Олег Панитков: «Комфорт в загородном доме – это прежде всего безопасность и надежность»

Генеральный директор Ассоциации деревянного домостроения – о требованиях к современному загородному дому со стороны заказчика, и о тех параметрах, на которые действительно стоит обращать внимание, затевая его строительство.

Технологии Реклама
mainImg

Олег Панитков, генеральный директор Ассоциации деревянного домостроения
Изображение предоставлено Schiedel
zooming
«Активный дом», где использована керамическая дымоходная система компании Schiedel
Изображение предоставлено Schiedel

Архи.ру:
Как изменилось отношение к жизни за городом за последние 20 лет?

Олег Панитков:
За 20 лет, и особенно в последние годы, отношение изменилось радикально. Во-первых, все больше людей стало относиться к жизни за городом как к отдыху. То есть главным в загородной жизни стало получение удовольствия от земли, от природы, отдых от городской суеты.

Раньше только элита, имея от 15 соток до гектара земли, могла себе позволить роскошь отдыха за городом, во многом похожий на ту дачную жизнь, что вели горожане в начале XX века. Основная же масса населения обладала участками до 6 соток, которые были предназначены для выращивания овощей и обеспечения дополнительного пропитания. Что интересно, что практика владения небольшими наделами под подсобное хозяйство не уникальна. Такая же практика присутствует в Дании, в Австрии, причем в этих странах участки по большей части, имеют еще меньшую площадь – около 4 соток. Сегодня, практически каждый может позволить себе иметь участок большей площади, причем со всеми необходимыми коммуникациями, и совсем не для выращивания картошки, а для комфортного загородного отдыха в любое время года.

С этим связано и еще одно существенное изменение статуса загородного жилья – оно используется не только в выходные дни и отпуск, но и для постоянного проживания. В то время как раньше очень мало горожан имело опыт круглогодичного проживания за городом – обычно выезд за город был сезонным, в теплое время года. Сегодня количество проживающих за городом резко увеличилось, причем речь о людях в разном возрастном и социальном статусе, особенно это касается мегаполисов, таких как Москва и Санкт-Петербург: это и пожилые люди, которые сдают в городе квартиру, предпочитая жить ближе к природе, и совсем недавно образовавшаяся, но уже многочисленная прослойка тех, кто работает дистанционно, а в город наведывается лишь для каких-то особо важных встреч. 20 лет назад, конечно, все было иначе.

Как эти изменения повлияли на загородное строительство?

В начале 1990-х большинство сооружений на участках носили характер убежища и укрытия, но никак не жилья со всеми его атрибутами – нормальными коммуникациями, водоснабжением и тем, что мы сегодня ассоциируем с удобством.

Более того, большинство этих домов строились без конструктора, без архитектора, и часто – без соблюдения нормативов. Такое «жилье» трудно назвать не только комфортным, но даже безопасным, что доказывает пожарная статистика. В домах, которые построены до 2010 года, вне зависимости от материалов – будь то дома деревянные или кирпичные или каменные фиксируется большое количество возгораний из-за проблем с проводкой, из-за проблем с каминами, с печным оборудованием.

Нигде, ни в одной стране мира, дом круглогодичного проживания невозможно поставить на учет или застраховать, если он не прошел экспертизу. У нас же в стране объявлена дачная амнистия, позволяющая эти дома запросто оформить. В результате мы получаем достаточно рискованное и не очень ликвидное жилье.

Что касается домов, которые построены после 2010 года, они меньше горят. Это значит, что культура проживания за городом выросла, и люди, строя себе жилье для отдыха, уже задумываются над тем, как сделать его безопасным, то есть повысились требования к качеству жизни. «Качество жизни» – понятие достаточно новое для нас, но оно подсознательно воспринимается всеми. Сегодня мы наблюдаем осознанное отношение к выбору дома, к материалам, из которых он возводится, к коммуникациям, т.е. всему тому, что является залогом будущего комфорта.

Чего ждут от загородного дома сегодня?

За последние пять лет заказчик сильно помолодел. Мы проводили опросы и согласно им буквально еще 5 лет назад средний возраст тех, кто строил и покупал загородные дома, составлял 45-50 лет. Сегодня – это достаточно молодые люди, 30-35 лет, зачастую путешествующие за границу и хорошо представляющие себе все те блага, которые может подарить загородная жизнь. У них более высокий запрос и на архитектуру, и на материалы. И вместе с тем, если раньше каждый был сам себе строитель, то теперь заказчики ожидают готового продукта, причем надежного и безопасного. Это как с автомобилями: если до 2000-ых каждый имел в багажнике ключ на «10» и ключ на «13» и знал, что делать с жигулями/москвичами/волгами, то теперь никто не хочет, да и не может, разбираться с ключами – максимум воду залил в бачок омывателя. Так и с домом – максимум комфорта и минимум проблем с эксплуатацией – это основное требование.

