Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

20.05.2021

Прочность без границ

Олег Гишар
Мастерская:
Holcim

Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.

"Ductal®, – это сверхвысокопрочный фибробетон, или UHPC (Ultra High Performance Concrete), обладающий высокой прочностью как на сжатие, так и на растяжение при изгибе.  Это инновационный продукт компании LafargeHolcim – мирового лидера в производстве строительных материалов и предоставлении комплексных решений для строительства.   Самое ценное в Ductal® для архитекторов – сочетание феноменальных конструктивных и декоративных качеств.  Финишная отделка этому материалу не требуется: его внешняя красота и так безусловна.

Уникальные качества этого материала оценили многие всемирно известные архитекторы: Ренцо Пьяно, Herzog & de Meuron, Заха Хадид и многие другие. Например, Жан Нувель применил его в фасадных конструкциях марсельского небоскреба “Jean Nouvel Marseillaise Tower”, Френк Гери облицевал белыми панелями из Ductal® Фонд Louis Vuitton в Париже, а Руди Риччотти создал знаменитые кружевные фасады Музея цивилизаций в Марселе.

Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья – MUCEM. Agence Rudy Ricciotti
Музей цивилизаций Европы и Средиземноморья – MUCEM. Agence Rudy Ricciotti
© Lisa Ricciotti

Сверхвысокопрочный фибробетон обладает рядом выдающихся качеств. Этот материал гораздо более долговечный и прочный, чем обычный бетон. Любопытно, что при изобретении Ductal® в 1990-х его прочность в лабораторных условиях была исключительной и равнялась 500 МПа, ее специально уменьшали. Сейчас она составляет не менее 100 МПа, а для конструкций 150 МПа (для сравнения: у обычного бетона прочность не более 40 МПа). Причина – в плотности упаковки матрицы, которая в Ductal® очень высокая, тогда как в обычном бетоне присутствуют довольно крупные поры. Благодаря этому изделия из Ductal® имеют сверхнизкое водопоглощение, высокую прочность и безупречную гладкость поверхности.

По этим параметрам Ductal® превосходит как обычный бетон, так и стеклофибробетон. При производстве элементов из обычного бетона невозможно обойтись без арматуры периодического профиля. Для элементов же, производимых из Ductal® , этого не требуется. Роль арматуры выполняет фибра (нержавеющая, полимерная или стекло-пластиковая). Этот факт значительно облегчает производство изделий в заводских условиях. Более того, наличие заводских элементов способствует высокому качеству монтажных и строительных работ. Даже если речь идет о достаточно сложных объектах, как, скажем, перекрытие вокзала TGV в Монпелье или оболочка Стадиона Жана Буэна в Париже.
Стадион «Жан Буэн». Предоставлено Agence Rudy Ricciotti
Стадион «Жан Буэн». Предоставлено Agence Rudy Ricciotti
© Olivier Amsellem

Идеальные поверхности

В создании перфорированных фасадов сверхвысокопрочному фибробетону (UHPC) нет равных, но материал также активно применяется для изготовления облицовочных панелей. И здесь у него тоже масса преимуществ, в том числе декоративных. Архитекторы любят открытый бетон за то, что это честный и красивый материал, излучающий брутальность и силу. Но, как правило, бетонная поверхность требует тщательной обработки и ухода, чтобы защитить ее от влаги и старения. Крашеный бетон теряет пятьдесят процентов эстетики. В случае с Ductal® покраска не нужна, это открытый бетон с бархатистой поверхностью, демонстрирующий, так сказать, мягкую силу.

Так, для арт-галереи Foksal Gallery Foundation в Варшаве известное швейцарское бюро Diener & Diener реконструировало памятник архитектуры 1960-х  с помощью темно-серых панелей из Ductal® размером 7,21 х 3,46 м на основе органической фибры. Вес этих панелей в три раза меньше, чем вес обычного бетона, потому что их толщина – всего 4 см. Применение сверхвысокопрочного фибробетона позволило обеспечить логичные переходы к старым бетонным элементам и создать образ, продолжающий утонченную брутальность исторической галереи. Это первое применение Ductal® в Польше.
Реконструкция галереи Foksal в Варшаве. Арх. Diener & Diener. © LafargeHolcim
Реконструкция галереи Foksal в Варшаве. Арх. Diener & Diener.
© LafargeHolcim
Реконструкция галереи Foksal в Варшаве. Арх. Diener & Diener. © LafargeHolcim
Реконструкция галереи Foksal в Варшаве. Арх. Diener & Diener.
© LafargeHolcim

