Арка над Чернобылем

Новое покрытие из нержавеющей стали для саркофага – уникальные технологии от KALZIP®

16 Января 2017
Архитектура Партнерский материал
mainImg
Компaния:
Kalzip
29 ноября 2016 года произошло пусть и не всеми замеченное, но эпохальное событие: печально известный четвертый энергоблок Чернобыльской АЭС закрыли аркообразной оболочкой из нержавеющей стали, заблокировав распространение вредных радиоизлучений. До этого в течение последних десяти лет первое, установленное после аварии «укрытие» находилось на грани разрушения. Оно было достаточно примитивным: из бетона и металлоконструкций – его возводили в рекордные сроки, с мая по ноябрь 1986 года. Тогда, сразу после взрыва, главными были скорость и эффективность: сооружение, сразу получившее прозвище «саркофаг», было рассчитано максимум лет на двадцать.

Лишь в 2007 году, после того, как формальный «срок годности» старой конструкции истек, вновь созданная компания Novarka – консорциум французских фирм Vinci и Bouygues – подписала контракт на строительство «Нового безопасного конфайнмента»: такое название на заседании «Большой семерки» в 1997 году дали «Плану осуществления мероприятий на объекте «Укрытие» для обеспечения его экологической безопасности».
фото предоставлено компанией KALZIP®
zooming
https://ru.wikipedia.org

История проекта нового саркофага для Чернобыля – из тех, когда залогом успеха становятся продуманность инженерных конструкций и высочайшее качество материалов.

Слово «конфайнмент» (англ. «заточение, удержание») выбрали неслучайно: оно подчеркивает, что новый саркофаг отрезает от внешнего мира и «удерживает» не только радиационные излучения, но и те негативные влияния, которые оказывают на почвы и окружающую среду твердые радиоактивные отходы: их внутри «Укрытия» – тысячи тонн. Это было главным требованием в техническом задании к проекту. Кроме того, необходимо было снизить скорость деградации существующей железобетонной оболочки под воздействием атмосферных влияний; укрепить ее конструкции, чтобы не допустить обрушений, которые бы неизбежно повлекли за собой образование радиоактивной пыли; обеспечить возможность удаленного демонтажа наиболее нестабильных элементов. И, пока искали финансирование, специальная европейская комиссия, внимательно изучив работы финалистов ранее проведенного архитектурного конкурса, выяснила, что среди них есть подходящий по всем параметрам проект – и даже их превосходящий

Сделать передвижную арку предложил англичанин Дэвид Хэсльвуд из манчестерского бюро Design Group Partnership. Придуманная Дэвидом оригинальная конструкция позволяла не только удаленный демонтаж: саму арку можно было монтировать удаленно, минимизировав риски контактов рабочих с участком заражения. Арка должна была собираться на безопасном расстоянии, а после просто «сдвигаться», полностью накрывая старый саркофаг. Более того, после установки и настройки оборудования постепенно можно было бы полностью разобрать и старое «Укрытие», и то, что осталось от четвертого энергоблока.

Novarka переработала эту идею в законченный рабочий проект, и в 2008 году начался подготовительный этап. Территорию на расстоянии около 30 метров от существующего саркофага – участок для монтажа арки – расчистили, загнали в землю 400 бетонных и 400 стальных свай, подготовили траншеи-желоба для перемещения арки и залили всю площадку бетоном. 13 февраля 2012 года началось возведение основной конструкции.
Фотография: Novarka
Фотография: Novarka

В тендере на выполнение кровли саркофага участвовали многие фирмы, но после всех пройденных тестов и представленных технических решений покрытия победителем была признана немецкая компания KALZIP®, фирма с мировым именем со штаб-квартирой в Кобленце, известная своими эксклюзивными проектами по всему миру, а также в России, Казахстане и Белоруссии. KALZIP® – это фальцевая система профилированных листов с досконально разработанной технологией изготовления, включая необходимые расчеты несущей способности конструкций, компьютерную разработку чертежей и спецификаций.

