Перемена мест слагаемых

Используя приемы и материалы типового дачного строительства, Spirin architects находят свой убедительный архитектурный ответ на вызов предельно ограниченного бюджета.

author pht

Автор текста:
Наталья Володина

17 Декабря 2019
mainImg

Архитектор:

Евгений Спирин
Марина Спирина

Мастерская:

Spirin architects

Проект:

Дом Ратниковых
Россия, Саратов, ул.Дубовая

Авторский коллектив:
Евгений Спирин, Марина Спирина

2017 – 2018

«Я очень люблю закат. Пойдем посмотрим, как заходит солнце».
Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц

Участок расположен у границы дачного поселка в пригороде Саратова, застроенном типовыми щитовыми домиками – двускатными, с мансардой, обшитыми светлой вагонкой. Spirin architects создали здесь дом-антагонист: черный металл фасада, обратный скат кровли. В поселке, известном среди местных жителей как «Гарлем», это кажется смелым решением.

Общий вид с северо-запада. Фрагмент. Дом Ратниковых
Фотография © Дмитрий Шведов / предоставлена Евгений Спирин

Одним из главных критериев при выборе участка было место. Заказчики, Антон и Ирен, приезжали сюда любоваться закатами задолго до того, как решили купить участок. Так что важен был вид, достаточно просторный участок и архитектура дома – «не такого, как у всех». На всем остальном пришлось жестко экономить, начиная с размера постройки, площади остекления, технологий и материалов – до авторского надзора. Строили из SIP-панелей на каркасе из бруса сечением 100 х 50 мм, с утеплением АкустикKnauf. Подробно документировали процесс в инстаграме, бравируя тегом #какойувасстранныйдом. Все работы, включая внутреннюю отделку, заняли чуть больше года. Нестандартные V-образные, которые пришлось переделывать в процессе строительства, в конечном счете пригодились в хозяйстве для сбора дождевой воды.
  • zooming
    1 / 4
    Южный фасад. Дом Ратниковых
    Фотография © Дмитрий Шведов / предоставлена Евгений Спирин
  • zooming
    2 / 4
    Общий вид с юго-востока. Дом Ратниковых
    Фотография © Дмитрий Шведов / предоставлена Евгений Спирин
  • zooming
    3 / 4
    Вид с северо-запада. Дом Ратниковых
    Фотография © Дмитрий Шведов / предоставлена Евгений Спирин
  • zooming
    4 / 4
    Вид с северо-востока. Дом Ратниковых
    Фотография © Дмитрий Шведов / предоставлена Евгений Спирин

Как фасад, так и кровля покрыты матовым темно-серым профлистом, с которым архитекторы Евгений и Марина Спирины работают не впервые – похожим образом решен спроектированный ими культурного центра музея «Дом со львом». Впрочем, центр традиционнее – он похож на увеличенный в размерах деревенский дом, темный профлист в нем больше напоминает о старых досках. В доме Ратниковых металлическая облицовка, напротив, работает на контраст, добавляя брутальности, сходства с домами-контейнерами и аллюзий на расположенный в долине танкодром, – из-за его соседства в «колючем» силуэте может померещиться то ли противотанковый ёж, то ли мушка наведения. К слову, заказчики, знакомясь с архитекторами, сообщили, что у них есть ружье. Глухая технократичность металла, впрочем, оттенена светлой лиственницей, подчеркивающей, что дом – живой и теплый.
Терраса. Дом Ратниковых
Фотография © Дмитрий Шведов / предоставлена Евгений Спирин

