Дни и дела

Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.

mainImg
Многие воспринимают Союз архитекторов как пережиток советского прошлого, не имеющий какого-то реально значимого функционала в нынешних реалиях. Юридических или лоббистских рычагов для защиты интересов цеха у Союза нет. Остаются презентационные и коммуникационные задачи, с которыми региональные отделения справляются по-разному, в зависимости от того, насколько инициативны и креативны их руководители и насколько деятельную и драйвовую команду удается им сплотить вокруг себя. Позитивным примером могут служить изменения, которые произошли в работе Новосибирского отделения Союза архитекторов России (НоСАР) после избрания в 2023 году нового председателя Петра Долнакова.

Новосибирск и раньше выступал как архитектурная столица Сибири, благодаря множеству профессиональных форумов и особенно одному из старейших рейтингов современной России – «Золотой капители», а с приходом Петра и его команды удалось сделать несколько очень важных шагов к новой концепции деятельности Союза – созданию на его основе платформы для обсуждения и решения важных для города проблем с участием архитекторов, девелоперов, чиновников и горожан.

Демонстрацией обновленной парадигмы стал фестиваль «Дни архитектуры», прошедший в августе 2024. Конечно, не все, что было придумано, удалось воплотить – об этом мы скажем пару слов дальше – но сама тенденция, уверенность в правильности выбранного направления развития команды, участие молодежи и поддержка со стороны региональных и городских властей дают основания надеяться, что скоро Новосибирск удивит всех.

 
cic =

Петр Долнаков, председатель НоСАР

Главной темой «Дней архитектуры» стал юбилей нашего отделения Союза архитекторов. Историю НоСАР мы показали через галерею всех его председателей. И, чтобы сделать вклад Союза в историю города более наглядным, мы подготовили специальную вставку о творчестве пяти из его руководителей, настоящих лидеров архитектурного движения в Новосибирске: Андрея Дмитриевича Крячкова, Николая Сергеевича Кузьмина, Евгения Андреевича Ащепкова, Анатолия Афанасьевича Воловика и Владимира Васильевича Бородкина.

Но ретроспекцией мы не ограничились. В этом году НоСАР впервые в публичном поле поднял комплекс вопросов о развитии города, опираясь на законодательство, определяющее архитектурно-градостроительный облик объектов территориального строительства (АГО), которое появилось в 2023 году.

Впервые за несколько десятилетий мы, как профессиональное сообщество, обозначили себя как экспертную площадку, имеющую возможность и право реально влиять на развитие города. Деловая программа «Дней архитектуры» 2024 строилась на практико-ориентированном подходе и обсуждении вопросов комплексного развития территорий. А публичная состояла из дискуссий и лекций на актуальные темы на стыке архитектуры, культуры, истории и социальных аспектов, которые давали возможность всем желающим получить ответы на вопросы о том, как живет и меняется город.


Празднование 90-летия НоСАР, как это ни странно, обошлось без торжественной конференции, церемоний и открытия памятных досок. Ничего из того, что обычно ждешь от старого доброго Союза архитекторов, в Новосибирске не было. Вместо этого команда «Дней архитектуры» придумала отличный способ перекинуть мостик через десятилетия и показать Союз как сообщество классных профессионалов и неординарных личностей, многим из которых довелось возглавлять НоСАР.
© Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»

Графическим образом празднования 90-летия НоСАР стали стилизованные портреты председателей, которые превращались то в принт на футболках, то в значки, а некотором особенно повезло и их портреты буквально ожили при помощи современных компьютерных программ и специалистов студии Belkin Video.

Ниже 2 ролика: Анатолий Воловик и Николай Кузьмин. Их можно запустить и посмотреть на работу нейросети.





Главными героями празднования стали пятеро архитекторов: А. Д. Крячков, Н.С. Кузьмин, Е.А. Ащепков, А.А. Воловик и В.В. Бородкин. Каждый из них, в свое время возглавлял новосибирское отделение СА и внес значительный вклад в архитектурный облик города или в архитектурную науку.

