Бегство в Египет

На форуме LafargeHolcim Foundation Норман Фостер, Алехандро Аравена и Кристин Бинсвангер (Herzog & de Meuron) объявили тренды современной архитектуры. О них, а также об устойчивом городе на мусорной свалке, кирпичах из грибов и урино-строительстве – в нашем репортаже.

mainImg
Швейцарская компания LafargeHolcim – крупнейший в мире производитель строительных материалов – финансирует исследования в области устойчивого развития. Для этого учрежден LafargeHolcim Foundation, который проводит форум и архитектурный конкурс. В этом году форум прошел в 6-й раз в Каире. На нем был анонсирован международный архитектурный конкурс на проекты устойчивого строительства с внушительным призовым фондом 2 миллиона долларов США, без вступительного взноса. Участвовать могут архитекторы и студенты, как с реализованными объектами, так и с визионерскими проектами. Премии по 300,000 долларов вручаются в пяти регионах: Европе, Северной Америке, Латинской Америке, Северной Африке и Тихоокеанской Азии. Русские архитекторы могут подавать работы на конкурс европейского региона. Возрастных ограничений нет, дополнительно есть конкурс для молодежи до 30 лет с призом в $ 70,000.

Форум работал четыре дня, на нем присутствовали 2000 человек, специалисты из лучших технологических университетов и крупнейших компаний мира, архитекторы, инженеры, изобретатели и звезды архитектуры.
6-й Форум LafargeHolcim Foundation по устойчивому строительству. Американский университет Каира
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation
6-й Форум LafargeHolcim Foundation по устойчивому строительству. Американский университет Каира
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation
6-й Форум LafargeHolcim Foundation по устойчивому строительству. Американский университет Каира
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation
6-й Форум LafargeHolcim Foundation по устойчивому строительству. Пирамиды как пример устойчивого строительства
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation

Что говорят великие?
Лорд Норман Фостер, бывший рабочий парень из Манчестера и летчик, а теперь архитектор всех времен и народов и барон Темзы, впечатлил персиковой рубашкой, розовым галстуком и бежевым костюмом. Это знак, что архитекторы больше не носят черное, мир стал разноцветным. Как обычно, спортивный и четкий, 84-летний Фостер говорил медленно, веско и опять на тему «Old and New», как на приснопамятной московской лекции в пасхальный день 2006 года на Винзаводе, где присутствовало около 3 000 человек. Кроме супер-зеленого калифорнийского Театра Стива Джобса в Apple-парке из полированного бетона с парящей крышей и мексиканского аэропорта, лорд Фостер в своем выступлении показал много деревянной архитектуры, которую впору номинировать на российскую премию АРХИWOOD. В швейцарской деревне, чтобы молодежь не уезжала, построили общественный центр с применением местных технологий, руками местных строителей, для развития местных ремесел и общения местных жителей. Дранка, клееная стружка – вот куда движется архитектура. Лорд Фостер призвал учиться у истории, соединять хай-тек с традиционными технологиями, и все получится.
Лорд Норман Фостер, глава Foster + Partners
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation
Лорд Норман Фостер, глава Foster + Partners
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation
Лорд Норман Фостер, глава Foster + Partners
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation
Лорд Норман Фостер, глава Foster + Partners
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation

Кристин Бинсвангер, партнер бюро Herzog&de Meuron, тоже оказалась единомышленницей АРХИWOOD’а. Она показала здания своего бюро из деревянной стружки, фанеры и прессованной травы (Kraeter Zentrum, 2014), все в Швейцарии. А главный хит – деревянное общественное здание на вершине горы в Тоггенбурге. Несколько домиков вокруг кабинки фуникулера накрыли общей крышей, добавили ресторан с террасой на бетонной платформе, и получилось очень атмосферно. А бетономешалки поднимали наверх на фуникулере, то есть бетон делали на месте, что очень экологично.
Кристин Бинсвангер, старший партнер Herzog & de Meuron
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation

Затем состоялась панельная дискуссия с участием Нормана Фостера, Кристин Бинсвангер и притцкеровского лауреата Алехандро Аравены, похожего на рок-звезду Вячеслава Бутусова (тоже архитектора, кстати). Венецианская биеннале 2016 года, где Аравена был куратором, запомнилась интересом к традициям, соединенным с современностью, в том числе дереву. На дискуссии Нормана Фостера спросили, куда он ездит отдыхать. «В маленькие исторические города, где можно ходить пешком», – был ответ. «Как убедить клиента строить из дерева?» – «Учиться у прошлого, у традиционного строительства». Главная же мысль лорда была проста: «Архитектура – это легко, главное – политическая воля».
Алехандро Аравена
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation
Панельная дискуссия
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation

Среди мероприятий первого дня бомбой стало выступление Анны Лакатон, которая придумала, как апгрейдить панельные дома 1960-х в Бордо­­­­­. Построить новый панельный дом стоит 88 млн, а нарастить новый фасад из лоджий к старому – 33 млн, и этим все сказано. И, конечно, обойтись без сноса – это максимально экологичное решение. Позже проект получил премию Миса ван дер Роэ.
Анна Лакатон (Anne Lacaton), Lacaton & Vassal
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation

Свальный град и экология в аду
Форум проходил в Каире на территории кампуса Американского университета (AUC), который содержит все приметы современного урбанизма: уютные улицы, кофе-пойнты и книжные магазины, добротные здания из местного песчаника с голубой мозаикой, с национальными исламскими мотивами. На территории университета, в отличие от остального города, женщинам можно ходить без охраны и без головных уборов.
6-й Форум LafargeHolcim Foundation по устойчивому строительству. Американский университет Каира
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation
6-й Форум LafargeHolcim Foundation по устойчивому строительству. Американский университет Каира
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation

Сам же Каир поражает контрастами: в нем есть старые, почти итальянские, классические кварталы и райские сады на холмах, но в значительной степени старый Каир состоит из так называемых неформальных поселений, в которых живет 60 % горожан, то есть 12 миллионов человек. Это здания из монолитного бетона с кирпичным заполнением, недостроенные девелоперами и занятые жителями, которые не имеют электричества, воды, канализации, не платят квартплату. Поэтому мусор лежит прямо на улицах в больших количествах, напоминая о сути нашей цивилизации потребления. Эти трущобы часто растут вокруг мусорных полигонов с мусоросжигательными заводами. Жители, как правило, работают на сортировке мусора и живут поблизости. Снабжение продуктами и прочая регуляция осуществляется местными сообществами. Передвигаются люди пешком, на верблюдах и ослах – ведь у них все необходимое в пешеходной доступности. Парадоксально, но это очень устойчивые сообщества, так как они потребляют мало энергии и ничего не стоят государству. Гости форума посетили несколько таких поселений в рамках мастерской «Новый вернакуляр», завязывая носы шарфами, чтобы не вдыхать ядовитых выбросов МСЗ. Нельзя было в этот миг не полюбить Россию, которая метет и моет улицы каждый день во всех городах, в бедных и богатых районах. Если на этот раз в Египте нам предъявили новый образ экологии, то – спасибо, не надо.
Выездная мастерская «Новый вернакуляр»
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation
Выездная мастерская «Новый вернакуляр»
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation
Выездная мастерская «Новый вернакуляр»
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation
Выездная мастерская «Новый вернакуляр»
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation

Есть, впрочем, в Каире и другие районы – деловые, богатые, заполненные бетонными особняками, построенными девелоперами из Объединенных арабских эмиратов на продажу. Особняков много, они поставлены очень тесно, а их «классические» фасады выполнены в стиле «невыразимая беспрецедентность», или «фигляр презренный пачкает Мадонну Рафаэля». Все-таки мир без классических архитекторов обречен на безграмотность и головную боль. Уж лучше бы виллу Ротонда на 3D-принтере напечатали. При этом в Каире происходит бурное новое строительство, растет Новый Каир с небоскребами, построены приличные многоэтажные дороги. Правда, дорожное движение регулируется спонтанно, и лошадь с повозкой может обогнать автобус по левому скоростному ряду, а пешеходы и козы переходят улицу, где захотят.

Сидеть на грибах и укреплять бетон мочой
Форум длился четыре дня. После пленарных заседаний и дискуссий первого дня, участники разделились на четыре выездных мастерских. Моя мастерская изучала новый и старый вернакуляр. Кроме неформальных поселений удалось познакомиться с традиционными ремеслами и строительными навыками. Гости изучили своды из кирпича, кладку стен из песчаника с цементной штукатуркой, традиционное керамическое производство, посетили арт-резиденцию, где дети и студенты изучают скульптуру.
Выездная мастерская «Новый вернакуляр»
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation
Выездная мастерская «Новый вернакуляр»
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation
Выездная мастерская «Новый вернакуляр»
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation
Выездная мастерская «Новый вернакуляр»
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation

На третий день форум поделился на четыре секции, из которых я выбрала новые материалы, и не разочаровалась. Голландец Леон ван Паассен, профессор Аризонского университета, рассказал про самоукрепляющийся бетон, изобретенный компанией Basilisk. Микроорганизмы, образующие известняк, способны залечивать трещины в бетоне.Из мочи добываются кристаллы Са CO3, которые стабилизируют почвы. Биокамень может быть полезен в строительстве. Изобретенные на этой основе вещества добавляют в бетонные смеси при изготовлении бетона и в герметики – для починки существующих бетонных конструкций. Если добавить биоминерализирующие средства в песок, он превращается в твердый песчаник быстро, а не через тысячи лет, как в природе. Короче, в строительных материалах нас ожидает много нового.
Леон ван Паассен (Leon van Paassen), профессор университета Аризоны
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation

Американец Фил Росс, основатель MycoWorks, показал кресла из древесных грибов, которые можно выращивать, придавая им определенную форму. Из этих грибов все, что хочешь, можно сделать, включая архитектурные детали, например арку, которую Фил Росс выстроил для показа на выставке. Тем более из них получаются обувь и сумки. Кресла выглядели пугающе, а сумки – вполне цивилизованно. Чтобы победить предубежденность публики к грибам, Росс соорудил грибной кирпич, который уже похож на обычный земляной.

Архитектор Марселла Ханш придумала, как плавающие в мировом океане мусорный пластик, – который губит животных и сбивается в 50-метровой высоты айсберги, – ловить в специальную сеть, перерабатывать и использовать как строительный материал. Когда ее спросили в прениях, сколько стоит проект, она назвала цифру в 6 млрд евро. Она достала из сумочки многоразовую емкость для кофе и других напитков, которую носит с собой, и призвала всех собравшихся делать то же самое. Потому что выпиваемыми человечеством в день стаканчиками кофе можно вымостить дорогу от Земли до Луны. Аппараты разливного кофе уже существуют.
Марселла Ханш, основатель Pacific Garbage Screening
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation

На всех секциях царила образцовая культура дебатов: доклад, вопросы, прения, итоговая декларация. В последний день декларации четырех секций были оглашены на общем заседании. Не обошлось без эксцессов. Анна Херингер, почетный профессор отделения ЮНЕСКО, зачитавшая декларацию от своей секции, вдруг обратилась к залу, со слезами на глазах рассказав о том, как дети в 130 городах мира выходят протестовать против строительства бетонных заводов.
Анна Херингер (Anna Heringer), почетный профессор ЮНЕСКО
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation

Но профессор Вернер Собек ответил, что политики хотят строить, потому что избиратели хотят новое жилье (судя по намерениям государства построить 120 млн м2 жилья к 2025 году, в России политики и избиратели хотят того же). И сорока миллионам детей Африки нужен миллион школ, поэтому строить придется. Кстати, одним из победителей конкурса LafargeHolcim Awards стала как раз детская школа в Буркина Фасо, построенная Франсисом Кере. Надо сказать, что сам LafargeHolcim замещает ископаемое топливо альтернативными видами в процессе производства цемента (в основном сортированными коммунальными отходами). В 2018 году только в Европе компания переработала 10 млн.тонн отходов, что эквивалентно всем отходам Швейцарии за год. Вернер Собек зачитал обращение от нашей секции. «Самая большая ошибка – бояться ошибки», – сказал он, цитируя Гегеля. То, что нас так долго вело, не может привести нас в будущее. Среди целей зеленого строительства он обозначил вторичное использование, вторичную переработку, пассивное кондиционирование материалов, возможность разборки здания, заложенную в проекте.
Вернер Собек, Werner Sobek Group, директор Института легких конструкций и концептуального проектирования Университета Штутгарта
© Предоставлено LafargeHolcim Foundation

В последний же день подвели итоги студенческого конкурса постеров и анонсировали большой архитектурный конкурс LafargeHolcim Foundation, о котором смотри информацию в начале статьи. Итог форума, который, кстати, назывался «Рематериализация строительства» в том, что мы не перестанем использовать бетон, но будем добавлять к нему инновационные и традиционные материалы и способы строительства, то есть будем применять материалы более мудро.
 