Для внешней оболочки саркофага была использована фальцевая система KALZIP®, для внутренней – панельная система. Внешняя оболочка выполнена из легированной нержавеющей стали марки EN 1.4404, внутренняя – из EN 1.4301. При этом составы нержавеющей стали были разработаны специально для этого проекта.
zooming
Фотография: Novarka

Профилированные листы и панели по системам KALZIP® были изготовлены непосредственно на стройплощадке на мобильных профилегибочных установках KALZIP®, доставленных на объект из Германии. Всего сотрудники компании выполнили профилирование 86.000 м2 металла для внешней оболочки и 80.000 м2 – для внутренней.

Доказательством исключительного характера объекта и ответственности компании – поставщика материала и технологии служит то, что это первый проект компании KALZIP® из нержавеющей стали (до этого она всегда работала с алюминием), и поэтому для профилирования стали конструкторы KALZIP® разработали особые станки: их испытания с профилированием пробной партии листов были проведены в Англии в присутствии заказчика саркофага.
фото предоставлено компанией KALZIP®
фото предоставлено компанией KALZIP®
фото предоставлено компанией KALZIP®

К проекту и самой оболочке предъявлялись высокие требования, особенно по конструктивной устойчивости всего сооружения в целом и пожаростойкости применяемых материалов. Ведь после финальной установки защитной оболочки над реактором ремонтные работы исключены. Поэтому от потенциальных поставщиков требовалось провести испытания системы на всевозможные погодные явления. Например, тестирование на выдержку кровлей торнадо класса 3 (а это нагрузки 11kN/м² – как смерч со скоростью до 332 км/ч).

В фальцевой системе KALZIP® профилированные листы защелкиваются между собой – и для выполнения условия по торнадо конструкторами фирмы был изобретен новый вид соединительного клипа, который при испытании на отрыв выдержал нагрузку вдвое больше - 22 kN/м²!
Фотография: Novarka

Уникальное арочное сооружение общим весом 29 тысяч тонн, шириной 257 метров, длиной 150 метров и высотой 109 метров – поистине чудо инженерии. И дело не только в том, что оно стало самой большой в истории передвижной металлоконструкцией. Особого упоминания заслуживает технология ее монтажа и установки, в процессе которых, действительно, ни один строитель не подходил к «Укрытию» ближе, чем на 30 метров.
Фотография: Novarka
zooming

Арку собирали в два приема из заранее изготовленных модульных металлоконструкций, которые соединяются между собой с помощью клипов и шарниров. Именно поэтому, когда в самом начале собрали верхушку первой половины арки, присоединили к ней еще по ряду модулей с обеих сторон и кранами подняли всю конструкцию вверх – боковые модули приняли почти вертикальное положение, продолжив радиусный изгиб. После этого каркас облицевали листами нержавеющей стали – и настал черед присоединять следующие модули.

К некоторым из них предварительно монтировалось электромеханическое, вентиляционное и климатическое оборудование: внутри арки будут поддерживаться определенные влажность и температура, чтобы «законсервировать» старый саркофаг. А электромеханика понадобится для дистанционного доступа ко всему, что заперто внутри «конфайнмента».
Фотография: Novarka
zooming
Фотография: Novarka

После того, как половина арки была готова, наступил момент «сдвига»: подъемные краны переместили ее еще ближе к саркофагу, в «зону ожидания». На освободившемся месте стали монтировать вторую часть арки, чтобы потом «откатить» назад первую и окончательно соединить обе половины, облицевав пустоты листами нержавеющей стали.


Видео с сайта novarka.com

Отладка оборудования, по прогнозам, займет еще около года. Однако торжественное перемещение свершилось, арка уже стоит на отведенном ей месте – и простоит как минимум сто лет.
Фотография: Novarka
Фотография: Novarka
zooming
фото предоставлено компанией KALZIP®

KALZIP®  russia@kalzip.com
Lydia.Ramich@kalzip.com
Sales Manager Russia&Eurasia +49 261 98 34 241
Christoph.Schmidt@kalzip.com
Sales Director Export +49 261 98 34 211

16 Января 2017

comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Сейчас на главной
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.
Иркутск как Дрезден
Фрагмент из книги «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров», посвященной возможности применения немецких методик сохранения исторической среды в российских городах.
Содержание крупнее формы
Музей художественного образования Хуамао близ Нинбо по проекту Алвару Сиза и Карлуша Каштанейра – это компактный темный объем с наполненным светом просторным интерьером.