Живопись старых мастеров
Один из главных мастеров работы с клинкером среди современных российских архитекторов – Сергей Скуратов, президент Sergey Skuratov Architects. В своем знаменитом Арт-хаусе в Тессинском переулке Скуратов создал драгоценную «шкуру» из кирпича ручной работы с вулканическими вкраплениями, покрывающую все тело здания, включая крышу. Молодые архитекторы, вооруженные хорошей фототехникой, приходят поклониться этому дому выдающегося художественного и строительного качества. Арт-хаус получил множество премий и стал этапом в освоении клинкера в России.В другом знаковом городском ансамбле, «Садовых кварталах» Сергей Скуратов подошел к кирпичной кладке, по его собственным словам, уподобляя ее живописи старых мастеров с ее многослойностью, где под красной краской через кракелюры просвечивает черный или темно-зеленый слой. Красный клинкер на черной подложке растворного шва воспроизводит эту многослойность, причем сама поверхность кирпича также изобилует цветовыми переливами. Роль кирпича в комплексе огромна, его выгодно оттеняют белый камень и бирюзовая медь. В спроектированных Скуратовым кирпичных башнях использован специально для них созданный сорт Gent Gartenviertel компании Hagemeister.
Сергей Скуратов:
«Для «Садовых кварталов» мне важно было найти кирпич, во-первых, ассоциативно связанный с традиционным кирпичом Клейна, во-вторых, – сам по себе живописный. Этот кирпич при обжиге дает многообразие оттенков и поверхностей. В него намешана масса разных глин. Он сложносочиненный. В зависимости от того, в какой части находится кирпич, степень его обжига различна. Ближе к краям печи, где температура больше, он более темный. Где очаги огня точечные, он становится оплавленным, как карамель. Мне это дико нравится, держать этот кирпич в руках – удовольствие. Это произведение искусства». (цитата из журнала «Проект Россия» №82, М., 2017. С. 43).
Плодотворное сотрудничество продолжилось на других объектах архитектора. Для жилого дома на ул. Бурденко компания Hagemeister подготовила специальную сортировку клинкера, названную в честь данного объекта. Цвет кирпичей ручной работы меняется от вишневого до серовато-металлического и желто-охристого. Раскладка кирпичей прорисована в деталях для каждой части стены. К цветовому разнообразию добавляется рельефный рисунок кирпичей, выступающих из плоскости стены и создающих эффектную светотень.
Столь же художественный поход к кирпичу характерен для ЖК «Эгодом». Специально для ЖК «Эгодом» компания Hagemeister по эскизам Сергея Скуратова произвела сорт EGODOM, включающий сорта Gent BU и Lubeck GT. В общей сложности для ЖК «Эгодом» компания Hagemeister изготовила, а фирма «КИРИЛЛ» поставила на стройку восемь видов кирпича, в частности: полнотелый кирпич с тремя лицевыми сторонами, кирпич с лицевой «постелью», и ряд нестандартных кирпичей по чертежам бюро Сергея Скуратова.
Сергей Скуратов участвует в европейских архитектурных семинарах Hagemeister, а в 2019 году в его бюро, на территории Садовых кварталов, фирма «КИРИЛЛ» с компанией Hagemeister провели свой первый совместный российский семинар по клинкеру. В апреле 2021 года семинар планируется провести в павильоне «Руина» Государственного Музея архитектуры им. Щусева.
Цвет, пластика, рельеф
Андрей Романов, глава ADM, утверждает, что в кирпиче возможно всё. В клубных домах Maison Rouge и на Ордынке он добился, благодаря применению клинкера, изысканного рельефного рисунка фасада, а красота и долговечность и, следовательно, экологичность зданий, которые обеспечивает клинкер – это искомые качества в современном городе. Спустя пятьдесят и сто лет здание должно выглядеть так же хорошо, как при постройке, тогда его будут беречь. В ЖК «Ривер-парк» и ЖК “Vitality” – другой подход к кирпичу, основанный на крупной пластике. В любом случае применение клинкера дает архитектору гибкие выразительные средства.Андрей Романов, генеральный директор ADM:
«Нам нравится работать с клинкером, потому что это один из лучших материалов, он обладает очень богатой текстурой. Это так называемый мелкоштучный материал, он состоит из многих элементов, каждый их которых – если это продукция хорошего производителя – обладает своим оттенком и своей фактурой. Особенно важно это для современной архитектуры, так как, в отличие от классической, в ней нет большого количества деталей, например наличников, балясин и т.д. Она лаконична, а значит – материал обязательно должен быть интересным. Клинкер даже при лаконичном рисунке создает убедительный художественный образ.
Роль кирпича в современном городе состоит в том, что с его помощью можно создать художественный образ не только для эстетов, но и для широкой публики. Человеку для психологического комфорта важно визуальное разнообразие, подобное тому, что есть в природе. Это «зашитая» в нас физиология. Мы не можем долго находиться в слишком рафинированной среде без фактур и деталей, без разнообразных поверхностей и оттенков. Кирпич прекрасно восполняет эту нашу потребность. Это очень человечный материал.
