Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

29.03.2012

Большая Москва: день второй

Лариса Талис, Анна Мартовицкая
Мастерская:
АБ «Остоженка»

25 марта, во второй день международного семинара, проведенного в рамках конкурса на разработку проекта концепции развития Московской агломерации, участники продолжили дискуссию о проблемах, стоящих перед Большой Москвой.

Второй день работы международного семинара. Фотографии Ларисы Талис
Второй день работы международного семинара. Фотографии Ларисы Талис
Марафон участников продолжила команда Московского архитектурного института, работающая над проектом в соавторстве с ирландским архитектурным бюро Devereux Architects. Докладчики с гордостью отметили, что профессора МАрхИ принимали участие в разработке нескольких генеральных планов развития столицы и теперь намерены использовать накопленный колоссальный опыт. При разработке концепции развития московской агломерации эксперты намерены особое внимание уделить ее интеграции в систему аналогичных мировых градостроительных систем. В частности, по мнению команды, Большая Москва вполне сопоставима с Нью-Йоркской агломерацией, где город и пригороды давно уже существуют неотрывно друг от друга. Вместе с тем, архитекторы уверены, что замыкаться в уже обозначенных границах московской агломерации не стоит  – это лишь закрепит уже существующий перекос в отношениях столицы и области. Иными словами, МАрхИ выступает за равномерное слияние двух субъектов федерации и за встраивание нового города-региона в общемировой (а не только российский) контекст.
Михаил Шубенков, доктор архитектуры, профессор МАрхИ
Михаил Шубенков, доктор архитектуры, профессор МАрхИ

Объединенная команда урбанистов из Канады, Великобритании и США под руководством бюро Urban Design Associates в своем выступлении основной упор сделала на необходимость кардинального решения транспортных проблем сегодняшней Москвы. Компания, обладающая более чем 30-летним опытом работы в области градостроительства, уверена в том, что ни расширением дорог, ни даже многократным увеличением их числа ситуацию на улучшишь: чем шире проезжая часть – тем больше машин, а ситуация остается неизменной. Именно поэтому ключ к ее решению Urban Design Associates видят в создании полицентричной градостроительной структуры – центр столицы необходимо функционально раздробить и разнести по разным концам образуемого региона. Еще одной важнейшей своей задачей эта команда считает вопросы устойчивого развития и «зеленого» будущего Москвы – на взгляд Urban Design Associates, сегодня российская столица, обладающая завидным потенциалом в виде климата, ландшафта, количества рек и лесов, если и использует его, то до обидного нерационально.
Никита Кострыкин , кандидат архитектуры, профессор МАрхИ
Никита Кострыкин , кандидат архитектуры, профессор МАрхИ

«Остоженка», одно из самых известных российских архитектурных бюро, над проектом концепции развития Московской агломерации работает совместно с Институтом географии РАН и авторами «Большого Парижа» Ateliers Lion Associes. Руководитель бюро Александр Скокан отметил, что для него эта работа – счастливая возможность вернуться в 70-80 е годы, когда он трудился в НИиПИ Генплана Москвы и когда город еще не рассматривался архитекторами в отрыве от своего ближайшего окружения, то есть области. Именно такой подход кажется Скокану наиболее правильным и сегодня: на взгляд архитектора, присоединяемый сегодня к столице «протуберанец» – это лишь первый шаг к необходимому воссоединению двух субъектов федерации, без которых невозможно гармоничное и продуманное развитие каждого из них. Рассказал руководитель «Остоженки» и о том, что совместная работа с Ateliers Lion Associes над проектом началась с объезда территории будущей новой Москвы. И российских архитекторов, и их французских коллег одинаково сильно потряс контраст между образом жизни в пределах и за пределами МКАД. С одной стороны, многие подмосковные ландшафты безнадежно испорчены непродуманным строительством, с другой – возвращаясь в Москву, мгновенно попадаешь в крайне агрессивную и по всем параметрам нездоровую среду. «Возникает вопрос: правильно ли мы делаем, когда, не разобравшись с этим, беремся за освоение новых территорий? На мой взгляд, нельзя уходить и бросать этот город, не наведя в нем порядок», – убежден Александр Скокан. Большую проблему архитекторы видят и в том, что якобы гигантская присоединяемая территория на поверку оказывается не такой уж и масштабной: на самом деле почти все новые «московские» земли находятся в собственности, а свободные места, пригодные для того, чтобы реализовывать проекты светлого будущего, можно пересчитать по пальцам. Еще меньше их останется, если вычесть из их числа существующие скотомогильники, полигоны твердых бытовых отходов и мусорные свалки, о которых все как-то забывают и рекультивация которых требует огромных капиталовложений. Показатель, по которому Москва в состоянии достойно соперничать с другими мировыми столицами, – это культура. «Остоженка» видит в историко-культурном наследии тот инструмент, который необходимо максимально использовать при разработке стратегии развития Большой Москвы.
Александр Скокан, руководитель архитектурного бюро «Остоженка»
Александр Скокан, руководитель архитектурного бюро «Остоженка»

