Сергей Чобан: «Рисование как путь к самому себе»

В Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина состоялась лекция Сергея Чобана, совмещенная с презентацией его книги «Sergei Tchoban. Architecture Drawings».

Автор текста:
Алла Павликова

14 Декабря 2015
mainImg
Архитектор:
Сергей Чобан
По-настоящему редкая возможность послушать Сергея Чобана – а лекция его была в этом году первая и единственная – привлекла в Пушкинский музей большое количество слушателей. Лектор сильно задерживался, а публика всё прибывала. Поэтому вместо одной заявленной лекции удалось прослушать сразу три. Сначала директор ГМИИ Марина Лошак рассказала о предстоящей выставочной программе музея, затем её заместитель Анна Трапкова поведала о ходе и перспективах реконструкции музейного городка по проекту Юрия Григоряна. Наконец, появился и Сергей Чобан, и буквально с первых слов стало понятно, что ждали его не зря. Выбранную тему «Рисунок архитектуры» менее чем за час архитектор раскрыл живо и полно, предварив свое выступление отрывком из фильма 1979 года режиссера Андрея Смирнова, рассказывающего о почти слепом идеализме, детской убежденности архитектора в том, что он творит благо. На деле это не всегда так. Даже профессионалы с большой буквы часто бывают слепы. Оказаться не внутри процесса, а на месте зрителя, чтобы наиболее полно понять тот мир, который архитектор выстраивает не только внутри себя, но и для других людей, по мнению Чобана, возможно только в момент рисования. В сущности это момент самоанализа, попытка разобраться в самом себе, способ понять свои личные предпочтения, которые могут оказаться отличными от того, что архитектор проектировал всю свою жизнь.
Сергей Чобан. Лекция в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фотография © SPEECH
Лекция Сергея Чобана в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фотография © SPEECH
Сергей Чобан подписывает книги для читателей. Фотография © SPEECH

Книга Сергея Чобана – очень лаконично оформленная, с крупными, красиво и качественно отпечатанными репродукциями рисунков автора – несмотря на практическое отсутствие словесного текста, отвечает на множество вопросов, которые сегодня задает себе архитектор. Один из основных – гармоничное сосуществование исторической и современной архитектуры. Сергей Чобан признается, что в последние годы ему и его коллегам слишком часто приходится слышать об отсутствии в архитектуре прежней гармонии. Однако надо понимать, что представление о гармонии за последние сто лет сильно изменилось. Эту эволюцию восприятия архитектуры можно легко проследить, перелистывая страницы новой книги. Вот фрагмент улицы Ленинграда – школьный рисунок Сергея Чобана: разный масштаб зданий, переменные высоты, интересные детали первых этажей. Здесь даже у рядовой застройки больше жизни, чем у индивидуальной современной архитектуры. То же видим в графических работах архитектора, мосты и улицы Венеции, Брюсселя, Амстердама, Ниццы – человеческий масштаб, который напрямую ассоциируется с классической гармонией.
zooming
Школьный рисунок Сергея Чобана. Ленинград © SPEECH
zooming
Рисунок Сергея Чобана. Венеция © SPEECH
zooming
Рисунок Сергея Чобана. Брюссель © SPEECH

Все это исторические европейские города. Если же посмотреть на архитектуру XIX века Чикаго или Нью-Йорка, то и масштаб, и формы, и композиции будут уже иными, более острыми. Здесь обнаруживается новая эстетика, которая сегодня становится главенствующей. В одном из рисунков Нью-Йорка отчетливо видны многочисленные наслоения зданий разных эпох. Противоречивая картина несёт, между тем, в себе красоту и гармонию, поскольку в ней сохранены и мелкие детали, и необходимая плотность среды, позволяющая человеку чувствовать себя ее неотъемлемой частью.
zooming
Рисунок Сергея Чобана. Чикаго © SPEECH
zooming
Рисунок Сергея Чобана. Нью-Йорк © SPEECH

Современная архитектура, по словам Чобана, практически утратила способность вести диалог со своими соседями. В качестве подтверждения своих слов лектор показал искусственно созданную иллюстрацию – улицу, состоящую исключительно из известных шедевров современной архитектуры. Получившийся яркий, кричащий коллаж тут же вызвал живую реакцию слушателей: без лишних объяснений всем стало очевидно, что жить внутри такой среды, пусть даже соблюдающей масштаб исторического города, никто бы не смог – считает Сергей Чобан. Ревнивая, настроенная на конфликт архитектура не хочет и не может отойти на второй план, она не способна сосуществовать с себе подобными и становится актуальной только будучи частью исторического контекста.
zooming
Коллаж из известных шедевров современной архитектуры. Из презентации Сергея Чобана © SPEECH

