Прения об искусственных городах

Репортаж с конференц-тура «Город как инновация», который состоялся недавно в Сколково. Впрочем, однозначного рецепта благополучного города сформулировать не удалось.

Автор текста:
Татьяна Пашинцева

mainImg
Конференц-тур, совместивший экскурсию по территории иннограда Сколково с дискуссионной программой, состоялся 19 сентября и открыл Всемирную конференцию Международной ассоциации технопарков и зон инновационного развития (IASP).

К идее создания инновационного центра Сколково многие относятся скептически и считают его амбициозной показухой. Зачем создавать город с нуля, когда в стране есть наукограды с историей, интеллектуальной и технической, пусть и устаревшей, инфраструктурой и кадрами? Намного проще и эффективнее дать им второй шанс: вложиться в модернизацию, выделить деньги на исследования, наладить связи с вузами, построить недостающее жильё: дома, кампусы, гостиницы. Но Россия, как и весь мир, пошла по пути создания с нуля «идеальных» городов будущего, искусственных урбанистических образований, которые претендуют на громкий статус «города», но редко бывают таковыми по своей сути в силу узкой специализации, отсутствия постоянного населения и развитой общественной жизни.

В условиях глобальной экономики для того, чтобы привлечь наиболее перспективных резидентов, нужно нечто большее, чем простое обеспечение оборудованием и техникой, и комфорт проживания. Необходимо создать город-мечту с оригинальной идеей, креативной атмосферой и особым драйвом.

Все эти проблемы едва ли не впервые в России десятки экспертов, практиков и теоретиков обсуждали на конференц-туре «Город как инновация». Они проанализировали мировой опыт и попытались найти ответы на вопросы: «Как создать среду для инноваций?», «Как превратить простой, застроенный офисами и жильём участок земли в город, где люди с удовольствием работают над созданием новых технологий?»
Инновационный центр «Сколково». Фотография © Василий Бабуров
Гиперкуб, Сколково, 19.09.2016. Фотография предоставлена организаторами конференц-тура «Город как инновация»
Инновационный центр «Сколково». Фотография © Василий Бабуров
Инновационный центр «Сколково». Фотография © Василий Бабуров

Конференция состояла из трёх сессий: на первой были представлены шесть реальных проектов инновационных центров (четыре – российских, два – из Франции и ОАЭ), на второй шёл обмен мнениями между ведущими экспертами в области урбанистики, культурных программ и социальных проектов, на третьей выступили культуролог, социолог и философ; но общая проблематика прошла единой сквозной линией через все выступления, давая возможность присутствующим глубже понять её истоки, оценить уже используемые методы и проанализировать влияние культурных и средовых технологий на разработку инноваций. Как сказал открывший встречу председатель правления фонда «Сколково» Игорь Дроздов, целью создания Сколково было отнюдь не строительство нового города, состоящего из красивых зданий. Все, кто работает над этим проектом, рассчитывают на то, что в Сколково будет жизнь, причём жизнь не обычная, а состоящая из общения людей, решивших посвятить себя инновациям. Общение людей на работе и в свободное от неё время – это дополнительные возможности для рождения новых идей, что повлечёт за собой появление новых технологий.
Игорь Дроздов, 19.09.2016. Фотография предоставлена организаторами конференц-тура «Город как инновация»

Естественно было обратиться к собственной истории – опыту строительства наукоградов в СССР. Андрей Зорин, профессор британского Оксфорда, а также профессор российской кафедры гуманитарных дисциплин и научный руководитель программы «Многопрофильный бакалавриат / Liberal Arts» Института общественных наук РАНХиГС, рассказал об исследовании наукограда Обнинска, он же Малоярославец-8, который стал первым городом с мирным атомным реактором. Для физиков, большая часть которых приехала туда, фактически, из умирающих деревень, там были созданы уникальные условия для жизни и работы: построены финские коттеджи, разбиты корты, открыто неограниченное финансирование любых экспериментов.
Андрей Зорин, 19.09.2016. Фотография предоставлена организаторами конференц-тура «Город как инновация»
Наукоград Обнинск. Фотография предоставлена организаторами конференц-тура «Город как инновация»
Наукоград Обнинск. Фотография предоставлена организаторами конференц-тура «Город как инновация»
Наукоград Обнинск. Фотография предоставлена организаторами конференц-тура «Город как инновация»
zooming
Наукоград Обнинск. Фотография предоставлена организаторами конференц-тура «Город как инновация»
zooming
Наукоград Обнинск в 1971 году. Фотография предоставлена организаторами конференц-тура «Город как инновация»
zooming
Наукоград Обнинск в 1971 году. Фотография предоставлена организаторами конференц-тура «Город как инновация»

