Дни и дела

Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.

mainImg
Многие воспринимают Союз архитекторов как пережиток советского прошлого, не имеющий какого-то реально значимого функционала в нынешних реалиях. Юридических или лоббистских рычагов для защиты интересов цеха у Союза нет. Остаются презентационные и коммуникационные задачи, с которыми региональные отделения справляются по-разному, в зависимости от того, насколько инициативны и креативны их руководители и насколько деятельную и драйвовую команду удается им сплотить вокруг себя. Позитивным примером могут служить изменения, которые произошли в работе Новосибирского отделения Союза архитекторов России (НоСАР) после избрания в 2023 году нового председателя Петра Долнакова.

Новосибирск и раньше выступал как архитектурная столица Сибири, благодаря множеству профессиональных форумов и особенно одному из старейших рейтингов современной России – «Золотой капители», а с приходом Петра и его команды удалось сделать несколько очень важных шагов к новой концепции деятельности Союза – созданию на его основе платформы для обсуждения и решения важных для города проблем с участием архитекторов, девелоперов, чиновников и горожан.

Демонстрацией обновленной парадигмы стал фестиваль «Дни архитектуры», прошедший в августе 2024. Конечно, не все, что было придумано, удалось воплотить – об этом мы скажем пару слов дальше – но сама тенденция, уверенность в правильности выбранного направления развития команды, участие молодежи и поддержка со стороны региональных и городских властей дают основания надеяться, что скоро Новосибирск удивит всех.

 
cic =

Петр Долнаков, председатель НоСАР

Главной темой «Дней архитектуры» стал юбилей нашего отделения Союза архитекторов. Историю НоСАР мы показали через галерею всех его председателей. И, чтобы сделать вклад Союза в историю города более наглядным, мы подготовили специальную вставку о творчестве пяти из его руководителей, настоящих лидеров архитектурного движения в Новосибирске: Андрея Дмитриевича Крячкова, Николая Сергеевича Кузьмина, Евгения Андреевича Ащепкова, Анатолия Афанасьевича Воловика и Владимира Васильевича Бородкина.

Но ретроспекцией мы не ограничились. В этом году НоСАР впервые в публичном поле поднял комплекс вопросов о развитии города, опираясь на законодательство, определяющее архитектурно-градостроительный облик объектов территориального строительства (АГО), которое появилось в 2023 году.

Впервые за несколько десятилетий мы, как профессиональное сообщество, обозначили себя как экспертную площадку, имеющую возможность и право реально влиять на развитие города. Деловая программа «Дней архитектуры» 2024 строилась на практико-ориентированном подходе и обсуждении вопросов комплексного развития территорий. А публичная состояла из дискуссий и лекций на актуальные темы на стыке архитектуры, культуры, истории и социальных аспектов, которые давали возможность всем желающим получить ответы на вопросы о том, как живет и меняется город.


Празднование 90-летия НоСАР, как это ни странно, обошлось без торжественной конференции, церемоний и открытия памятных досок. Ничего из того, что обычно ждешь от старого доброго Союза архитекторов, в Новосибирске не было. Вместо этого команда «Дней архитектуры» придумала отличный способ перекинуть мостик через десятилетия и показать Союз как сообщество классных профессионалов и неординарных личностей, многим из которых довелось возглавлять НоСАР.
© Наталья Палей и бюро Неоплан / предоставлено пресс-службой «Дней архитектуры»

Графическим образом празднования 90-летия НоСАР стали стилизованные портреты председателей, которые превращались то в принт на футболках, то в значки, а некотором особенно повезло и их портреты буквально ожили при помощи современных компьютерных программ и специалистов студии Belkin Video.

Ниже 2 ролика: Анатолий Воловик и Николай Кузьмин. Их можно запустить и посмотреть на работу нейросети.





Главными героями празднования стали пятеро архитекторов: А. Д. Крячков, Н.С. Кузьмин, Е.А. Ащепков, А.А. Воловик и В.В. Бородкин. Каждый из них, в свое время возглавлял новосибирское отделение СА и внес значительный вклад в архитектурный облик города или в архитектурную науку.

Андрей Крячков (1876–1950), чья активная профессиональная деятельность в Новосибирске пришлась на послереволюционное время, прошел непростой путь от неоклассицизма к конструктивизму и снова к классике в ее сталинско-ампирном варианте. Ему принадлежат проекты множества зданий в центральной части Новосибирска, таких как здание Сибкрайсоюза и Стоквартирный дом работников крайисполкома.
 


Николай Кузьмин (1905–1985) начинал как конструктивист, разрабатывавший проект дома-коммуны на 5 тысяч жителей; затем строил жилые дома для рабочих и служащих, а в послевоенные годы исследовал возможности использования новых технологий в строительстве.
 


Евгений Ащепков (1905–1983) – знаменитый исследователь архитектуры Сибири, в первую очередь деревянного зодчества, и Китая, стал первым членом-корреспондентом Академии архитектуры СССР.
 