Такая конфликтная архитектура зарождалась в Москве начала XX века, когда исчезло ощущение постоянства пространства – говорит Сергей Чобан. Архитекторы рисовали небоскребы за спиной собора Василия Блаженного (см. проект здания Наркомтяжпрома Ивана Леонидова), но подобная реальность на тот момент оказалась невозможной. Сегодня фантазии тех лет частично реализовались в виде комплекса Москва-Сити, уже ставшего неотъемлемой частью города, или района Дефанс в Париже. Идеи начала прошлого века теперь не считаются чем-то из ряда вон выходящим. Какие из сегодняшних, кажущихся нереализуемыми замыслов воплотятся в жизнь завтра, никто не знает. В книге Сергея Чобана рядом с рисунками с натуры возникают фантазийные изображения-размышления автора на тему города, который он сам хотел бы видеть. В них – то же соседство существующей и новой архитектуры, пока непонятое зрителем. Пока это мысль о невозможном, контрастное соединение различных пластов города на разных уровнях его развития. Но это только пока – говорит Чобан.
zooming
«Вид в сторону Красной площади с территории Московского кремля (по проекту здания Наркомтяжпрома арх. И.Леонидова)».Серия «Нереализованные проекты», художник Олег Максимов
zooming
Рисунок Сергея Чобана © SPEECH
zooming
Рисунок Сергея Чобана © SPEECH

Уже сегодня существуют примеры острого соседства истории и современности. Музей архитектурного рисунка в Берлине, реализованный Сергеем Чобаном и Сергеем Кузнецовым – пример конфликтной архитектуры с заметным силуэтом. Однако при рассмотрении с близкого расстояния, на уровне восприятия человеком в нем видны и плотность, и насыщенность деталями, присущая исторической среде, и рельеф, и тактильность поверхности, которую хочется потрогать руками. Это – качество, без которого архитектура становится «увеличенным макетом».
zooming
Музей архитектурного рисунка в Берлине. Фрагмент фасада © SPEECH

Формула города, в котором 70% составляет нейтральная средовая застройка, а 30% – акцентные, запоминающиеся здания, представляется Сергею Чобану наиболее верной. Контрастные дома могут быть лишь небольшими вкраплениями, оживляющими ткань города – как вишенка на торте. В условиях, когда исторический контекст отсутствует, средовую застройку, несущую в себе искомую гармонию, необходимо создавать своими руками. На вопрос, как это сделать, отвечают уже не только рисунки, но и построенные дома архитектора – офисный центр на Ленинском проспекте в Москве или жилой район на Крестовском острове в Санкт-Петербурге, реализованный совместно с мастерской Евгения Герасимова. В них мы видим ту самую сложность, объемность поверхности, плавучесть карнизов, обволакивающих здание, вовлекающую внутрь входную зону; даже дверная ручка развивает общее архитектурное настроение. По мысли Чобана, это – те самые свойства, которые не дают зданию стать просто коробкой, наделяют его особыми уникальными свойствами. Что объясняет, почему безумно банальное историческое здание хочется рисовать в десять раз больше, чем любой шедевр современной архитектуры.
zooming
Рисунок Сергея Чобана © SPEECH
Книга «Sergei Tchoban. Architecture Drawings». Фотография © SPEECH
Сергей Чобан подписывает свою книгу для Сергея Кузнецова. Фотография © SPEECH

Книга Сергея Чобана, включающая 150 графических работ, выполненных в период с 1994 по 2014 годы, вышла ограниченным тиражом. Недавно свою книгу рисунков презентовал в ГМИИ и Сергей Кузнецов. Идею издать книги обоим архитекторам подсказал Сантьяго Калатрава, посетивший выставку «Только Италия!» в Третьяковской галерее.

