10 проектов для 2 станций

Представляем победителей и финалистов конкурса на дизайн двух станций Большой кольцевой линии московского метро.

mainImg
Вчера в Москве подвели итоги конкурса на разработку архитектурного облика двух новых станций Третьего пересадочного контура метро: «Нагатинский затон» и «Кленовый бульвар». Конкурс был организован агентством стратегического развития «ЦЕНТР» по инициативе АО «Мосинжпроект». Напомним, что десятку финалистов жюри выбрало по итогам отборочного этапа, участие в котором приняла 51 команда.

Прошлым летом дизайн для станций «Шереметьевская», «Ржевская» и «Стромынка» путем голосования на сайте «Активный гражданин» выбрали москвичи. На этот раз онлайн-голосования не было, и проекты для реализации были выбраны жюри конкурса. Среди критериев принятия решения были соответствие контексту района, комфорт и безопасность всех категорий пассажиров, экономическая обоснованность и соответствие техническим требованиям.

Для станции «Нагатинский затон» лучшей была признана концепция мастерской za bor, а для «Кленового бульвара» – концепция бюро Archslon. Ниже – все десять разработанных в ходе конкурса проектов, по пять для каждой станции.
 
Нагатинский затон

победитель
za bor
Концепция оформления станции «Нагатинский затон» © za bor

В проекте-победителе станция метро превращается в музей речной фауны. Здесь представлены обитатели рек столичного региона и, в частности, Нагатинского затона. На стенах станции – крупные мозаичные изображения рыб, а в кассовом зале можно даже получить энциклопедические сведения.
Концепция оформления станции «Нагатинский затон» © za bor
Концепция оформления станции «Нагатинский затон» © za bor
Концепция оформления станции «Нагатинский затон» © za bor
Концепция оформления станции «Нагатинский затон» © za bor

 
***

IND Architects
Концепция оформления станции «Нагатинский затон» © IND Architects

В качестве главного элемента оформления архитекторы выбрали кольца – как ассоциацию с радиально-кольцевой системой города и метрополитена. Кольца можно заметить и в оформлении наземного павильона, и в кассовом вестибюле, и в интерьере станции.
Концепция оформления станции «Нагатинский затон» © IND Architects
Концепция оформления станции «Нагатинский затон» © IND Architects
Концепция оформления станции «Нагатинский затон» © IND Architects
Концепция оформления станции «Нагатинский затон» © IND Architects

 
***

Vertex Architects
Концепция оформления станции «Нагатинский затон» © Vertex Architects

В основе этой концепции – близость района Нагатинский затон к воде и связь с речным транспортом. Архитекторы предлагают создать «подводную станцию», где потолок – это водная гладь, поэтому пассажиры могут видеть наверху днища лодок, будто сложенных из бумаги.
Концепция оформления станции «Нагатинский затон» © Vertex Architects
Концепция оформления станции «Нагатинский затон» © Vertex Architects
Концепция оформления станции «Нагатинский затон» © Vertex Architects
Концепция оформления станции «Нагатинский затон» © Vertex Architects

 
***

HAAST + Sporaarchitects (Россия – Венгрия)
Концепция оформления станции «Нагатинский затон» © HAAST + Sporaarchitects (Россия – Венгрия)

Архитекторы уходят от традиционных интерьеров московского метро и создают минималистичные пространства в духе конструктивизма. В отделке преобладают грубые материалы – бетон и кортеновская сталь.
Концепция оформления станции «Нагатинский затон» © HAAST + Sporaarchitects (Россия – Венгрия)
Концепция оформления станции «Нагатинский затон» © HAAST + Sporaarchitects (Россия – Венгрия)
Концепция оформления станции «Нагатинский затон» © HAAST + Sporaarchitects (Россия – Венгрия)
Концепция оформления станции «Нагатинский затон» © HAAST + Sporaarchitects (Россия – Венгрия)

