Градсовет Петербурга 27.07.2022

Градсовет обсудил «средневековый» жилой квартал у Пулковского водохранилища, гостиницу а-ля рюс в деревне Шуваловка, а также гостиницу напротив Финляндского вокзала, которая восстанавливает структуру утраченной части доходного дома Павла Сюзора.

mainImg

Перед началом обсуждений по предложению Павла Соколова был назначен заместитель председателя градостроительного совета – им стал Владимир Григорьев, а также председатель экспертной группы – Александр Кошарный.
 
Жилой комплекс у Пулковского водохранилища 

Санкт-Петербург, поселок Шушары, территория предприятия «Шушары», участок 22
Проектировщик: «Архитектурная мастерская «Б2»
Заказчик: «ЛСР. Недвижимость – СЗ»
Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик

Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Вид с юга
© Б2 / предоставлено КГА

Жилой комплекс по проекту мастерской «Б2» займет один из последних свободных участков, расположенных к югу от Пулковской обсерватории – его соседями станут малоэтажные районы «Югтаун», «Зеленый квартал» и «Образцовые кварталы». Одно из преимуществ нового комплекса ЛСР – Пулковское водохранилище, впрочем, благоустройство прибрежной территории проектом мастерской Феликса Буянова не рассматривалось. В пешей доступности располагается также Экспофорум, что предположительно доставит жильцам неудобство – при нынешней развязке в дни мероприятий выехать в сторону города будет проблематично.   
Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Примеры окружающей застройки
© Б2 / предоставлено КГА

Участок находится в зоне влияния аэропорта «Пулково» и Пулковской обсерватории, здание которой признано объектом культурного наследия, действует ограничение по высоте – 18 метров и 23 для акцентов. Также на территории располагается несколько памятников, связанных с Великой отечественной войной: березовая аллея, высаженная к 20-летию победы, противотанковый ров и мемориальный комплекс «Пулковский рубеж». 
Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Местоположение территории в административном районе Санкт-Петербурга
© Б2 / предоставлено КГА

Жилые группы формируются на трех участках. Два из них располагаются вдоль улицы Редкое Кузьмино, которую будет пересекать пешеходный зеленый бульвар, берущий начало у березовой аллеи и братского захоронения «Безымянный ручей». В этой части авторы предлагают квартальную застройку небольшого масштаба, проницаемую среду, школу на 925 мест и два детских сада. Многоэтажные паркинги располагаются вдоль Пулковского шоссе, защищая кварталы от его влияния. Третий участок, меньшего размера, располагается на северном берегу водохранилища. Здесь используется другой тип застройки: дома пластины и урбан-виллы, а центральным элементом становится здание-веер, секции которого объединяет встроенный детский сад. Поскольку ЛСР располагает собственным заводом, фасады предполагается облицевать клинкерной или бетонной плиткой.
  • zooming
    1 / 10
    Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Общая схема генплана с соседней территорией
    © Б2 / предоставлено КГА
  • zooming
    2 / 10
    Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Схема генерального плана
    © Б2 / предоставлено КГА
  • zooming
    3 / 10
    Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Схема функционального зонирования
    © Б2 / предоставлено КГА
  • zooming
    4 / 10
    Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Схема размещения объектов образования
    © Б2 / предоставлено КГА
  • zooming
    5 / 10
    Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Схема пешеходной доступности учреждений здравоохранения
    © Б2 / предоставлено КГА
  • zooming
    6 / 10
    Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Схема благоустройства и озеленения
    © Б2 / предоставлено КГА
  • zooming
    7 / 10
    Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Транспортная схема
    © Б2 / предоставлено КГА
  • zooming
    8 / 10
    Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Проектируемая транспортная схема
    © Б2 / предоставлено КГА
  • zooming
    9 / 10
    Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Схема основных пешеходных путей и велодорожек
    © Б2 / предоставлено КГА
  • zooming
    10 / 10
    Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Схема участков и очередей строительства
    © Б2 / предоставлено КГА

