Природа – и храм, и мастерская…

Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.

Лара Копылова

Автор текста:
Лара Копылова

08 Октября 2020
mainImg
Архитектор:
Артём Никифоров
Проект:
Мастерская Артёма Никифорова в Репино
Россия, Санкт-Петербург, в 7 км к северу от Репино

Авторский коллектив:
Артём Никифоров, Михаил Воинов, Анастасия Лысенко

2019 / 2020
Архитектор Артем Никифоров построил полностью деревянную мастерскую в Репино, известном дачно-коттеджном предместье северной столицы. Мастерская находится в укромном лесном уголке, недалеко от трассы. Она рассчитана на четыре бюро: состоит из четырех двуэтажных крыльев с отдельными входами, объединенных продольным центральным атриумом.
Мастерская Артёма Никифорова в Репино
Фотография © Сергей Мельников

Постройка необычна тем, что эта классика – в дереве. Причем взят не известный исторический извод деревянной классики – не чеховский дом с мезонином, не блоковская усадьба, не советская профессорская дача, а палладианская пафосная вилла. Главный корпус с высоким центральным портиком и симметричными боковыми ордерными композициями облицован необрезной доской (!), имитирующей каменный руст.
Мастерская Артёма Никифорова в Репино
Фотография © Михаил Розанов

Это остроумная находка: вместо рукотворности возникает природотворность природа же ваяла эти неровные края досок, сохранившие форму деревьев. При этом сохраняются чувственность и монументальность, свойственные каменному и штукатурному русту. И столь же остроумно решен центральный портик – брутальная дорика вроде революционных экспериментов неоклассика Ивана Фомина в 1920-х, но опять-таки в дереве. Каннелированные колонны с плоской капителью-абакой были специально сконструированы Артемом Никифоровым. Плоский фронтон, зашитый вертикальными досками, подчеркивает «честные» качества дерева – материала не текучего, а составленного из частей, имеющих форму.
  • zooming
    1 / 7
    Мастерская Артёма Никифорова в Репино
    Фотография © Дмитрий Цыренщиков
  • zooming
    2 / 7
    Мастерская Артёма Никифорова в Репино
    Фотография © Михаил Розанов
  • zooming
    3 / 7
    Мастерская Артёма Никифорова в Репино
    Фотография © Михаил Розанов
  • zooming
    4 / 7
    Мастерская Артёма Никифорова в Репино
    Фотография © Сергей Мельников / предоставлено АрхиWOOD
  • zooming
    5 / 7
    Мастерская Артёма Никифорова в Репино
    Фотография © Михаил Розанов
  • zooming
    6 / 7
    Мастерская Артёма Никифорова в Репино
    Фотография © Сергей Мельников
  • zooming
    7 / 7
    Мастерская Артёма Никифорова в Репино
    Фотография © Михаил Розанов

В остальном постройка, по мнению автора, утилитарна, но это не совсем так. Да, за исключением главного фасада, корпуса решаются вроде бы в скандинавском духе: традиционный деревянный дом со скатной крышей снаружи и модернистское свободное пространство внутри. Классика при движении от главного фасада по направлению к лесу «растворяется» не сразу, а постепенно. Торцы главного поперечного корпуса представляют собой тоже ордерные композиции, но более простые вариации центрального портика (в проекте были дорические пилястры, в реальности остались намеки на них) и боковых рустованных арок. Торцы лесных корпусов еще проще.
  • zooming
    1 / 7
    Мастерская Артёма Никифорова в Репино
    Фотография © Сергей Мельников
  • zooming
    2 / 7
    Мастерская Артёма Никифорова в Репино
    Фотография © Сергей Мельников
  • zooming
    3 / 7
    Мастерская Артёма Никифорова в Репино
    Фотография © Сергей Мельников
  • zooming
    4 / 7
    Мастерская Артёма Никифорова в Репино
    Фотография © Сергей Мельников
  • zooming
    5 / 7
    Мастерская Артёма Никифорова в Репино
    Фотография © Сергей Мельников
  • zooming
    6 / 7
    Мастерская Артёма Никифорова в Репино
    Фотография © Сергей Мельников
  • zooming
    7 / 7
    Мастерская Артёма Никифорова в Репино
    Фотография © Сергей Мельников

Постройка симметрична в плане. Проход по центральной оси организован подчеркнуто театрально. На оси расположены поперечный корпус (трансепт) с палладианским фасадом, через который осуществляется главный вход, продольный корпус с общественным пространством и открытая терраса, которую фланкируют «лесные» корпуса. Мы входим «на свет», через центральный интеколлумний, которому соответствует стеклянная стена, сквозь которую видна конечная цель пути – стеклянное окно в лес. В фойе мы оказываемся под кессонированным потолком и проходим под невысокой аркой с кессонированным сводом в зал, который по контрасту кажется высоким «нефом». Центральный неф – простой, но торжественный (боковые нефы тоже есть, там находятся рабочие помещения). Вместо сводов центральный неф перекрыт скатной крышей, и это придает ему сходство с базиликой с явным движением к «алтарю», на месте которого находится огромное окно в природу, а световые фонари в крыше отсчитывают ритм шага вместо колонн. «Алтарь» в виде окна в лес – это символично: природоцентричность нашего мира увеличивается, вектор смещается в сторону экологии, нравится нам это или нет.