Как отреагировал рынок на новые запросы?

С одной стороны, после кризиса 2014 года потребитель более внимательно смотрит на то, что предлагают. Но с другой – из-за низкой покупательской способности появилось много компаний однодневок, которые предлагают двухсотметровый со всеми коммуникациями дом за миллион рублей, да еще и за очень короткий срок, и на такое предложение находится спрос. Но надо понимать, что не может хороший дом стоить 1 млн рублей.

У производителей домов есть хорошая поговорка «Лучший заказчик – этот тот, кто строит второй дом». Потому что у такого человека есть понимание, что к чему. Дело в том, что у большинства тех, кто приобретает недвижимость за городом, нет опыта проживания в отдельном доме – как правило, большинство горожан живут в квартирах. За границей опыт проживания в отдельно стоящем доме достаточно большой и людей имеющих его несоизмеримо больше, чем в России. ам прежде всего думают о вентиляции, о пожарной безопасности, об эксплуатации, о том, как обеспечить комфорт зимой/летом, сколько это будет стоить.... Ведь никто не строит дом на год – его строят на всю жизнь. И кажущаяся дешевизна оборачивается дорогостоящими переделками. Мой совет – пользоваться услугами компаний, которые работают «под ключ», у которых проверенные поставщики и подрядчики.

Наша ассоциация, в которую входят различные производители, стоит на защите не только их интересов, но в первую очередь интересов потребителя. Ведь если есть доверие потребителя, рынок развивается, и у всех есть работа. Надо понимать, что те компании, которые имеют собственное производство, будут соблюдать все нормативы, и вся их продукция будет аккредитована. Это значит гарантированное качественное строительство и долговременная эксплуатация – никому не нужны суды и испорченная репутация. А дешевые предложения должны наводить на мысль, что здесь что-то не так.

Естественно не могу не спросить у вас, как у генерального директора Ассоциации деревянного домостроения, вырос ли интерес к деревянному домостроению за последние 20 лет?

С деревянным домостроением в нашей стране сложилась парадоксальная ситуация. Дерево – традиционный материал, к нему лежит душа любого человека , причем не только в России, но и во всем мире, и даже в Италии. Если мы заходим в Яндекс и набираем «деревянный дом», то мы видим 500 тысяч запросов в месяц. «Каркасный дом» – 450 тысяч. А если мы набираем «дом из кирпича» – 140 тысяч, «дом из газобетона» – 100-110 тысяч. То есть даже общий суммарный запрос на другие материалы для строительства не перекрывает интерес к дереву. Недавно мы проводили опросы эфире Общественного российского телевидения – согласно ему 86 процентов респондентов хотели бы построить дом из дерева. При этом по данным Росстата в 2018 году из дерева в ИЖС было построено всего 30 процентов жилья, то есть строительство идет в обратной пропорции.

В чем же причина такого несоответствия желаний и реализуемых проектов?

Мы видим основную причину в отсутствии приемлемой системы кредитования строительства загородной недвижимости.

Дом из кирпича можно строить 3-5 лет, а дом из дерева нельзя бросить на зиму, надо закрыть сразу теплый периметр, то есть первоначальный взнос будет значительно выше. Из-за отсутствия доступных кредитов, люди меняют свое мнение, и уходят в долгострой. Хотя в результате все равно его стоимость вместе с коммуникациями и отделкой будет такая же, как и за деревянный. Так растянутая на несколько лет проплата становится весомым аргументом против деревянного строительства в борьбе желания жить в деревянном доме и возможности построить его.

И именно поэтому необходимо изменить механизм кредитования. В Европе кредитование строительства идет под 2–4%, в России в ИЖС без субсидирования – 13–15%. Конечно, при таких условиях, быстрые темпы развития деревянного домостроения невозможны, хотя современные технологии и материалы в этой отрасли дадут фору по экологичности, по безопасности, по уровню комфорта, низким эксплуатационным затратам, и блочному и кирпичному строительству.

Часто ли в своем стремлении к новому качеству жизни будущие домовладельцы задаются вопросами энергоэффективности, экологичности, пожаробезопасности, и какими бы параметрами вы руководствовались и на что обращали внимание при строительстве загородного дома?