Район рассчитан на 7000 жителей, авторы утверждают, что коммерческие помещения обеспечивают до 1500 рабочих мест. Зона у воды будет благоустроена за счет инвестора – предполагается, что там появится спортивный кластер и детские игровые площадки. Также авторы предлагают разместить на территории квартала церковь Георгия Победоносца. 
  • zooming
    1 / 7
    Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Вид с выезда на Пулковского шоссе
    © Б2 / предоставлено КГА
  • zooming
    2 / 7
    Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Участок 1. Вид с ул. Редкое Кузьмино на корпуса 2, 3, 4
    © Б2 / предоставлено КГА
  • zooming
    3 / 7
    Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Участки 3 и 4. Вид с ул. Редкое Кузьмино на пешеходный бульвар
    © Б2 / предоставлено КГА
  • zooming
    4 / 7
    Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Участок 1. Двор корпуса №4
    © Б2 / предоставлено КГА
  • zooming
    5 / 7
    Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Вид на мост через р. Пулковку на перспективу ул. Редкое Кузьмино
    © Б2 / предоставлено КГА
  • zooming
    6 / 7
    Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Вид с прибрежной территории на пешеходный бульвар
    © Б2 / предоставлено КГА
  • zooming
    7 / 7
    Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Вид с прибрежной территории по проектируемой улице №1 (Участок 4)
    © Б2 / предоставлено КГА

Градсовет в целом согласился с предложенными планировочными решениями. Владимир Аврутин обратил внимание, что проектом занимается крупный застройщик, а значит малоэтажные кварталы тоже могут быть экономически эффективны, как бы нас ни убеждали в обратном. При этом, продолжил эксперт, «субурбии должны иметь свое лицо, быть самостоятельными и законченными». В данном проекте, например, нет ни общественного центра, ни площади, ни даже торгового центра. Владимир Григорьев высказался резче: если прибрежная зона не будет благоустроена должным образом, то получится «средневековье» – район на 7000 человек без ЗНОП, спорта, торговли и инфраструктуры. Жителям останется «ходить вдоль пустынного берега и вспоминать Феликса Викторовича и градсовет при правительстве Санкт-Петербурга, который все это согласовал». Несколько замечаний касались также пешеходной доступности школ и больницы 
  • zooming
    1 / 4
    Жилой комплекс у Пулковского водохранилища.Развертка по Проектируемой улице 1. Участки 3 и 4
    © Б2 / предоставлено КГА
  • zooming
    2 / 4
    Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Фасадные решения Участок 1. Корпус 5
    © Б2 / предоставлено КГА
  • zooming
    3 / 4
    Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Фасадные решения Участок 2. Корпус 11
    © Б2 / предоставлено КГА
  • zooming
    4 / 4
    Жилой комплекс у Пулковского водохранилища. Фасадные решения Участок 2. Корпус 11
    © Б2 / предоставлено КГА

Святослав Гайкович похвалил разнообразие решений, а Евгений Герасимов предположил, что с фасадами даже перестарались – «слишком много мотивов». Как один из авторов Экспофорума он также призвал инициировать строительство развязки на Петербургское шоссе, которая сделала бы выезд из новых кварталов удобнее. 

Итог: «за» проголосовал 21 человек, «против» – 3. Решено одобрить архитектурно-градостроительный облик с доработакой по замечания градостроительного совета. 

Подробнее о проекте ->
Гостиница у Финляндского вокзала

Санкт-Петербург, площадь Ленина, участок 21
Проектировщик: Архитектурное бюро «Настас и партнеры»
Заказчик: ООО «Лидер»
Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик

Гостиничный комплекс на площади Ленина. Перспективный вид в створе площади Ленина
© Настас и партнеры / предоставлено КГА

Отношения с градостроительным советом у Дениса Настаса складываются непростые – проект другой его гостиницы на Уральской улице эксперты рассматривали три раза, но так и не приняли, высказав самые противоречивые мнения. 