Андрей Крячков (1876–1950), чья активная профессиональная деятельность в Новосибирске пришлась на послереволюционное время, прошел непростой путь от неоклассицизма к конструктивизму и снова к классике в ее сталинско-ампирном варианте. Ему принадлежат проекты множества зданий в центральной части Новосибирска, таких как здание Сибкрайсоюза и Стоквартирный дом работников крайисполкома.
 


Николай Кузьмин (1905–1985) начинал как конструктивист, разрабатывавший проект дома-коммуны на 5 тысяч жителей; затем строил жилые дома для рабочих и служащих, а в послевоенные годы исследовал возможности использования новых технологий в строительстве.
 


Евгений Ащепков (1905–1983) – знаменитый исследователь архитектуры Сибири, в первую очередь деревянного зодчества, и Китая, стал первым членом-корреспондентом Академии архитектуры СССР.
 


Анатолий Воловик (1929–1999) приехал в Новосибирск учиться и остался в городе, построив множество объектов, среди которых можно выделить Научно-техническую библиотеку СО РАН и предыдущее здание аэропорта «Толмачёво».



Владимир Бородкин (1942–2013) руководил НоСАР в самые непростые, постперестроечные годы. Как и многие представители его поколения, начинал работать как модернист, но на рубеже тысячелетий строил коммерческие объекты, экспериментируя с новыми материалами и формами.



Об этих пяти архитекторах, их проектах и деятельности во главе Союза рассказывала отдельная выставка, установленная перед входом в Центр «Победа». Дизайн экспозиции разработали Наталья Палей и бюро Неоплан. Для выставки был собран интересный материал, но планшеты расположили не в самом проходном месте и было немного обидно, что не все посетители Центра «Победа» смогли увидеть их.



Такие выставки, посвященные архитекторам и их проектам, могли бы экспонироваться не только в рамках «Дней архитектуры», но и в другое время, в парках и на площадях, чтобы жители и гости города могли с ними познакомится. Судя по тому, насколько популярным становится проект «Ново-Сибирск. Конструктивизм!», у горожан есть интерес к архитектурным достопримечательностям, и организаторы «Дней архитектуры» могут активнее продвигать не только объекты авангарда, но и здания, относящиеся к другим периодам активного строительства, включая и современные объекты, многие из которых удостоены профессиональных наград. Взгляд в прошлое и искренний интерес к наследию в городе, чья история насчитывает меньше 200 лет, – это возможность показать жителям, что им есть чем гордиться, что архитекторы каждый год привносят в облик города нечто новое.

В отличие от вопросов архитектурного наследия, обсуждение глобальных архитектурно-градостроительных проблем – тема максимально непонятная непрофессиональной аудитории, вне зависимости от того, насколько она подготовлена или заинтересована. К примеру на Moscow Urban Forum понадобились совершенно экстремальные усилия, чтобы найти формат их презентации, да и то достигнутая планка удержалась не долго, пока не ушла в область практической урбанистики и благоустройства.

В Новосибирске на «Днях архитектуры» попытались найти свой подход, пригласив к участию региональных экспертов и специалистов из других городов. Главным фокусом дискуссий стала перспектива разработки мастер-плана «Большого Новосибирска» и его дальнейшая переработка в конкретные градостроительные документы. Интересно, что кроме главного архитектора Новосибирской области Ивана Фаткина и главного архитектора Новосибирска Александра Ложкина активное участие в обсуждении принял Петр Долнаков, представивший конкретные предложения от имени Союза. Суть его презентации сводилась к тому, что существующие вокруг Новосибирска поселки и городские образования должны рассматриваться вместе со столицей региона, поскольку в реальности именно так эта система и функционирует уже сейчас и нужно закладывать полицентрическую структуру с функциональным делением между 9 подцентрами – для увязки градостроительных и макроэкономических задач. Ключевым инструментом должны стать проекты комплексного развития территорий (КРТ), для которых в 2023 году были определены 173 участка в границах Новосибирска и 1 участок в области.