Анатолий Воловик (1929–1999) приехал в Новосибирск учиться и остался в городе, построив множество объектов, среди которых можно выделить Научно-техническую библиотеку СО РАН и предыдущее здание аэропорта «Толмачёво».



Владимир Бородкин (1942–2013) руководил НоСАР в самые непростые, постперестроечные годы. Как и многие представители его поколения, начинал работать как модернист, но на рубеже тысячелетий строил коммерческие объекты, экспериментируя с новыми материалами и формами.



Об этих пяти архитекторах, их проектах и деятельности во главе Союза рассказывала отдельная выставка, установленная перед входом в Центр «Победа». Дизайн экспозиции разработали Наталья Палей и бюро Неоплан. Для выставки был собран интересный материал, но планшеты расположили не в самом проходном месте и было немного обидно, что не все посетители Центра «Победа» смогли увидеть их.



Такие выставки, посвященные архитекторам и их проектам, могли бы экспонироваться не только в рамках «Дней архитектуры», но и в другое время, в парках и на площадях, чтобы жители и гости города могли с ними познакомится. Судя по тому, насколько популярным становится проект «Ново-Сибирск. Конструктивизм!», у горожан есть интерес к архитектурным достопримечательностям, и организаторы «Дней архитектуры» могут активнее продвигать не только объекты авангарда, но и здания, относящиеся к другим периодам активного строительства, включая и современные объекты, многие из которых удостоены профессиональных наград. Взгляд в прошлое и искренний интерес к наследию в городе, чья история насчитывает меньше 200 лет, – это возможность показать жителям, что им есть чем гордиться, что архитекторы каждый год привносят в облик города нечто новое.

В отличие от вопросов архитектурного наследия, обсуждение глобальных архитектурно-градостроительных проблем – тема максимально непонятная непрофессиональной аудитории, вне зависимости от того, насколько она подготовлена или заинтересована. К примеру на Moscow Urban Forum понадобились совершенно экстремальные усилия, чтобы найти формат их презентации, да и то достигнутая планка удержалась не долго, пока не ушла в область практической урбанистики и благоустройства.

В Новосибирске на «Днях архитектуры» попытались найти свой подход, пригласив к участию региональных экспертов и специалистов из других городов. Главным фокусом дискуссий стала перспектива разработки мастер-плана «Большого Новосибирска» и его дальнейшая переработка в конкретные градостроительные документы. Интересно, что кроме главного архитектора Новосибирской области Ивана Фаткина и главного архитектора Новосибирска Александра Ложкина активное участие в обсуждении принял Петр Долнаков, представивший конкретные предложения от имени Союза. Суть его презентации сводилась к тому, что существующие вокруг Новосибирска поселки и городские образования должны рассматриваться вместе со столицей региона, поскольку в реальности именно так эта система и функционирует уже сейчас и нужно закладывать полицентрическую структуру с функциональным делением между 9 подцентрами – для увязки градостроительных и макроэкономических задач. Ключевым инструментом должны стать проекты комплексного развития территорий (КРТ), для которых в 2023 году были определены 173 участка в границах Новосибирска и 1 участок в области.

Отдельным блоком в деловой программе «Дней архитектуры» прозвучала тема взаимодействия города и реки, действительно, крайне актуальная для Новосибирска. В нее входят и организация регулярного пассажирского речного судоходства, и выработка решений для формирования застройки вдоль реки, и много других аспектов, которые более полно и системно будут обсуждаться осенью 2025 года на фестивале «Экоберег». В Новосибирске идет очень активное жилищное строительство и, разумеется, самые привлекательные для коммерческих застройщиков участки – вдоль реки Обь. Отсутствие единых принципов регулирования застройки и подходов к благоустройству порождает архитектурную какофонию и не позволяет сформировать городской речной фасад. Посмотрим: может быть, в следующем году к фестивалю «Экоберег» у города будут не только предложения конкурсантов, но и собственные наработки и даже регламенты.

  • zooming
    1 / 5
    Церемония открытия фестиваля «Дни архитектуры» в Новосибирске. 2024
    Фотография © Юрий Бабичев / предоставлена пресс-службой «Дней архитектуры»
  • zooming
    2 / 5
    Выступление председателя НоСАР Петра Долнакова на церемонии открытия «Дней архитектуры»
    Фотография Елена Петухова
  • zooming
    3 / 5
    Выступление главного архитектора Новосибирской области Ивана Фаткина на церемонии открытия «Дней архитектуры»
    Фотография © Юрий Бабичев / предоставлена пресс-службой «Дней архитектуры»
  • zooming
    4 / 5
    Выступление главного архитектора Новосибирска Александра Ложкина на церемонии открытия «Дней архитектуры»
    Фотография © Юрий Бабичев / предоставлена пресс-службой «Дней архитектуры»
  • zooming
    5 / 5
    Выступление председателя оргкомитета рейтинга «Золотая капитель» Татьяны Иваненко на церемонии открытия «Дней архитектуры»
    Фотография Елена Петухова