В этот раз архитектору вновь достался сложный участок – лакуна напротив выхода из Финляндского вокзала, образовавшаяся в 1980-х годах, когда часть доходного дома, построенного по проекту Павла Сюзора, снесли ради расширения универмага, построенного по проекту Якова Рубанчика. Универмаг так и не расширили, долгие годы «выбитый зуб» служит парковкой и беспокоит глаз градостроителей. В 2010 году разрабатывался проект восстановления доходного дома, однако Денис Настас решил идти другим путем, соединяя две эпохи – Сюзора и Рубанчика. 
Гостиничный комплекс на площади Ленина
© Настас и партнеры / предоставлено КГА
Гостиничный комплекс на площади Ленина. Ситуационная схема
© Настас и партнеры / предоставлено КГА

Авторы, тем не менее, посчитали нужным восстановить структуру сюзоровского дома, после «обрезки» утратившего симметричность. Для этого они предложили вставку шириной в три окна, восполняющую объемную утрату, а также модуль, продолжающий горизонтальные тяги исторического здания. Вторая часть фасада делает реверанс уже красной дорике универмага – здесь ритм задают сдвоенные пилоны. Пересекаясь, две части фасада образуют третью – с регулярной сеткой окон. В отделке используется темный карельский габбро-диабаз, а также орнаменты, характерные для карельских народов.
Гостиничный комплекс на площади Ленина. Панорамный вид в створе площади Ленина
© Настас и партнеры / предоставлено КГА
Гостиничный комплекс на площади Ленина. Перспективный вид со стороны финляндского вокзала
© Настас и партнеры / предоставлено КГА

Дворовый корпус – «хвост» между бизнес-центром и жилым домом, чудом сумевший вписаться в пожарные и инсоляционные нормы. В соответствии с требованиями КГИОП высота здания не превышает 23 метров по карнизу, скат кровли – 45 градусов, остекление – 30% от фасада. Гостиница рассчитана на 111 номеров, вмещает кафе и подземную стоянку с автомобильным лифтом. 
Гостиничный комплекс на площади Ленина. Панорамный вид в створе Финского переулка
© Настас и партнеры / предоставлено КГА
Гостиничный комплекс на площади Ленина. Панорамный вид в створе Финского переулка и ул. Комсомола
© Настас и партнеры / предоставлено КГА

Рецензент Евгений Подгорнов и Павел Соколов настроили аудиторию на доброжелательный тон: предложенный объем гостиницы в данном месте видится единственно возможным, а вариант развития дома Сюзора – интересным. Эксперты в целом поддерживали проект, указав на мелкие недочеты. 

Наибольшее беспокойство вызвало место примыкания дома к универмагу, где окна и карниз существующего здания не позволяют сделать аккуратный стык, а также «намеренный» брандмауэр и прорисовка фасадов. Михаил Сарри заметил, что рентабельность гостиницы держится на волоске – в случае расширения технических помещений придется жертвовать номерами, и тогда все предприятие станет убыточным. 
  • zooming
    1 / 7
    Гостиничный комплекс на площади Ленина. План 1 этажа
    © Настас и партнеры / предоставлено КГА
  • zooming
    2 / 7
    Гостиничный комплекс на площади Ленина. План 2 этажа
    © Настас и партнеры / предоставлено КГА
  • zooming
    3 / 7
    Гостиничный комплекс на площади Ленина. План 3 этажа
    © Настас и партнеры / предоставлено КГА
  • zooming
    4 / 7
    Гостиничный комплекс на площади Ленина. План 4 этажа
    © Настас и партнеры / предоставлено КГА
  • zooming
    5 / 7
    Гостиничный комплекс на площади Ленина. Взрыв схема
    © Настас и партнеры / предоставлено КГА
  • zooming
    6 / 7
    Гостиничный комплекс на площади Ленина. 3D разрез
    © Настас и партнеры / предоставлено КГА
  • zooming
    7 / 7
    Гостиничный комплекс на площади Ленина. Разрез 3-3
    © Настас и партнеры / предоставлено КГА