16 Июля 2019

Похожие статьи
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Приморская волна
Градсовет Петербурга рассмотрел проект санаторного комплекса в Солнечном, представленный руководителем бюро «А.Лен» Сергеем Орешкиным. Экспертам понравилась архитектура, но большие сомнения вызвала среда, которая намекает на вероятность апартаментов: дисперсная застройка, небольшое количество парковочных мест и отсутствие крытого бассейна плохо сочетаются с типологией комплекса.
Вторая итерация
Градсовет Петербурга повторно рассмотрел проект дома, который повлияет на панорамы Большой Невки. Бюро «А2» прислушлось к рекомендациям и поработало с ритмом, торцами и верхним террасированным уровнем. Эксперты поддержали улучшения и признали проект удачным.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Технологии и материалы
Правильный угол зрения: угловые соединения стеклопакетов...
Угловое соединение стекол с минимальным видимым “соединительным швом” выглядит эффектно в любом пространстве. Но как любое решение, выходящее за рамки типового, требует дополнительных затрат и особого внимания к качеству реализации и материалов. Изучаем возможности и инновации от компании RGС.
«АЛЮТЕХ» в кампусе Бауманки: как стекло и алюминий...
Воплощая новый подход к организации образовательных и научных пространств в городе, кампус МГТУ им. Н.Э. Баумана определил и архитектурный вектор подобных проектов: инженерные решения явились здесь полноценной частью архитектурного языка. Рассказываем об устройстве фасадов и технологичных решениях «АЛЮТЕХ».
D5 Render – фотореализм за минуты и максимум гибкости...
Рассказываем про D5 Render – программу для создания рендеринга с помощью инструментов искусственного интеллекта. D5 Render уже покоряет сердца российских пользователей, поскольку позволяет значительно расширить их профессиональные возможности и презентовать идею на уровне образа со скоростью мысли.
Алюмо-деревянные системы UNISTEM: инженерные решения...
Современная архитектура требует решений, где технические возможности не ограничивают, а расширяют художественный замысел. Алюмо-деревянные системы UNISTEM – как раз такой случай: они позволяют решать архитектурные задачи, которые традиционными методами были бы невыполнимы.
Цифровой двойник для АГР: автоматизация проверки...
Согласование АГР требует от архитекторов и девелоперов обязательного создания ВПН и НПМ, высокополигональных и низкополигональных моделей. Студия SINTEZ.SPACE, глубоко погруженная в работу с цифровыми технологиями, разработала инструмент для их автоматической проверки. Плагин для Blender, который обещает существенно облегчить эту работу. Сейчас SINTEZ предлагают его бесплатно в открытом доступе. Публикуем рассказ об их проекте.
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОРТОСТ-ФАСАД», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Новый Херсонес» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Проектирование доступной среды: 3 бесплатных способа...
Создание доступной среды для маломобильных групп населения – обязательная задача при проектировании объектов. Однако сложности с нормативными требованиями и отсутствие опыта могут стать серьезным препятствием. Как справиться с этими вызовами? Компания «Доступная страна» предлагает проектировщикам и дизайнерам целый ряд решений.
Эволюция стеклопакета: от прозрачности к интеллекту
Современные стеклопакеты не только защищают наши дома от внешней среды, но и играют центральную роль в энергоэффективности, акустическом комфорте и визуальном восприятии здания и пространства. Основные тренды рынка – смотрите в нашем обзоре.
Архитектурный стол и декоративная перегородка из...
Одним из элементов нового шоурума компании Славдом стали архитектурный стол и перегородка, выполненные из бриз-блоков Mesterra Cobogo. Конструкции одновременно выполняют функциональную роль и демонстрируют возможности материала.
​Технологии Rooflong: инновации в фальцевой кровле
Компания «КБ-Строй», занимающаяся производством и монтажом фальцевой кровли под брендом Rooflong, зарекомендовала себя как лидер на российском рынке строительных технологий. Специализируясь на промышленном фальце, компания предлагает уникальные решения для сложных архитектурных проектов, обеспечивая полный цикл работ – от проектирования до монтажа.
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Сейчас на главной
Нитяной фасад
Посвященный ткачеству музей открылся в маленькой деревне в горах Уишань. Авторы его проекта – шанхайское бюро TEAM_BLDG.
Теплый черно-белый