Сессии, посвященные мастер-планированию Новосибирска и других сибирских городов, собрали представительный состав участников и широко освещались в прессе, но каких-то конкретных шагов или «дорожной карты», с понятными этапами и распределением зон ответственности, так и не было сформулировано. И до тех пор, пока это не произойдет, рассчитывать на вовлеченность или хотя бы деятельный интерес жителей к вопросам градостроительного развития не стоит. Будем надеяться, что в Новосибирске найдут правильную подачу для презентации архитектурно-градостроительных вопросов, в первую очередь благодаря заинтересованности нового руководства НоСАР и созданной при нем Лаборатории городских исследований. Последний факт обнадеживает. Подобные Лаборатории или Центры городских компетенций часто создаются либо профильными департаментами региональных правительств, либо как независимая коммерческая институция, но практически никогда – при Союзе архитекторов. Не исключено, что в Новосибирске подобный центр при СА создан впервые в России.

Благодаря усилиям организаторов и партнеров «Дней архитектуры» программа трех фестивальных дней была насыщена самыми разными мероприятиями, ориентированными не только на архитектурное сообщество, но и на горожан: лекциями, дискуссиями, презентациями и даже отдельной кинопрограммой, включающей редкие фильмы об истории Новосибирска и его архитектуры, что не удивительно, учитывая специфику площадки, на которой прошли «Дни архитектуры» – бывший кинотеатр, а сейчас реконструированный и обновленный Центр культуры и отдыха «Победа». Деловая и публичная программа проходила в оборудованных залах, а в вестибюлях и холлах центра были размещены выставки на самые разные архитектурные темы.

  • zooming
    1 / 10
    Стойка регистрации гостей фестиваля в фойе Центра «Победа»
    Фотография © Юрий Бабичев / предоставлена пресс-службой «Дней архитектуры»
  • zooming
    2 / 10
    Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа»
    Фотография © Юрий Бабичев / предоставлена пресс-службой «Дней архитектуры»
  • zooming
    3 / 10
    Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа»
    Фотография Елена Петухова
  • zooming
    4 / 10
    Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа»
    Фотография Елена Петухова
  • zooming
    5 / 10
    Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа»
    Фотография Елена Петухова
  • zooming
    6 / 10
    Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа»
    Фотография Елена Петухова
  • zooming
    7 / 10
    Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа»
    Фотография Елена Петухова
  • zooming
    8 / 10
    Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа»
    Фотография Елена Петухова
  • zooming
    9 / 10
    Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа»
    Фотография Елена Петухова
  • zooming
    10 / 10
    Экспозиция студенческих работ в фойе Центра «Победа»
    Фотография Елена Петухова


Место проведения фестиваля выбрали не случайно. История нынешнего центра «Победа» непроста и отчасти парадоксальна. Изначально это был Дворец Труда, построенный в 1926 году. В 1936 году он был перестроен под кинотеатр «Октябрь». После ВОВ здание снова пришлось реконструировать, была добавлена пристройка с еще одним залом и на долгие годы кинотеатр стал местом главных кинематографических событий Новосибирска. К началу 2000-х здание сильно обветшало и только каким-то чудом не только уцелело, но и получило шанс на новую жизнь. Нашелся коммерческий арендатор, вложивший около 10 млн $ в комплексную реставрацию, в которой принимали участие архитекторы из разных стран. Благодаря их усилиям удалось сохранить архитектуру и интерьеры сталинского ампира, но адаптировать его к современным требованиям по комфорту и техническому оснащению.

Так что можно сказать, что «Дни архитектуры» в 2024 году проходили в пространстве архитектурного чуда, чья судьба так сильно отличается от судеб десятков тысяч других кинотеатров и домов культуры.

  • zooming
    1 / 6
    Вокруг Центра «Победа» в «Дни архитектуры» проходил музыкальный марафон
    Фотография © Юрий Бабичев / предоставлена пресс-службой «Дней архитектуры»
  • zooming
    2 / 6
    Сравнение фасадов до и после реконструкции
    © Центр культуры и отдыха «Победа» https://vpobede.ru/news/novoy-pobede-10-let
  • zooming
    3 / 6
    Сравнение интерьера зала до и после реконструкции
    © Центр культуры и отдыха «Победа» https://vpobede.ru/news/novoy-pobede-10-let
  • zooming
    4 / 6
    Сравнение интерьеров до и после реконструкции
    © Центр культуры и отдыха «Победа» https://vpobede.ru/news/novoy-pobede-10-let
  • zooming
    5 / 6
    Сравнение интерьеров до и после реконструкции
    © Центр культуры и отдыха «Победа» https://vpobede.ru/news/novoy-pobede-10-let
  • zooming
    6 / 6
    Сравнение интерьеров до и после реконструкции
    © Центр культуры и отдыха «Победа» https://vpobede.ru/news/novoy-pobede-10-let