Отдельным блоком в деловой программе «Дней архитектуры» прозвучала тема взаимодействия города и реки, действительно, крайне актуальная для Новосибирска. В нее входят и организация регулярного пассажирского речного судоходства, и выработка решений для формирования застройки вдоль реки, и много других аспектов, которые более полно и системно будут обсуждаться осенью 2025 года на фестивале «Экоберег». В Новосибирске идет очень активное жилищное строительство и, разумеется, самые привлекательные для коммерческих застройщиков участки – вдоль реки Обь. Отсутствие единых принципов регулирования застройки и подходов к благоустройству порождает архитектурную какофонию и не позволяет сформировать городской речной фасад. Посмотрим: может быть, в следующем году к фестивалю «Экоберег» у города будут не только предложения конкурсантов, но и собственные наработки и даже регламенты.

  • zooming
    1 / 5
    Церемония открытия фестиваля «Дни архитектуры» в Новосибирске. 2024
    Фотография © Юрий Бабичев / предоставлена пресс-службой «Дней архитектуры»
  • zooming
    2 / 5
    Выступление председателя НоСАР Петра Долнакова на церемонии открытия «Дней архитектуры»
    Фотография Елена Петухова
  • zooming
    3 / 5
    Выступление главного архитектора Новосибирской области Ивана Фаткина на церемонии открытия «Дней архитектуры»
    Фотография © Юрий Бабичев / предоставлена пресс-службой «Дней архитектуры»
  • zooming
    4 / 5
    Выступление главного архитектора Новосибирска Александра Ложкина на церемонии открытия «Дней архитектуры»
    Фотография © Юрий Бабичев / предоставлена пресс-службой «Дней архитектуры»
  • zooming
    5 / 5
    Выступление председателя оргкомитета рейтинга «Золотая капитель» Татьяны Иваненко на церемонии открытия «Дней архитектуры»
    Фотография Елена Петухова

Сессии, посвященные мастер-планированию Новосибирска и других сибирских городов, собрали представительный состав участников и широко освещались в прессе, но каких-то конкретных шагов или «дорожной карты», с понятными этапами и распределением зон ответственности, так и не было сформулировано. И до тех пор, пока это не произойдет, рассчитывать на вовлеченность или хотя бы деятельный интерес жителей к вопросам градостроительного развития не стоит. Будем надеяться, что в Новосибирске найдут правильную подачу для презентации архитектурно-градостроительных вопросов, в первую очередь благодаря заинтересованности нового руководства НоСАР и созданной при нем Лаборатории городских исследований. Последний факт обнадеживает. Подобные Лаборатории или Центры городских компетенций часто создаются либо профильными департаментами региональных правительств, либо как независимая коммерческая институция, но практически никогда – при Союзе архитекторов. Не исключено, что в Новосибирске подобный центр при СА создан впервые в России.

Благодаря усилиям организаторов и партнеров «Дней архитектуры» программа трех фестивальных дней была насыщена самыми разными мероприятиями, ориентированными не только на архитектурное сообщество, но и на горожан: лекциями, дискуссиями, презентациями и даже отдельной кинопрограммой, включающей редкие фильмы об истории Новосибирска и его архитектуры, что не удивительно, учитывая специфику площадки, на которой прошли «Дни архитектуры» – бывший кинотеатр, а сейчас реконструированный и обновленный Центр культуры и отдыха «Победа». Деловая и публичная программа проходила в оборудованных залах, а в вестибюлях и холлах центра были размещены выставки на самые разные архитектурные темы.

