Публикуем поступившее в редакцию письмо Феликса Новикова главному архитектору Москвы Сергею Кузнецову. Тема – строительство на территории Дворца пионеров на Воробьевых горах.
Текст открытого письма:
«Уважаемый Сергей Олегович!
Я познакомился с имеющимися в открытом доступе изображениями проекта нового здания штаб-квартиры Яндекса и с Вашей его оценкой, которую разделяю. Вместе с тем полагаю, что появление столь яркого объекта в панораме Дворца пионеров требует решительного пересмотра принятой ранее концепции реконструкции зданий, расположенных в парке Дворца. Если мы построим здесь что-либо подобное предложению Николая Переслегина, на фоне Яндекса это будет позорище. Замечу и то, что и мой собственный подход к проблеме, предлагающий построить новые здания в стилистике 60-х годов, также утрачивает актуальность. Яндекс несет в себе новый дух двадцатых годов ХХI века и требует иной концепции завершения комплекса Дворца пионеров. Как с ней определиться?
Штаб-квартира компании Яндекс, конкурсная концепция© PLP Architecture
Кратко напомню историю проекта Дворца. Его проектировал Михаил Хажакян (Гипрокоммунстрой) и показал архсовету Москвы свое предложение в карандаше для предварительного согласования. Проект не понравился. И тогда главный архитектор Москвы Иосиф Игнатьевич Ловейко распорядился провести конкурс с участием трех молодежных команд Моспроекта. Проект, принятый за основу в итоге конкурса, был реализован. Я предлагаю провести конкурс на концепцию завершения комплекса Дворца, имея в виду ее композиционное и функциональное содержание.
Однако основное здание Дворца, имеющее статус объекта культурного наследия, требует особо ответственного подхода к проблеме и нам нужно быть уверенными в успешном итоге конкурса. Поэтому я предлагаю пригласить к участию в нем трех из самых уважаемых мной мастеров российской архитектуры: Юрия Григоряна, Владимира Плоткина и Сергея Скуратова. И мы получим три достойных предложения.
В первом конкурсе Дворца в качестве жюри выступили архсовет и президиум Правления Московского Союза Архитекторов. И теперь можно поступить таким образом. В конкурсе 1958 года не было премий. Победитель получал право реализации. И этот опыт можно повторить. Тогда проект делался на пустом месте и конкурсантам дали срок два месяца. Сегодня речь идет о 50 процентах территории – достаточно одного месяца. У Вас, Сергей Олегович, есть полное право объявить такой конкурс. Полагаю, что мэр Мо-сквы не будет этому препятствовать. И Вам это сделает честь.
Хочу отметить, что никто из трех участников конкурса не присутствовал на известном заседании Москомархитектуры 4 марта и не знаком с проектом, над которым мы с И. В. Заливухиным продолжали работать. Считаю должным доложить им наши предложения. Разумеется, это их ни к чему не обязывает. Но если кто-либо из них сочтет что-либо в нем разумным и обоснованным, может этим воспользоваться. Также надо объяснить, что имеется в виду под функциональным содежанием комплекса. В нынешнем состоянии он расчитан на 7 000 детей, а занимается в нем 10 000. Для исключения тесноты в пространствах зданий Дворцу необходимы дополнительно около 15 000 кв. м площади и с нашим предложением на этот счет участников конкурса также следует ознакомить.
Необходимо отметить, что без этой площади невозможна научная реставрация основного здания Дворца, в котором из-за тесноты заняты все холлы в корпусах кружковой работы, а в концепции Переслегина предлагаются перегородки в главной анфиладе 1-го корпуса. Это недопустимо. Интерьерам Дворца надо вернуть их главное достоинство – ощущение простора. И тогда детям Гагаринского района не будет в них тесно.
Наши реставраторы мастера возрождать древности, но не имеют опыта работы с архитектурой модернизма. Каждый из участников конкурса прекрасно в нем разбирается. Победителю надо будет патронировать проектирование реставрационных работ и сам ход реставрации.
Не сомневаюсь в том, что подобный конкурс вызовет живой общественный интерес и обеспечит лучшее решение всех проблем комплекса. Как и в том, что мои друзья – авторы Дворца – Виктор Егерев, Игорь Покровский, Борис Палуй, Михаил Хажакян, Юрий Ионов, кто раньше, кто позже, уже ушедшие из жизни, поддержали бы мое предложение. Надеюсь и Владимир Кубасов, отметивший недавно 90, тоже согласится со мной.
Спасите Дворец от архитектурной посредственности!»
Автор Дворца пионеров
|