Одним из важных и популярных событий программы «Дней архитектуры» были открытые защиты проектов-финалистов рейтинга «Золотая капитель». Этот рейтинг долгое время проходил независимо от остальных профильных мероприятий региона, но какое-то время назад организаторы приняли решение совместить финальную часть, сначала с «Зодчеством в Сибири», потом с «Сибирским строительным форумом» и вот, наконец, с «Днями архитектуры». И это очень правильное решение председателя оргкомитета рейтинга Татьяны Иваненко, потому что рейтинг – это крутые проекты, интересный формат открытых защит и возможность пригласить на мероприятие статусных экспертов из других регионов. И такое дополнение всегда повышает посещаемость мероприятий и создает правильную атмосферу. Не говоря уже о более рациональном использовании бюджета.

Вообще формат «Дней архитектуры», достаточно широко распространенный во всем мире, отличается возможностью создания самых разных коллабораций и объединения максимально разнообразных ивентов в одной программе. И чем более организаторы открыты к сотрудничеству, тем интереснее и ярче проходит фестиваль. Новосибирск пока только начинает свою историю общегородских архитектурных мероприятий.

Важным для концепции «Дней архитектуры», как мостика между городом, горожанами и архитекторами, стала открытая презентация проектов участников хакатона, организованного Лаборатория городских исследований НоСАР. Четыре команды молодых архитекторов за восемь дней исследовали территорию вокруг Центра «Победа» и подготовили свои предложения по переформатированию всей улицы Ленина. В ходе исследования ребята проводили социологические опросы, чтобы учесть пожелания и беспокойства местных жителей. В своих предложениях команды делали акцент на сохранении и акцентировании исторического контекста как главной ценности и основы для дальнейшего развития. Оценивали предложения участников хакатона члены жюри, в состав которого вошли главный архитектор Новосибирской области Иван Фаткин и главный архитектор Новосибирска Александр Ложкин, что лучше всяких слов демонстрирует значимость подобных инициатив для руководства города.

Формат «Дней архитектуры» родился как альтернатива прежним узкопрофессиональным или около-строительным форумам, которые редко когда вызывали интерес общественности и еще более редко влияли на архитектурно-градостроительную повестку региона. В Новосибирске, судя по всему, твердо решили нарушить нездоровую традицию и попробовать перезапустить не только формат общегородского фестиваля, но и сам подход к деятельности Союза архитекторов. И то, и другое можно только приветствовать. Уже сейчас НоСАР активно включился в работу над мастер-планом «Большого Новосибирска», параллельно планируя новые мероприятия, исследования и конкурсы вместе с архитектурной молодежью. Так что будем ждать из Новосибирска новостей и с удовольствием расскажем вам о них.