Природа – и храм, и мастерская…, а человек в ней – архитектор. Так можно было бы перефразировать относительно мастерской Артема Никифорова лозунг тургеневского героя Базарова, который говорил: «Природа – не храм, а мастерская, а человек в ней – работник». Артем Никифоров задумал и построил мастерскую в лесу до пандемии. Но когда весной 2020 года коттеджи в Репино и во всех пригородах Петербурга оказались тотально арендованы людьми, переехавшими в них работать и жить на время карантина, стало ясно, что архитектор пророчески угадал будущее.
  • zooming
    1 / 7
    Мастерская Артёма Никифорова в Репино
    Фотография © Дмитрий Цыренщиков
  • zooming
    2 / 7
    Мастерская Артёма Никифорова в Репино
    Фотография © Дмитрий Цыренщиков
  • zooming
    3 / 7
    Мастерская Артёма Никифорова в Репино
    Фотография © Михаил Розанов
  • zooming
    4 / 7
    Изометрия. Мастерская Артёма Никифорова в Репино
    © Артём Никифоров
  • zooming
    5 / 7
    Лес. Мастерская Артёма Никифорова в Репино
    © Артём Никифоров
  • zooming
    6 / 7
    План. Мастерская Артёма Никифорова в Репино
    © Артём Никифоров
  • zooming
    7 / 7
    Проект колонны. Мастерская Артёма Никифорова в Репино
    © Артём Никифоров
Архитектор:
Артём Никифоров
Проект:
Мастерская Артёма Никифорова в Репино
Россия, Санкт-Петербург, в 7 км к северу от Репино

Авторский коллектив:
Артём Никифоров, Михаил Воинов, Анастасия Лысенко

2019 / 2020

08 Октября 2020

Лара Копылова

Автор текста:

Лара Копылова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.
Содержание крупнее формы
Музей художественного образования Хуамао близ Нинбо по проекту Алвару Сиза и Карлуша Каштанейра – это компактный темный объем с наполненным светом просторным интерьером.
Пятый элемент
Клубный дом во Всеволожском переулке оперирует сочетанием дорогих фактур камня и металла, погружая их в буйство орнаментики. Дом представляется фантазией на темы театра эпохи модерна и символизма, разновидностью восточной сказки, что парадоксальным образом позволяет ему избежать прямой стилизации и стать отражением одной из сторон современной московской жизни.
Ходить по воде
Благоустройство, которое сделало спальный микрорайон не только комфортным, но и запоминающимся.
Летят перелетные птицы
В Чжухае на южном побережье Китая строится крупный центр искусств по проекту Zaha Hadid Architects: его самая заметная часть, модульный навес, должен напоминать летящих клином перелетных птиц.
Трамплины и патио
Центром усадьбы в Антоновке, спроектированной Романом Леонидовым, стал внутренний двор с перголами, напоминающий хозяину об отдыхе в экзотических странах. Открытые деревянные конструкции подчеркнули устремленные вверх диагонали односкатных крыш.
Башни с талией
Архитекторы Heatherwick Studio спроектировали жилой комплекс 1700 Alberni в Ванкувере – с озелененными балконами и рассчитанными на комфорт пешеходов нижними этажами.
Сложный белый
Спортивный центр на берегу Суздальского озера – редкий пример того, как архитекторы пошли до конца в отстаивании своих идей. Ответом на ограничения участка и пожелания заказчика стала изощренная композиция, уравновешенная чистотой линий и лаконичной отделкой.
Сложение растущего города
Жилой квартал «1147» разместился на границе старого «сталинского» района к северу и активно развивающихся территорий к югу от него. Его образ откликается на эту непростую роль: многосоставные кирпичные фасады – разные у соседних секций, их высота от 9 до 22 этажей, и если смотреть с улицы кажется, что фронт городской застройки из длинных узких объемов складывается в некий сложный ряд прямо у нас на глазах.
Один памятник вместо другого
Новый зал Мойнихана по проекту SOM для Пенсильванского вокзала в Нью-Йорке призван заменить общественные пространства снесенного в 1965 его исторического здания.
Технологии и материалы
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Сейчас на главной
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.
Энергетическое семейство
Жилой комплекс Symphony 34 планируется построить в Савеловском районе Москвы. Он будет состоять из четырех разновысотных башен – от 36 до 54 этажей. Каждая имеет свой образ, но вместе все четыре собраны в единый архитектурный ансамбль, фрагмент нового высотного города за третьим транспортным кольцом.
Реновация городской среды: исторические прецеденты
Публикуем полный текст коллективной монографии, написанной в прошедшем 2020 году сотрудниками НИИТИАГ и посвященной теме, по-прежнему актуальной как для столицы, так и для всей страны – реновации городов. Тема рассмотрена в широкой исторической и географической перспективе: от градостроительной практики Екатерины II до творчества Ричарда Роджерса в его отношении к мегаполисам. Москва, НИИТИАГ, 2021. 333 страницы.
«Аппетит к современности»
В Париже закончена реконструкция исторической Товарной биржи по проекту Тадао Андо: этой весной там откроется музей современного искусства – произведений из коллекции Франсуа Пино.
Иркутск как Дрезден
Фрагмент из книги «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров», посвященной возможности применения немецких методик сохранения исторической среды в российских городах.
Содержание крупнее формы
Музей художественного образования Хуамао близ Нинбо по проекту Алвару Сиза и Карлуша Каштанейра – это компактный темный объем с наполненным светом просторным интерьером.