Лиственница появляется и внутри – где сочетается с белыми стенами, контрастными по отношению к темным фасадам. По словам архитекторов, работая со структурой дома они вдохновлялись ячейками Стройкома Моисея Гинзбурга. Так что высота гостиной получилась полуторной, хотя витраж по высоте не во всю стену. Зато окна гостиной, как и кухни, обращены на закат. Аналогии с двадцатыми представляются несколько условными: с переносом в чистое поле и в жанр частного строительства ячейка осталась компактной, 108 м2, но стала, конечно, менее экономной с точки зрения объема: здесь не может быть переноса общественных функций в коридоры, да и кухня вполне современного размера. Хотя, если говорить об авангарде, форма может напомнить экспрессионизм мельниковского толка, а аскетизм интерьеров и подобие ленточных окон со вставками дерева тяготеют к функционализму. Но надо признать, что само по себе сочетание высокого «воздушного кармана» гостиной с двухъярусными спально-техническими зонами для загородного строительства в наше капиталистическое время – скорее правило для частного дома.
  • zooming
    1 / 20
    Интерьер. Гостиная. Дом Ратниковых
    Фотография © Дмитрий Шведов / предоставлена Евгений Спирин
  • zooming
    2 / 20
    Интерьер. Гостиная. Дом Ратниковых
    Фотография © Дмитрий Шведов / предоставлена Евгений Спирин
  • zooming
    3 / 20
    Интерьер. Гостиная, кухня-столовая. Дом Ратниковых
    Фотография © Дмитрий Шведов / предоставлена Евгений Спирин
  • zooming
    4 / 20
    Интерьер. Гостиная. Дом Ратниковых
    Фотография © Дмитрий Шведов / предоставлена Евгений Спирин
  • zooming
    5 / 20
    Интерьер. Лестница Дом Ратниковых
    Фотография © Дмитрий Шведов / предоставлена Евгений Спирин
  • zooming
    6 / 20
    Интерьер. Кухня-столовая. Фрагмент. Дом Ратниковых
    Фотография © Дмитрий Шведов / предоставлена Евгений Спирин
  • zooming
    7 / 20
    Интерьер. Гостиная. Дом Ратниковых
    Фотография © Дмитрий Шведов / предоставлена Евгений Спирин
  • zooming
    8 / 20
    Интерьер. Кухня-столовая. Дом Ратниковых
    Фотография © Дмитрий Шведов / предоставлена Евгений Спирин
  • zooming
    9 / 20
    Интерьер. Кухня-столовая. Дом Ратниковых
    Фотография © Дмитрий Шведов / предоставлена Евгений Спирин
  • zooming
    10 / 20
    Интерьер. Кухня-столовая. Дом Ратниковых
    Фотография © Дмитрий Шведов / предоставлена Евгений Спирин
  • zooming
    11 / 20
    Интерьер. Кухня-столовая. Дом Ратниковых
    Фотография © Дмитрий Шведов / предоставлена Евгений Спирин
  • zooming
    12 / 20
    План второго этажа. Дом Ратниковых
    © Spirin architects
  • zooming
    13 / 20
    Западный фасад. Дом Ратниковых
    © Spirin architects
  • zooming
    14 / 20
    Южный фасад. Дом Ратниковых
    © Spirin architects
  • zooming
    15 / 20
    Восточный фасад. Дом Ратниковых
    © Spirin architects
  • zooming
    16 / 20
    Северный фасад. Дом Ратниковых
    © Spirin architects
  • zooming
    17 / 20
    План первого этажа. Дом Ратниковых
    © Spirin architects
  • zooming
    18 / 20
    Схема разреза. Дом Ратниковых
    © Spirin architects
  • zooming
    19 / 20
    План кровли. Дом Ратниковых
    © Spirin architects
  • zooming
    20 / 20
    Схема генплана. Дом Ратниковых
    © Spirin architects

В 2019 дом стал одним из 30 финалистов премии журнала «Проект Россия» в категории частных домов и стал номинантом премии «Золотой Трезини».

Архитектор:

Евгений Спирин
Марина Спирина

Мастерская:

Spirin architects

Проект:

Дом Ратниковых
Россия, Саратов, ул.Дубовая

Авторский коллектив:
Евгений Спирин, Марина Спирина

2017 – 2018

17 Декабря 2019

author pht

Автор текста:

Наталья Володина
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.
«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.