30 Сентября 2024

Похожие статьи
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Митьки в арбузе
В петербургском «Манеже» открылась выставка художников «Пушкинской-10» – не заметить ее невозможно благодаря яркому дизайну, которым занималась студия «Витрувий и сыновья». Тот случай, когда архитектура перетянула на себя одеяло и встала вровень с художественным высказыванием. Хотя казалось бы – подумаешь, контейнеры и горошек.
Архитектор в городе
Прошлись по современной Москве с проектом «Прогулки с архитектором» – от ЖК LUCKY до Можайского вала. Это долго и подробно, но интересно и познавательно. Рассказываем и показываем, гуляли 4 часа.
Конкурс в Коммунарке: нюансы
Институт Генплана и группа «Самолет» провели семинар для будущих участников конкурса на концепцию района в АДЦ «Коммунарка». Выяснились некоторые детали, которые будут полезны будущим участникам. Рассказываем.
Три шоу
МАРШ опять показывает, как надо душевно и атмосферно обходиться с макетами и с материями: физическими от картона до металла – и смысловыми, от вопроса уместности в контексте до разнообразных ракурсов архитектурных философий.
Рассвет и сумерки утопии
Осталось всего 3 дня, чтобы посмотреть выставку «Работать и жить» в центре «Зотов», и она этого достойна. В ней много материала из разных источников, куча разделов, показывающих мечты и реалии советской предвоенной утопии с разных сторон, а дизайн заставляет совершенно иначе взглянуть на «цвета конструктивизма».
Архитектура в дизайне
Британка была, кажется, первой, кто в Москве вместо скучных планшетов стал превращать показ студенческих работ с настоящей выставкой, с дизайном и объектами. Одновременно выставка – и день открытых дверей, растянутый во времени. Рассказываем, показываем.
Книга в будущем
Выставка, посвященная архитектуре вокзалов и городов БАМа, – первое историко-архитектурное исследование темы. Значительное: все же 47 поселков, и пока, хотя и впечатляющее, не вполне завершенное. Хочется, чтобы авторы его продолжили.
Нео в кубе
Поиски «нового русского стиля» – такой версии локализма, которая была бы местной, но современной, все активнее в разных областях. Выставка «Природа предмета» в ГТГ резюмирует поиски 43 дизайнеров, в основном за 2022–2024 годы, но включает и три объекта студии ТАФ Александра Ермолаева. Шаг вперед – цифровые растения «с характером».
Цвет и музыка; и белый камень
В палатах Василия Нарышкина на Маросейке открылось выставочное пространство музея AZ, специализирующегося в равной мере на искусстве «второго авангарда» и совриске. Тут несколько тем: первые этажи клубного дома в памятнике XVII века стали общественными, теперь можно попасть во двор, плюс дизайн галереи от [MISH]studio, плюс выставка, совмещенная с концертами авангардной музыки 1960-х. Разбираемся.
Арахноид совриска
Ткачество, вязание, вышивание – древнейшие профессии, за которыми прочно закреплена репутация мирных, домашних, женских, уютных, в общем, безопасных. Выставка в Ruarts Foundation показывает, что это вовсе не так, умело оперируя парадоксальным напряжением, которое возникает между традиционной техникой и тематикой совриска.
Нюансированная альтернатива
Как срифмовать квадрат и пространство? А легко, но только для этого надо срифмовать всё вообще: сплести, как в самонапряженной фигуре, найти свою оптику... Пожалуй, новая выставка в ГЭС-2 все это делает, предлагая новый ракурс взгляда на историю искусства за 150 лет, снабженный надеждой на бесконечную множественность миров / и историй искусства. Как это получается и как этому помогает выставочный дизайн Евгения Асса – читайте в нашем материале.
Атака цвета
На выставке «Конструкторы науки» проекты зданий институтов и научных городков РАН – в основном модернистские, но есть и до-, и пост- – погружены в атмосферу романтизированной науки очень глубоко: во многом это заслуга яркого экспозиционного дизайна NZ Group, – выставка стала цветным аттракционном, где атмосфера не менее значима, чем история архитектуры.
Город палимпсест
Довольно интересно рассматривать известные проекты в процессе их жизни. «Городу набережных» Максима Атаянца сейчас – 15 лет от замысла и 9 лет от завершения строительства. Заехали посмотреть: к качеству много вопросов, но, что интересно – архитектурные решения по-прежнему неплохо «держат» комплекс. Смотрите картинки.
Орел шестого легиона
С сегодняшнего дня в ГМИИ открыта выставка, посвященная Риму. В основном это коллекция гравюр и античной пластики Максима Атаянца – очень большая, внушительная коллекция, дополненная, как хороший букет, вещами из музейного хранения. Как она скомпонована и зачем туда идти – в нашем материале.
Кампус за день
Кто-то в теремочке живет? Рассказываем о том, чем занимались участники хакатона Института Генплана на стенде МКА на Арх Москве. Кто выиграл приз и почему, и что можно сделать с территорией маленького вуза на краю Москвы.
Зубцами к Неве
Градсовет Петербурга рассмотрел проект жилого комплекса на Матисовом острове, предложенный бюро Intercolumnium. Эксперты отметили ряд проблем, которые касаются композиции, фасадов и сценария жизни в окружении промышленных предприятий.
НИИФИЛ <аретова>
Борис Бернаскони в ММОМА показывает, как устаревшее слово НИИ делает куратора по-настоящему главным на выставке, как подчинить живопись архитектуре и еще рассказывает, что творчество – это только придумывание нового. Разбираемся в масштабе новаций.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Новосибирский счет