Также по мнению Михаила Сарри нужно сделать еще «10-20-50 вариантов рисовки дуги, поскольку просто продлить горизонтали недостаточно, нужен еще прием». Максим Атаянц предложил отступить назад – тогда решился бы вопрос с карнизом, а дом был бы плотнее и интереснее: сейчас 75-сантиметровый вынос пилонов придает ему скелетный характер. Сергей Орешкин посчитал, что «три темы на фасаде не соединились в единой целое, стоит взять что-то одно». Михаил Мамошин призвал авторов воспользоваться методом анастилоза на манер Дэвида Чипперфильда.
Гостиничный комплекс на площади Ленина. Развертки
© Настас и партнеры / предоставлено КГА

Евгений Герасимов посчитал, что проект рано согласовывать, поскольку «в попытке подыграть всем авторы не нашли себя». Владимир Линов этот тезис поддержал, заметив, что «здание Сюзора целиком воспринимается только с другого конца площади с одной точки», поэтому раз нет возможности воссоздать утраченное, не стоит опасаться пристройки самостоятельного объема. 

Итог: «за» проголосовал 15 человек, «против» – 9. Решено одобрить архитектурно-градостроительный облик с доработакой по замечания градостроительного совета. 

Подробнее о проекте ->
Гостиница в «Шуваловке»

Санкт-Петербург, Петергоф, Санкт-Петербургское шоссе, дом 111
Проектировщик: ООО «КАНТ»
Заказчик: ООО «Империя СПб»
Обсуждали: архитектурно-градостроительный облик

Шуваловка русская деревня
© Кант / преоставлено КГА

Гостиница проектируется для тематического парка «Русская деревня Шуваловка», расположенного между Стрельной и Петергофом. Ее ориентацию на участке определило пожелание заказчика использовать существующий котлован, растянувшийся вдоль Санкт-Петербургского шоссе.
  • zooming
    1 / 3
    Шуваловка русская деревня. Схема расположения зданий
    © Кант / преоставлено КГА
  • zooming
    2 / 3
    Шуваловка русская деревня. Генплан
    © Кант / преоставлено КГА
  • zooming
    3 / 3
    Шуваловка русская деревня. Схема ограничений
    © Кант / преоставлено КГА

Согласуясь с общей концепцией «деревни», авторы предложили здание в русском стиле. Два симметричных гостиничных крыла соединяются через корпус выставочного зала. Бассейн располагается отдельно из-за требования КГИОП рассредоточивать здания в зоне охраняемого природного ландшафта.
Шуваловка русская деревня
© Кант / преоставлено КГА
Шуваловка русская деревня
© Кант / преоставлено КГА

Рецензент Михаил Мамошин после небольшой лекции о развитии, упадке и постепенном возрождении русского стиля в Петербурге отметил, что работу можно согласовать, но при этом дал несколько рекомендаций: например, акцентировать «подклет», жилую и кровельную часть, используя кирпич разных оттенков, а также сделать более яркими акценты, чтобы избежать схематизма.
Шуваловка русская деревня
© Кант / преоставлено КГА

Максим Атаянц заметил, что «на классицистическую структуру натянуты неорусские фасады и указал на распространенную ошибку, которая снижает класс здания до «турецкого отеля» – два двухъярусных балкона с тремя акцентированными опорами, которые приходят в никуда. 
Шуваловка русская деревня
© Кант / преоставлено КГА