 
***

АЕЛ + бюро U-R-A (Россия – Латвия)
Концепция оформления станции «Нагатинский затон» © АЕЛ + бюро U-R-A (Россия – Латвия)
Центральным в этом проекте становится образ «живого» облака. Воздушный поток, который образуется при прохождении поездов через туннели, будет приводить в движение потолок станции. Идея потолка-облака продолжается в волнистом декоре кассовых залов и подуличных переходов.
Концепция оформления станции «Нагатинский затон» © АЕЛ + бюро U-R-A (Россия – Латвия)
Концепция оформления станции «Нагатинский затон» © АЕЛ + бюро U-R-A (Россия – Латвия)
Концепция оформления станции «Нагатинский затон» © АЕЛ + бюро U-R-A (Россия – Латвия)
Концепция оформления станции «Нагатинский затон» © АЕЛ + бюро U-R-A (Россия – Латвия)
 
***
 
Кленовый бульвар

победитель
Archslon
Концепция оформления станции «Кленовый бульвар» © Archslon

Концепция построена на культурном контексте района: архитекторы используют традиционные орнаменты, отсылки к народным ремеслам, в современном ключе трактуют элементы сохранившихся здесь исторических построек. К примеру, форма вестибюля – это авторское прочтение силуэта перекрытий дворца Алексея Михайловича в Коломенском.
Концепция оформления станции «Кленовый бульвар» © Archslon
Концепция оформления станции «Кленовый бульвар» © Archslon
Концепция оформления станции «Кленовый бульвар» © Archslon
Концепция оформления станции «Кленовый бульвар» © Archslon

 
***

АБ Хвоя + E.S.M.E (Россия – Италия)
Концепция оформления станции «Кленовый бульвар» © АБ Хвоя + E.S.M.E (Россия – Италия)

Главные элементы этого проекта – белые кирпичные арки и контрастный красно-черный гранитный пол. Они формируют узнаваемый облик станции.
Концепция оформления станции «Кленовый бульвар» © АБ Хвоя + E.S.M.E (Россия – Италия)
Концепция оформления станции «Кленовый бульвар» © АБ Хвоя + E.S.M.E (Россия – Италия)
Концепция оформления станции «Кленовый бульвар» © АБ Хвоя + E.S.M.E (Россия – Италия)
Концепция оформления станции «Кленовый бульвар» © АБ Хвоя + E.S.M.E (Россия – Италия)

 
***

IND Architects
Концепция оформления станции «Кленовый бульвар» © IND Architects

Архитекторы IND Architects предлагают вместо погружения под землю оказаться в облаках, испытать ощущение легкости и воздушности. Использование исключительно светлых тонов в отделке не только поддерживает метафору облаков, но также создает атмосферу торжественности, присущую историческим районам.
Концепция оформления станции «Кленовый бульвар» © IND Architects
Концепция оформления станции «Кленовый бульвар» © IND Architects
Концепция оформления станции «Кленовый бульвар» © IND Architects
Концепция оформления станции «Кленовый бульвар» © IND Architects

 
***

Pride + Ariasranea (Россия – Аргентина)
Концепция оформления станции «Кленовый бульвар» © Pride + Ariasranea (Россия – Аргентина)

Дизайн-концепция основана на простоте решений и четкости линий. Архитекторы отказались от кричащих, вычурных материалов в пользу спокойствия, скромности и простоты. Интерьер – светлый и однородный, в нем легко ориентироваться. Целостность пространства станции – ее главное визуальное преимущество.
Концепция оформления станции «Кленовый бульвар» © Pride + Ariasranea (Россия – Аргентина)
Концепция оформления станции «Кленовый бульвар» © Pride + Ariasranea (Россия – Аргентина)
Концепция оформления станции «Кленовый бульвар» © Pride + Ariasranea (Россия – Аргентина)
Концепция оформления станции «Кленовый бульвар» © Pride + Ariasranea (Россия – Аргентина)

 
***

HAAST + Sporaarchitects (Россия – Венгрия)
Концепция оформления станции «Кленовый бульвар» © HAAST + Sporaarchitects (Россия – Венгрия)