В Школе управления «Ротман» в Университете Торонто благородного оттенка серые панели (высота от 3,5 до 5 м, ширина от 0,5 до 1 м, толщина 30 мм) чередуются в усложненном шахматном порядке со стеклянными окнами. Бархатная серая поверхность контрастирует с гладкой стеклянной и в зависимости от освещения и ракурса меняет оттенок: она то светлее темного стекла, то темнее отраженного в нем неба. 
Расширение Школы управления «Ротман» в Торонто. © LafargeHolcim
Расширение Школы управления «Ротман» в Торонто.
© LafargeHolcim
Расширение Школы управления «Ротман» в Торонто. © LafargeHolcim
Расширение Школы управления «Ротман» в Торонто.
© LafargeHolcim
Расширение Школы управления «Ротман» в Торонто. © LafargeHolcim
Расширение Школы управления «Ротман» в Торонто.
© LafargeHolcim
Расширение Школы управления «Ротман» в Торонто. © LafargeHolcim
Расширение Школы управления «Ротман» в Торонто.
© LafargeHolcim
Расширение Школы управления «Ротман» в Торонто. © LafargeHolcim
Расширение Школы управления «Ротман» в Торонто.
© LafargeHolcim
Расширение Школы управления «Ротман» в Торонто. © LafargeHolcim
Расширение Школы управления «Ротман» в Торонто.
© LafargeHolcim

Оттенки белого

Столь любимая мастерами модернизма белая архитектура требует высочайшего строительного качества. Если на обычном белом бетоне со временем проступают ржавые точки от  арматуры, то поверхность из Ductal®  останется белоснежной на многие десятилетия. Кроме того, даже при сложной изогнутой форме панелей, достигается идеальное качество стыков, что также для белой архитектуры принципиально. Примером является детский сад в Париже – La crèche Pierre Budin, где все облицовочные панели выполнены из Ductal®. Все элементы уникальны, при этом стыкуются очень точно, так как сделаны на заводе. Стыки панелей практически не заметны. В результате придуманные архитекторами плавные изгибы и скругления фасада получили достойное воплощение.
Детский сад Pier Boudin в Париже. Agence ECDM (Emmanuel Combarel & Dominique
Marrec) © LafargeHolcim
Детский сад Pier Boudin в Париже. Agence ECDM (Emmanuel Combarel & Dominique Marrec)
© LafargeHolcim
Детский сад Pier Boudin в Париже. Agence ECDM (Emmanuel Combarel & Dominique
 © LafargeHolcim
Детский сад Pier Boudin в Париже. Agence ECDM (Emmanuel Combarel & Dominique
© LafargeHolcim
Детский сад Pier Boudin в Париже. Agence ECDM (Emmanuel Combarel & Dominique
 © LafargeHolcim
Детский сад Pier Boudin в Париже. Agence ECDM (Emmanuel Combarel & Dominique
© LafargeHolcim
Детский сад Pier Boudin в Париже. Agence ECDM (Emmanuel Combarel & Dominique
 © LafargeHolcim
Детский сад Pier Boudin в Париже. Agence ECDM (Emmanuel Combarel & Dominique
© LafargeHolcim
Детский сад Pier Boudin в Париже. Agence ECDM (Emmanuel Combarel & Dominique
 © LafargeHolcim
Детский сад Pier Boudin в Париже. Agence ECDM (Emmanuel Combarel & Dominique
© LafargeHolcim
Детский сад Pier Boudin в Париже. Agence ECDM (Emmanuel Combarel & Dominique
 © LafargeHolcim
Детский сад Pier Boudin в Париже. Agence ECDM (Emmanuel Combarel & Dominique
© LafargeHolcim
Детский сад Pier Boudin в Париже. Agence ECDM (Emmanuel Combarel & Dominique
 © LafargeHolcim
Детский сад Pier Boudin в Париже. Agence ECDM (Emmanuel Combarel & Dominique
© LafargeHolcim
Детский сад Pier Boudin в Париже. Agence ECDM (Emmanuel Combarel & Dominique
 © LafargeHolcim
Детский сад Pier Boudin в Париже. Agence ECDM (Emmanuel Combarel & Dominique
© LafargeHolcim
Детский сад Pier Boudin в Париже. Agence ECDM (Emmanuel Combarel & Dominique
 © LafargeHolcim
Детский сад Pier Boudin в Париже. Agence ECDM (Emmanuel Combarel & Dominique
© LafargeHolcim

