Перемена мест слагаемых

Используя приемы и материалы типового дачного строительства, Spirin architects находят свой убедительный архитектурный ответ на вызов предельно ограниченного бюджета.

author pht

Автор текста:
Наталья Володина

17 Декабря 2019
mainImg
Архитектор:
Евгений Спирин
Марина Спирина
Мастерская:
Spirin architects
Проект:
Дом Ратниковых
Россия, Саратов, ул.Дубовая

Авторский коллектив:
Евгений Спирин, Марина Спирина

2017 / 2017 — 2018

«Я очень люблю закат. Пойдем посмотрим, как заходит солнце».
Антуан де Сент-Экзюпери. Маленький принц

Участок расположен у границы дачного поселка в пригороде Саратова, застроенном типовыми щитовыми домиками – двускатными, с мансардой, обшитыми светлой вагонкой. Spirin architects создали здесь дом-антагонист: черный металл фасада, обратный скат кровли. В поселке, известном среди местных жителей как «Гарлем», это кажется смелым решением.

Общий вид с северо-запада. Фрагмент. Дом Ратниковых
Фотография © Дмитрий Шведов / предоставлена Евгений Спирин

Одним из главных критериев при выборе участка было место. Заказчики, Антон и Ирен, приезжали сюда любоваться закатами задолго до того, как решили купить участок. Так что важен был вид, достаточно просторный участок и архитектура дома – «не такого, как у всех». На всем остальном пришлось жестко экономить, начиная с размера постройки, площади остекления, технологий и материалов – до авторского надзора. Строили из SIP-панелей на каркасе из бруса сечением 100 х 50 мм, с утеплением АкустикKnauf. Подробно документировали процесс в инстаграме, бравируя тегом #какойувасстранныйдом. Все работы, включая внутреннюю отделку, заняли чуть больше года. Нестандартные V-образные, которые пришлось переделывать в процессе строительства, в конечном счете пригодились в хозяйстве для сбора дождевой воды.
  • zooming
    1 / 4
    Южный фасад. Дом Ратниковых
    Фотография © Дмитрий Шведов / предоставлена Евгений Спирин
  • zooming
    2 / 4
    Общий вид с юго-востока. Дом Ратниковых
    Фотография © Дмитрий Шведов / предоставлена Евгений Спирин
  • zooming
    3 / 4
    Вид с северо-запада. Дом Ратниковых
    Фотография © Дмитрий Шведов / предоставлена Евгений Спирин
  • zooming
    4 / 4
    Вид с северо-востока. Дом Ратниковых
    Фотография © Дмитрий Шведов / предоставлена Евгений Спирин

Как фасад, так и кровля покрыты матовым темно-серым профлистом, с которым архитекторы Евгений и Марина Спирины работают не впервые – похожим образом решен спроектированный ими культурного центра музея «Дом со львом». Впрочем, центр традиционнее – он похож на увеличенный в размерах деревенский дом, темный профлист в нем больше напоминает о старых досках. В доме Ратниковых металлическая облицовка, напротив, работает на контраст, добавляя брутальности, сходства с домами-контейнерами и аллюзий на расположенный в долине танкодром, – из-за его соседства в «колючем» силуэте может померещиться то ли противотанковый ёж, то ли мушка наведения. К слову, заказчики, знакомясь с архитекторами, сообщили, что у них есть ружье. Глухая технократичность металла, впрочем, оттенена светлой лиственницей, подчеркивающей, что дом – живой и теплый.
Терраса. Дом Ратниковых
Фотография © Дмитрий Шведов / предоставлена Евгений Спирин

