Большая Москва: день второй

25 марта, во второй день международного семинара, проведенного в рамках конкурса на разработку проекта концепции развития Московской агломерации, участники продолжили дискуссию о проблемах, стоящих перед Большой Москвой.

mainImg
Марафон участников продолжила команда Московского архитектурного института, работающая над проектом в соавторстве с ирландским архитектурным бюро Devereux Architects. Докладчики с гордостью отметили, что профессора МАрхИ принимали участие в разработке нескольких генеральных планов развития столицы и теперь намерены использовать накопленный колоссальный опыт. При разработке концепции развития московской агломерации эксперты намерены особое внимание уделить ее интеграции в систему аналогичных мировых градостроительных систем. В частности, по мнению команды, Большая Москва вполне сопоставима с Нью-Йоркской агломерацией, где город и пригороды давно уже существуют неотрывно друг от друга. Вместе с тем, архитекторы уверены, что замыкаться в уже обозначенных границах московской агломерации не стоит  – это лишь закрепит уже существующий перекос в отношениях столицы и области. Иными словами, МАрхИ выступает за равномерное слияние двух субъектов федерации и за встраивание нового города-региона в общемировой (а не только российский) контекст.
Второй день работы международного семинара. Фотографии Ларисы Талис
Михаил Шубенков, доктор архитектуры, профессор МАрхИ

Объединенная команда урбанистов из Канады, Великобритании и США под руководством бюро Urban Design Associates в своем выступлении основной упор сделала на необходимость кардинального решения транспортных проблем сегодняшней Москвы. Компания, обладающая более чем 30-летним опытом работы в области градостроительства, уверена в том, что ни расширением дорог, ни даже многократным увеличением их числа ситуацию на улучшишь: чем шире проезжая часть – тем больше машин, а ситуация остается неизменной. Именно поэтому ключ к ее решению Urban Design Associates видят в создании полицентричной градостроительной структуры – центр столицы необходимо функционально раздробить и разнести по разным концам образуемого региона. Еще одной важнейшей своей задачей эта команда считает вопросы устойчивого развития и «зеленого» будущего Москвы – на взгляд Urban Design Associates, сегодня российская столица, обладающая завидным потенциалом в виде климата, ландшафта, количества рек и лесов, если и использует его, то до обидного нерационально.
Никита Кострыкин , кандидат архитектуры, профессор МАрхИ

«Остоженка», одно из самых известных российских архитектурных бюро, над проектом концепции развития Московской агломерации работает совместно с Институтом географии РАН и авторами «Большого Парижа» Ateliers Lion Associes. Руководитель бюро Александр Скокан отметил, что для него эта работа – счастливая возможность вернуться в 70-80 е годы, когда он трудился в НИиПИ Генплана Москвы и когда город еще не рассматривался архитекторами в отрыве от своего ближайшего окружения, то есть области. Именно такой подход кажется Скокану наиболее правильным и сегодня: на взгляд архитектора, присоединяемый сегодня к столице «протуберанец» – это лишь первый шаг к необходимому воссоединению двух субъектов федерации, без которых невозможно гармоничное и продуманное развитие каждого из них. Рассказал руководитель «Остоженки» и о том, что совместная работа с Ateliers Lion Associes над проектом началась с объезда территории будущей новой Москвы. И российских архитекторов, и их французских коллег одинаково сильно потряс контраст между образом жизни в пределах и за пределами МКАД. С одной стороны, многие подмосковные ландшафты безнадежно испорчены непродуманным строительством, с другой – возвращаясь в Москву, мгновенно попадаешь в крайне агрессивную и по всем параметрам нездоровую среду. «Возникает вопрос: правильно ли мы делаем, когда, не разобравшись с этим, беремся за освоение новых территорий? На мой взгляд, нельзя уходить и бросать этот город, не наведя в нем порядок», – убежден Александр Скокан. Большую проблему архитекторы видят и в том, что якобы гигантская присоединяемая территория на поверку оказывается не такой уж и масштабной: на самом деле почти все новые «московские» земли находятся в собственности, а свободные места, пригодные для того, чтобы реализовывать проекты светлого будущего, можно пересчитать по пальцам. Еще меньше их останется, если вычесть из их числа существующие скотомогильники, полигоны твердых бытовых отходов и мусорные свалки, о которых все как-то забывают и рекультивация которых требует огромных капиталовложений. Показатель, по которому Москва в состоянии достойно соперничать с другими мировыми столицами, – это культура. «Остоженка» видит в историко-культурном наследии тот инструмент, который необходимо максимально использовать при разработке стратегии развития Большой Москвы.
Александр Скокан, руководитель архитектурного бюро «Остоженка»