Владимир Григорьев отнесся к проекту как архитектурному курьезу, сравнив его с «Маленькой ночной серенадой» Моцарта, только тяжеловесной. Евгений Герасимов напротив увидел «профессиональную работу, которая за исключением некоторых шероховатостей сложилась» и пожелал авторам качественного исполнения. Сергей Орешкин усомнился в деталях, но допустил, что в контексте игрового комплекса подобное сооружение имеет право на существование, а кроме того общественность принимает русский стиль «на ура». 
  • zooming
    1 / 4
    Шуваловка русская деревня. План цокольного этажа
    © Кант / преоставлено КГА
  • zooming
    2 / 4
    Шуваловка русская деревня. План 1 этажа
    © Кант / преоставлено КГА
  • zooming
    3 / 4
    Шуваловка русская деревня. План 2 этажа
    © Кант / преоставлено КГА
  • zooming
    4 / 4
    Шуваловка русская деревня. План мансардного этажа
    © Кант / преоставлено КГА

Итог: «за» проголосовал 17 человек, «против» – 6. Решено одобрить архитектурно-градостроительный облик с доработакой по замечания градостроительного совета. 

Подробнее о проекте ->

29 Июля 2022

Похожие статьи
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Парадокс острога
Вокруг омского аэропорта в этом году собралось немало любопытных пластических идей. Проект KPLN апеллирует к истории Омска как острога, но трансформирует мысль о крепости до почти полной неузнаваемости: «срезает» конические завершения бревен, увеличивает и переворачивает. Получается гипостиль – лес конических колонн на опорах-точках, со световыми фонарями вверху.
Источник знаний
Новое здание средней школы в Марселе по проекту Panorama Architecture удачно трактует на первый взгляд очевидный образ раскрытой книги.
Преображение Анны
Для петербургской Анненкирхе Сергей Кузнецов и бюро Kamen подготовили проект, который опирается на принципы Венецианской хартии: здание не восстанавливается на определенную дату, исторические наслоения сохраняются, а современные элементы не мимикрируют под подлинные. Рассказываем подробнее о решениях.
Парадокс временного
Концепция павильона России для EXPO 2025 в Осаке, предложенная архитекторами Wowhaus – последняя из собранных нами шести предложений конкурса 2022 года. Результаты которого, напомним, не были подведены в силу отмены участия страны. Заметим, что Wowhaus сделали для конкурса три варианта, а показывают один, и нельзя сказать, что очень проработанный, а сделанный в духе клаузуры. Тем не менее в проекте интересна парадоксальность: архитекторы сделали акцент на временности павильона, а в пузырчатых формах стремились отразить парадоксы пространства и времени.
Крепость у реки
Бюро МАКЕТ объединило формат японской идзакаи с сибирской географией: ресторан открылся в одном из зданий Омской крепости, декор и мебель отсылают к рекам Омь и Иртыш, а старый кирпич дополняют амбарные доски и сухие ветки.
Форум времени
Конкурсный проект павильона России для EXPO 2025 в Осаке от Алексея Орлова и ПИ «Арена» состоит из конусов и конических воронок, соединенных в нетривиальную композицию, в которой чувствуется рука архитекторов, много работающих со стадионами. В ее логику, структурно выстроенную на теме часов: и песочных, и циферблатов, и даже солнечных, интересно вникать. Кроме того авторы превратили павильон в целую череду амфитеатров, сопряженных в объеме, – что тоже более чем актуально для всемирных выставок. Напомним, результаты конкурса не были подведены.
Зеркала повсюду
Проект Сергея Неботова, Анастасии Грицковой и бюро «Новое» был сделан для российского павильона EXPO 2025, но в рамках другого конкурса, который, как нам стало известно, был проведен раньше, в 2021 году. Тогда темой были «цифровые двойники», а времени на работу минимум, так что проект, по словам самого автора, – скорее клаузура. Тем не менее он интересен планом на грани сходства с проектами барокко и эмблемой выставки, также как и разнообразной, всесторонней зеркальностью.
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.