Восемь навыков архитектора будущего

Коротко: он должен не просто многое уметь, но и быстро осваивать новое в режиме бесконечного стресса, не снимая улыбки с лица. Рассматриваем советы и предсказания двухдневной конференции «Архитектор будущего» в институте «Стрелка».

Лара Копылова

Автор текста:
Лара Копылова

mainImg
0 Конференция, организованная в стратегическом партнерстве с ДОМ.рф при поддержке Минстроя России, прошла во второй раз и получилась зрелищной, информативной, хорошо построенной. Чередовались лекции и мини-лекции, панельные дискуссии, интервью и ток-шоу, сочетались маленькие форматы и большие, основное блюдо подавали в конце, хотя интересно было всё. «Бомбой» первого дня стало двойное интервью партнера MVRDV Вини Мааса и сооснователя и гендиректора КБ Стрелка Дениса Леонтьева – драматическое повествование о карьере архитектора и ее рисках, смысл которого сводился к тому, что хорошему яхтсмену нужен сильный ветер, а архитектура будущего похожа на экстремальный спорт: кто не забил гол, тот вылетел, кто не поплыл, тот утонул.
Конференция «Архитектор будущего» 2019.
© Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    1 / 10
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    2 / 10
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    3 / 10
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    4 / 10
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    5 / 10
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    6 / 10
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    7 / 10
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    8 / 10
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Соня Эльтерман, Strelka Mag.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    9 / 10
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    10 / 10
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»

Главным событием второго дня стало объявление победителя конкурса Archdaily&Strelka Award и лекция тайского архитектора Кулапата Янтрасаста, чья американская студия wHY спроектировала около 50 галерей по всему миру и выиграла конкурс на ландшафтный парк типа Зарядья с большим урбанистическим значением, связавший между собой части Эдинбурга. Кулапат объяснил потребность в культурном жанре тем, что «музей – место симпатии, где люди могут увидеть друг друга и друг другу понравиться». Если уложить смысл лекции в одной фразе, небольшой офис в 30 человек может сделать большой вклад в культуру. В бюро пять направлений: идеи, здания, ландшафты, объекты, музеи. Проводя аналогии с едой, Кулапат сказал, что архитектура движется от японского суши в сторону тайской лапши, от четкости к смешению. Кулапат – представитель креативной экономики.
  • zooming
    1 / 3
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    2 / 3
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Кулапат Янтрасаст, архитектор, Таиланд.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    3 / 3
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Кулапат Янтрасаст, архитектор, Таиланд.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»

Вела конференцию главный редактор Strelka Magazine Соня Эльтерман. Все выступавшие без исключения и были архитекторами будущего (АБ), так что портрет сложился. Итак, что представляют собой внешность, профессиональные навыки и морально-деловые качества архитектора будущего?

Внешность АБ
Это мужчина или женщина в ч/б комбинезоне или робе, кроссовках, иногда джинсах, изредка в синем неформальном пиджаке (в этом смысле мало что изменилось). Самый футуристичный лук был у Кулапата Янтрасаста, чья лекция завершила второй день конференции. Сияющие серебряные кроссовки-калоши, блики от которых долетали до Патриаршего моста, вместе с полосатым комбинезоном придавали ему сходство с Винтиком и Шпунтиком из футуристической повести Носова о «Незнайке». Он оказался блестящим оратором в англо-американских традициях, с таким даром можно баллотироваться в президенты. Кроме одежды, архитектору будущего свойственна еще и экспрессивная манера, которая необходима для продвижения идей, для демонстрации энергии.
  • zooming
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Кулапат Янтрасаст, архитектор, Таиланд.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»