Какие качества приносят зданиям и проектам победу на профессиональном смотрах-конкурсах? Как выделить один проект среди других неординарных претендентов? Нужно ли участвовать в смотрах-конкурсах? Ответы на эти и другие вопросы дают результаты рейтинга «Золотая капитель», итоги которого были подведены в конце августа в Новосибирске.
Технологии и материалы
​VOX Architects: инновационный подход к светопрозрачным...
Архитектурная студия VOX Architects, известная своими креативными решениями в проектировании общественных пространств, уже более 15 лет экспериментирует с поликарбонатом, раскрывая новые возможности этого материала.
Свет, легкость, минимализм: поликарбонат в архитектуре
Поликарбонат – востребованный материал, который помогает воплощать в жизнь смелые архитектурные замыслы: его прочность и пластичность упрощают реализацию проекта и обеспечивают сооружению долговечность, а характерная фактура и разнообразие колорита придают фасадам и кровлям выразительность. Рассказываем о современном поликарбонате и о его успешном применении в российской и международной архитектурной практике.
​И шахматный клуб, и скалодром: как строился ФОК...
В 2023 году на юго-востоке Москвы открылся новый дворец спорта. Здание напоминает сложенный из бумаги самолётик. Фасадные и интерьерные решения реализованы с применением технологий КНАУФ, в том числе системы каркасно-обшивных стен (КОС).
​За фасадом: особенности применения кирпича в современных...
Навесные фасадные системы (НФС) с кирпичом – популярное решение в современной архитектуре, позволяющие любоваться эстетикой традиционного материала даже на высотных зданиях. Разбираемся в преимуществах кирпичной облицовки в «пироге» вентилируемого фасада.
Силиконо-акрилатная штукатурка: секрет долговечности
Компания LAB Industries (ТМ Церезит) представила на рынке новый продукт – силиконо-акрилатную штукатурку Церезит CT 76 для фасадных работ. Она подходит для выполнения тонкослойных декоративных покрытий интенсивных цветов, в том числе самых темных, гарантируя прочность и устойчивость к внешним воздействиям.
Свет и материя
​В новой коллекция светильников Центрсвет натуральные материалы – алебастр, латунь и кожа – создают вдохновляющие сюжеты для дизайнеров. Минимализм формы подчеркивается благородством материала и скрывает за собой самую современную технологию.
Teplowin: новое имя, проверенный опыт в фасадном строительстве
Один из крупнейших производителей светопрозрачных конструкций на российском строительном рынке – «ТД Окна» – объявил о ребрендинге: теперь это бренд Teplowin, комплексный строительный подрядчик по фасадам, осуществляющий весь спектр услуг по производству и установке фасадных систем, включая алюминиевые и ПВХ конструкции, а также навесные вентилируемые фасады.
Архитектурная подсветка фасадов ЖК и освещение придомовой...
Уютно должно быть не только внутри жилого комплекса, но и рядом с ним. В этой статье мы рассмотрим популярные осветительные решения, которые придают ЖК респектабельности и обеспечивают безопасную среду вокруг дома.
Облицовочный кирпич: какой выбрать?
Классический керамический, клинкерный или кирпич ручной формовки? Каждый из видов облицовочного кирпича обладает уникальным набором технических и эстетических характеристик. На примере продукции ГК «Керма» разбираемся в тонкостях и возможностях материала для современных проектов.
Sydney Prime: «Ласточкин хвост» из кирпича
Жилой комплекс Sydney Prime является новой достопримечательностью речного фронта Большого Сити и подчеркивает свою роль эффектным решением фасадов. Авторский подход к использованию уникальной палитры кирпича в навесных фасадных системах раскрывает его богатый потенциал для современной архитектуры.
Возрождение лесной обители. Как восстанавливали старинный...
Во Владимирской области возрожден из руин памятник церковного зодчества начала XIX века – Смоленская церковь на Веретьевском погосте. Реставрационные работы на каменном храме проводились с использованием материалов компании Baumit.
Урбанистика здоровья: спорт в проектах благоустройства
Уличные спортивные зоны являются неотъемлемой частью современной урбанистической среды и призваны, как и благоустройство в целом, стимулировать жителей больше времени проводить на улице и вести здоровый образ жизни. Компания «Новалур» предлагает комплексные решения в области уличного спорта и также является производителем линейки уличных тренажеров с регулируемой нагрузкой, подходящих максимально широкому кругу пользователей.
​Архитектура света: решения для медиафасадов в...
Медиафасады – это инновационное направление, объединяющее традиционные архитектурные формы с цифровыми технологиями. Они позволяют создавать интерактивные здания, реагирующие на окружающую среду, движение пешеходов или даже социальные медиа. Российская компания RGC представляет технологию, интегрирующую медиа непосредственно в стеклопакеты.
Как уменьшить запотолочное пространство для коммуникаций?
Повысить уровень потолка за счет сокращения запотолочного пространства – вполне законное желание девелопера, архитектора и дизайнера. Но этому активно сопротивляются инженеры. Сегодня мы расскажем о красивом и нестандартном решении этой проблемы.
Холст из стекла