Французские урбанисты L'AUC, в тандеме с которыми, в частности, будет работать российский архитектор Борис Бернаскони, своей главной задачей считают реурбанизацию Москвы. Под этим термином они понимают коренное переосмысление сложившейся структуры города и присоединяемых к нему территорий – основной упор планируется сделать на свободные и комфортные для пешеходов пространства. К слову, L'AUC имеет огромный положительный опыт реорганизации таких городов, как Париж, Валенсия, Копенгаген, Цюрих

Знаменитый испанский архитектор Рикардо Бофилл видит основную проблему Москвы в том, что это «чрезмерно запланированный город». Иными словами, чрезвычайно жесткая градостроительная структура мешает мегаполису реализовывать разные сценарии развития. Бофилл даже сравнил план Москвы с пятиконечной звездой: «Интересно с точки зрения идеологии, но очень неудобно с точки зрения жизни». По мнению архитектора, который в разработке проекта московской агломерации намерен использовать опыт развития Барселоны, российская столица, прежде всего, нуждается в «капиллярах» –  системе транспортных и пешеходных маршрутов, которые соединят основные артерии. Огромным потенциалом для развития агломерации Бофиллу также представляется зеленый пояс Москвы, сегодня уже порядком оскудевший, но все же продолжающий окружать мегаполис спасительными лесами. Также Москва, по мнению испанца, является городом знаний, финансовой активности и творческого вдохновения, и все эти направления он намерен одинаково масштабно развивать в рамках расширения ее границ.
Роб Робинсон, Urban Design Associates
Роб Робинсон, Urban Design Associates

Итоги двухдневного семинара подвели заместитель мэра Москвы по вопросам градостроительной политики и строительства Марат Хуснуллин, профессор МАРХИ Вячеслав Глазычев и научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин. Последний, в частности, обратил внимание собравшихся на то, что в предварительных наработках участников конкурса пока не наблюдается никакого единства понимания поставленной перед ними задачи: «Одни команды играют в футбол, а другие – в теннис». Впрочем, признает эксперт, дело тут, скорее всего, в том, что сама задача пока сформулирована недостаточно четко. Михаила Блинкина поддержал и Марат Хуснуллин: «Очевидно, что участники нуждаются в более конкретной информации, в том числе экономического характера. Команды должны лучше представлять себе характер и потенциал присоединяемых территорий, а также их реальную стоимость. Естественно, мешает им и сегодняшний градостроительный кодекс, имеющий огромные ограничения. Думаю, для реализации проекта потребуется внесений изменений в градкодекс, и мы готовы на это пойти».

«Мне очень понравились представленные презентации, и то разнообразие взглядов на Москву и ее проблемы, которое предложили участники конкурса, – сказал Вячеслав Глазычев. –  В частности, чрезвычайно интересной мне показалась два или три раза озвученная идея активного использования голубого каркаса будущей агломерации, системы рек, которые сегодня, мягко говоря, задействованы совершенно бездарно. Зато, как ни странно, все участники упустили одно обстоятельство – фактическое отсутствие в современной Москве полноценного центра. А ведь вопрос городского ядра бесконечно важен – без него это лишь урбанизированная территория, но не город. Надеюсь, в будущем команды уделят этому вопросу более пристальное внимание».