Качества АБ
Без них никуда. В ток-шоу Вини Маса и Дениса Леонтьева слушатели узнали всю правду о креативной экономике. Сначала спикеры были уклончивы. Соня Эльтерман спросила, каково это – быть революционерами, на что Денис Леонтьев ответил, что революционно как раз быть эволюционером, ломать не трудно, трудно эволюционировать, подстраиваясь к меняющимся условиям. На вопрос, что делать молодому архитектору, если у него дети и ипотека, а контракт на проект заканчивается через полгода, сооснователь КБ Стрелка разъяснил, что не надо бояться рваной востребованности. Да, в креативных экономиках происходят вспышки быстрого найма, из новых людей формируется бассейн, надо быстро нырнуть в команду и поплыть. Некоторые сотрудники, которые начинали в КБ Стрелка 5-6 лет назад, сейчас директора проектов. В КБ Стрелка постоянно работают 50% сотрудников, остальные 50% меняются (в MVRDV примерно 50 человек на фиксированном контракте и примерно 150 – фрилансеры). «Мы не сидим на нефтяной трубе, – подчеркнул Денис Леонтьев, – наша деятельность – как серфинг по волнам: нужно искать эти волны». Решения для городской ткани, которыми занимается КБ Стрелка, – это предпроектная деятельность, а она рискованна, – заявил он. – Некоторые убегают в поисках теплого кресла в крупные корпорации. Другие принимают вызов. Но молодые люди, которые приходят на «Стрелку», хотят понимать, «где я в этом проекте». «У нас в офисе внутренняя конкуренция сочетается с сотрудничеством. К нам подходит метафора футбольной команды. Ты можешь быть звездой и забивать голы, но имеешь право и на ошибку. Мы даем играть в свою игру».

Вини Маас, в свою очередь, рассказал, как устроен офис MVRDV. Когда-то на заре основания студии в 1990-х голландцы славились своей горизонтальной иерархией: все члены команды собирались за длинным столом, и не было как таковых начальников и подчиненных, но каждый отвечал за свою часть работы. Но теперь MVRDV выросла, и «стол расширился до квартала», появилось китайское отделение и другие. Большая компания утрачивает горизонтальность. Но Вини все равно мечтает, чтобы в дебатах все сотрудники были равнозначны. На вопрос «кого берете к себе на работу?», Вини Маас перечислил в порядке убывания значимости: тех, кто пишет тексты и отвечает за коммуникацию; умеющих писать алгоритмы, программы и скрипты; организаторов, которые знают, куда пойти, а куда ходить не надо; умеющих работать руками. А Денис Леонтьев просто сказал, что берут по интервью. Из зала спросили обоих спикеров, взяли бы они себя молодого в свои нынешние компании. Вини Маас затруднился с ответом, а Денис Леонтьев ответил утвердительно, ведь он создал несколько лет назад компанию, в которой хотел работать, но которой в тот момент не существовало.
  • zooming
    1 / 7
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Вини Маас (MVRDV) и Денис Леонтьев (КБ Стрелка)
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    2 / 7
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Вини Маас (MVRDV) и Денис Леонтьев (КБ Стрелка)
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    3 / 7
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.Вини Маас
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    4 / 7
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Вини Маас (MVRDV) и Денис Леонтьев (КБ Стрелка)
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    5 / 7
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Вини Маас (MVRDV) и Денис Леонтьев (КБ Стрелка)
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    6 / 7
    Конференция «Архитектор будущего» 2019.Денис Леонтьев
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    7 / 7
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Вини Маас (MVRDV) и Денис Леонтьев (КБ Стрелка)
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»

Навыки АБ
Переходя от моральных качеств к профессиональным навыкам, надо сказать, что архитектор будущего – это архитектор плюс что-то. Должна быть дополнительная специальность: биология, компьютерные игры, энтертейнмент, программирование, волонтерство, экология, социология, политика, искусство. Меня поразило, что, когда одного из ораторов спросили, какие компьютерные программы надо знать, чтобы устроиться к ним в бюро, он ответил, что программы меняются каждую неделю, а надо быть хорошим профессионалом, то есть, видимо, уметь овладевать новыми программами мгновенно.