Любая сколь угодно сложная форма в белом цвете всегда ясно воспринимается, поскольку подчеркнуто ясен ее рельеф. Студенческое общежитие в Порт-де-Ванв в Париже демонстрирует прихотливо устроенный «слоеный» фасад с навесными частями – своеобразными эркерами, устроенными ради лучших видов из окон. Поверхности, в том числе на углах, облицованы белыми панелями из Ductal®, которые в должной мере проявляют смелый замысел архитекторов.
Студенческое общежитие в Париже. Jacques Ripault Architecture © LafargeHolcim
Студенческое общежитие в Париже. Jacques Ripault Architecture
© LafargeHolcim
Студенческое общежитие в Париже. Jacques Ripault Architecture © LafargeHolcim
Студенческое общежитие в Париже. Jacques Ripault Architecture
© LafargeHolcim
Студенческое общежитие в Париже. Jacques Ripault Architecture © LafargeHolcim
Студенческое общежитие в Париже. Jacques Ripault Architecture
© LafargeHolcim
Студенческое общежитие в Париже. Jacques Ripault Architecture © LafargeHolcim
Студенческое общежитие в Париже. Jacques Ripault Architecture
© LafargeHolcim

Кроме того, на белой поверхности выразительно смотрятся грани и прорези. Architecture Studio обыграли эту особенность в Высшей школе промышленного и гражданского строительства в Кашане (Франция). Граненая оболочка с прорезями обнимает стены и крышу здания. Панели нестандартной формы Ductal® выполнены с абсолютной точностью. 
Школа гражданского и промышленного строительства в Кашане (Франция). Architecture Studio
Школа гражданского и промышленного строительства в Кашане (Франция). Architecture Studio
© LafargeHolcim

Наряду с гладкими панелями в сверхвысокопрочном фибробетоне можно создавать и рельефные поверхности, которые либо отливаются целиком, либо объемный узор изготавливается отдельно и наносится позднее. Один из примеров сложносоставного фасада демонстрирует здание Louis Vuitton в Майами. Белые панели размером 2 х 1,7 метра покрыты звездчатым узором из Ductal®, сочиненным на основе логотипа модного дома.
Магазин Louis Vuitton в Майами. Арх. Петер Марино © LafargeHolcim
Магазин Louis Vuitton в Майами. Арх. Петер Марино
© LafargeHolcim
Магазин Louis Vuitton в Майами. Арх. Петер Марино © LafargeHolcim
Магазин Louis Vuitton в Майами. Арх. Петер Марино
© LafargeHolcim
Магазин Louis Vuitton в Майами. Арх. Петер Марино © LafargeHolcim
Магазин Louis Vuitton в Майами. Арх. Петер Марино
© LafargeHolcim
Магазин Louis Vuitton в Майами. Арх. Петер Марино © LafargeHolcim
Магазин Louis Vuitton в Майами. Арх. Петер Марино
© LafargeHolcim

Бетонное кружево XXI века 

Кружевные фасады из Ductal® поражают воображение. Конечно, у них есть исторические предшественники. Это и каменное кружево готических соборов, причем именно французской готики, скажем, собора в Руане. Это и архитектура мистика Антонио Гауди. И более близкий к нам по времени ажурный дом 1940 года архитектора Андрея Бурова на Ленинградском проспекте в Москве, где растительный орнамент фасадных панелей выполнен из бетона. 
Собор в Руане Предоставлено LafargeHolcim
Собор в Руане
Предоставлено LafargeHolcim
Ажурный дом на Ленинградском проспекте. Арх. Андрей Буров Фотография © Archi.ru
Ажурный дом на Ленинградском проспекте. Арх. Андрей Буров
Фотография © Archi.ru

Современные архитекторы, продолжая традиции, создают ажурные фасады XXI века. Всемирно известный французский архитектор Жан-Мишель Вильмот реконструировал в Париже одно из зданий компании Vente-privee, расположенное на въезде во французскую столицу недалеко от спортивной арены Стад-де-Франс. Фасад получил двойную «кожу» из сверхвысокопрочного фибробетона. Первая оболочка представляет собой сплошные панели, а поверх наброшено кружево из Ductal®. Рисунок кружева выполнен итальянским художником Пуччи де Росси, другом основателя Vente-privee Жака-Антуана Граньона. Эта вторая оболочка из бетонной «пряжи», содержащей стальную фибру, отстоит от основной поверхности на 1 м и является на 72 процента прозрачной. На ней укреплено 1950 led-светильников, вечером превращающих архитектуру в цветное шоу. 
Один из офисов компании Vente-privee в Париже. Арх. Жан Мишель Вильмотт. © LafargeHolcim
Один из офисов компании Vente-privee в Париже. Арх. Жан Мишель Вильмотт.
© LafargeHolcim
Один из офисов компании Vente-privee в Париже. Арх. Жан Мишель Вильмотт. © LafargeHolcim
Один из офисов компании Vente-privee в Париже. Арх. Жан Мишель Вильмотт.
© LafargeHolcim
Один из офисов компании Vente-privee в Париже. Арх. Жан Мишель Вильмотт. © LafargeHolcim
Один из офисов компании Vente-privee в Париже. Арх. Жан Мишель Вильмотт.
© LafargeHolcim
Один из офисов компании vente-privee в Париже. Арх. Жан Мишель Вильмотт. © LafargeHolcim
Один из офисов компании vente-privee в Париже. Арх. Жан Мишель Вильмотт.
© LafargeHolcim
 