Как и в дизайне «Нагатинского затона», архитекторы уходят от торжественности и придерживаются принципов минимализма и использования грубых материалов. Интерьеры оформлены в серо-зеленых оттенках. Главная метафора – погружение в подземный мир.
Концепция оформления станции «Кленовый бульвар» © HAAST + Sporaarchitects (Россия – Венгрия)
Концепция оформления станции «Кленовый бульвар» © HAAST + Sporaarchitects (Россия – Венгрия)
Концепция оформления станции «Кленовый бульвар» © HAAST + Sporaarchitects (Россия – Венгрия)
Концепция оформления станции «Кленовый бульвар» © HAAST + Sporaarchitects (Россия – Венгрия)

 
***

Жюри конкурса:
  • Марат Хуснуллин, заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства;
  • Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы, первый заместитель председателя Комитета по архитектуре и градостроительству города Москвы;
  • Марс Газизуллин, генеральный директор АО «Мосинжпроект»;
  • Виктор Козловский, начальник Московского метрополитена;
  • Рустам Черкесов, директор по проектированию АО «Мосинжпроект»;
  • Николай Бабушкин, заместитель генерального директора, главный инженер АО «Мосинжпроект»;
  • Владимир Маслак, генеральный директор ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс»»;
  • Никита Асадов, архитектор Архитектурного бюро Асадова, куратор фестиваля «Зодчество»;
  • Иван Колманок, архитектор, со-основатель бюро AI Architects;
  • Дмитрий Бойцов, главный архитектор – начальник архитектурно-строительного отдела ОАО «НИПИИ «Ленметрогипротранс»»