+ Сторителлинг
Ораторское искусство – важнейший навык для архитектора. Все выступавшие им владели. Многие рассказали о себе истории в формате TED – короткие, яркие, заранее снимающие вопросы. Например, молодой архитектор-исследователь Татьяна Кнороз поделилась историей о том, как выбирала себе образование, и какие у нее были развилки. Она поступила в Миланский Политех, так как там учат бесплатно и платят стипендию вне зависимости от гражданства, но на третьем курсе поняла, что перспектив с работой в Италии нет. Ей удалось со своим исследованием реновации европейских «хрущевок» войти в программу японского университета. При этом разница в менталитете с японцами сначала сильно мешала, но оказалась в итоге полезной. Главное, что в Японии есть стипендия, которая позволяет заниматься теорией архитектуры в спокойном режиме (а экстремальные перегрузки для АБ, как ясно из предыдущего, повседневность). Сейчас Татьяна снимает фильм о жителях японских хрущевок, но, поскольку они не любят жаловаться, она изобрела дивайсологию. Наличие дивайсов – устройств, компенсирующих неудобство их домов, показывает их потребности.
Конференция «Архитектор будущего» 2019. Татьяна Кнороз, архитектор.
© Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»

+ Креативное письмо
Второй важнейший навык – а Вини Маас, когда его спросили, кого бы он взял к себе в бюро MVRDV, назвал его первым, – это умение писать тексты. «Текст – важная часть проектной работы. Он проясняет, чего мы хотим. Нам надо жить в мире слов», – сказал партнер MVRDV.

+ Биология 
Катя Брыскина, закончившая АА в Лондоне, поработавшая в Тель-Авиве, занялась архитектурой на стыке с технологиями. Сначала моделированием с применением маленьких роботов, которые действуют по принципу термитов, реагируя на лампочки разных цветов, а потом выращиванием биоматериалов, исследованием мицелия, добываемого из древесных грибов. Роботы могут всё, но в 3D-печати используются токсичные материалы, а мицелий с экологической точки зрения безопасен, его можно выращивать где угодно.
Конференция «Архитектор будущего» 2019. Катя Брыскина, архитектор.
© Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»

Итальянский архитектор Маттео Бриони отчасти тоже выступал про биологию, так как в технологии обработки глины, которой он занимается, встречается и соединение ее с крупой. Но можно и с резиной, если что, – всего 12 способов. Бриони как истинный итальянец, ценящий простые радости жизни, напомнил, что архитектура материальна, что она от Адама была глиняной. Ведь имя Адам не только переводится с иврита как человек, но и является однокоренным для слов «красный» и «глина». И если человек создан из праха и в прах возвратится, то архитектуру тем более давайте делать из матушки-земли. Этично, эстетично, экологично. Фреска Микеланджело, где Господь протягивает Адаму руку, подтверждала истинность сказанного.
Конференция «Архитектор будущего» 2019. Маттео Бриони, архитектор, Италия.
© Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»

+ Геймизация
Дарья Насонова, выпускница МАРХИ и разработчик видеоигр утверждает, что архитектура и геймдизайн – это одно и то же. И то и другое складывается из организации пространства и нарратива. Игры изучают культурологи и философы, на эту тему есть даже журнал Heterotopia. Дарья еще в дипломном проекте превращения завода Аремкуз в кампус университета сделала игру, в которой первокурсник ходит по кампусу и общается. Другая игра посвящена разрушению памятников конструктивизма. На Башню Татлина нападают постмодернистске монстры и бомбардируют ее снарядами – ионическими капителями, а башня отстреливается другими снарядами – окнами Дома Мельникова. Для усвоения философии создана еще одна игра. Ницше, как известно, философствовал молотом. Фигурка усатого философа с молотком скачет по полю и убивает Маркса и прочих идолов, созданных европейской цивилизацией. Наиболее практическая игра моделирует ситуацию района или двора, жители играют, размещая, где им хочется, лавочки, фонтаны, кафе и собачью площадку. Затем архитекторы это строят.
Конференция «Архитектор будущего» 2019. Дарья Насонова, архитектор и разработчик видеоигр.
© Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»