Колючая проволока, опутавшая закрытый город, воспринималась жителями Обнинска как защита благополучной, созидательной жизни от хаоса и нищеты окружающей реальности. «Отсутствие ресурсных ограничений, когда все исследования финансировались, несло в себе субъективно переживаемую свободу». По словам Андрея Зорина, там состоялся эксперимент по созданию мощной обороны и нового слоя людей – научно-технической интеллигенции. Этот слой был искусственно произведён и... «оказался могильщиком того, кто его породил в 60-е годы».

Декан Высшей школы урбанистики им. А.А. Высоковского НИУ ВШЭ Алексей Новиков подчеркнул, что город не может быть узко специализирован. Одна из проблем советских наукоградов состояла в том, что у профессоров и академиков, живших там, появлялись дети, которые не хотели заниматься наукой, а соответсвенно и жить там. И на этом вся концепция наукограда ломалась. Ровно потому, что организовывали науку, а не город. Алексей Новиков считает, что концепция организации города может быть только размытой, очень деликатной, находящейся в диалоге с сообществом.

Точно так же на неблагоприятную эмоциональную среду в российских городах, по мнению Новикова, влияет формальный подход, ставящий во главу угла геометрическую форму плана, а не его целесообразность. Тогда как наиболее удачные, удобные для людей города построены по проектам не архитекторов и градостроителей, а, например, инженеров. Так, Барселона спроектирована инженером Серта, который тщательно рассчитывал соотношение пешеходной и проезжей части, этажность, и всё для того, чтобы людям было комфортно. Другой пример – Патрик Геддес, который разработал планы Тель-Авива и многих индийских городов.
Алексей Новиков, 19.09.2016. Фотография предоставлена организаторами конференц-тура «Город как инновация»

Руководитель фонда «София-Антиполис», председатель совета директоров «Российского технологического фонда» француз Доминик Фаш первым высказал мысль, с которой согласились все участники мероприятия: самое важное в любом городе – его особая культура. Положительный пример – Израиль, в котором много денег тратится на духовное развитие граждан.
Гиперкуб, Сколково, 19.09.2016. Фотография предоставлена организаторами конференц-тура «Город как инновация»
zooming
Наукоград Троицк. Фотография © Александр Корнеев
zooming
Наукоград Троицк. Фотография © Александр Корнеев
zooming
Наукоград Троицк. Фотография © Александр Корнеев

Доменик Фаш, с высоты своего почти сорокапятилетнего опыта участия в реализации инновационного проекта, дал присутствующим несколько дельных советов: приоритетная программа для России – это развитие регионов; следует эффективней использовать старые промышленные кварталы для создания научных инкубаторов. Главное – не количество квадратных метров, а культура. Так что он ещё раз поддержал уже высказанную позицию: не надо строить ИЦ на пустом месте, необходимо использовать существующую инфраструктуру. Также он заметил, что инновация – это выход из наезженной колеи, так что есть противоречие между инновацией и государством, ориентированным на использование проверенных решений, особенно в нашей стране.

Вице-президент по стратегическому развитию компании из города Гусева Калиниградской области «Технополис GS» Константин Аксенов рассказал, что следующим шагом после развития успешного предприятия была попытка сделать так, чтобы сами жители начали создавать арт- и социальные проекты. Это сложно, учитывая, что трудно раскачать среду, которая не привыкла что-то делать для себя. Но теперь Гусев смело можно назвать центром международных фестивалей, арт- и социальных инициатив.
Константин Аксенов, 19.09.2016. Фотография предоставлена организаторами конференц-тура «Город как инновация»

Елена Зеленцова, вице-президент Фонда «Сколково», директор по развитию городской среды, видит препятствие к поиску решения по превращению города в живой, самодостаточный организм в том, что у участников процесса превалирует индустриальный способ мышления – «конвейерный, квадратно-гнездовой», с иерархией и стандартными решениями, с боязнью свободы творчества.
Елена Зеленцова, 19.09.2016. Фотография предоставлена организаторами конференц-тура «Город как инновация»