28 Марта 2018

Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Сложное измерение мечты
Проект бюро TOTEMENT/PAPER Левона Айрапетова и Валерии Преображенской стал, как было объявлено в начале августа, победителем конкурса на проект станции метро «Остров мечты». Контрастная графика, объединенная общим методом геометрического построения, «прорастает» в объем, дополняется цветом и в сумме дает сложносочиненное решение, которое показалось нам исключительным. Разбираем метод построения и загадываем, чтобы проект реализовали как должно – интересно посмотреть, что получится.
Технологии и материалы
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Кирпич вне времени: от строительного блока к арт-объекту
На прошедшей АРХ Москве 2025 компания КИРИЛЛ в партнерстве с кирпичным заводом КС Керамик и ГК ФСК представила масштабный проект, объединивший застройщиков, архитекторов и производителей материалов. Центральной темой экспозиции стал ЖК Sydney Prime – пример того, как традиционный кирпич может стать основой современных архитектурных решений.
Фасад – как рукопожатие: первое впечатление, которое...
Материал, который понимает задачи архитектора – так можно охарактеризовать керамическую продукцию ГК «Керма» для навесных вентилируемых фасадов. Она не только позволяет воплотить концептуальную задумку проекта, но и обеспечивает надежную защиту конструкции от внешних воздействий.
Благоустройство курортного отеля «Славянка»: опыт...
В проекте благоустройства курортного отеля «Славянка» в Анапе бренд axyforma использовал малые архитектурные формы из трех коллекций, которые отлично подошли друг к другу, чтобы создать уютное и функциональное пространство. Лаконичные и гармоничные формы, практичное и качественное исполнение позволили элементам axyforma органично дополнить концепцию отеля.
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
Сейчас на главной
Главный экспонат
Написалось содержательное алаверды с картинками к тексту о выставке в центре «Зотов», посвященной архитектурным макетам. Очень плотно на ней собран материал, кажется, настолько плотно, что перестает «слушаться» куратора, создавая собственные смыслы и завихрения. Давно столько раритетов нового и старого времени из области макета не было собрано в одном месте. Пробуем разобраться, как все устроено и кто тут главный.
Архитектура дипломатии
В историческом центре Риги, на месте бывшего советского вычислительного центра, открылось новое здание – Посольство Эстонии. Проект бюро United Riga Architects бережно сохраняет память о модернистском прошлом, сочетая её с современными архитектурными решениями и технологиями.
С открытым сердцем
Модульное здание общежития для студентов Делфтского технического университета возвели всего за 26 недель. Авторы проекта – бюро Studioninedots.
Арктика вместо Мороженого
Rokot Studio предложили концепцию воссоздания исторического павильона «Мороженое» на ВДНХ по проекту 1950 года. Здание сохраняет форму ледяной глыбы, но внутри вместо кафе-мороженого размещается экспозиция павильона «Арктика».
Футляр для наследия
Национальный центр Виктора Астафьева построен по проекту бюро А2 в родном селе писателя Овсянка. Три «оболочки» здания – деревянная, оштукатуренная и стеклянная – связывают его с контекстом, а расположение между двумя главными улицами формирует общественные площади. Несущий каркас, хорошо просматриваемый через витражи, отсылает к образам железной дороги. Здание построено рядом с домом-музеем писателя и напоминает большое «облако», в котором хранится память об Астафьеве и его наследии.
Пиранези для первокурсников
В калифорнийском Клермонтском колледже открылось первое из запланированных зданий по проекту BIG: Научный центр имени Роберта Дея, где масштабные стальные фермы снаружи обшиты стеклофибробетоном, а внутри – древесиной.
Какого цвета нефть?
Для компании, чья миссия – работать на завтрашний день, крайне важно уже сегодня закладывать основу будущих успехов. Поэтому в штаб-квартире компании «ЛУКОЙЛ-Инжиниринг», спроектированной бюро «АРХИСТРА», целый этаж занимает многофункциональный образовательный центр.
Парковка за ширмой
Бюро S4S Architects спроектировало для московского жилого комплекса «Эко Бунино» паркинг, который успешно маскирует свою утилитарность за фасадом из перфорированных панелей. В комбинации с ламелями скрывают жесткую сетку ярусов и выравнивают пропорции, одновременно обеспечивая пространства естественным светом, вентиляцией и, как ни странно, видами на лесистую территорию. Первый этаж занимают коммерческие помещения, благодаря которым здание используют не только автомобилисты.
Пресса: Примеры из практики: 100 проектов Юрия Аввакумова
В книге «Примеры. Экспозиция искусства или искусство экспозиции», выпущенной издательством музея «Гараж», известный архитектор поведал о десятилетиях работы на поприще проектирования художественных выставок
Больше арок
В Сент-Луисе после реконструкции по проекту Snøhetta открылся концертный зал городского симфонического оркестра.
Море фантазии
Студия EgoDesign разработала для сети частных детских садов KIDO в Ижевске дизайн-концепцию, которая должна способствовать творческому развитию детей за счет тематических игровых компонентов и оформления, индивидуального для каждой группы.