Средства от продажи книги Сергея Чобана пойдут на развитие Музея архитектурного рисунка в Берлине.
Архитектор:
Сергей Чобан

14 Декабря 2015

Автор текста:

Алла Павликова
comments powered by HyperComments
Похожие статьи
Иркутск как Дрезден
Фрагмент из книги «Регенерация историко-архитектурной среды. Развитие исторических центров», посвященной возможности применения немецких методик сохранения исторической среды в российских городах.
Прекрасный ЗИЛ: отчет о неформальном архсовете
В конце ноября предварительную концепцию мастер-плана ЗИЛ-Юг, разработанную голландской компанией KCAP для Группы «Эталон», обсудили на неформальном заседании архсовета. Проект, основанный на ППТ 2016 года и предложивший несколько новых идей для его развития, эксперты нашли прекрасным, хотя были высказаны сомнения относительно достаточно радикального отказа от автомобилей, и рекомендации закрепить все новшества в формальных документах. Рассказываем о проекте и обсуждении.
Формируя культурную среду
Каждый год тысячи Домов культуры по всей России перестают функционировать, сносятся или перепрофилируются. Единичные примеры успешных реконструкций не могут изменить тенденцию. Без комплексного подхода к модернизации ДК, учитывающего новые запросы общества, их будущее остается под вопросом. О существующей практике развития ДК и поисках новых решений говорили участники конференции «Новые форматы культурных центров», проведенной в рамках фестиваля «Зодчество» командой проекта «Идентичность в типовом».
«Не просто панельки»
Публикуем фрагмент книги Марии Мельниковой «Не просто панельки: немецкий опыт работы с районами массовой жилой застройки» о программах санации многоквартирных зданий в Германии и странах Прибалтики, их финансовых и технических аспектах, потенциальной пользе этого опыта для России.
Уолт Дисней, Альдо Росси и другие
В издательстве Strelka Press вышла книга Деяна Суджича «Язык города», посвященная силам и обстоятельствам, делающим город городом. Публикуем фрагмент о градостроительной деятельности Уолта Диснея и его корпорации.
Власть – советам
На дискуссии «Создавая будущее: инструменты влияния на облик города» вопросы согласования проектов были рассмотрены в разных аспектах, от формального до эмоционального. Андрей Гнездилов и Александра Кузьмина заявили о необходимости вернуть понятие эскизной концепции в законодательное поле.
Градсовет Петербурга 25.11.2020
Градсовет обсудил жилой квартал по проекту «Студии-44», интегрированный в историческую среду Бумагопрядильной фабрики, а также предложение по символическому восстановлению фабричных труб. Единодушную и высокую оценку работы сопровождали многочисленные сомнения относительно качества будущей жилой среды.
ТПО «Резерв» в ретроспективе и перспективе
В новой книге ТПО «Резерв» издательства Tatlin собраны проекты за последние 20 лет. Один из авторов книги, Мария Ильевская, рассказала нам об основных вехах рассмотренного периода: от дома в проезде Загорского до ВТБ Арена Парка, и о презентации книги, состоявшейся 13 ноября на Зодчестве.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
От пожара до потопа
Награждение одиннадцатого АрхиWOODа прошло в виде конференции zoom, но не менее продуктивно и оживленно, чем всегда. Гран-при получил Сожженный мост, многозначная масленичная затея из Никола-Ленивца, а призы в главной номинации – Тотан Кузембаев за свой собственный дом в деревне Лиды и Денис Дементьев за дом на склоне в деревне Ромашково. Вашему вниманию – репортаж с награждения, которое длилось 4 часа, предоставив возможность высказаться всем заинтересованным профессионалам.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Press в рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
«Подтянуть уровень города до уровня памятников»
Такова задача нового мастер-плана Суздаля, разработанного ДОМ.РФ совместно с КБ Стрелка в преддвериии тысячелетия города. Рассказываем, каким образом авторы предлагают трансформировать пространство «городского поселения», куда больше миллиона человек в год приезжает посмотреть на старый русский город.
Градсовет удаленно 26.08.2020
Предварительное, «для ППТ», рассмотрение дома – близкого соседа «Дома у моря» и исторического особняка, вызвало много замечаний и пожелание доработки, в том числе с позиций охраны памятника и градостроительной ситуации. Хотя проект сам по себе скорее позволили.
Градсовет удаленно 5.08.2020
Члены градсовета нашли голландский проект центра сказок Пушкина оскорбительным, а высотный жилой массив без лоджий и балконов – отвечающим запросам времени.