+ Волонтерство
Как архитектура может стать подвижничеством, рассказали Джоана Дабаж и Рикардо Лука Конти. Их некоммерческое бюро CatalyticAction базируется в Лондоне, но проекты выполнило в палаточном лагере для беженцев в Ливане. Архитекторы поехали туда, жили там четыре месяца и вместе с местным населением из местных подручных материалов построили детскую школу. На строительстве работали мужчины, а женщины, которым по мусульманским законам запрещено быть рядом, изготавливали теплоизоляцию из овечьей шерсти. Дети тоже участвовали и рисовали весь этот процесс. Безусловно, это этический поступок – поехать на передний край, туда, где труднее всего, погрузиться в тяготы местной жизни и немного облегчить ее. За этот проект Джоана и Рикардо были удостоены премии на архитектурному конкурсе LafargeHolcim Awards по устойчивому строительству.
  • zooming
    1 / 3
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Архитекторы Джоана Дабаж и Рикардо Лука Конти.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    2 / 3
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Архитекторы Джоана Дабаж и Рикардо Лука Конти.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    3 / 3
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Архитекторы Джоана Дабаж и Рикардо Лука Конти.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»

+ Политика
Брин Дэвис,австралийский урбанист, занимающий пост в правительстве Мельбурна, представил долгосрочный проект ревитализации бывшей промзоны Фишерменс Бенд, по масштабу сопоставимой с полуостровом ЗИЛ. На площади 480 га будут жить 80 тысяч человек, столько же планируемых рабочих мест, сохранились автомобильные и самолетные цеха в стиле ар деко. «Надо сформировать видение, тогда люди будут сотрудничать, и все получится», – сказал Дэвис, обучая работе с общественным мнением. Хотя разве это возможно – заставить человека хотеть? Важный, поразивший меня, пункт, который использует чиновника-урбанист в работе с людьми – демонстрировать свою уязвимость.
Елена Мандрыко, директор проектов в КБ «Стрелка» и Брин Дэвис, урбанист, Австралия
© Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»

+ Искусство
Тема архитектуры как искусства слегка прозвучала в лекции Дана Розегарде – голландского художника и спекулятивного архитектора (то есть визионера), открывшей первый день. Он показал свои фантастические проекты для галерей и городских пространств на тему экологии. Например, Free smog tower, башня-очиститель воздуха, которая устанавливается в городе. Кольцо с частицей спрессованного смога, которое можно приобрести, чтобы внести свой вклад в очищение планеты, Дан пустил по рядам, и оно в конце первого дня еще не вернулось. Другой проект – лаборатория космического мусора, образованного вышедшими в тираж старыми спутниками, которые сталкиваются с действующими и взрываются. Восемь миллионов тонн этого мусора никто не хочет убирать, как не хочет маленький мальчик убирать свою комнату, пожаловался Дан. Но можно из мусора сделать фейерверки. На вопрос из зала, как получить заказ, Дан сказал, что надо сначала сделать проект, а потом искать субсидии. «Мои клиенты – министры, мэры, музеи», – заявил художник. И вообще, чтобы найти 20% красоты, надо справиться с 80% дребедени. Тут мне вспомнился афоризм архитектора Николая Лызлова, что архитектор – это директор: 80% времени у него занимает беготня по кабинетам, остальное – творчество. Дан Розегарде был очень артистичен. Но, возвращаясь к теме архитектуры как искусства, речь тут шла не совсем о ручном рисовании.
  • zooming
    1 / 3
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Дан Розегарде, спекулятивный архитектор, Нидерланды.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    2 / 3
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Дан Розегарде, спекулятивный архитектор, Нидерланды.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    3 / 3
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Дан Розегарде, спекулятивный архитектор, Нидерланды.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»