Очевидно, что тонкая вязь из Ductal® может играть несколько ролей: быть сплетением монограмм на основе логотипа компании, как у Луи Вюиттон в Майами, быть просто художественной каллиграфией, как в здании Вильмотта в Париже, а может отвечать за национальную специфику. Арабская  тема стала основой в образовательном центре и музее фонда Ага-Хан в Лондоне. Прицкеровский лауреат, архитектор Фумихико Маки выполнил полупрозрачные стены «Садов света» во дворе музея из белоснежного Ductal® с фиброй из нержавеющей стали. Столь же важны арабески на фасаде аэропорта в Марокко. Здесь они еще и защищают от солнца, создавая узорчатую полутень.
Музей и образовательный центр Фонда Ага-Хан в Лондоне. Арх. Фумихико Маки © LafargeHolcim
Музей и образовательный центр Фонда Ага-Хан в Лондоне. Арх. Фумихико Маки
© LafargeHolcim
Музей и образовательный центр фонда Ага-Хан в Лондоне. Арх. Фумихико Маки © LafargeHolcim
Музей и образовательный центр фонда Ага-Хан в Лондоне. Арх. Фумихико Маки
© LafargeHolcim
Аэропорт Рабат-Сале в Марокко. Арх. Zhor Jaidi Bensouda © LafargeHolcim
Аэропорт Рабат-Сале в Марокко. Арх. Zhor Jaidi Bensouda
© LafargeHolcim

 Разнообразные солнцезащитные навесы, козырьки, ширмы и другие конструкции из Ductal® стали основой архитектурного решения резиденции Odalys Prestige Nakara в Нарбонне (Франция). Архитектор Жак Феррье с помощью белых ажурных панелей из Ductal® искусно замаскировал практически все остальные конструкции.
Резиденция Odalys Prestige Nakara. Арх. Жак Ферье. © LafargeHolcim
Резиденция Odalys Prestige Nakara. Арх. Жак Ферье.
© LafargeHolcim

В крупных общественных сооружениях, перфорированые фасады из Ductal® могут быть составлены из отдельных элементов. Например в железнодорожном вокзале в Кенитре (Марокко) фасад состоит из 4174 треугольных 3D панелей белого цвета. Панели имеют плоскую лицевую сторону и вертикальный загиб для закладных деталей и крепежных элементов для установки на металлоконструкции здания.
Железнодорожный вокзал в Кенитре (Марокко). Арх. Омар Коббити  © LafargeHolcim
Железнодорожный вокзал в Кенитре (Марокко). Арх. Омар Коббити
© LafargeHolcim
Железнодорожный вокзал в Кенитре (Марокко). Арх. Омар Коббити  © LafargeHolcim
Железнодорожный вокзал в Кенитре (Марокко). Арх. Омар Коббити
© LafargeHolcim

Ductal® дает современной архитектуре то, чего ей так не хватает, – красоту поверхности, богатую светотень, присутствие искусства в здании (так как узор заказывают художнику), исключительную долговечность и благородное старение. Наверное, не случайно Ductal® так бурно развивается во Франции. Каменные кружева готики, изящный рисунок кованых балконных оград... Красоту в этой стране всегда ценили. Характерно, что гиганты модной индустрии сразу отметили эти качества. Про Луи Вюитттон речь была выше. Вот и мануфактура модного дома Шанель в 19-м округе Парижа, где разместится также штабквартира отделения ремесленных производств (ювелирные украшения, вышивка бисером и жемчугом, перчатки ручной работы и т.д.), обрела очередной фасад из Ductal®  – изящную композицию на тему текстиля из стилизованных 24-метровых нитей.
Мануфактура модного дома Шанель в Париже.
Мануфактура модного дома Шанель в Париже.
фото – Simon Garcia

Инсталляция фрагмента перфорированного фасада из Ductal®  будет представлена на экспозиции LafargeHolcim на выставке Арх-Москва 2021, а 4 июня в рамках деловой программы мероприятия Андрей Ваулин, бизнес-инженер компании, расскажет о преимуществах и возможностях этого инновационного материала.