Необходимо, помимо экономических и инновационных технологий, задействовать еще и креативные: музыку, архитектуру, живопись, исполнительские искусства. Елена Зеленцова считает, что в Сколково нужен ещё один кластер – творческий, который бы развивал новые подходы. Если территория способна создавать новые форматы деятельности, нацеленные на прорыв, то у неё есть потенциал. Георгий Гоголев, директор Департамента коммуникаций АО «РВК», утверждал, что главные факторы развития инноваций – это культура доверия, плотность коммуникаций и бизнес-среды.
Георгий Гоголев, 19.09.2016. Фотография предоставлена организаторами конференц-тура «Город как инновация»

Владимир Княгинин, вице-президент фонда «Центр стратегических разработок» также говорил о такой скорее эмоциональной, чем материальной стороне бизнес отношений, как толерантность – мы должны быть терпимы к тому, как проходит эксперимент, поскольку велика степень неопределенности.
Владимир Княгинин, 19.09.2016. Фотография предоставлена организаторами конференц-тура «Город как инновация»

О доверии к людям говорил и Сергей Капков, руководитель Центра исследований экономики, культуры, городского развития и креативных индустрий при Экономическом факультете МГУ: при открытых границах ученые могут выбирать, где им творить. И основой творческой среды должна стать ценностная система: большая свобода принятия решений; больший комфорт финансирования и учета траты этих денег; ответственность ученых, а не администраторов и чиновников.
Сергей Капков, 19.09.2016. Фотография предоставлена организаторами конференц-тура «Город как инновация»

Показательно, что тему доверия, как основы успешного инновационного бизнеса, затронул Даниэль Гонсалес Боотелло, генеральный директор Andalucia Smart City (Испания). Он тоже сказал, что главное – это доверие. Если люди уверены, что их идеи не украдут, а используют по максимуму, что они не будут обложены сверхналогами, а, напротив, авторам помогут реализовать их проекты, то это очень поспособствует инновациям. Кроме того, инновации должны касаться всех отраслей экономики, чтобы каждое направление помогало и добавляло что-то новое в общий контекст.
Даниэль Гонсалес Боотеллом, 19.09.2016. Фотография предоставлена организаторами конференц-тура «Город как инновация»

Промежуточный итог дискуссии подвел модератор второй сессии Сергей Зуев: однозначного рецепта благополучного города сформулировать пока не удалось.
Сергей Зуев и Сергей Капков, 19.09.2016. Фотография предоставлена организаторами конференц-тура «Город как инновация»

К сожалению, критическая оценка типологии инновационных городов после всех выступлений не рассеялась. Вычленить универсальный рецепт успешного иннограда не смог ни один из выступавших. Каждый случай – индивидуален и для каждого нужно искать свои решения. Это необходимо делать быстро и как можно оперативнее переходить от деклараций к реализации намеченного. Одним из самых жизнеспособных, актуальных и эффективных из представленных проектов показался «Технополис GS», успех которого, по мнению Константина Аксёнова, в том, что его развивает частная компания. А значит, решения принимаются быстрее, компания ориентирована на результат, а это привлекает новых инноваторов.

Но есть надежда, что всё благополучно решится не столько при помощи урбанистических технологий, сколько за счёт человеческого фактора, тех неравнодушных, творческих людей, которые в них участвуют, и стремятся превратить инновационные центры, как сказала в одном интервью Елена Зеленцова: «не просто в место для реализации профессиональных планов, а в место для жизни, как точку, куда интересно, увлекательно и полезно просто приехать, отдохнуть, пообщаться, где есть очень привлекательные и современные городские решения». Именно таким планируется сделать Сколково. Уже в 2017 году это должен быть самодостаточный, но открытый город, доступный для гостей ИЦ и участников многочисленных культурных и научных мероприятий.
Гиперкуб, Сколково, 19.09.2016. Фотография предоставлена организаторами конференц-тура «Город как инновация»
Инновационный центр «Сколково». Фотография © Василий Бабуров
Инновационный центр «Сколково», Гиперкуб. Фотография © Василий Бабуров


0

27 Сентября 2016

Автор текста:

Татьяна Пашинцева
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

Паттерн золотой волны
Потолочные детали и настенные панно, выполненные из алюминия Sevalcon, превращаются в орнамент и оттеняют вереницу национальных узоров в интерьерах Центра художественной гимнастики, формируя переклички с основной иконической формой фасада здания.
Condair – партнёр архитекторов
Награждать архитекторов деловыми профессиональными поездками мы решили на постоянной основе. Это даст возможность архитекторам совершенствоваться, получать новые знания и посмотреть на мир с позиции людей, создающих качественный воздух в архитектурных пространствах.
Life Challenge 2020: проекты российских архитекторов борются...
Стартовал международный конкурс Baumit на лучшие европейские фасады Life Challenge 2020, в котором принимают участие более 300 работ из 25 стран. Раз в два года профессиональное жюри выбирает самый яркий и неповторимый проект. В этом году за престижную премию будут бороться российские архитекторы. С февраля по апрель также проходит открытое голосование за лучшее оформление здания.
ArchYouth-2020: объявлены победители III сезона
Каждый из победителей детально разобрался в тонкостях остекления своего проекта, правильно рассчитал формулы стеклопакетов, подобрал стёкла и профильные системы.
Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.

Сейчас на главной

Красный акцент
Коммерческое здание Stellar по проекту Sanjay Puri Architects в новом районе Ахмадабада привлекает внимание офисным «пентхаусом» из красного металла.
Течение линий
Пять домов квартала «Свобода» ЖК «Символ» – пример комплексной работы архитекторов над целостным фрагментом города, который стал воплощением того подхода к архитектуре, который в Москве ранее не встречался: все подчинено пластическому потоку – своего рода течению, подчеркнутому энергичным рисунком фасадов сродни «суперграфике».
Каркас по донцу
Проект-победитель конкурса Малых городов для Городца: комплексная программа обновления общественных пространств с углубленным анализом истории и культурных кодов места.
Зеркальная иллюзия на работе
Атриум офисного здания в центре Сеула превращен архитекторами OBBA в визуальный аттракцион, чтобы спасти сотрудников от рутины. При этом эффективность использования площадей достигает максимума, разрешенного СНиПами.
Город у большой воды
Концепция масштабной застройки на краю Воронежа, над водой водохранилища-«моря», использует прибрежный перепад высот для организации сложносоставного общественного пространства и уделяет много внимания силуэту и распределению масс, определяющих вид на будущий комплекс с другого берега реки.
Пол Флауэрс: «Инвестиции в архитекторов – это инвестиции...
Поговорили с вице-президентом по дизайну корпорации LIXIL, в состав которой с 2014 года входит GROHE, о новой премии WAF Water Research Prize, о микро- и макротрендах и о том, почему архитекторы и производители вместе смогут сделать для этого мира больше, чем по отдельности.
Паломничество в страну ар-деко
В ЖК «Маленькая Франция» на 20-й линии Васильевского острова Степан Липгарт собеседует с автором Нового Эрмитажа, мастерами Серебряного века и советского ар-деко на интересные профессиональные темы: дом с курдонером в историческом Петербурге, баланс стены и витража в архитектонике фасада. Перед вами результаты этой виртуальной беседы.
Дом в порту
Жилой комплекс на Двинской улице – первый случай современной архитектуры на Гутуевском острове. Бюро «А.Лен» подробно исследует контекст и создает ориентир для дальнейших преобразований района.
Дюжина видео-каналов в спину карантинному времени
Все вокруг советуют, как провести период изоляции с пользой. Мы собрали для вас YouTube-каналы, которые помогут не только скоротать время, но и узнать что-то новое, полезное – 12 об архитектуре, и еще несколько просто интересных. И БГ, если кто не видел.
Вместо плаца – парк
Архитекторы ChartierDalix приспособили исторические казармы Лурсин для юридического факультета университета Париж I: главную роль там играет созданный на месте плаца парк.
Взлетная полоса
Проект-победитель конкурса Малых городов для Гатчины: линейный парк в большом микрорайоне и возвращение памяти о первом военном аэродроме России.
Градсовет удалённо / 25.03.2020
Градсовет впервые за историю своего существования работал дистанционно: обсуждали «готичный» бизнес-центр и эскиз жилого комплекса на севере города. Мы попытались подготовить удаленный же репортаж и заодно расспросить петербургских архитекторов о работе он-лайн.
Жилье с поддержкой
Комплекс MLK1101 в Лос-Анджелесе по проекту Lorcan O’Herlihy Architects – это жилье для бездомных ветеранов вооруженных сил, «хронических» бездомных и семей без места жительства.
Баланс уплотнения
