Сначала подумаем или так построим?

20 марта Союз архитекторов провел конференцию по проблемам жилой среды российских городов. Обнаружилось, что среди авторитетных архитекторов до сих пор бытует две противоположные точки зрения: одни считают, что массовое жилье надо строить по продуманным и разнообразным проектам, привязываясь к местности, выслушивая жителей, строить невысоко и разнообразно. В чем-то заимствуя опыт европейских коллег. Ну, а другие – убеждены в том, что решить проблему массового жилья, особенно в Москве, можно только с помощью «типовой» застройки.

mainImg

Обсуждение проблем жилой среды быстро распространилось на смежную проблему – качества массового жилья. Обе темы животрепещущие, обе были подняты на прошлой и позапрошлой «Арх-Москве» и архитектурной биеннале; там же был показан и зарубежный опыт в этой сфере. И вот – обсуждение в союзе архитекторов. Параллельно, в качестве иллюстрации к разговору, в фойе дома архитекторов развернули выставку, недавних проектов застройки кварталов Москвы и области. Проекты нарисованы на компьютере, но в тоже время они демонстрируют, насколько недалеко пока российские градостроители ушли от тех методов и нормативов, на которых остановились в 1980-е годы.
 
Что демонстрируют в своих градостроительных проектах иностранцы? Снижение этажности, контрастность зон во избежание повторяемости, зонирование по категориям застройки и дифференциация по имущественному составу жителей внутри квартала. Что делают в Москве? Возводят элитное жилье только на дорогих, центральных или экологичных территориях, а муниципальное – только на худших, перемещая очередников за МКАД. Как отметила в своем выступлении канд. архитектуры Нина Крайняя, такая практика ведет к социальной напряженности и разрыву, поэтому в Европе уже давно строят комплексы со смешанным уровнем жилья, кому-то пентхаусы и таунхаусы, кому-то внутри этого квартала – квартиры в обычных секционных домах.
Это было немного странно слышать, так как известно, что в Москве по распоряжению мэра половину коммерческих домов уже сравнительно давно инвесторы отдавали на муниципальные нужды. Что, разумеется, не касалось супер-элитного золотой мили и прочих ей подобных, там расплачивались как-то иначе, но вот дома попроще сплошь и рядом были наполовину проданы, наполовину розданы очередникам. Люди. купившие квартиры, оказывались в одном подъезде с переселенцами из пятиэтажек и были не рады этому, т.к. получали к своему недешевому жилью традиционно расписанный нецензурщиной лифт. Правда, в последнее время с этой проблемой, вероятно, решили побороться, бесплатное жилье раздавать как можно дальше, а примерно год назад московская мэрия получила проект муниципального дома с минимальной высотой потолков и мизерными площадями.

Что до качества самих домов, то все прелести типового жилья, описанные в фильме «Ирония судьбы», в виде однообразной и чересчур плотной застройки спальных районов, похоже, глубоко укоренились в менталитете российских градостроителей. Индустриальные методы строительства поэтизировали еще конструктивисты в 1920-е гг., но реально первая и, пожалуй, единственная в советской истории программа по обеспечению народа жильем развернулась в 1960-е. Жизнь идет вперед, а методы и нормативы все еще советские. В фойе ЦДА развернули выставку недавно реализованных проектов жилых кварталов и отдельных домов («Юго-западный», «Шуваловский», проект для Красногорска и пр.) – по мнению Александра Скокана, все это мало чем отличается от того, на чем остановились в 1980-е гг. Будто бы за два десятилетия капитализма и не поменялся образ жизни, потребления, досуга. Все нормативы остались от той, прежней жизни, и это расхождение с реальностью выступает, по мнению Скокана, главным тормозом.   

В ходе конференции были показаны два любопытных градостроительных проекта – в Омске и Екатеринбурге, демонстрирующие своего рода шаг вперед в проектировании жилых кварталов среднего класса. Микрорайон «Заречье» в Омске проектировало бюро «Остоженка» Александра Скокана, который рассказал об этом своем проекте. Заречье расположено напротив центра города, но обживать его начали недавно, после строительства метромоста. На месте будущего микрорайона существует деревня с характерной сеткой улиц, параллельных реке. Ее по старой советской традиции должны были «раскатать под бульдозер», но помимо ветхой застройки в деревне обнаружились и дома посолидней, жители которых не захотели выселяться. Эти части деревни намечено сохранить внутри нового квартала как анклавы, а их расположение – взято за основу планировки. 