Бумеранг на скалах
Архитекторы Snøhetta вписали здание рыболовецкой и рыбоводческой компании Magne Arvesen & sønner в скалистый берег острова Андёрья на севере Норвегии.
Гнезда, мосты, штиль и балтийская колючка в Филинской...
Ключевым событием завершившегося на днях фестиваля «ЭкоБерег» стало объявление победителей конкурса на разработку проекта туристической инфраструктуры на побережье Балтики в Филинской бухте. Победителем стал проект эко-парка «Гнезда» компании «Пауэр Технолоджис». Показываем все награжденные проекты.
Падел на взморье
Бюро 3 BY THREE разработало для Калининградской области концепцию падел-центра с фасадами из поликарбоната, которые за счет своей полупрозрачности делают спорт частью городской жизни. Объем с пятью кортами и балконом для зрителей дополняет блок лобби с эксплуатируемой кровлей.
Эндорфиновый всплеск
По проекту дизайн-студии TONKO на набережной Волги в Самаре появилась яркая площадка для тренировок на открытом воздухе. Уличная спортивная мебель произведена по чертежам архитекторов, а для зонирования активно используется цвет. Можно заниматься йогой, боксом, паркуром, настольным теннисом или же просто отдыхать в шезлонге.
Дыхание банковского дела
Новая штаб-квартира банка Lombard Odier на берегу Женевского озера задумана авторами проекта, Herzog & de Meuron, «дышащей», открытой природному окружению.
МАРШ: Уместность II
Магистранты студии «Уместность II», которую в 2024-2025 учебном году курировали Евгения Репина и Сергей Малахов, работали над мастер-планами исторических центров трех малых городов: Бирска, Зарайска и Камышина. Индивидуальная часть включила средовые проекты реконструкции и опиралась на авторский метод под названием «спонтанный ордер».
Пещеры и каньоны
В Алматы открылся частный музей современного искусства, построенный по проекту Chapman Taylor и CT Architects. Архитектурное решение обыгрывает контраст между статикой горного массива и динамикой современного города. Центральный атриум отсылает к линиям Чарынского каньона.
Свет и камень
DA bureau разработало для обувной сети Ekonika новую концепцию оформления магазинов, первым из которых стал флагманский шоу-рум в «Афимолле». На смену респектабельности пришла актуальная женственность, воздушность и легкая ирония.
Выбирая лучшее
Очередная книга Александра Змеула о московском метро посвящена конкурсам на проекты станций со середины 1950-х до 1991 года. Издание выпущено Музеем современного искусства «Гараж».
Гламур без излишеств
Форма идеального минимального жилища волнует архитекторов не одно десятилетие, начиная от крошечного «Кабанона» Ле Корбюзье, построенного на Лазурном берегу в 1952 году, до «Жилища первой необходимости» Нормана Фостера, показанного на 18-й Венецианской биеннале, и современных модульных кабин Nokken. Каждая эпоха по-своему отвечает на вопрос, как мало пространства человеку действительно нужно для жизни. «Хижина», спроектированная бюро Arhbro, продолжает эту традицию.
Современная изба
Современная изба – это оксюморон, потому что сама суть избы заключена в ее архаичности, простоте и резистентности к изменениям. Она была утилитарным жилищем, построенным по веками выверенным канонам, где каждая деталь имела функцию и символику. Попытка придать ей современность часто приводит к стилизации под народный стиль с декоративными излишествами. Создание современной избы в рамках архитектурных приличий – редкость. Но иногда, как в случае с проектом AI-architects, это удается.
Концептуальные музеи
Показываем проекты бакалавров 4 курса кафедры «Дизайн архитектурной среды» МАРХИ, выполненные под руководством Оскара Мамлеева и Ивана Колманка. Все посвящены музеям, а для публикации преподаватели выбрали работы самых увлеченных авторов. Все музеи, правда, более чем не обычны.
Взращенный на молоке
Жилой дом FRESH по проекту бюро KAAN как будто приобнял консольным выносом исторический корпус бывшего молокозавода в Эйндховене.
В лесах и на горах
В удивительных по красоте природных локациях по проектам «Генпро» строятся сразу два масштабных туристических кластера: один в Заполярье, в окрестностях Салехарда, другой – на Камчатке, у подножия вулкана Вилючинская Сопка.
Следующий уровень
Руководители Центрального университета поставили во главу угла новаторство как в методике обучения по системе STEM, так и в уникальности интерьеров, разработанных командой ABD Architects.
Точки роста
Дипломные проекты выпускников кафедры советской и современной зарубежной архитектуры МАРХИ традиционно охватывают широкий спектр тем. В этом году среди них – исследование ансамблей набережных в Москве, творчество авангардиста Виктора Калмыкова, анализ послевоенного социального жилья в Лондоне и феномен цифровых плоскостей в городе.
Угол натяжения струн
Дом Музыки, спроектированный Владимиром Плоткиным и архитекторами ТПО «Резерв», напоминает арфу, а при взгляде сверху еще и басовый ключ. Но если бы все было так просто. В архитектуре зданий комплекса соседствуют два вида образности: решетчатый, прозрачный и проницаемый язык «классического» модернизма и объемно-скульптурные ленты, любимые неомодернизмом нашего времени. Как все устроено, где катарсис, а где оси построения, где проект похож на ЦКЗ Зарядье, а где не очень – читайте в нашем тексте.