Мастерская Анатолия Столярчука проектирует дом, который вынужденно доминирует над окружающей застройкой, но стремится привести сложившуюся среду к гармонии и развитию.
Сечение «Армады»
Клубный дом в историческом центре Екатеринбурга превращает разновысотность в основу образа: скос его силуэта созвучен скатным кровлям старых зданий, но он же становится ярким и современным пластическим акцентом.
Умер Майкл Соркин
Скончался американский архитектор, урбанист и публицист Майкл Соркин – второй, после Витторио Греготти, крупный архитектурный деятель, ставший жертвой коронавируса.
Александра Черткова: «Для нас принципиально важно...
В преддверии выставки «Город: детали», которая должна была открыться сегодня на ВДНХ, а теперь перенеслась на неопределенный срок, архитектор и партнер бюро «Дружба» Александра Черткова рассказала об основных принципах создания комфортного пространства для детей, ключевых трендах в проектировании детских площадок, а также о том, как москвичи принимают участие в городском развитии.
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Каменная мозаика
Универмаг Galleria по проекту бюро OMA в южнокорейском Квангё получил «мозаичный» фасад из 12 000 гранитных и 2500 стеклянных треугольников.
Салют Кикоину!
Проект-победитель конкурса Малых городов для Новоуральска прославляет знаменитого физика, а также превращает бульвар на окраине в одно из главных общественных пространств.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Лестница без конца
Берлинское бюро Barkow Leibinger создало декорации для постановки оперы «Фиделио» Людвига ван Бетховена в венском Театре ан дер Вин. Режиссер – Кристоф Вальц, дважды лауреат «Оскара» за роли в фильмах Квентина Тарантино.
Пресса: Выживет ли урбанистика в России
Урбанистика сегодня в России — синоним воровства. Если человек посадил дерево или построил дом, то понятно зачем. Чтобы стибрить, вот зачем. Отсюда вопрос об урбанизме в России будущего — по крайней мере, если мы исходим из надежды, что дальше должно быть как-то лучше,— решается однозначно: его не будет <...>
Мрамор среди домн
Библиотека Люксембургского университета на территории бывшего сталелитейного завода – это перестроенное мастерской Valentiny Hvp Architects хранилище для руды.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
«Дом бездомных»
Католический приют для социально незащищенных людей в деревне на юго-востоке Польши построен по проекту бюро xystudio с бережным отношением к окружающей среде.
Драгоценное пространство
Evotion design и T+T architects сообщили о завершении интерьера штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте. В центре атриума здесь парит переговорная-«Диамант», и все похоже на шкатулку с драгоценностями, в том числе высокотехнологичными.
Берег Дона
Проект из числа победителей конкурса Малых городов посвящен благоустройству берега реки Дон в промышленой части городка Данков, небольшого, но экономически успешного.
Реконструкция с чувством
Перед стартом курса МАРШ Re(New), слушатели которого будут работать со зданиями Хлопкопрядильной фабрики, куратор Дарья Минеева рассуждает о смысле и путях реконструкции.
Живописное жилье
В новом нью-йоркском комплексе Denizen Bushwick – 900 квартир, из которых 20% доступных, а высокую плотность смягчает монументальное искусство, озеленение и разнообразная инфраструктура. Авторы проекта – бюро ODA.
Верста на соляных берегах
Пешеходный маршрут с уклоном в туризм и исторические реконструкции, но не без спорта: проект-победитель конкурса Малых городов для Соликамска.
Большая маленькая победа
В небольшой по масштабу школе в Домодедове бюро ASADOV_ мастерски справилось с ограничениями в виде скромного бюджета и жестких лимитов площади, спроектировав светлые классы, гуманные рекреации и даже многосветный атриум с амфитеатром, ставший центром школьной жизни.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Здание как Интернет
В культурно-общественном центре Forum Groningen по проекту NL Architects на севере Нидерландов можно бродить и находить информацию по всем областям знаний так же свободно, как во Всемирной сети.
Высокая горка
Начинаем публикацию проектов, победивших в конкурсе «Исторические поселения и малые города». Первый присланный – проект для Новохопёрска. Он соединяет две части города, вписан в пешеходные маршруты и эффектно использует ландшафтные красоты.
АБ Крупный план: «Важно, чтобы форма не была случайной,...
Беседа с Сергеем Никешкиным и Андреем Михайловым, партнерами-сооснователями архитектурно-инжиниринговой компании «Крупный план» – о ее структуре и истории развития, принципах, поиске формы и понятии современности.
Коворкинг под вуалью
Бюро Cano Lasso Arquitectos дало фасаду лондонского коворкинга полимерную «вуаль», а интерьер превратило в фантастический ландшафт – в соответствии с идеями заказчика, борющейся со скукой арендаторов компании Second Home.