Территория микрорайона разбита на 4 доли, линии старых улиц «раздвинуты в стороны, средняя часть отдана для школьных учреждений. В центре композиции устроен разрыв с видом через реку на центр города. Микрорайон состоит из небольших кварталов, емкость каждого – 100-200 семей, оптимальная, по словам Скокана, для организации ТСЖ. Конфигурация домов сложная, разновысотная, стала результатом расчетов по инсоляции. Под всеми домами паркинг на -1 и 1 этажах, тоже сложный в плане из-за трудной геологии. Кварталы, между тем, все цветные, снаружи нейтральные, белые, а внутри них – разноцветное «ядро».

Другой микрорайон – «Академический» в Екатеринбурге, ставший известным после проведенного международного конкурса, его проектирует французское бюро «Валод и Пистр» в соавторстве с местным институтом генплана. Екатеринбург – самый компактный по площади среди городов-милионников. Генплан его развития предполагает расширение города путем освоения новых территорий вокруг, однако долгое время начать это не получалось, т.к. крупных инвесторов в городе не было, а продавать эти участки в розницу нельзя, потому что там нет инженерного обеспечения. Когда на горизонте появился московский инвестор «Ренова», городские власти с готовностью поддержали его проект.

Под застройку предназначена территория  в 1.3 га, с севера и юга – лесопарки, по центру – речка. Это бывшие сельхоз угодья. Чтоб сохранить экологию, новые промышленные предприятия вынесены вдоль объездной дороги и расположены вокруг микрорайона. Предложенная французами градостроительная схема может показаться чересчур сухой и перпендикулярной. Она «врастает» в существующий город с севера, где к ней подтягиваются крупные городские улицы. Чтобы смягчить правильность сетки улиц, решили внедриться в нее лесными «клиньями», а также сделать каналы. Последние, правда, вскоре заменили «сухими реками» – зелеными бульварами. Вдоль реки в центре микрорайона разбит парк, вокруг него собраны и офисы и развлечения. К центру высотность жилых домов возрастает до 25 этажей. Кстати по классу жилья тут 50 % занимает эконом и только 15 % элитное. 

Пара проектов отдельных домов была показана архитектором Виктором Токаревым из Казани, доказавшим, что при умелом проектировании можно выйти на практически ту же стоимость кв.м. муниципального жилья, делая дом, намного превосходящий его по качеству. Юрий Гнедовский даже не поверил своим ушам и уточнил стоимость – Токарев заверил – 28 тыс. руб. 1 кв.м. Тут-то и призадумаешься, может быть, корневая проблема низкого качества жизненной среды даже не в деньгах, выделяемых на муниципальное строительство, а в ложных стандартах, будто бы для жилья «второго класса» нечего выдумывать и надо делать, как умеем….

На этой оптимистичной ноте за кафедрой появился Юрий Григорьев. Он призвал архитекторов, вместо того, чтобы «хвастаться своими отдельными проектиками», решать глобальные задачи, как он сам решает вопрос с программой социального жилья в Москве. По словам Юрия Григорьева, Москва город большой, тут каждый район размером побольше среднерусского города, а значит, заключил заместитель главного архитектора столицы, относиться к каждому дому индивидуально нельзя. Юрий Григорьев привел цифры роста жилищного строительства: в 2008 году город получил 3300 000 кв. метров, причем (как здесь было сказано выше) по указу мэра 50% нового строительства отдается на социальные нужды. Итак, по убеждению Юрия Григорьева, решать проблемы социального жилья можно только путем массового строительства, «как раньше бы сказали типового».
Глядя на столь очевидные разногласия выступающих, а особенно сопоставляя мнения и должности их носителей, несложно догадаться, почему изменения в подходе к муниципальному жилью не наступают. Где-то надолго застрял самолет.

А в целом любопытно возникновение этой конференции именно сейчас. Больше года прошло с архитектурной биеннале, на которой Барт Голдхорн призвал российских архитекторов задуматься над проблемами доступного жилья; и два года прошло с «Арх-Москвы», на которой он же указывал на убожество городской среды. И вот – конференция союза архитекторов. Неужели прошел тот период, который требуется русским архитекторам чтобы внять голосу иноземца и воспринять его влияние? Да нет, это вроде в средневековье было, и кажется, там был не один и не два года, а все 10-12…
Откровенно говоря, причин внезапного обострения внимания архитекторов к проблемным темам две. Первая – приход нового президента союза Андрея Бокова. Один из основных пунктов его программы состоит в том, чтобы сделать архитекторов более заметными в жизни государства. Сделать так, чтобы к архитекторам прислушивались, и построить наконец нашу «недостроенную страну». А для этого надо сделать так, чтобы архитекторы отвернулись от того, на что они все это время пристально смотрели, а именно –от богатых инвесторов и дорогих заказов, и обернулись в сторону прямо противоположную – на заказы дешевые, экономичные, и направили свои творческие и прочие размышления не на извлечение сверхприбыли для заказчика, а на экономию и разные человеколюбивые (вне зависимости от статуса и богатства «этого человека») вещи.