Вторую очередь «31 квартала», построенную в подмосковном Пушкино по проекту бюро KPLN, отличает многогранный характер. На первый план выходят геометрия и монохромная гамма, но при более внимательном взгляде обнаруживается ряд «нерегулярных» деталей: градиент остекления и «раструбы» окон, иерархия фасадов, объемная кирпичная кладка и даже подражание явлениям природы. Рассказываем обо всех правилах и исключениях, которые удалось обнаружить.
Арх Москва: исследования
Лозунг «Если чего-то не понимаешь – исследуй!» звучит все громче, все актуальнее. Не отстает и Арх Москва – выставка, где разнообразные исследовательские работы показывают достаточно давно, а с некоторых пор специально для очередной выставки кураторы делают одно исследование за другим. Как говорится, однако тренд. Мы планируем опубликовать несколько исследований, обнаруженных на выставке, полностью и по отдельности, а пока – обзор разных видов исследований, представленных на Арх Москве 2025.
Строение с мотором
Летний павильон лондонской галереи «Серпентайн» в этом году впервые может «шевелиться»: его кровлю можно сдвигать на 1,4 м. Автор проекта – архитектор Марина Табассум из Бангладеш.
XIX Архитектурная биеннале Венеции: сады Джардини
Наш редактор Алена Кузнецова побывала на Венецианской биеннале и Миланской триеннале – теперь есть, с чем сравнивать Арх Москву и петербургский Архитектон. В этом материале – 10 субъективно любимых национальных павильонов в садах Джардини, несколько советов по посещению и неформальные впечатления. Используйте как референс, срез настроений, а лучше всего – как основу для составления собственного маршрута.
Фонари и лестница
Мартовская съемка почти-построенной штаб-квартиры ГК ФСК на улице Шеногина. Снаружи спокойно-лаконично, внутри увлекательно, многоярусно. Особенно хороши, и больше всего – в бетоне, конусные зенитные фонари представительского офиса. И ведущая в него большая винтовая лестница. Впрочем, спиральная лестница здесь не одна, да и в первые этажи, фактически, встроен небольшой торговый центр.
Первобытные мотивы
В кофейне сети Nana Coffee Roasters по проекту IDIN Architects в пригороде Бангкока создана неожиданная «пещерная» атмосфера: она вдохновлена воспоминаниями основателя сети.
Александр Пузрин: как получить «Золотого Льва» венецианской...
В 2025 году главная награда XIX Венецианской архитектурной биеннале – «Золотой Лев» досталась национальному павильону Бахрейна за экспозицию Heatwave. Среди тех, кто работал над проектом, был Александр Пузрин – выпускник Московского инженерно-строительного института, докторант израильского Техниона, а ныне – профессор Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). Мы попросили его рассказать о технических аспектах Heatwave, далеко неочевидных для простых зрителей. Но разговор получился не только об инженерии.
Модная сценография
Интерьер бутика женской одежды Sashaskvo представляет нестандартный взгляд на эстетику ретейла. Взяв за основу концепцию бренда, его айдентику и фирменный стиль, архитекторы бюро RMMSH создали яркое, эмоционально насыщенное пространство с аллюзиями на театральный антураж, в котором экстравагантные детали и свет сочетаются с лаконизмом крупных форм.
Искусство в доступе
В Лондоне сооружено фондохранилище для Музея Виктории и Альберта по проекту Diller Scofidio + Renfro: экспонаты здесь выставлены без привычного стекла.
Арх Москва 2025: будущее, цвет и суть
Читаем списки наград Арх Москвы и заодно собираем вместе наши впечатления от выставки. Кажется, у нее, юбилейной-тридцатилетней, было три главные темы: «Суть», предложенная Полисским как куратором, будущее или футурология, которая сквозила изо всех щелей как твое милосердие, и цвет. Причем не просто цвет, а два полюса: монохром основной выставки, где дизайн-кодом Арх Москвы было белое, но у Домов А-Класса черное – и разноцветье отдельных экспозиций.
NEXT 2025: сияние чистого разума
Спецпроект Арх Москвы NEXT в этом году прошел под кураторством школы МАРШ в лице Никиты Токарева, который задал тему «Места и события». На этот раз все объекты были интерактивные, а зрителя вовлекали с помощью тактильных материалов, видеомэппинга, цветовых фильтров и даже небольшого театрализованного действа. Рассказываем обо всех инсталляциях девяти бюро и одного журнала.
Девять жизней
Центр культуры и искусства острова Хэнцинь, построенный в китайском Чжухае по проекту бюро Atelier Apeiron, собрал в одном гигантском объеме сразу 9 функций.
Золотая сторона медали