Градсовет удаленно 24.07.2020
В Петербурге обсудили торгово-офисный комплекс для одного из самых плотных районов города: с супрематическими фасадами, системой террас и головокружительными парковками.
Градсовет удаленно 17.07.2020
Щедрый на критику, рефлексию и решения градсовет, на котором обсуждался картельный сговор, потакание девелоперу и несовершенство законодательства.
Градсовет удаленно 2.07.2020
Рельсы как основа композиции, компиляция как архитектурный прием и неудавшееся обсуждение фонтана на очередном градсовете, прошедшем в формате видеотрансляции.
Градсовет удаленно 19.05.2020
Жилой комплекс пополам с гостиницей, еще два варианта станции метро «Парк победы» и поглощение «Политехнической» – на третьем дистанционном градсовете Петербурга.
Гаражный заговор
Публикуем главу из книги «Гараж» художницы Оливии Эрлангер и архитектора Луиса Ортеги Говели о «гаражной мифологии» и происхождении этого типа постройки. Книга выпущена Strelka Press совместно с музеем современного искусства «Гараж».
Градсовет удалённо / 25.03.2020
Градсовет впервые за историю своего существования работал дистанционно: обсуждали «готичный» бизнес-центр и эскиз жилого комплекса на севере города. Мы попытались подготовить удаленный же репортаж и заодно расспросить петербургских архитекторов о работе он-лайн.
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Технологии и материалы
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Такие стеклянные «бабочки»
Важным элементом фасадного решения одного из самых известных
новых домов московского центра стало стекло Guardian:
зеркальные окна сочетаются с моллированными элементами, с помощью которых удалось реализовать смелую и красивую форму,
задуманную архитекторами.
Рассказываем, как реализована стеклянная пластика
дома на Малой Ордынке, 19.
На вкус и цвет: алюминий в московском метро
Алюминий практически вездесущ, а в современном метро просто незаменим. Он легок и хорошо держит форму, оттенки и варианты фактуры разнообразны: от стеклянисто-глянцевого до плотного матового. Вашему вниманию – обзор новых станций московского метро, в дизайне интерьеров которых использован окрашенный алюминий SEVALCON.
UP-GYM: интерактив для городской среды
Современное развитие комфортной городской среды требует современных решений.Новые подходы к организации уличного детского досуга при обустройстве дворовых территорий и общественных пространств, спортивных, образовательных и медицинских учреждений предложили чебоксарские специалисты.
Серьезный кирпичный разговор
В декабре в московском центре дизайна ARTPLAY прошла Кирпичная дискуссия с участием ведущих российских архитекторов – Сергея Скуратова, Натальи Сидоровой, Алексея Козыря, Михаила Бейлина и Ильсияр Тухватуллиной. Она завершила программу 1-го Кирпичного конкурса, организованного журналом
«Проект Балтия» и компанией АРХИТАЙЛ.
Цвет – это жизнь
Теория цвета и формы была важным учебным модулем в Баухаусе, где художники и архитекторы активно использовали теорию цвета Гёте и добились того, чтобы цвет стал неотъемлемой частью современной жизни. Шведы из Natural Colour Academy предложили палитру Color Trends 2020, собственную цветовую систему, которая задает цветовые стандарты для всех возможностей применения в новом десятилетии.
Расширить горизонты
Интерактивные игровые площадки, подключённые к интернету, и активити-парки компании «Новые Горизонты» как яркая часть городской среды.
Красное и черное
ЖК «Береговой» на береговой линии Москвы-реки, в престижном ЗАО, в историческом районе Филевский парк – часть Большого Сити, городской кластер, респектабельный образ которого создан с помощью облицовки клинкером Hagemeister
Ловушка для света
Новый Matelac Silver Crystalvision, стекло нейтрального оттенка с одной матовой и другой зеркальной стороной – удачное решение для современного минималистичного дизайна. Рассматриваем новый продукт в свете других предложений AGC для архитектуры интерьеров.
Праздничное освещение в большом городе
Каждый год с приближением праздников мы можем наблюдать, как преображаются привычные нам места: все стараются украсить пространство и создать праздничное настроение. Огромная роль при этом отводится праздничному освещению. Что это такое и каким образом создать праздничное освещение, мы разберем в этой статье.
Поверхность бархатная, характер нордический