Сейчас на главной

Вертикальные татами
Фасады офисного здания Torre Patria-Hipódromo по проекту Карлоса Ферратера и его бюро OAB в Гвадалахаре на западе Мексики подчинены модульной конструктивной сетке, которая упорядочивает и окружающее пространство нового района.
Умер Александр Ларин
Автор академического хореографического училища на 2-й Фрунзенской и знаменитой аптеки в Орехово-Борисово, нескольких нетиповых детских садов типового времени, учитель и коллега многих известных сегодняшних архитекторов.
Идентичность в типовом
Архитекторы из бюро VISOTA ищут алгоритм приспособления типовых домов культуры, чтобы превратить их в общественные центры шаговой доступности: с устойчивой финансовой программой, актуальным наполнением и сохраненной самобытностью.
Век бетона
23 января исполнилось 100 лет Готфриду Бёму, первому немецкому лауреату Притцкеровской премии и создателю церквей и ратуш, напоминающих скульптуры из бетона. Он каждый день бывает в бюро и наставляет сыновей-архитекторов.
Архитектура эфемерности
На проспекте Вернадского поблизости от станции метро появилась высотная доминанта, давшая новое звучание округе: бизнес-центр «Академик» по проекту UNK project раскрыл в форме архитектуры смыслы местных топонимов.
Центр мега-выставок
Новый международный выставочный центр по проекту Valode & Pistre в «близнеце» Гонконга мегаполисе Шэньчжэнь может считаться крупнейшим в мире.
Театрально-музыкальный круг
Масштабный и амбициозный проект главного театрально-концертного комплекса Подмосковья, победитель конкурса, объединяет три зала, двор – общественную площадь, консерваторское училище, гостиницы. Он обещает стать заметным центром фестивалей классической музыки для всей страны.
Передышка на Манхэттене
Перестройка вестибюля небоскреба-«шкафа» Сони-билдинг Филипа Джонсона на Манхэттене: бюро Snøhetta запретили трогать фасад, который теперь получил статус памятника, зато им удалось устроить внутри большой зимний сад.
Дальше... дальше... дальше... В поиске нового поколения
Конкурс OPEN! на участие в национальном павильоне Джардини рассчитан на молодых архитекторов с максимально свежим взглядом на вещи, а его рамки так широки, что их почти не видно. Нужны смелые люди, которые совпадут с мировоззрением куратора Ипполито Лапарелли. Награда – работа в Венеции, дедлайн 31 января.
«Остров единорогов»
В Чэнду на западе Китая почти готов выставочный и конференц-центр Start-Up – первое здание на спроектированном Zaha Hadid Architects «Острове единорогов» для компаний-стартапов в сфере цифровых технологий.
Стирая границы
IND architects и китайское бюро DA! победили в конкурсе на проект музея в провинции Сычуань. Архитекторам удалось сделать музей частью ландшафта, а природу – полноправной участницей экспозиции.
Бетон и цвет
Школа с музыкальным уклоном имени Сервете Мачи в центре Тираны по проекту албанского бюро Studioarch4.
Фантастический роман
Рассматриваем выставку «Время Москвы-реки» в Музее Москвы, – креативную попытку актуализировать концепцию развития прибрежных пространств, победившую в конкурсе 2014 года и манифестировать вновь основанное общество Друзья Москвы-реки.
Все это – далеко не только форма
Российские архитекторы DNK ag участвовали в симпозиуме по естественному свету и устойчивому развитию, который компания Velux провела в Париже. Говорим с Натальей Сидоровой и Даниилом Лоренцем о затронутых на конференции исследованиях в области медицины, строительных технологий и здоровой среды.
Сахарные кристаллы
Бюро ODA превратило историческое здание сахарорафинадного завода на берегу Ист-ривер в Нью-Йорке в офисный комплекс с эффектным кристаллическим фасадом вместо утраченного.
Татами и роботы
Бюро BIG спроектировало для Toyota «город будущего» у подножия Фудзиямы: с почти нулевым углеродным следом, прогрессивной транспортной схемой, разными видами роботов, зданиями из дерева и модулем по размеру татами.