Французские урбанисты L'AUC, в тандеме с которыми, в частности, будет работать российский архитектор Борис Бернаскони, своей главной задачей считают реурбанизацию Москвы. Под этим термином они понимают коренное переосмысление сложившейся структуры города и присоединяемых к нему территорий – основной упор планируется сделать на свободные и комфортные для пешеходов пространства. К слову, L'AUC имеет огромный положительный опыт реорганизации таких городов, как Париж, Валенсия, Копенгаген, Цюрих

Знаменитый испанский архитектор Рикардо Бофилл видит основную проблему Москвы в том, что это «чрезмерно запланированный город». Иными словами, чрезвычайно жесткая градостроительная структура мешает мегаполису реализовывать разные сценарии развития. Бофилл даже сравнил план Москвы с пятиконечной звездой: «Интересно с точки зрения идеологии, но очень неудобно с точки зрения жизни». По мнению архитектора, который в разработке проекта московской агломерации намерен использовать опыт развития Барселоны, российская столица, прежде всего, нуждается в «капиллярах» –  системе транспортных и пешеходных маршрутов, которые соединят основные артерии. Огромным потенциалом для развития агломерации Бофиллу также представляется зеленый пояс Москвы, сегодня уже порядком оскудевший, но все же продолжающий окружать мегаполис спасительными лесами. Также Москва, по мнению испанца, является городом знаний, финансовой активности и творческого вдохновения, и все эти направления он намерен одинаково масштабно развивать в рамках расширения ее границ.
Роб Робинсон, Urban Design Associates

Итоги двухдневного семинара подвели заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, профессор МАРХИ Вячеслав Глазычев и научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. Последний, в частности, обратил внимание собравшихся на то, что в предварительных наработках участников конкурса пока не наблюдается никакого единства понимания поставленной перед ними задачи: «Одни команды играют в футбол, а другие – в теннис». Впрочем, признает эксперт, дело тут, скорее всего, в том, что сама задача пока сформулирована недостаточно четко. Михаила Блинкина поддержал и Марат Хуснуллин: «Очевидно, что участники нуждаются в более конкретной информации, в том числе экономического характера. Команды должны лучше представлять себе характер и потенциал присоединяемых территорий, а также их реальную стоимость. Естественно, мешает им и сегодняшний градостроительный кодекс, имеющий огромные ограничения. Думаю, для реализации проекта потребуется внесений изменений в градкодекс, и мы готовы на это пойти».

«Мне очень понравились представленные презентации, и то разнообразие взглядов на Москву и ее проблемы, которое предложили участники конкурса, – сказал Вячеслав Глазычев. –  В частности, чрезвычайно интересной мне показалась два или три раза озвученная идея активного использования голубого каркаса будущей агломерации, системы рек, которые сегодня, мягко говоря, задействованы совершенно бездарно. Зато, как ни странно, все участники упустили одно обстоятельство – фактическое отсутствие в современной Москве полноценного центра. А ведь вопрос городского ядра бесконечно важен – без него это лишь урбанизированная территория, но не город. Надеюсь, в будущем команды уделят этому вопросу более пристальное внимание».

29 Марта 2012

Александр Колонтай: «Конкурс раскрыл потенциал Москвы...
Интервью заместителя директора Института Генплана Москвы, – о международном конкурсе на разработку концепции развития столицы и присоединенных к ней в 2012 году территорий. Конкурс прошел 10 лет назад, в этом году – его юбилей, так же как и юбилей изменения границ столичной территории.
Выбран лучший сценарий развития Большой Москвы
5 сентября состоялось объявление победителей конкурса на проект концепции развития Московской агломерации. Торжественная церемония прошла в павильоне Парка Горького, где сейчас экспонируются работы всех участников.
Город поколения Z
22 и 23 августа в столице прошел заключительный отчетный семинар конкурса на проект концепции развития Московской агломерации. На нем участники состязания представили окончательные варианты своих предложений по развитию присоединенных территорий и созданию федерального правительственного центра. Публикуем рассказ о проектах первых четырех команд.
Центробежное ускорение для Большой Москвы
В начале недели были подведены первые итоги исследования возможностей роста московской агломерации десятью международными командами архитекторов и градостроителей. По результатам голосования экспертов наибольший балл – 7,8 из 10 возможных набрала сборная в составе архитектурных бюро OMA и «Проект Меганом», Института медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка» и компании Siemens. Рассказываем вкратце обо всех 10 проектах.
Большая Москва: начало
В субботу и воскресенье, 24–25 марта, 10 архитектурных команд – участников разработки «концепции развития Московской агломерации» (проще говоря, «Большой Москвы»), докладывали экспертам и общественности о своих самых первых наблюдениях и выводах.
Десятка отважных для «Большой Москвы»
20 февраля были подведены итоги отборочного тура конкурса на разработку проекта Концепции развития Московской агломерации. Право проектировать «Большую Москву» получили 10 архитектурных команд.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.