloyd′s в Лондоне
Фото: Lloyd′s of London via Wikimedia Commons. Лицензия CC-BY-2.5
О смежной теме — о сложном отношении к авторитетам — свидетельствует целая серия событий, связанных с ключевыми сооружениями модернизма и их авторами. Лондонское здание Lloyd's Ричарда Роджерса, один из самых знаменитых образцов хай-тека, получило от британского правительства : очень «молодое» сооружение (ему всего 25 лет!) приравнено теперь к собору Святого Павла Кристофера Рена, Виндзорскому замку и другим освященным веками шедеврам британской архитектуры.
«Павильон Аполлона» в Петерли, Великобритания. 1969. Фото Wikimedia Commons
Одновременно «степень II*» художника Виктора Пасмора (Victor Pasmore). Эта постройка 1969 года украсила жилой массив в основанном в 1948 городе Петерли; название она получила в честь американского космического корабля «Аполлон-11», в 1969 доставившего людей на Луну. Это редкий для Англии случай охраны здания в стиле брутализма (чаще их пытаются снести как «уродливые»); особый интерес она представляет как памятник позднемодернистским социальной программе и надеждам на лучшее будущее.
Интерьер квартиры-капсулы башни Накагин на выставке в музее Мори в Токио. Фото с сайта designboom.com
Значительно хуже обстоят дела у другой «утопической» постройки — башни Накагин в Токио Кисё Курокавы. За прошедшие с момента ее строительства 40 лет она успела обветшать; заменять капсулы-квартиры, как планировал ее архитектор, никто не собирается, поэтому владельцы планируют ее снести. Курокава пытался сохранить башню, но после его смерти в 2007 этим никто не желает заниматься. Для в художественном музее Мори в Токио со всей оригинальной обстановкой, включающей встроенный телевизор, постельное белье и даже зубную щетку. Возможно, выставка привлечет внимание к уникальной постройке и поспособствует ее сохранению.
Филип Джонсон. «Хрустальный собор». Интерьер. Фото с сайта archinect.com
«Хрустальный собор» Филипа Джонсона, а также здания Ричарда Нойтры и Ричарда Майера, принадлежавшие протестантской «мегацеркви» в Калифорнии, проданы за долги местным католикам. По счастью, разрушение им не угрожает, тем не менее, прихожане свое расставание с эффектным ансамблем.
Последний из ныне работающих мастеров «классического» модернизма Оскар Нимейер отпраздновал в этом месяце 104-й день рождения, но ему был преподнесен весьма неприятный сюрприз. «Международный культурный центр Оскара Нимейера» в испанском городе Авилес был в названии. Комплекс зданий по проекту знаменитого бразильца открылся в марте 2011 и функционировал вполне успешно: выставки, концерты и киносеансы там успели посетить 250 000 человек. Но правительство области Астурия, где находится Авилес, сменилось, и новые власти провели аудит учреждения, созданного и существующего на государственные деньги. Они обнаружили значительные нарушения, и управляющий центром фонд, обладающий правами на имя Нимейера, был отставлен от дел. Культурный центр собираются передать другому менеджеру, но прежние управляющие, видящие в деле исключительно политические причины, планируют обратиться в суд.
Фрэнк Гери. Композиция для 54-й церемонии «Грэмми». PRNewsFoto/The Recording Academy
В сфере современной архитектуры в конце года обстановка праздничнее. Например, Фрэнк Гери для будущей церемонии вручения премии «Грэмми», которая пройдет в феврале 2012. Эта работа представляет собой композицию из макетов характерных для архитектора построек, составляющих фон для статуэтки в виде граммофона — приза лауреатов «Грэмми».
Символическое изображение «Города 2.0» с сайта tedprize.org
Другая «наградная» новость — присуждение премии TED за 2012 идее: . Обычно она отмечает достижения выдающейся личности в сферах технологии, развлечений и дизайна (). Но в этот раз было решено посвятить ее городу будущего: экологичному и эффективному мегаполису, где сможет разместиться растущее население Земли. По мнению жюри TED, это центр культуры, образования, новаторства и экономических возможностей, он красив и оригинален, там найдется место каждому, ведь разнообразие — одна из его особенностей. Над реализацией идеи «Города 2.0» трудятся множество энтузиастов разных специальностей во многих странах мира; на эти исследования и будет направлен призовой фонд в 100 000 долларов.
Презентация «Городского зонтика». Фото с сайта huffingtonpost.com
Как шажок в будущее также можно рассматривать представленную властями Нью-Йорка новую модель строительных лесов. Точнее, речь идет о коридоре для пешеходов; новый вариант получил название : это сооружение из металла и полимеров более прочное и гораздо более привлекательное, чем привычные образцы; кроме того, в него встроены светильники LED.
Цифровой макет Парижа в «Павильоне Арсенала». Фото с сайта commondatastorage.googleapis.com
Также тема мегаполиса будущего : для экспозиции в «Павильоне Арсенала», , был создан цифровой макет Парижа в 2020 площадью почти 40 м2. Эта огромная трехмерная «карта» была разработана совместно со специалистами Google при помощи плагина Liquid Galaxy для Google Earth. Посетители выставки могут передвигаться по Парижу будущего таким же образом, как это можно делать на Google Maps.