Лиственница появляется и внутри – где сочетается с белыми стенами, контрастными по отношению к темным фасадам. По словам архитекторов, работая со структурой дома они вдохновлялись ячейками Стройкома Моисея Гинзбурга. Так что высота гостиной получилась полуторной, хотя витраж по высоте не во всю стену. Зато окна гостиной, как и кухни, обращены на закат. Аналогии с двадцатыми представляются несколько условными: с переносом в чистое поле и в жанр частного строительства ячейка осталась компактной, 108 м2, но стала, конечно, менее экономной с точки зрения объема: здесь не может быть переноса общественных функций в коридоры, да и кухня вполне современного размера. Хотя, если говорить об авангарде, форма может напомнить экспрессионизм мельниковского толка, а аскетизм интерьеров и подобие ленточных окон со вставками дерева тяготеют к функционализму. Но надо признать, что само по себе сочетание высокого «воздушного кармана» гостиной с двухъярусными спально-техническими зонами для загородного строительства в наше капиталистическое время – скорее правило для частного дома.
  • zooming
    1 / 20
    Интерьер. Гостиная. Дом Ратниковых
    Фотография © Дмитрий Шведов / предоставлена Евгений Спирин
  • zooming
    2 / 20
    Интерьер. Гостиная. Дом Ратниковых
    Фотография © Дмитрий Шведов / предоставлена Евгений Спирин
  • zooming
    3 / 20
    Интерьер. Гостиная, кухня-столовая. Дом Ратниковых
    Фотография © Дмитрий Шведов / предоставлена Евгений Спирин
  • zooming
    4 / 20
    Интерьер. Гостиная. Дом Ратниковых
    Фотография © Дмитрий Шведов / предоставлена Евгений Спирин
  • zooming
    5 / 20
    Интерьер. Лестница Дом Ратниковых
    Фотография © Дмитрий Шведов / предоставлена Евгений Спирин
  • zooming
    6 / 20
    Интерьер. Кухня-столовая. Фрагмент. Дом Ратниковых
    Фотография © Дмитрий Шведов / предоставлена Евгений Спирин
  • zooming
    7 / 20
    Интерьер. Гостиная. Дом Ратниковых
    Фотография © Дмитрий Шведов / предоставлена Евгений Спирин
  • zooming
    8 / 20
    Интерьер. Кухня-столовая. Дом Ратниковых
    Фотография © Дмитрий Шведов / предоставлена Евгений Спирин
  • zooming
    9 / 20
    Интерьер. Кухня-столовая. Дом Ратниковых
    Фотография © Дмитрий Шведов / предоставлена Евгений Спирин
  • zooming
    10 / 20
    Интерьер. Кухня-столовая. Дом Ратниковых
    Фотография © Дмитрий Шведов / предоставлена Евгений Спирин
  • zooming
    11 / 20
    Интерьер. Кухня-столовая. Дом Ратниковых
    Фотография © Дмитрий Шведов / предоставлена Евгений Спирин
  • zooming
    12 / 20
    План второго этажа. Дом Ратниковых
    © Spirin architects
  • zooming
    13 / 20
    Западный фасад. Дом Ратниковых
    © Spirin architects
  • zooming
    14 / 20
    Южный фасад. Дом Ратниковых
    © Spirin architects
  • zooming
    15 / 20
    Восточный фасад. Дом Ратниковых
    © Spirin architects
  • zooming
    16 / 20
    Северный фасад. Дом Ратниковых
    © Spirin architects
  • zooming
    17 / 20
    План первого этажа. Дом Ратниковых
    © Spirin architects
  • zooming
    18 / 20
    Схема разреза. Дом Ратниковых
    © Spirin architects
  • zooming
    19 / 20
    План кровли. Дом Ратниковых
    © Spirin architects
  • zooming
    20 / 20
    Схема генплана. Дом Ратниковых
    © Spirin architects

В 2019 дом стал одним из 30 финалистов премии журнала «Проект Россия» в категории частных домов и стал номинантом премии «Золотой Трезини».

Архитектор:
Евгений Спирин
Марина Спирина
Мастерская:
Spirin architects
Проект:
Дом Ратниковых
Россия, Саратов, ул.Дубовая

Авторский коллектив:
Евгений Спирин, Марина Спирина

2017 / 2017 — 2018

17 Декабря 2019

author pht

Автор текста:

Наталья Володина
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Питеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Сейчас на главной
Деревянный рай
Один из кварталов в составе крупного и очень передового по многим параметрам района Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства нового муниципалитета по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе. Сохраняется только один корпус 1965 года, который будет служить «входным порталом» нового комплекса.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.