Тема треугольника
Бюро Lemay благоустроило парк Экспо 1967 года в Монреале – самой успешной Всемирной выставки XX века, сохраненной в наши дни как рекреационная зона.
Дерево среди стекла
Архитекторы Sheppard Robson придали «человеческое измерение» площади в новом деловом районе Манчестера с помощью деревянного павильона с озелененными фасадами и кровлей.
Линия отягощенного порыва
Жилой комплекс «Ренессанс» архитектора Степана Липгарта продолжает линию исторического центра Санкт-Петербурга и переосмысляет ленинградское ар деко и неоклассику 1930-50-х применительно к цивилизационным вызовам нашего века.
Декор без птичьих гнезд
Керамические ажурные фасады входа ТПУ в Пальма-де-Мальорка по проекту Joan Miquel Seguí Arquitectura точно рассчитаны так, что голубям в их отверстиях угнездиться не получится.
Кадашёвский опыт
У проекта ЖК «Меценат», занявшего квартал рядом с церковью Воскресения в Кадашах – длинная и сложная история, с протестами, победами и надеждами. Теперь он реализован: сохранены виды, масштаб и несколько исторических построек. Можно изучить, что получилось. Автор – Илья Уткин.
Градсовет 25.12.2019
На повестке в Петербурге: планировка для маленького городка и смелая гостиница, спроектированная под влиянием иностранцев.
Пресса: Диалоги о вечных ценностях: Степан Липгарт и Алексей...
В ноябре 2019 года в Калугу приехал архитектор Степан Липгарт — через месяц после торжественного открытия спроектированной им швейной фабрики Мануфактуры Bosco. Открывая цикл «ГЛАВАРХитектура», Липгарт прочитал на «Точке кипения» лекцию о профессиональном призвании и источниках вдохновения, о роли заказчика и о системе ценностей и убеждений, которая позволяет гордиться результатами своего труда. Главный архитектор Калуги Алексей Комов специально для Калугахауса поговорил со Степаном о вечном — и о том, как приспособить это вечное к жизни в нашем городе.
Зона комфорта
Рассматриваем интерьер общественного пространства «Мой социальный центр» – первый пример такого рода, реализованный в рамках новой программы московской мэрии по проекту бюро Хора.
Для испытаний на прочность
В Сколково открылось здание штаб-квартиры компании ТМК, выпускающей стальные трубы для нефтегазовой промышленности. Она совмещена с испытательным полигоном и исследовательскими лабораториями.
Возрождение Дворца
Архитекторы Archiproba Studios бережно восстановили образец позднего советского модернизма – Дворец культуры в городе-курорте Железноводске.
Оригами из лиственницы
Тренировочная байдарочная база в Августове на северо-востоке Польши по проекту бюро INOONI и PSBA получила фасады из сибирской лиственницы.
Как спасти мир, участвуя в архитектурном конкурсе
Международный конкурс LafargeHolcim Awards ставит в качестве главной цели поощрение идей и проектов в области устойчивого развития. Призовой фонд конкурса $ 2 000 000. Рассматриваем проекты победителей предыдущего цикла 2017-2018 годов по пяти критериям.
Террасы Хрустального мыса
Концепция музейно-образовательного и мемориального комплекса в Севастополе, предложенная Никитой Явейном, избегает прямолинейных акцентов и пафоса, интерпретируя историю места и специфику ландшафта, соединяя общественное пространство обитаемой лестницы и амфитеатров с монументальным монументом.
Десять часов роста
В кантоне Берн открылся новый кампус Swatch – Omega по проекту Сигэру Бана: объем древесины, использованный для каркаса трех зданий, «вырастет» в швейцарских лесах всего за 10 часов.
Евгений Подгорнов: «Проектировать надо так, чтобы...
Руководитель петербургского бюро Intercolumnium рассказывает, почему в портфолио компании есть работы от хай-тека до историзма, рассуждает о высотных доминантах и о заказчиках как источниках драйва, необходимого городу.