Спортивный центр имени Николы Карабатича под Парижем по проекту бюро Atelier Aconcept получил фасад, вдохновленный многочисленными золотыми медалями этого спортсмена.
ЭКСПО-2025: архитектурный Диснейленд на рукотворном...
В середине апреля в Осаке открылась ЭКСПО-2025. Одно из самых грандиозных международных событий, конкурирующее за внимание десятков миллионов посетителей со всего мира, уже успело собрать немало полярных мнений о качестве архитектуры павильонов, экологическом следе и организации действа. Вашему вниманию – авторский обзор Анастасии Маркитан, она побывала на ЭКСПО лично, выбрала 6 павильонов-фаворитов, и, не ограничиваясь обзором выставки, предлагает лайфхаки для ее посещения.
Кит идентичности будущего
Или покров? Или снежная равнина? Вере Бутко, Антону Надточему и архитекторам бюро ATRIUM досталась сложная и ответственная задача – предложить образ Национального центра «Россия». Современный, но замешанный на культурных кодах. Ни на что не похожий, и в то же время напоминающий, неуловимо, очень многое. Признаем, задача нашла своих авторов. Изучаем предложенный образ.
Мосты и мостки
Этой зимой DK-COMMUNITY и творческое сообщество МИРА провели воркшоп в Суздале «Мосты и мостки». В нем участвовали архитекторы и студенты профильных вузов. Участникам предложили изучить технологии мостостроения, рассмотреть мировые примеры и представить свой вариант проектировки постоянного моста для одного из трех предложенных мест. Рассказываем об итогах этой работы.
Дело Гауди живет и побеждает
Построенная в Шэньчжэне по проекту новозеландского бюро Van Brandenburg штаб-квартира китайского модного бренда Marisfrolg – образец биогенной архитектуры и зашкаливающего вау-эффекта.
Колонны и карнизы
Две жилые башни по проекту Макса Дудлера к югу от Базеля соединяют четкость фасадной схемы с «переходным» пространством лоджий по периметру.
Большой Алтай: план системного развития
Мастер-план туристического развития Большого Алтая включает в себя три региона: Кузбасс, Республику Алтай и Алтайский край. Он – один из двенадцати проектов, разработанных в рамках большой госпрограммы «Развитие туризма». Слоган проекта: «Большой Алтай – место силы, здоровья и духа в самом сердце Сибири». Какие точки роста предлагает проект и как с его помощью планируется увеличивать поток российских и иностранных туристов – читайте в нашем материале.
Место ожидания
Архитектурная студия GRAD совместно с НПО «Новая конструкция» разработала концепцию автостанции, которую можно использовать для развития внутреннего туризма. За счет модульных алюминиевых фасадов и стального несущего каркаса здание строится быстро, вмещает необходимый набор функциональных помещений, а также предлагает запоминающийся образ, который при этом может вписаться почти в любой контекст.
Лемех, лес и небеса
Посещение комплекса «Кижи» теперь можно совместить с осмотром современного деревянного зодчества: по проекту бюро Rhizome в карельской деревне Кажма построен бутик-отель «Заонежье». Архитекторы демонстрируют разнообразие и красоту дерева как строительного материала, используя традиционные и современные способы его обработки. Также примечательна интеграция гостиницы в ландшафт: с помощью зеленых кровель, геопластики и пышных многолетников.
Операция «Адаптация»: пунктирные заметки о XIX Архитектурной...
Людмила Лунина побывала на превью венецианской биеннале архитектуры и оценила выставку как сложную и научную. Поэтому так полезен ее авторский обзор, в котором всё или почти всё, пусть пунктирно, но обстоятельно, разложено «по полочкам». Полезно как для тех, кто планирует поехать на биеннале, так и для тех, кто сидит здесь, но не хотел бы отрываться от международной повестки. А повестка, судя по всему, получила на выставке новое воплощение: искать примеры архитектурной формы там, пожалуй, будет еще более бесполезно, чем обычно, зато столько всего разного... И грибы, и бактерии, и павильон из слоновьего навоза, и новые виды high-tech...
XIX Архитектурная биеннале в Венеции: награды
В Венеции раздали золотых и серебряных львов. Отмеченные жюри работы демонстрируют концептуальный размах выставки – здесь и исследования в области киберфеминизма, и борьба с империями, и размышления о границах реставрации. Но на первом плане все же проблемы, обозначенные куратором Карло Ратти: изменения климата, перепотребление, отходы. Главный приз забрал Бахрейн, который показал способы выживания в экстремальной жаре. Среди других лауреатов – кирпичи из слоновьего навоза, эспрессо с водой из лагуны и стихийные рынки, где чужой мусор превращается в ресурс.