Сочетая несочетаемое, Концерн Wienerberger разработал коллекцию инновационного кирпича Terca Klinker Nordic Line, модели которой названы в честь городов Северной Европы и намекают на скандинавскую архитектуру. Клинкер отличают бархатистые поверхности, прочность и эстетика при доступной цене.
Парк чудес. Сквозной лейтмотив клинкера
В подмосковной частной школе Wunderpark, которую называют российским Хогвартсом, авангардная архитектура проявила магические свойства материалов. Благородный клинкерный кирпич Hagemeister оттенил футуристичность бетона и стекла.
Сейчас на главной
Открыть что можно
Обнародован проект реконструкции и реставрации павильона России на венецианской биеннале. Реализация уже началась. Мы подробно рассмотрели проект, задали несколько вопросов куратору и соавтору проекта Ипполито Лапарелли и разобрались, чего убудет и что прибудет к павильону Щусева 1914 года постройки.
Дом в доме
Реконструкция крестьянского дома XVIII века на юге Германии: он стал основой для камерной сельской библиотеки. Авторы проекта – Schlicht Lamprecht Architekten.
«Коралловый цветок»
Foster + Partners и девелопер TRSDC разрабатывают масштабный курортный проект на побережье Красного моря в Саудовской Аравии. Об одном из его составляющих, комплексе Coral Bloom, нам рассказали Джерард Эвенден из Foster + Partners и генеральный директор TRSDC Джон Пагано.
Полярная тихоходка
Зимовочный комплекс антарктической станции «Восток» рассчитан на экстремальные климатические условия и психологический комфорт исследователей.
Офис для концентрации идей
​Бюро «Т+Т Architects» спроектировало офис французской ИТ-компании, где сотрудники в любой точке помещения могут обсудить с коллегами или записать на стене новые идеи.
Пресса: Паоло Солери и Arcosanti: как построить Бога
Паоло Солери учился у Фрэнка Ллойда Райта, в художественной коммуне «Талиесин-Вест», и его оттуда выгнали — вероятно, из-за конфликта с Ольгой Ивановной Райт, женой великого мастера. Видимо, логика отталкивания и притяжения привели к тому, что хотя утопия Солери не имеет ничего общего с идеями Райта, сам тип жизни коммуной он воспроизвел.
Возможности ограничений
МАРШ проводит весенний интенсив для архитекторов и кураторов выставок с практикой в реальных музеях. А здесь – его куратор Егор Ларичев объясняет, как полезны архитекторам и кураторам ограничения, и как их много для участников курса. Все, кто не испугается, присоединяйтесь.
Вокзал без границ
Автовокзал в литовском Вилкавишкисе по проекту архитекторов Balčytis Studija «приютил» росшие на его месте старые деревья.
Медная крыша
Архитекторы Sauerbruch Hutton надстроили панельное школьное здание времен ГДР в Берлине деревянной «мансардой» с медной обшивкой.
Архитектура без истории и без теории?
На днях стало известно о планах радикальной реогранизации НИИ теории и истории архитектуры и градостроительства (НИИТИАГ) – единственного исследовательского института страны с таким профилем. Сотрудников, по слухам, планируют сократить в 7-8 раз. Мы поговорили с Дмитрием Швидковским, Андреем Боковым, Елизаветой Лихачевой, Андреем Баталовым – о том, чем ценен Институт и почему его все же надо сохранить.
Отвоевать кусочек парка
Архитекторы MVRDV возведут 25-метровый зеленый «холм» в центре Лондона: как ответ на потерянный здесь в 1960-е уголок Гайд-парка и меняющуюся после пандемии функцию Оксфорд-стрит.
Спланированный вернакуляр
Концепция жилого района для Самары от датских архитекторов: 2000 квартир, ни одной повторяющейся секции и очень много зеленых и общественных пространств.
Здание в шляпе
В программе библиотеки города Тайнань на Тайване по проекту бюро Mecanoo и MAYU – архивы и исторические экспозиции, а также медиатека и «цифровая мастерская».
К лесу передом
Типовой каркасный дом быстрой сборки с тремя спальнями и детской в антресоли, черный снаружи и белый внутри, спроектирован как для общения с природой, так и между собой. Весь фокус – на открытую террасу. Функции уборки и ухода за участком намеренно минимизированы, – подчеркивают авторы.
Бетонный Мадрид
Новая серия фотографа Роберто Конте посвящена не самой известной исторической странице испанской архитектуры: мадридским зданиям в русле брутализма.
Когнитивная урбанистика
Фрагмент из книги Алексея Крашенникова «Когнитивные модели городской среды», посвященной общественным пространствам и наполняющей их социальной активности.
Миссия на воде
Плавучая церковь «Бытие» в Лондоне по проекту архитекторов Denizen Works предназначена для жителей переживающих реконструкцию районов на востоке Лондона.