Задача благородная, позитивная и просто замечательная. Ничего бы из нее не вышло. Если бы не кризис. От инвесторов никто не отворачивался – их просто в большинстве «не стало», вместе с деньгами и заказчиками. Надо искать деньги в другом месте, а именно – в федеральном и региональных бюджетах, у которых они пока есть. Там и задачи другие, одна из них – социальное жилье. Так что тематика выглядит, скажем так, вынужденно-актуальной. Впрочем, если вдруг это поможет спасти архитектуру на грани краха, то будет очень хорошо. А еще если удастся вживить в это дело людей с нормальными взглядами на работу архитектора, готовых не стрелять типовыми проектами по площадям, пока не застроят все известно чем (страна-то может и непостроенная, но большой вопрос – как, чем и для кого ее застраивать!). Итак, если удастся совместить выживание хороших архитекторов с использованием их мозгов в человеколюбивом русле – то-то было б хорошо, то-то было б здорово. Тем более что и такие архитекторы есть, и в заказах они сейчас нуждаются.
Но мало, ой, мало надежд на такой исход дела… Уж простите за пессимизм.

АБ «Остоженка». М-н «Заречье» в Омске.
АБ «Остоженка». М-н «Заречье» в Омске.
АБ «Остоженка». М-н «Заречье» в Омске.
zooming
Бюро «Валод & Пистр». Микрорайон «Академический».
zooming
Бюро «Валод & Пистр». Микрорайон «Академический».

