Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Архитектор Артем Никифоров построил полностью деревянную мастерскую в Репино, известном дачно-коттеджном предместье северной столицы. Мастерская находится в укромном лесном уголке, недалеко от трассы. Она рассчитана на четыре бюро: состоит из четырех двуэтажных крыльев с отдельными входами, объединенных продольным центральным атриумом.
Мастерская Артёма Никифорова в РепиноФотография © Сергей Мельников
Постройка необычна тем, что эта классика – в дереве. Причем взят не известный исторический извод деревянной классики – не чеховский дом с мезонином, не блоковская усадьба, не советская профессорская дача, а палладианская пафосная вилла. Главный корпус с высоким центральным портиком и симметричными боковыми ордерными композициями облицован необрезной доской (!), имитирующей каменный руст.
Мастерская Артёма Никифорова в РепиноФотография © Михаил Розанов
Это остроумная находка: вместо рукотворности возникает природотворность природа же ваяла эти неровные края досок, сохранившие форму деревьев. При этом сохраняются чувственность и монументальность, свойственные каменному и штукатурному русту. И столь же остроумно решен центральный портик – брутальная дорика вроде революционных экспериментов неоклассика Ивана Фомина в 1920-х, но опять-таки в дереве. Каннелированные колонны с плоской капителью-абакой были специально сконструированы Артемом Никифоровым. Плоский фронтон, зашитый вертикальными досками, подчеркивает «честные» качества дерева – материала не текучего, а составленного из частей, имеющих форму.
Мастерская Артёма Никифорова в РепиноФотография © Дмитрий ЦыренщиковМастерская Артёма Никифорова в РепиноФотография © Михаил РозановМастерская Артёма Никифорова в РепиноФотография © Михаил РозановМастерская Артёма Никифорова в РепиноФотография © Сергей Мельников / предоставлено АрхиWOOD Мастерская Артёма Никифорова в РепиноФотография © Михаил РозановМастерская Артёма Никифорова в РепиноФотография © Сергей МельниковМастерская Артёма Никифорова в РепиноФотография © Михаил Розанов В остальном постройка, по мнению автора, утилитарна, но это не совсем так. Да, за исключением главного фасада, корпуса решаются вроде бы в скандинавском духе: традиционный деревянный дом со скатной крышей снаружи и модернистское свободное пространство внутри. Классика при движении от главного фасада по направлению к лесу «растворяется» не сразу, а постепенно. Торцы главного поперечного корпуса представляют собой тоже ордерные композиции, но более простые вариации центрального портика (в проекте были дорические пилястры, в реальности остались намеки на них) и боковых рустованных арок. Торцы лесных корпусов еще проще.
Мастерская Артёма Никифорова в РепиноФотография © Сергей МельниковМастерская Артёма Никифорова в РепиноФотография © Сергей МельниковМастерская Артёма Никифорова в РепиноФотография © Сергей МельниковМастерская Артёма Никифорова в РепиноФотография © Сергей МельниковМастерская Артёма Никифорова в РепиноФотография © Сергей МельниковМастерская Артёма Никифорова в РепиноФотография © Сергей МельниковМастерская Артёма Никифорова в РепиноФотография © Сергей Мельников Постройка симметрична в плане. Проход по центральной оси организован подчеркнуто театрально. На оси расположены поперечный корпус (трансепт) с палладианским фасадом, через который осуществляется главный вход, продольный корпус с общественным пространством и открытая терраса, которую фланкируют «лесные» корпуса. Мы входим «на свет», через центральный интеколлумний, которому соответствует стеклянная стена, сквозь которую видна конечная цель пути – стеклянное окно в лес. В фойе мы оказываемся под кессонированным потолком и проходим под невысокой аркой с кессонированным сводом в зал, который по контрасту кажется высоким «нефом». Центральный неф – простой, но торжественный (боковые нефы тоже есть, там находятся рабочие помещения). Вместо сводов центральный неф перекрыт скатной крышей, и это придает ему сходство с базиликой с явным движением к «алтарю», на месте которого находится огромное окно в природу, а световые фонари в крыше отсчитывают ритм шага вместо колонн. «Алтарь» в виде окна в лес – это символично: природоцентричность нашего мира увеличивается, вектор смещается в сторону экологии, нравится нам это или нет.
Природа – и храм, и мастерская…, а человек в ней – архитектор. Так можно было бы перефразировать относительно мастерской Артема Никифорова лозунг тургеневского героя Базарова, который говорил: «Природа – не храм, а мастерская, а человек в ней – работник». Артем Никифоров задумал и построил мастерскую в лесу до пандемии. Но когда весной 2020 года коттеджи в Репино и во всех пригородах Петербурга оказались тотально арендованы людьми, переехавшими в них работать и жить на время карантина, стало ясно, что архитектор пророчески угадал будущее.Мастерская Артёма Никифорова в РепиноФотография © Дмитрий ЦыренщиковМастерская Артёма Никифорова в РепиноФотография © Дмитрий ЦыренщиковМастерская Артёма Никифорова в РепиноФотография © Михаил РозановИзометрия. Мастерская Артёма Никифорова в Репино© Артём НикифоровЛес. Мастерская Артёма Никифорова в Репино© Артём НикифоровПлан. Мастерская Артёма Никифорова в Репино© Артём НикифоровПроект колонны. Мастерская Артёма Никифорова в Репино© Артём Никифоров
|