Действительно, сейчас все эти качества становятся предметом обсуждения и зачастую основой выбора того или иного решения: люди стали больше думать о будущем и об экологии. Я лично считаю, что комфорт – это прежде всего безопасность и надежность.

В первую очередь – пожаробезопасность. И дело тут не в том, из чего построен дом – современные деревянные материалы отличаются пожароустойчивостью, и как мы уже говорили – дело не в материале, а в том, что причиной пожара чаще всего являются неисправные инженерные системы – сказывается качество проводки, автоматики, которая регулирует замыкание.

Вторая причина – это неправильное печное оборудование. Большая доля домов горит из-за некачественных дымоходов. Поэтому для любимых дачниками печей и каминов надо выбирать системные решения, которые себя зарекомендовали, и которые могут решать сразу несколько задач, в том числе и задачу энергоэффективности.

Строя дом, не стоит забывать о том, что экономика проекта включает в себя затраты не только на строительство, но и на дальнейшую эксплуатацию дома, и последующие расходы связаны с отоплением и охлаждением помещений, а также с обеспечением качества среды.

Наш опыт по строительству «Активного дома», где использована керамическая дымоходная система компании Schiedel, показал, что любые дома можно делать энергоэффективными. Закрытая система позволяет использовать камин как резервный источник тепла, без влияния на обмен воздуха в доме. Ее уникальность заключается в том, что воздух забирается не из помещения, тем самым охлаждая его, а с улицы, то есть в нем реализована система рекуперации.

Частный дом, дымоход Permeter, подключение к камину
Изображение предоставлено Schiedel

Еще одним преимуществом керамических дымоходов Schiedel является то, что они подходят и для котлов, и для камина, и для печи. Универсальность системы и ее эксплуатационные качества – в отличии от металлических дымоходов, керамические не подвержены коррозии, а значит прослужат намного дольше, – делают ее незаменимой, особенно при строительстве «пассивного» энергосберегающего дома.
Частный дом, дымоход Permeter, подключение к камину
Изображение предоставлено Schiedel
Частный дом, дымоход Kerastar, подключение к печи-камину
Изображение предоставлено Schiedel

Еще одним фактором, определяющим комфортность проживания в собственном доме, является вентиляция – посторонние запахи и сквозняки могут доставить немало неприятных моментов. Это очевидные вещи, есть и скрытые угрозы – пыль и микробы- поэтому обспечение нормального микроклимат в помещении – одна из главных задач при строительстве. Вентканалы, разработанные в компании Schiedel , способны обеспечить необходимый воздухообмен в любых помещениях частных домов, коттеджей и таунхаусов. Блоки из легкого бетона не нуждаются во внутреннем оштукатуривании и дополнительной облицовке, быстро монтируются и имеют долгий срок службы. Система комплектуется дефлекторами, которые защищают каналы от атмосферных осадков и используют ветровую энергию для стабилизации тяги.

К сожалению, большинство, думая о новом доме, сосредотачивается на том, как он выглядит снаружи и внутри. Но к счастью, сегодня мы живем в информационном поле – все пользуются интернетом, и все больше людей задумываются о том, как дом будет жить, поэтому я рекомендую обращаться к специалистам, которые продумывают все такие , казалось бы , мелочи, на стадии подготовки проекта, чтобы загородная жизнь в дальнейшем доставляла настоящее удовольствие.

16 Мая 2019

Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Памяти Ирины Шиповой
Сегодня 10 лет, как с нами нет Ирины Шиповой, историка искусства, главного редактора журнала speech: с момента основания и до 2014 года.
Решетка Фарадея
Проект омского аэропорта от АБ ASADOV – еще одна концепция из 14 финалистов недавнего конкурса. Он называется Мост и вдохновляется одновременно Западно-Сибирской выставкой 1911 года и мостом Транссиба через Иртыш, построенным в 1896, – с одной стороны, нота стимпанка, с другой – чуть не ностальгия по расцвету 1913 года. Но в концепции есть два варианта, второй – без ностальгии, но с параболой.
Пройдя до половины
В издательстве Tatlin вышла книга «Архитектор Сергей Орешкин. Избранные проекты» – не традиционная книга достижений бюро, а скорее монография более личного плана. В нее вошло 43 здания, а также блок с архитектурной графикой. Размышляем о книге как способе подводить промежуточные итоги.
Четыре угла
Мастерская Юрия Ширяева предложила концепцию реновации псковского квартала, расположенного недалеко от центра города, но в стороне от туристических потоков. Комплекс кирпичных зданий восстановит фронт улиц и насытит функциями квартал, внутри которого спрячется сад с искусственным водоемом.
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.