  • zooming
    1 / 10
    Стойка регистрации гостей фестиваля в фойе Центра «Победа»
    Фотография © Юрий Бабичев / предоставлена пресс-службой «Дней архитектуры»
  • zooming
    2 / 10
    Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа»
    Фотография © Юрий Бабичев / предоставлена пресс-службой «Дней архитектуры»
  • zooming
    3 / 10
    Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа»
    Фотография Елена Петухова
  • zooming
    4 / 10
    Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа»
    Фотография Елена Петухова
  • zooming
    5 / 10
    Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа»
    Фотография Елена Петухова
  • zooming
    6 / 10
    Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа»
    Фотография Елена Петухова
  • zooming
    7 / 10
    Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа»
    Фотография Елена Петухова
  • zooming
    8 / 10
    Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа»
    Фотография Елена Петухова
  • zooming
    9 / 10
    Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа»
    Фотография Елена Петухова
  • zooming
    10 / 10
    Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа»
    Фотография Елена Петухова


Место проведения фестиваля выбрали не случайно. История нынешнего центра «Победа» непроста и отчасти парадоксальна. Изначально это был Дворец Труда, построенный в 1926 году. В 1936 году он был перестроен под кинотеатр «Октябрь». После ВОВ здание снова пришлось реконструировать, была добавлена пристройка с еще одним залом и на долгие годы кинотеатр стал местом главных кинематографических событий Новосибирска. К началу 2000-х здание сильно обветшало и только каким-то чудом не только уцелело, но и получило шанс на новую жизнь. Нашелся коммерческий арендатор, вложивший около 10 млн $ в комплексную реставрацию, в которой принимали участие архитекторы из разных стран. Благодаря их усилиям удалось сохранить архитектуру и интерьеры сталинского ампира, но адаптировать его к современным требованиям по комфорту и техническому оснащению.

Так что можно сказать, что «Дни архитектуры» в 2024 году проходили в пространстве архитектурного чуда, чья судьба так сильно отличается от судеб десятков тысяч других кинотеатров и домов культуры.

  • zooming
    1 / 6
    Вокруг Центра «Победа» в «Дни архитектуры» проходил музыкальный марафон
    Фотография © Юрий Бабичев / предоставлена пресс-службой «Дней архитектуры»
  • zooming
    2 / 6
    Сравнение фасадов до и после реконструкции
    © Центр культуры и отдыха «Победа» https://vpobede.ru/news/novoy-pobede-10-let
  • zooming
    3 / 6
    Сравнение интерьера зала до и после реконструкции
    © Центр культуры и отдыха «Победа» https://vpobede.ru/news/novoy-pobede-10-let
  • zooming
    4 / 6
    Сравнение интерьеров до и после реконструкции
    © Центр культуры и отдыха «Победа» https://vpobede.ru/news/novoy-pobede-10-let
  • zooming
    5 / 6
    Сравнение интерьеров до и после реконструкции
    © Центр культуры и отдыха «Победа» https://vpobede.ru/news/novoy-pobede-10-let
  • zooming
    6 / 6
    Сравнение интерьеров до и после реконструкции
    © Центр культуры и отдыха «Победа» https://vpobede.ru/news/novoy-pobede-10-let


Одним из важных и популярных событий программы «Дней архитектуры» были открытые защиты проектов-финалистов рейтинга «Золотая капитель». Этот рейтинг долгое время проходил независимо от остальных профильных мероприятий региона, но какое-то время назад организаторы приняли решение совместить финальную часть, сначала с «Зодчеством в Сибири», потом с «Сибирским строительным форумом» и вот, наконец, с «Днями архитектуры». И это очень правильное решение председателя оргкомитета рейтинга Татьяны Иваненко, потому что рейтинг – это крутые проекты, интересный формат открытых защит и возможность пригласить на мероприятие статусных экспертов из других регионов. И такое дополнение всегда повышает посещаемость мероприятий и создает правильную атмосферу. Не говоря уже о более рациональном использовании бюджета.

Вообще формат «Дней архитектуры», достаточно широко распространенный во всем мире, отличается возможностью создания самых разных коллабораций и объединения максимально разнообразных ивентов в одной программе. И чем более организаторы открыты к сотрудничеству, тем интереснее и ярче проходит фестиваль. Новосибирск пока только начинает свою историю общегородских архитектурных мероприятий.