23 Марта 2009

Похожие статьи
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
НИИФИЛ <аретова>
Борис Бернаскони в ММОМА показывает, как устаревшее слово НИИ делает куратора по-настоящему главным на выставке, как подчинить живопись архитектуре и еще рассказывает, что творчество – это только придумывание нового. Разбираемся в масштабе новаций.
Константинов: путь к архитектуре
До 26 мая включительно не поздно успеть на распределенную по двум площадкам выставку Александра Константинова, доктора математики и художника-концептуалиста, автора объектов, причем очень крупных, городского и ландшафтного масштаба. Выставка – в Западном крыле ГТГ, два восстановленных объекта – в ГЭС-2. Автор экспозиции в ГТГ – Евгений Асс.
Памятный круг
В Петербурге крупный конкурс: 12 местных бюро борются за право проектировать мемориальный комплекс Ленинградской битвы. Мы сходили на выставку, где представлены эскизы, и поймали дежавю – там многое напоминает о несостоявшемся музее блокады.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Пресса: Что строить? И для кого? Кризисная перезагрузка
Конференция «Опыт и перспективы формирования жилой страны в российских городах» анонсировалась давно, но никому, кроме организаторов, о ней заранее не было известно практически ничего. Утром 20 марта прессы в ЦДА было не слишком много, а к вечеру, в момент подведения итогов, почти все журналисты уже покинули зал. И были неправы.
Пресса: Россияне поменяют свой взгляд на жилье
Насколько удобны и приспособлены для повседневной жизни наши улицы, дворы, дома? Комфортно ли современному горожанину в родном городе? В минувшую пятницу в Центральном доме архитектора прошла конференция «Опыт и формирование жилой среды в российских городах», на которой были проанализированы проекты жилых кварталов и комплексов, построенных в последнее десятилетие.
Технологии и материалы
Быстрее на 30%: СОД Sarex как инструмент эффективного...
Руководители бюро «МС Архитектс» рассказывают о том, как и почему перешли на российскую среду общих данных, которая позволила наладить совместную работу с девелоперами и строительными подрядчиками. Внедрение Sarex привело к сокращению сроков проектирования на 30%, эффективному решению спорных вопросов и избавлению от проблем человеческого фактора.
Византийская кладка Херсонеса
В историко-археологическом парке Херсонес Таврический воссоздается исторический квартал. В нем разместятся туристические объекты, ремесленные мастерские, музейные пространства. Здания будут иметь аутентичные фасады, воспроизводящие древнюю византийскую кладку Херсонеса. Их выполняет компания «ОртОст-Фасад».
Алюминий в многоэтажном строительстве
Ключевым параметром в проектировании многоэтажных зданий является соотношение прочности и небольшого веса конструкций. Именно эти характеристики сделали алюминий самым популярным материалом при возведении небоскребов. Вместе с «АФК Лидер» – лидером рынка в производстве алюминиевых панелей и кассет – разбираемся в технических преимуществах материала для высотного строительства.
A BOOK – уникальная палитра потолочных решений
Рассказываем о потолочных решениях Knauf Ceiling Solutions из проектного каталога A BOOK, которые были реализованы преимущественно в России и могут послужить отправной точкой для новых дизайнерских идей в работе с потолком как гибким конструктором.
Городские швы и архитектурный фастфуд
Вышел очередной эпизод GMKTalks in the Show – ютуб-проекта о российском девелопменте. В «Архитительном выпуске» разбираются, кто главный: архитектор или застройщик, говорят о работе с историческим контекстом, формировании идентичности города или, наоборот, нарушении этой идентичности.
​Гибкий подход к стенам
Компания Orac, известная дизайнерским декором для стен и богатой коллекцией лепных элементов, представила новинки на выставке Mosbuild 2024.
BIM-модели конвекторов Techno для ArchiCAD
Специалисты Techno разработали линейки моделей конвекторов в версии ArchiCAD 2020, которые подойдут для работы архитекторам, дизайнерам и проектировщикам.
Art Vinyl Click: модульные ПВХ-покрытия от Tarkett
Art Vinyl Click – популярный продукт компании Tarkett, являющейся мировым лидером в производстве финишных напольных покрытий. Его отличают быстрота укладки, надежность в эксплуатации и множество вариантов текстур под натуральные материалы. Подробнее о возможностях Art Vinyl Click – в нашем материале.
Кирпичное ателье Faber Jar: российское производство с...
Уход европейских брендов поставил многие строительные объекты в затруднительное положение – задержка поставок и значительное удорожание. Заменить эксклюзивные клинкерные материалы и кирпич ручной формовки без потери в качестве получилось у кирпичного ателье Faber Jar. ГК «Керма» выпускает не только стандартные позиции лицевого кирпича, но и участвует в разработке сложных авторских проектов.
Systeme Electric: «Технологическое партнерство – объединяем...
В Москве прошел Инновационный Саммит 2024, организованный российской компанией «Систэм Электрик», производителем комплексных решений в области распределения электроэнергии и автоматизации. О компании и новейших продуктах, представленных в рамках форума – в нашем материале.
Новая версия ар-деко
Клубный дом «GloraX Premium Белорусская» строится в Беговом районе Москвы, в нескольких шагах от главной улицы города. В ближайшем доступе – множество зданий в духе сталинского ампира. Соседство с застройкой середины прошлого века определило фасадное решение: облицовка выполнена из бежевого лицевого кирпича завода «КС Керамик» из Кирово-Чепецка. Цвет и текстура материала разработаны индивидуально, с участием архитекторов и заказчика.
KERAMA MARAZZI презентовала коллекцию VENEZIA
Главным событием завершившейся выставки KERAMA MARAZZI EXPO стала презентация новой коллекции 2024 года. Это своеобразное признание в любви к несравненной Венеции, которая послужила вдохновением для новинок во всех ключевых направлениях ассортимента. Керамические материалы, решения для ванной комнаты, а также фирменные обои помогают создать интерьер мечты с венецианским настроением.
Российские модульные технологии для всесезонных...