+ Энтертейнмент
О рисовании и работе руками упомянул в своей лекции китайский архитектор Лам Ле Нгуен, автор парков развлечений: «Диснейленд», «Звездные войны» и прочих. Для их создания требуется много рисовать вручную, значит, связь с искусством есть, но вид этой архитектуры в традициях махрового постмодернизма, если не китча едва ли потешит строгий вкус архитекторов. Это не про художественные прозрения. Это про сторителлинг. Рассказывать истории в архитектуре сегодня чрезвычайно важно. Люди хотят оказаться в сказке и готовы за это платить.
  • zooming
    1 / 6
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Варвара Мельникова, директор Института «Стрелка», и сооснователь КБ Стрелка Денис Леонтьев.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    2 / 6
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Вручение дипломов конкурса Strelka & ArchDaily Award.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    3 / 6
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Давид Басульто, основатель ArchDaily/
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    4 / 6
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Виктор Столбовой, архитектор, Москва.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    5 / 6
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Вручение дипломов конкурса Strelka & ArchDaily Award.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»
  • zooming
    6 / 6
    Конференция «Архитектор будущего» 2019. Максим Калужак, архитектор, Молдавия.
    © Людмила Савельева. Предоставлено Институтом «Стрелка»

13 Сентября 2019

Лара Копылова

Автор текста:

Лара Копылова
Похожие статьи
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Воображаемая стена
В Никола-Ленивце сожгли на Масленицу объект со многими смыслами: кому «языческая традиция», кому преодоление преград. Замысел был тонкий и сложный, так что ничего удивительного, что получилось не всё. Действо, однако, провоцирует к усложнению процесса сожжения, предлагает новые слои последовательного восприятия. И, конечно, оставляет свободу интерпретаций. Что искусительно. Ими и займемся.
Курдонеры на «гринфилды»
Еще один проект, рассмотренный градсоветом Петербурга, – эскиз застройки микрорайона по соседству с Юнтоловским заказником. Бюро SLOI Architects понизило высоту на 20 метров, добилось силуэтности и сохранило коэффициент использования территории на прежнем уровне. Но вопросы к работе все равно остались.
Палисады в Мытном дворе
На прошлой неделе градсовет Петербурга рассмотрел проект застройки территории Мытного двора, подготовленный «Студией 44». Исторические здания отреставрируют, утраченные восстановят, а на месте складов появятся новые четырехэтажные дома. Проект приняли тепло, вопросы у экспертов вызвало только примыкание к Овсянниковскому саду и высота, показавшаяся слишком скромной.
Градсовет Петербурга 25.01.2023
Для Пироговской набережной «Студия 44» предложила белоснежный дом с тремя ризалитами и каскадом террас. Эксперты разбирались, что в проекте перевешивает: вид на воду или критическая близость к шестиполосной магистрали.
Градсовет Петербурга 14.12.2022
Градсовет критично отнесся к проекту гостиницы на Октябрьской набережной и эскизу застройки микрорайона «Юнтолово», но одобрил проект спортивного центра на берегу Малой Невки.
Архсовет Москвы – 78
Совет поддержал проект 400-метровой офисной башни, которая дополнит Сити и станет продолжением моста Багратион. Экспертам понравилась ярусная композиция, «интерактивный» фасад и функциональная насыщенность.
Технологии и материалы
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Топ-15 МАФов уходящего года
Какие малые архитектурные формы лучше всего продавались в 2023 году? А какие новинки заинтересовали потребителей?
Спойлер: в тренды попали как умные скамейки, так и консервативная классика. Рассказываем обо всех.
​Металл с олимпийским характером
Алюминий – материал, сочетающий визуальную привлекательность и вариативность применения с выдающимися механико-техническими свойствами.
Рассказываем о 5 знаковых спорткомплексах, при реализации которых был использован фасадный алюминий компании Cladding Solutions.
Частная жизнь в кирпиче
Что происходит с обликом малоэтажной застройки в России? Архи.ру поговорил с экспертами и выяснил, какие тренды отмечают архитекторы в частном домостроении и почему кирпич остается самым популярным материалом для проектов загородных домов с очень разной экономикой.
Новая деталь: 10 лет реконструкции гостиницы «Москва»
В 2013 году был завершен третий этап строительства современной гостиницы «Москва» на Манежной площади, на месте разобранного здания Савельева, Стапрана и Щусева. В этом году исполняется ровно 10 лет одному из самых громких воссозданий 2010-х. Фасады нового здания выполнялись компанией «ОртОст-Фасад».
Уникальные системы КНАУФ для крупнейшего в мире хоккейного...
9 и 10 декабря 2023 года в новом ледовом дворце в Санкт-Петербурге состоялся «Матч звезд КХЛ». Двухдневным спортивным праздником официально открылась «СКА Арена» на проспекте Гагарина. Построенный на месте СКК комплекс – обладатель нескольких лестных титулов «самый-самый», в том числе в части уникальных строительных технологий. На создание сооружения ушло всего 36 месяцев.
Устойчивый малый
Сделать город зеленым и устойчивым – задача, выполнить которую можно только сообща, а в ее решении все средства хороши: и заложенный в стратегию развития зеленый каркас, и контейнер для сортировки мусора, и цветочная грядка на балконе. Рассказываем о малых архитектурных формах, которые помогают улучшить экоповестку.
Сейчас на главной
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Сергей Орешкин: «Наш опыт дает возможность оперировать...
За последние годы петербургское бюро «А.Лен» прочно закрепило за собой статус федерального, расширив географию проектов от Санкт-Петербурга до Владивостока. Получать крупные заказы помогает опыт, в том числе международный, структура и «архитектурная лаборатория» – именно в ней рождаются методики, по которым бюро создает комфортные квартиры и урбан-блоки. Подробнее о росте мастерской рассказывает Сергей Орешкин.
Вплотную к демократии
Конкурс на проект реконструкции зданий датского парламента выиграли бюро Cobe, Arcgency и Drachmann совместно с конструкторами Sweco. Цель трансформации – позволить любому гражданину приблизиться вплотную к оплоту демократии.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
Три башни профессора Юрия Волчка
Все знают Юрия Павловича Волчка как увлеченного исследователя архитектуры XX века и теоретика, но из нашей памяти как-то выпадает тот факт, что он еще и проектировал как архитектор – сам и совместно с коллегами, в 1990-е и 2010-е годы. Статья Алексея Воробьева, которую мы публикуем с разрешения редакции сборника «Современная архитектура мира», – о Волчке как архитекторе и его проектах.
Парк архитектуры и отдыха
Для подмосковного гостиничного комплекса, предполагающего разные форматы отдыха, бюро T+T Architects предложило несколько типов жилья: от классического «стандарта» в общем корпусе до «пещеры в холме» и «домика на дереве». Дополнительной задачей стала интеграция в «архитектурно-лесной» парк существующих на территории резиденций, построенных в классическом стиле.
Лирически-энергетическая архитектура