Важным для концепции «Дней архитектуры», как мостика между городом, горожанами и архитекторами, стала открытая презентация проектов участников хакатона, организованного Лаборатория городских исследований НоСАР. Четыре команды молодых архитекторов за восемь дней исследовали территорию вокруг Центра «Победа» и подготовили свои предложения по переформатированию всей улицы Ленина. В ходе исследования ребята проводили социологические опросы, чтобы учесть пожелания и беспокойства местных жителей. В своих предложениях команды делали акцент на сохранении и акцентировании исторического контекста как главной ценности и основы для дальнейшего развития. Оценивали предложения участников хакатона члены жюри, в состав которого вошли главный архитектор Новосибирской области Иван Фаткин и главный архитектор Новосибирска Александр Ложкин, что лучше всяких слов демонстрирует значимость подобных инициатив для руководства города.

Формат «Дней архитектуры» родился как альтернатива прежним узкопрофессиональным или около-строительным форумам, которые редко когда вызывали интерес общественности и еще более редко влияли на архитектурно-градостроительную повестку региона. В Новосибирске, судя по всему, твердо решили нарушить нездоровую традицию и попробовать перезапустить не только формат общегородского фестиваля, но и сам подход к деятельности Союза архитекторов. И то, и другое можно только приветствовать. Уже сейчас НоСАР активно включился в работу над мастер-планом «Большого Новосибирска», параллельно планируя новые мероприятия, исследования и конкурсы вместе с архитектурной молодежью. Так что будем ждать из Новосибирска новостей и с удовольствием расскажем вам о них.

