В конкурсе, инициированном Европейским университетом в Санкт-Петербурге весной 2013 года, участвовали четыре «звезды»: Жан-Мишель Вильмотт (Wilmotte & Associés), Эрик ван Эгераат (Designed Erick van Egeraat), Рем Колхас (OMA) и Сергей Чобан (SPEECH).
В Малом Мраморном дворце Петербурга должно появиться современное международное образовательное пространство и новый центр городской активности: важная городская площадка для научных и культурных мероприятий. Среди задач, поставленных перед конкурсантами, значилось бережное отношение к историческому памятнику и городскому контексту, гармоничное сосуществование нового со старым.
Публикуем проект победителя конкурса, Жана-Мишеля Вильмотта, а также проекты трех других участников.
Жан-Мишель Вильмотт. Победитель конкурса
«Здесь есть возможность привнести что-то новое, работая при этом в историческом здании. И это огромный вызов! Очень важно сделать пространство более ясным, сохраняя и уважая при этом историю здания».
В своем проекте Жан-Мишель Вильмотт предлагает вернуть зданию зеленые пространства и территории, в частности, сад, который, располагался здесь до 1910 года. Внутренний двор университета перекрывается в проекте стеклянной крышей и служит своеобразным буфером, накопительным пространством для пяти больших аудиторий, также расположенных в первом этаже. Еще одной отличительной чертой проекта французского архитектора стало решение убрать позднейшие советские надстройки и добавить стеклянные элементы в крыше для лучшей освещенности. На верхнем этаже расположится библиотека с читальным залом, в которую естественный свет будет попадать через стеклянную конструкцию крыши.
На втором этаже планируется расположить висячий сад, учебную аудиторию в бывшей часовне и исследовательский центр. А на третьем – учебные аудитории и кабинеты профессоров.
По словам Вильмотта, его основной задачей было внести в историческое здание как можно меньше изменений.
Эрик Ван Эгераат
«Сохранение исторических пространств при одновременном использовании всех достижений современной архитектуры».
По мнению Эрика ван Эгераата, чем меньше ты делаешь, работая с исторической средой, тем лучше. Поэтому в своем проекте он ограничился минималистским подходом: фасады, например, остаются практически неизменными. Основная задача заключалась в том, чтобы «открыть пространство», избежать, по возможности, маленьких комнат, лесенок и переходов. Но при этом Эгераат планирует не только максимально сохранить исторические интерьеры, но и полностью их отреставрировать.
В проекте предусмотрены зеленые крыши и террасы, а также серия дворов – все это сделает, по мнению автора, более привлекательным пространство первого этажа. Главный двор – крытый, два других остаются открытыми.
По словам Эгераата, можно приспособить здание для нужд университета не прибегая к серьезному вмешательству, создав больше общественных пространств: например, библиотеку, которая будет окружать пространство открытого двора. На верхнем этаже планируется разместить кафе, компьютерный центр и аудитории.
В своем проекте Эрик ван Эгераат использует энергосберегающие технологии обогрева и вентиляции, что позволит на треть сократить электропотребление.
Рем Колхас
«Задача заключалась в том, чтобы трансформировать одно из важных исторических зданий в Петербурге из бывшего монархического дворца в современное здание образовательного учреждения».
Рем Колхас перемещает основной акцент на организацию просторных общественных пространств внутри университета. По проекту ОМА, здание состоит из пяти уровней. К существующей ситуации архитекторы добавили дополнительные пространства, которые в свою очередь, складываются в горизонтальную и вертикальную структуры.
Горизонтальная структура находится на уровне 3,5 метров. В ней, в частности, будет расположена аудитория со стеклянной крышей. В состав вертикальной структуры, объединяющей все уровни горизонтальных пространств единым общим элементом, входит 80% лестничных пролетов.
На первом этаже планируется разместить спортивные помещения, а выше – помещения для проведения выставок. Все факультеты предлагается объединить в единый блок, для чего необходимо снести несколько перегородок, внести ряд изменений в расположение окон.
Сергей Чобан
«Не должно быть ощущения, что внешний объем сохранен, а изнутри здание выпотрошено, необходимо сохранить объемы, которые создают силуэт, делающий здание сложившимся ансамблем».
В своем предложении приспособления Малого Мраморного дворца Сергей Чобан старался сохранить атмосферу старого петербургского особняка, а «стержнем» проекта он назвал использование идеи петербургских дворов-колодцев. По мнению Сергея Чобана, слагаемыми успеха нового проекта должны стать открытость пространства и концентрация активности вокруг двора, что позволит улучшить коммуникацию между различными подразделениями университета.
Архитектор также предложил ввести новые элементы, закрепив их внутри старого здания с помощью металлоконструкций, не касающихся стен. Такое конструктивное решение позволит увеличить пространство на 2 тысячи квадратных метров и расположить здесь кафе, залы и атриум.
составитель Настя Маврина