Здание поста управления солнечной электростанцией Kalyon Karapınar SPP по проекту Bilgin Architects в Центральной Анатолии служит «пользовательским интерфейсом» для бесконечного поля солнечных батарей.
Пресса: Архитектура без излишеств: есть ли рецепты, позволяющие...
На нынешнем рынке застройщики лавируют между неуклонно растущей себестоимостью и растущими же потребностями покупателей, отдающих за свои типовые квартиры впечатляющие суммы. Способна ли архитектура стать дополнительным конкурентным преимуществом реализуемых проектов? И есть ли рецепты, позволяющие строить «дешево и красиво»?
За актовым залом
Для оформления интерьера микро-клуба в Калининграде Олеся Левкович обратилась к духу Италии 1980-х, а чтобы в помещение без окон проникал естественный цвет, вмонтировала в стены россыпь стеклоблоков.
Северное солнце
По проекту Алексея Левчука в поселке Солнечное недалеко от Финского залива построено восемь вилл. Архитектурные решения отсылают к модернизму Северной Европы, ландшафт интегрирован во внутренние и внешние пространства, а «свободная» планировка территории без заборов отсылает к культурным кодам протестантизма.
Дом-U
Комплекс Jois совмещает высотность с террасами, а самые роскошные квартиры опускает с пентхаусов в нижние этажи. Мощный иконический образ U-образного дома – результат поисков нового стандарта жизни в высотных зданиях архитекторами «Генпро».
Энергетически нейтральный квадрат
На территории кампуса Университета Тилбуга открылся новый учебный корпус имени государственной деятельницы, первой женщины-министра Нидерландов Марги Кломпе. Авторы проекта – Powerhouse Company.
Творческий ужин
Элитный ресторан AIR по проекту архитекторов OMA в Сингапуре включает в себя лабораторию для исследования ингредиентов, сад и огород, кулинарную школу.
Памяти Юрия Гнедовского
В этом году Юрию Петровичу исполнилось бы 94 года. Он – архитектор, автор книг, глава Союза архитекторов и инициатор главной архитектурной премии страны.
Человеческое измерение пространства
Притцкеровскую премию за 2024 год получил японский архитектор Рикэн Ямамото. Главная тема его работ любого масштаба – демократическая организация пространства, которая формирует связи между людьми.
Волны Агидели
Благодаря проекту-победителю конкурса Малых городов в башкирской Агидели, строившейся как спутник атомной электростанции, сформировался городской центр – сеть пешеходных пространств с культурными и спортивными функциями. Все площадки объединяет образ речной волны и советский модернизм.
Черное и белое
Отдельно рассказываем об интерьерах павильона Атом на ВДНХ. Их решение – важная часть общего замысла, так что точность и аккуратность реализации были очень важны для архитекторов. Руководитель UNK interiors Юлия Тряскина делится частью наработок.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
В оттенках зеленого
Бюро Tsing-Tien Making реконструировало дом просветителя Чжан Тайяня в Сучжоу, превратив его в культурный центр и книжный магазин «Гу У Сюань». В отделке использовали три изысканных оттенка: пепельно-зеленый, нефритовый и яркий фруктовый зеленый.
Квартиры в деревне
Жилой комплекс по проекту Karnet architekti на западе Чехии учитывает свое расположение в деревне и контекст бывшей промзоны.
Пресса: Башни Capital Towers — первый выброс небоскребов из «Сити»...
Три новые башни Capital Towers по проекту одного из главных московских архитекторов Сергея Скуратова получились едва ли не самыми элегантными в «Москва-Сити» и его окружении. Формально Capital Towers находятся не в «Сити», а по соседству. Раньше здесь, на набережной Москвы-реки между Экспоцентром и парком «Красная Пресня», располагались теннисные корты.
Змей-гора
Конкурсный проект приморского курортного комплекса «Серпентайн» объединяет несколько типологий: апартаменты разного класса, виллы и гостиничные номера. Для каждой бюро KPLN использует один из образов, взятых у природного окружения – серпантин, горный ручей и морские волны.
Пресса: Нижегородский архитектор Максим Горев — о жилье для...
Максим Горев — выпускник ННГАСУ, архитектор первого 25-этажного дома в Нижнем Новгороде, главный архитектор ГК «Каркас Монолит», старший преподаватель ННГАСУ, член правления Нижегородского отделения союза архитекторов России. Он руководит небольшой проектной мастерской, у которой в постоянной работе находятся более 60 объектов. О том, почему архитектор должен лично знать руководителя компании-застройщика, для кого строят апартаменты, зачем нужно продумывать благоустройство, какая основная цель КРТ и какой у Нижнего Новгорода архитектурный стиль порталу ДОМОСТРОЙНН.РУ рассказал руководитель и главный архитектор проектной компании «Горпро» Максим Горев.
Промежуточное состояние
Общественный центр нового района в Цзясине по проекту B.L.U.E. Architecture Studio совмещает достоинства интерьерных и открытых пространств, городских и природных зон.
Цветной в монохроме
Дизайн офисного этажа универмага «Цветной», предложенный консорциумом Artforma и Blockstudio, развивает архитектурную концепцию здания и основывается на использовании камня, стекла и света. Светлые монохромные пространства стали фоном для предметов дизайна музейного уровня – например, дивана от Захи Хадид. Проект также включает переговорную с атрибутами сигарной комнаты.
Контринтуитивное решение
Архитекторы UNStudio выяснили на примере своего свежего люксембургского проекта, что углеродный след гибридной бетонно-стальной конструкции может быть меньше, чем у деревянного каркаса.
Блики Ибуки
Эмоциональный интерьер суши-бара в Иркутске, придуманный Kartel.design: солнечные зайчики на «бамбуковой» стене, фреска с изображением гор, алое нутро шкафа и ажурные тени.