30 Сентября 2024

Похожие статьи
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Технологии и материалы
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Теневая игра: новое слово в архитектурной солнцезащите
Контроль естественного освещения позволяет создавать оптимальные условия для работы и отдыха в помещении, устраняя блики и равномерно распределяя свет. UV-защита не только сохраняет здоровье, но и предотвращает выцветание интерьеров, а также существенно повышает энергоэффективность зданий. Новое поколение систем внешней солнцезащиты представляет компания «АЛЮТЕХ» – минималистичное и функциональное решение, адаптирующееся под любой проект.
«Лазалия»: Новый взгляд на детскую игровую среду
Игровой комплекс «Лазалия» от компании «Новые Горизонты» сочетает в себе передовые технологии и индивидуальный подход, что делает его популярным решением для городских парков, жилых комплексов и других общественных пространств.
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
Сейчас на главной
Сергей Скуратов: «Если обобщать, проект реализован...
Говорим с автором «Садовых кварталов»: вспоминаем историю и сюжеты, связанные с проектом, который развивался 18 лет и вот теперь, наконец, завершен. Самое интересное с нашей точки зрения – трансформации проекта и еще то, каким образом образовалась «необходимая пустота» городского общественного пространства, которая делает комплекс фрагментом совершенно иного типа городской ткани, не только в плоскости улиц, но и «по вертикали».
Карельская обитель
Храм в честь всех карельских святых планируют строить в небольшом поселке Куркиёки, который находится недалеко от границы Карелии и Ленинградской области, на территории национального парка «Ладожские шхеры». Мастерская «Прохрам» предложила традиционный образ и современные каркасные технологии, а также включение скального массива в интерьер здания.
Нетипичный представитель
Недавно завершившийся 2024 год можно считать годом завершения реализации проекта «Садовые кварталы» в Хамовниках. Он хорошо известен и во многом – знаковый. Далеко не везде удается сохранить такое количество исходных идей, получив в итоге своего рода градостроительный гезамкунстверк. Здесь – субъективный взгляд архитектурного журналиста, а завтра будет интервью с Сергеем Скуратовым.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Параметрия и жизнь
Жилой дом Gulmohar в индийском Ахмадабаде архитекторы бюро Wallmakers выстроили буквально вокруг растущего на участке дерева.
2024: что читали архитекторы
В нашем традиционном новогоднем опросе архитекторы вспомнили много хороших книг – и мы решили объединить их в отдельный список. Некоторые издания упоминались даже несколько раз, что дало нам повод составить топ-4 с короткими комментариями. Берем на вооружение и читаем.
Пресса: Как Игорь Пасечник («НИиПИ Спецреставрация») вместе...
Игорь Пасечник — супергерой петербургской реставрации. Он сумел превратить «ненужный» государственный научно-исследовательский институт в успешную коммерческую организацию «НИиПИ Спецреставрация». Специально для Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала, что Теодор Курентзис поставил обязательным условием в реставрации Дома Радио, стоит ли восстанавливать давно разрушенное и что за каллиграффити царапали корнеты на стенах Николаевского кавалерийского училища.
Блеск и пепел
В Русском музее до середины мая работает выставка «Великий Карл», приуроченная к 225-летию художника и окончанию работ по реставрации «Последнего дня Помпеи». Архитектуру доверили Андрею Воронову («Архатака»): он утопил в «пепле» Академические залы и запустил в них лазурный цвет, визуализировал линию жизни и приблизил картины к зрителю, обеспечив свежесть восприятия. Нам понравилось.
Корочка и мякоть
Кафе Aaark на Чистых прудах вдохновлено Италией середины XX века. Студия KIDZ выбрала в качестве концептуальной основы фокаччу, однако уловить это в элегантном ретро-интерьере можно только после пояснения: фактурные штукатурки, темный шпон и алый стол отвечают соответственно за мякоть, корочку и томаты.
От Перово до Новогиреево
В декабре заработала новая выставка проекта «Москва без окраин», рассказывающая об архитектуре районов Перово и Новогиреево. Музей Москвы подготовил гид по объектам, представленным в новой экспозиции. Выставка работает до 9 марта.
Продолжение холма
Для подмосковного гольф-курорта «Шишкино» бюро Futura Architects спроектировало два различных по стилю «острова» с инфраструктурой: бионическое медицинское крыло со зданием-кометой, а также гостевой комплекс, интерпретирующий тему традиционного шале.
Геометрия отдыха
Новый жилой район вьетнамского города Виня получил необычный парк и центр отдыха. Архитекторы бюро MIA Design Studio скрыли все объемы под склонами прямоугольных газонов.
Записки охотника
По проекту архитектурно-художественных мастерских Величкина и Голованова во Владимирской области построен комплекс клуба любителей охоты и рыбалки. Основным материалом для объектов послужил клееный брус, а сужающиеся книзу крестообразные пилоны и металлические клепаные ставни создали необходимую брутальность.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Кирпич на вес золота
