Крытый тропический сад расположен на верхнем седьмом этаже новой железнодорожной станции «Кэнери-Уорф», важнейшего узла инфраструктурного проекта Crossrail стоимостью 14,8 млрд фунтов, меняющего возможности перемещения по растущему мегаполису. Система, состоящая из 132 км путей, 42 км тоннелей, 30 существующих и 10 новых станций, будет запущена к 2019 году, но уже сегодня можно посетить наиболее впечатляющую часть творения именитого британского архитектора.
Станция Crossrail «Кэнери-Уорф». ТЦ и сад на крыше © Nigel Young / Foster + Partners
Компания Foster+Partners начала с проектирования подземной трехэтажной части, где располагаются перроны станции, и завершила проект гигантской прозрачной кровлей: 310 метров в длину (более 3-х футбольных полей), 32 метра в ширину. Как и во многих своих проектах, лорд Фостер мастерски играет на контрасте основных бетонных конструкций станции, окружающих офисных зданий и визуально легкой сетки покрытия. В основе ее - пересекающиеся под разными углами 1418 деревянных балки из канадской ели, добытой устойчивым методом и смонтированных немецкими инженерами, а прозрачные «подушки» из фторполимерной пленки, наполненные воздухом, обеспечивают теплоизоляцию, защиту от осадков и способствуют уникальному микроклимату внутри строения. Альянс архитекторов и инженеров выбрал конструкцию «подушек» с мембраной Fluon EFTE от AGC. Мембрана – пленка толщиной не более 250 микрометров – как обычный лист бумаги, тем не менее, долговечна, удобна в обслуживании и служит диэлектриком, что важно для безопасности кровли, а также пропускает необходимые растениям ультрафиолетовые лучи. Четверть площади кровли оставлена открытой для доступа свежего воздуха, прямых солнечных лучей и дождевой воды.
Станция Crossrail «Кэнери-Уорф». ТЦ и сад на крыше © Nigel Young / Foster + Partners
Успешное применение такой технологии на кровле стало реальностью благодаря привлечению к проектированию еще одного известного участника – инженерной фирмы ARUP. Фторопластовые подушки запомнились всем на знаменитых Олимпийском центре водных видов спорта в Пекине и футбольном стадионе Allianz Arena в Мюнхене, в теперь получили новое применение в Лондоне. Участие ARUP в проекте позволило воплотить в жизнь все смелые идеи Нормана Фостера, а также сделать пространства над станцией экономически эффективными и гибкими в использовании. Например, если торговые площади через какое-то время станут не нужны или потребуют реконструкции, их можно будет демонтировать или перестроить без остановки работы самой станции.
Растения, выбранные для сада одной из лондонских студий ландшафтного дизайна, перекликаются с морским наследием района Кэнари-Уорф. Многие из видов флоры характерны для мест, куда ходили британские торговые суда в XIX веке. Эти корабли пользовались тремя доками Вест-Индиской докерской компании, которые располагались на месте строительства до 1980-х годов. Новый объект расположен прямо на север от Гринвича, практически на нулевом меридиане, что вдохновило создателей разделить посадки на две географические зоны.
Станция Crossrail «Кэнери-Уорф». ТЦ и сад на крыше © Nigel Young / Foster + Partners
Дизайн сада отвечает архитектурному языку кровли в создании уникальной крытой экосистемы, открывая посетителям совершенно новый вид на воду и окружающую застройку делового квартала. Сад организован вокруг основной пешеходной дорожки с многочисленными ответвлениями, дающими горожанам ощущение побега из урбанизированной среды. Он парит над окружающей станцию водой на высоте 24 м, где на четырех надземных этажах также расположены магазины, кафе и рестораны, доступные посетителям через два пешеходных мостика.
Станция Crossrail «Кэнери-Уорф». ТЦ и сад на крыше © Nigel Young / Foster + Partners
Воплощение проекта в жизнь и его дальнейшая эксплуатация требует уникальных знаний и привлечения специалистов высокого уровня на всех этапах реализации. Еще на этапе проектирования авторами было уделено особое внимание применяемым для устройства озеленения технологиям. В отличие от традиционного сада, здесь необходимо правильно организовать дренаж и движение дождевых вод, незаметно подвести полив, организовать долговечный рельеф на базе плоских железобетонных конструкций, в тоже время защитив их от воздействия растений.
В России подобными передовыми системами озеленения кровель занимается кровельно-ландшафтная компании «ЦинКо РУС», обладающая специальными технологиями озеленения и применяющая уникальные дренажно-накопительные элементы ZinCo.
Торговый центр и сад на крыше Кроссрэйл-плейс (Crossrail Place Retail and Roof Garden) открыт для посетителей с заката до рассвета, но выглядит живым и ночью, заливая лучами света окрестности станции.
Материал предоставлен компанией «ЦинКо РУС» Станция Crossrail «Кэнери-Уорф». ТЦ и сад на крыше © Nigel Young / Foster + Partners
Станция Crossrail «Кэнери-Уорф». ТЦ и сад на крыше © Nigel Young / Foster + Partners
Станция Crossrail «Кэнери-Уорф» © Foster + Partners
Станция Crossrail «Кэнери-Уорф» © Foster + Partners
Станция Crossrail «Кэнери-Уорф» © Foster + Partners
Станция Crossrail «Кэнери-Уорф» © Foster + Partners
Станция Crossrail «Кэнери-Уорф» © Foster + Partners
Станция Crossrail «Кэнери-Уорф» © Foster + Partners
Станция Crossrail «Кэнери-Уорф» © Foster + Partners
Станция Crossrail «Кэнери-Уорф» © Foster + Partners
Станция Crossrail «Кэнери-Уорф» © Foster + Partners
Станция Crossrail «Кэнери-Уорф» © Foster + Partners
Станция Crossrail «Кэнери-Уорф» © Foster + Partners
Станция Crossrail «Кэнери-Уорф» © Foster + Partners
Станция Crossrail «Кэнери-Уорф» © Foster + Partners
|