Открытие нового корпуса Третьяковской галереи на Кадашевской набережной в мае 2024 года ознаменовало не только расширение знаменитого музея, но и знаковое событие в области использования архитектурного стекла с применением технологии печати. О том, как инновационное остекление расширило границы музейной архитектуры – в нашем материале.
От эскиза до «Дракона»: творческая кухня «Новых Горизонтов»
Компания «Новые Горизонты», отметившая в 2024 году свое 25-летие, прошла путь от дистрибьютора известного финского производителя Lappset до разработчика собственных линеек детского игрового оборудования. За четверть века они эволюционировали от импортера до инновационного проектировщика и производителя, способного воплощать самые смелые идеи в реальность.
​Палитра вашего путешествия
Конкурс авторских палитр для интерьера «Время, место и цвет» в самом разгаре. Его проводит дизайнер, декоратор и преподаватель Виктория Малышева в партнерстве с брендом красок Dulux. Виктория рассказала об идее конкурса и собственных палитрах.
От плоскости к объему: революция в остеклении с помощью...
Моллирование стекла – технология, расширяющая границы архитектурного проектирования и позволяющая создавать сложные геометрические формы в остеклении зданий. Этот метод обработки стекла открывает новые возможности для реализации нестандартных архитектурных решений, сочетая эстетику и функциональность.
Девять правил работы с инженерами
Проектная компания «Траст инжиниринг», работающая с известными архитектурными бюро на знаковых объектах, составила топ-9 правил взаимодействия архитекторов и инженеров, чтобы снизить трудозатраты обеих команд.
Сейчас на главной
Собор для туристов
Трехнефный вокзал для линии скоростной железной дороги по проекту gmp в Наньчане облегчит путь на работу жителям, а туристам – доступ к ключевым достопримечательностям региона.
Спелый апельсин
Учебный центр Edu Expo построен в центральной части Ташкента по проекту местного бюро Parallel architects. Относительно простая планировочная структура – аудитории и конференц-залы, сосредоточенные вокруг центрального холла – проявлена на фасаде панелями с паттерном штрих-кода. Однако вставки ярко-оранжевых балконов и ниш полностью меняют восприятие.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Сады и узоры
С проектом креативного кластера в Саудовской Аравии бюро IND взяло премию WAF в номинации «Проекты», в категории «Культура». Архитекторы предложили жесткую ортогональную структуру, но интегрировали в нее систему камерных пространств с тенью, садами и водоемами. Отсылки к традиционной культуре, такие как трамбованная земля или имитация узоров на ткани, соединяются с вертикальным озеленением и структурным остеклением.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Древнеримский порядок
Учебный корпус CuBo Римского биомедицинского университета по проекту бюро Labics соединяет в себе открытость и ориентированность на коммуникацию с жесткой матрицей древнеримского градостроительства.
Лес у моря
В рамках архитектурной экспедиции «Русский Север», организованной СПбГАСУ, студентам удалось посетить труднодоступное село Ворзогоры. Сложную дорогу окупает увиденное: песчаный берег Белого моря, старинные деревянные церкви, нетронутый пейзаж. В своих работах команды искали способы привлечения туристов, которые не нарушат уклад места, но помогут его сохранить.
Вызов технический и туристический
Смотровые платформы над рекой Нуцзянь в Тибете по проекту бюро Archermit задуманы как вызов для путешествующих по западу Китая туристов, но экстремальные условия Сычуаньских Альп потребовали максимальных усилий и от архитекторов, конструкторов и строителей.
WAF 2024: малые награды
Завершаем наш обзор финалистов Всемирного фестиваля архитектуры специальными номинациями. В этом году отмечены выдающие работы с цветом, естественным светом, камнем, а также экологичными решениями. Приз за лучший малый объект вновь ушел в Японию.
Сказки Нёноксы
Архитектурная экспедиция «Русский Север», организованная СПбГАСУ, посвящена исследованию туристического потенциала двух арктических сёл. В этой публикации рассказываем о поморском поселении Нёнокса, сохранившем пятишатровую церковь и другие характерные деревянные постройки. Пять студенческих команд из разных городов на месте изучали архитектурное наследие и дух места, а затем предложили концепции развития с модным «избингом» и экотропами, а также поработали над брендом и событийной программой.
Шаг вперед
Жилой комплекс HIDE стал для архитекторов ADM, Андрея Романова и Екатерины Кузнецовой, существенным рубежом в поиске новой пластики высотных башен: гибкой и дискретной, позволяющей оживлять объем и силуэт, моделировать форму. За последние годы подход стал «фирменной фишкой» ADM, а его в становлении ключевую роль сыграла, в частности, золотистая башня HIDE. Рассказываем историю, рассматриваем подробности построения комплекса, находим его стержень.
Роль фактуры
Активная поверхность бетона на фасадах и в интерьерах – основа архитектурного образа виллы в пригороде Бразилиа по проекту Studio Bruno Porto.
WAF Inside 2024: голодный город
Жюри Всемирного фестиваля архитектуры признало лучшим интерьерным проектом года пекинскую лапшичную. Новозеландское бюро Office AIO сумело найти оптимальные планировочные решения для гибридной концепции обслуживания, а также, оставаясь в рамках минимализма, предложило яркие решения, которые притягивают посетителей и располагают к общению. Рассказываем подробнее об этом проекте и показываем победителей других категорий.