В конце декабря в Санкт-Петербурге подвели итоги четвертого Кирпичного конкурса, проводимого издательским домом «Балтикум» совместно с компанией «АРХИТАЙЛ Северо-Запад». Принять участие в конкурсе могли молодые архитекторы и дизайнеры до 35 лет. Гран-при 100 тысяч рублей получил проект «Серая кольцевая», разработанный Анастасией Сергеевой и Владиславом Лобко из Санкт-Петербурга. Победителям номинаций досталось по 25 тысяч рублей. Рассказываем подробнее о проектах-победителях.
Нефритовые драгоценности
Бюро Zaha Hadid Architects получило заказ на разработку проекта Центра культуры и искусства реки Цаоэ в китайском Шаосине. В качестве отделочного материала планируется использовать особые керамические панели необычного серо-зеленого оттенка.
Инки и сакура
В интерьере красноярского ресторана N’kei бюро LEFTdesign следует гастрономической концепции, соединяя культуру Японии и Перу. Элементы дизайна отсылают к Радужным горам, золоту инков и цветению сакуры, одновременно сохраняя суровость сибирского края.
Алхимия семян
Для кофейни Slovno в Мае во Владимире Raimer Bureau сочинило фантазийную лабораторию, которую не ожидаешь встретить в обычном торговом центре: с травами и картотекой специй, колбами и склянками, фактурными поверхностями и винтажной мебелью.
Архитектура в кино
Кто не любит рассматривать архитектуру в кино, распознавать «места» или оценивать виртуальные города? Но кто знает, что декорации для Эйзенштейна делал Буров, и им восхищался Корбюзье? И все ли знают виллу Малапарте? А вот Александр Скокан рассматривает архитектуру в кино «олд-скульно», через шедевры модернизма. И еще как героя фильма: где-то здание играет свою кинороль, а где-то, кажется, и человек не нужен.
2024: что говорят архитекторы
Больше всего нам нравится рассказывать об архитектуре, то есть о_проектах, но как минимум раз в год мы даем слово архитекторам ;-) и собираем мнение многих профессионалов о том, как прошел их профессиональный год. И вот, в этом году – 53 участника, а может быть, еще и побольше... На удивление, среди замеченных лидируют книги и выставки: браво музею архитектуры, издательству Tatlin и другим площадкам и издательствам! Читаем и смотрим. Грустное событие – сносят модернизм, событие с амбивалентной оценкой – ипотечная ставка. Читаем архитекторов.
Поле жизни
Новый проект от бюро ПНКБ Сергея Гнедовского и Антона Любимкина для Музея-заповедника «Куликово поле» посвящен Полю как таковому, самому по себе. Его исследование давно, тщательно и успешно ведет музей. Соответственно, снаружи форма нового музейного здания мягче, чем у предыдущего, тоже от ПНКБ, посвящённого исторической битве. Но внутри оно уверенно ведет посетителя от светового колодца по спирали – к полю, которое в данном случае трактовано не как поле битвы, а как поле жизни.
Космо-катамино
Бюро MORS ARCHITECTS придумало для компании, которая специализируется на кибербезопасности, офис-головоломку, стимулирующий креативность и азарт: с помощью насыщенных цветов и отсылок к ретрофутуризму.
Дерево и базальт
Бюро Malik Architecture соединило в своем проекте гостиницы Radisson в горах индийского штата Махараштра местные традиции и требования ресурсоэффективности.
Пресса: «Строить в центре в историческом стиле — всегда было...
В Петербурге в 2024 году похоронили проект парка «Тучков буян», на торги выставили тюрьму «Кресты». Конюшенное ведомство, наконец, дождалось начало разработки проекта реставрации, и началось строительство кампуса СПбГУ. «Фонтанка» поговорила с автором ряда ключевых для Петербурга проектов и, наверное, одним из самых известных петербургских архитекторов, главой «Студии 44» Никитой Явейном об итогах года.
Рамка кирпича
По проекту бюро Axis Project на Кубанской набережной в Краснодаре построен офис, который уже взяло в аренду другое бюро – Archivista. Перебрав несколько вариантов, авторы и заказчики остановились на лаконичной форме, сделав ставку на ясность пропорций и выразительность материала – красного кирпича ручной формовки.
Пресса: Лучшие здания, станции и мосты, построенные (или снесенные)...
Новые постройки МГТУ им. Баумана — самая масштабная и противоречивая реализация года. Немецкая слобода, в которой находится Бауманка, представляет собой наслоение самых разных эпох, при этом многие десятилетия пребывала в каком-то подвешенном состоянии, словно ожидая мощного толчка.
Для борьбы со стихией
В японском городе Курасики по проекту Кэнго Кумы создан парк, инфраструктура которого поможет жителям в случае природной катастрофы.
Конгресс и кампус
В Кирове подвели итоги конкурса на концепцию конгресс-холла и общественного пространства на территории бывшего Кировского военно авиационно-технического училища, которую планируется развивать в качестве кампуса. Победила заявка Максима Гарипова: архитектор подошел к территории через метафору потока, а здание-доминанту превратил в композиционный мост.
Пресса: Каким был 2024 год в мире архитектуры и архитекторов
«Большой Город» подводит итоги 2024 года: в массовой культуре, искусстве, музыке, гастрономии. В архитектурной среде он запомнится не только отдельными зданиями и событиями, но и новыми взглядами на то, как живут и меняются наши города. Подводя итоги уходящего года, «Большой Город» поговорил с архитекторами ведущих российских бюро о том, что стало главным в 2024-м и что интересного нам обещает следующий год.