Можно ли создать новое в таком старом материале как кирпич? Да, безусловно. Кирпич – один из самых пластичных материалов, у него масса выразительных возможностей. Первое, что дает клинкер, – это цвет. Цветом очень многое можно сделать. Правильно выбранный цвет – это существенная часть хорошо сделанного проекта. Творческий процесс в архитектуре, по крайней мере в нашем случае, устроен так, что мысли о цвете материала приходят одновременно с мыслями о композиции и о рисунке фасада.в каждом случае возникает совершенно уникальный образ. В Ривер-парк и Vitality мы создали смеси из клинкера марки Hagemeister, которые вы не найдете ни в каком другом проекте. Они даже получили собственные названия.
Вторая сильная сторона клинкера – его пластичность. Он позволяет очень активно работать с пластикой фасада. Мы можем придумывать очень сложные элементы и клинкер позволит их реализовать . Как например треугольные в плане пилоны в проекте ЖК Vitality или изогнутые, увеличивающиеся кверху эркеры в ЖК Ривер-парк. Кроме того мы можем придавать глубокую пластику непосредственно кладке, создавая рельефные карнизы или поворачивая кирпич под углом, как на фасадах ЖК «Ордынка 19» или клубного дома Maison Rouge. Такие приемы создают сложную светотень и делают фасад намного выразительнее. Ну, и, разумеется, клинкерный кирпич удобнее любого другого на криволинейных участках фасада».
Венеция и Византия в Москве
Образ фасадов ЖК “The Residences Mandarin Oriental” на Софийской набережной, созданных Ильей Уткиным совместно с генпроектировщиками – АБ Сергей Скуратов architects, которые взяли на себя все согласования и нешуточную борьбу за качество в «декоративно-классицистической», итоговой версии фасадов, – основан на диалоге клинкера с мраморовидным известняком.Сочетание красного кирпича и белого камня часто встречается в исторических городах: в Москве, начиная с башен Кремля, Амстердаме, Лондоне, Бостоне, далее – везде. Надо пояснить, при чем тут Венеция. Дело в том, что архитектор Илья Уткин хотел не просто воспроизвести в отделке фасадов московский колорит, он украсил фасады византийскими узорами. В конце концов, Москва – наследница Константинополя, да и много у нас византийского: от икон до стиля управления. А Венецианская республика в XV веке также мыслила себя выгодоприобретательницей угасавшей Византии, византийские мастера там работали, и не только на строительстве собора Сан-Марко. И уткинские фасады с высокого качества клинкером и беломраморным геометричным «кружевом» ближе венецианской роскоши и колориту, чем московскому белокаменному обиходу.
Илья Уткин:
«Современный кирпич привлекает, прежде всего, разнообразием фактуры и цвета! Есть у кирпича, и в частности клинкера, особое качество – масштабная фактура: он дает детализацию поверхности, столь необходимую человеческому глазу. Кроме того, у человека есть психологическое доверие к этому материалу как проверенному временем! Клинкер условно вечен!
В ЖК на Софийской набережной, где я проектировал только фасады, а весь проект делал Сергей Скуратов, мы старались достойно вписаться в окружающую застройку. Северный фасад корпуса №3, который виден со стороны Кремля, где исторически была малоэтажная застройка, архитектурно решён в виде композиции разноэтажных жилых домов. Сочетание кирпича и камня помогают нам в этом решении. Визуально читаются два разноэтажных здания. Каменный дом немного у́же кирпичного. Трёхэтажная часть дома выступает вперёд, образуя террасу для верхнего этажа четырёхэтажной части. Кирпичный фасад отделён уступами от каменного. Эта пространственная композиция объединена единым цоколем и поясами единообразных бордюров.
Композиция западного фасада третьего корпуса тоже построена на сочетании камня и кирпича. Нижняя цокольная часть фасада выполнена из мраморовидного известняка. Верхняя часть фасада выполнена из коричневого лицевого кирпича и каменных архитектурных деталей. Этот кирпич сам по себе имеет богатую фактуру в простой кладке. Но мы еще больше усложняем рисунок кладки для достижения максимального богатства формы. Сначала кирпичные пилоны выкладываются рустом, потом чередуются с бордюрами, а на месте стыка с карнизом декорируются каменной резной вкладкой. Кирпичный карниз выполнен из разных горизонтальных кирпичных бордюрных наборов. Сочетание крупного бордюрного рисунка с мелким, ступенчатые выступы плоскостями и углами дают богатый рисунок общей формы завершающего карниза».
***
Эти три примера показывают, что клинкер хорош в разных стилях. Что он сам по себе дает зданию гарантию качества и долголетия. Можно сказать, пожалуй, что для архитектуры уместен лозунг «красивый кирпич – и больше ничего не надо», ведь мы ценим и сохраняем сегодня промышленные постройки XIX-XX века из кирпича, которые современники считали рядовыми, не в последнюю очередь из-за материала. А если за клинкер берутся еще и талантливые авторы, рождаются истинные шедевры.