Зодчество 2024: шесть причин зайти на фестиваль
Сегодня в 32 раз стартует фестиваль Союза архитекторов «Зодчество». Он продлится 3 дня: Гостиный двор будет заполнен экспозициями, программа же заполнена мероприятиями. Мы посмотрели на анонсы и сделали свою выборку, чтобы помочь вам сориентироваться. Дедала – вручают в четверг вечером.
WAF 2024: инклюзия
Всемирный фестиваль архитектуры подвел итоги. Главный приз забрала школа, тесно связанная с сообществом аборигенов Австралии, проектом года стал религиозный центр алевитов в Турции, а в лучшем ландшафтном проекте используются традиционные архитектурные мотивы китайского субэтноса хакка. И даже работа российского бюро в этом году попала в список финалистов – при соблюдении условия, что сделана она для другой страны. Рассказываем о победителях и финалистах.
Черное кимоно
Бюро IDEOLOGIST подготовило проект реконструкции позднесоветской базы отдыха, расположенной на скале у Черного моря, недалеко от Геленджика. Концепция выдержана в японском духе, что с одной стороны соответствует вектору развития курорта, с другой – логично соотносится с созерцательными пейзажами субтропического пояса.
Золото в песках
В Дубае открылся офис трансконтинентальной компании, связанной с добычей и обработкой ресурсов. Его интерьер реализован по проекту T+T Architects, а они мастера своего дела, умеют организовать пространство современно, разнообразно, гибко и оригинально. В данном случае на представительском этаже «царит» гигантская, облицованная золотистой латунью, перегородка, а контекстуально обоснованный фон дает слоистая фактура прессованной земли.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
Пресса: Это Валентин Коган (бюро SLOI) — пожалуй, самый востребованный...
Основателя бюро SLOI Валентина Когана можно назвать самым успешным молодым архитектором Петербурга — по его проектам строят сразу несколько больших объектов, в том числе протестантскую церковь в Парголово и жилой комплекс и гостиницу рядом с Островом фортов в Кронштадте. Как успевать за глобальными профессиональными трендами, что общего у придуманного им деревянного храма с айфоном и какие КОНКРЕТНЫЕ (да, капсом!) меры помогут сделать архитектуру Петербурга лучше, специально для отдела «Петербург будущего» Собака.ru архитектурный критик Мария Элькина узнала у Валентина Когана.
«Открытый город 2024»: Алтари неизведанного. Стихийное...
Знакомим еще с одним воркшопом фестиваля «Открытый город» – «Алтари неизведанного. Стихийное сакральное» под руководством MARKS GROUP. Основная цель воркшопа – провести самостоятельное исследование и получить практические навыки, которые студенты могли бы применить в дальнейшей работе. Объектом исследования была предложена гора Воттоваара в западной Карелии.
Культурный треугольник
Еще один проект мастерской «Арканика» для Альметьевска – трехэтажная художественная галерея, которая расположится у Каскада прудов в пешей доступности от штаб-квартиры «Татнефти». Главными аттракторами послужат подсвеченные фасады и кровля-амфитеатр, ориентированная на мечеть, а также функциональная программа, продуманная компанией «Новая земля».
Архитектура будущего глазами сегодняшних выпускников
В Паркинг Галерее парка «Зарядье» проходит выставка дипломных работ выпускников художественных вузов ВЫПУСК’24. Специальный раздел выставки посвящен архитектурным проектам, о которых мы расскажем. Среди них досуговый комплекс в Ярославской области, городской рынок в Суздале, университет в Сочи, музей в Калуге, научно-исследовательский кластер в Сколково и целый город Николоград.
Временно белоснежный дракон
В китайском Уси после реконструкции по проекту бюро Wutopia Lab открылся парковый павильон Emerald Screen Pergola: эта белоснежная эфемерная конструкция скоро действительно станет изумрудно-зеленой.
«Открытый город 2024»: Дом Евангелия в Санкт-Петербурге
Цикл публикаций о воркшопах проекта «Открытый город» в этом году начинаем с рассказа о проекте «Дом Евангелия: функционализм vs сакраментализм» в Санкт-Петербурге. Проект реализован под руководством бюро «СИВИЛ» и призван обратить внимание на проблему сохранения исторической архитектуры и включения ее в современный городской контекст. Реконструкция Дома Евангелия – это реальный проект бюро, в ходе которого будут реализованы идеи участников воркшопа.
Жилые проекты Московской области:
12 примеров
Мособлархитектура постоянно работает над новыми нормативами, цель которых – сделать проекты качественными, в том числе визуально. Следите за обновлениями! О них, в числе прочего, рассказали на региональном Форуме проектировщиков. Там же показали позитивные примеры жилых проектов: 4 от «Лабва» Станислава Кулиша, 3 от арх-подразделения ГК «Самолет», которым руководит Андрей Перлич, 5 переселенческих малоэтажек от «Алев Груп».
Вторая ступень
Парк покорителей космоса имени Юрия Гагарина, расположенный недалеко от Саратова в месте приземления космонавта, власти города планируют развивать как тематический развлекательно-познавательный кластер. Согласно концепции, подготовленной архитектурной мастерской Алексея Ильина и медиагруппой «Красный квадрат», на его территории появится серия объектов, главным из которых станет павильон «Восток-1».
Механическое «облако»
Инженерно-технический корпус Cloud Engine по проекту шанхайского бюро XING DESIGN переосмысляет тип инфраструктурного объекта в парковом окружении.