Технопарк «Айра» представил проект крытых игровых комплексов на основе собственной разработки – универсальных модульных конструкций, которые позволяют сделать детские площадки комфортными в любой сезон. О том, как функционируют и из чего выполняются такие комплексы, рассказывает председатель совета директоров технопарка «Айра» Юрий Берестов.
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Сейчас на главной
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мост без свойств
В Бордо открылся автомобильный и пешеходный мост по проекту OMA: половина его полотна – многофункциональное общественное пространство.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Квеври наизнанку
Ресторан «Мараули» в Красноярске – еще одна попытка воссоздать атмосферу Грузии без использования стереотипных деталей. Архитекторы Archpoint прибегают к приему ракурса «изнутри», открывают кухню, используют тактильные материалы и иронию.
Городской лес
Парк «Прибрежный» в Набережных Челнах признан лучшим общественным местом Татарстана в 2023 году. Для огромного лесного массива бюро «Архитектурный десант» актуализировало старые и предложило новые функции – например, площадку для выгула собак и терренкуры, разработанные при участии кардиолога. Также у парка появился фирменный стиль.
Воспоминания о фотопленке
Филиал знаменитой шведской галереи Fotografiska открылся теперь и в Шанхае. Под выставочные пространства бюро AIM Architecture реконструировало старый склад, максимально сохранив жесткую, подлинную стилистику.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Крыши как горы и воды
Общественно-административный комплекс по проекту LYCS Architecture в Цюйчжоу вдохновлен древними архитектурными трактатами и природными красотами.
Оркестровка в зеленых тонах
Технопарк имени Густава Листа – вишенка на торте крупного ЖК компании ПИК, реализуется по городской программе развития полицентризма. Проект представляет собой изысканную аранжировку целой суммы откликов на окружающий контекст и историю места – а именно, компрессорного завода «Борец» – в современном ключе. Рассказываем, зачем там усиленные этажи, что за зеленый цвет и откуда.
Терруарное строительство
Хранилище винодельни Шато Кантенак-Браун под Бордо получило землебитные стены, обеспечивающие необходимые температурные и влажностные условия для выдержки вина в чанах и бочках. Авторы проекта – Philippe Madec (apm) & associés.
Над античной бухтой
Архитектура культурно-развлекательного центра Геленждик Арена учитывает особенности склона, раскрывает панорамы, апеллирует к истории города и соседству современного аэропорта, словом, включает в себя столько смыслов, что сразу и не разберешься, хотя внешне многосоставность видна. Исследуем.
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Пресса: Город без плана
Новосибирск — город, который способен вызвать у урбаниста чувство профессиональной неполноценности. Это столица Сибири, это третий по величине русский город, полтора миллиона жителей, город сильный, процветающий даже в смысле экономики, город образованный — словом, верхний уровень современной русской цивилизации. Но это все как-то не прилагается к тому, что он представляет собой в физическом плане. Огромный, тянется на десятки километров, а потом на другой стороне Оби еще столько же, и все эти километры — ускользающая от определений бесконечная невнятность.
Сила трех стихий
Исследовательский центр компании Daiwa House Group по проекту Tetsuo Kobori Architects предлагает современное прочтение традиционного для средневековой Японии места встреч и творческого общения — кайсё.
Место заземления
Для базы отдыха недалеко от Выборга студия Евгения Ростовского предложила конкурентную концепцию: общественную ферму, на которой гости смогут поработать на грядке, отнести повару найденное в птичнике яйцо, поесть фруктов с дерева. И все это – в «декорациях» скандинавской архитектуры, кортена и обожженного дерева.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Двенадцать
Вчера были объявлены и награждены лауреаты Архитектурной премии мэра Москвы. Рассматриваем, что там и как, и по некоторым параметрам нахально критикуем уважаемую премию. Она ведь может стать лучше, а?
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Под покровом небес
Архитекторы C. F. Møller выиграли конкурс на проект новой застройки квартала в центре Сёдертелье, дальнего пригорода Стокгольма.
Скрэмбл, пашот и мешочек
В Петербурге на первом этаже респектабельного неоклассического Art View House открылось кафе Eggsellent с его фирменной желто-розовой гаммой. Обыграть столь резкий контраст взялось бюро KIDZ.
Над Золотым рогом
Жилой комплекс Философия, спроектированный T+T architects во Владивостоке, – один из новых проектов для района «Голубиная падь», и они меняет философию его развития с одиночных домов на комплексный подход. Дома организованы вдоль общественных улиц, они разновысотные, разноформатные, а один – даже галерейной типологии, да еще и с консолью, опирающейся на арт-объект.
Новый уровень дженги
Спроектированный Кэнго Кумой общественный центр Kibi Kogen N Square демонстрирует возможности поперечно-клееной древесины – «фирменной» продукции для префектуры Окаяма, где он расположен.
Деревянная модульность
Ясли-сад для малышей из семей преподавателей и учащихся Пармского университета совмещен с центром развития для детей из группы риска. Авторы проекта здания в окружении парка – Enrico Molteni Architecture.
Книжный стержень
Интерьер коворкинга в составе бизнес-центра «Территория 3000», предложенный архитекторами КБ-11, был призван стать «сердцем» всего проекта. А в его собственный центр авторы поместили библиотеку из книг, «изменивших взгляд на жизнь». То-то интерьер напоминает о библиотеке Аалто, и на наш взгляд довольно отчетливо.
Конференция с видом
Культурный и общественный центр в городке Порт-Анджелес в штате Вашингтон по замыслу LMN Architects открыт панорамам океана и горного хребта Олимпик.
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Белый знак
Бюро Lin Architecture превратило насосную станцию в полях южнокитайской провинции Юньнань в достопримечательность для местных жителей и туристов.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.