Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

14.12.2015

Сергей Чобан: «Рисование как путь к самому себе»

Алла Павликова
Архитектор:
Сергей Чобан

В Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина состоялась лекция Сергея Чобана, совмещенная с презентацией его книги «Sergei Tchoban. Architecture Drawings».

Сергей Чобан. Лекция в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фотография © SPEECH
Сергей Чобан. Лекция в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фотография © SPEECH

По-настоящему редкая возможность послушать Сергея Чобана – а лекция его была в этом году первая и единственная – привлекла в Пушкинский музей большое количество слушателей. Лектор сильно задерживался, а публика всё прибывала. Поэтому вместо одной заявленной лекции удалось прослушать сразу три. Сначала директор ГМИИ Марина Лошак рассказала о предстоящей выставочной программе музея, затем её заместитель Анна Трапкова поведала о ходе и перспективах реконструкции музейного городка по проекту Юрия Григоряна. Наконец, появился и Сергей Чобан, и буквально с первых слов стало понятно, что ждали его не зря. Выбранную тему «Рисунок архитектуры» менее чем за час архитектор раскрыл живо и полно, предварив свое выступление отрывком из фильма 1979 года режиссера Андрея Смирнова, рассказывающего о почти слепом идеализме, детской убежденности архитектора в том, что он творит благо. На деле это не всегда так. Даже профессионалы с большой буквы часто бывают слепы. Оказаться не внутри процесса, а на месте зрителя, чтобы наиболее полно понять тот мир, который архитектор выстраивает не только внутри себя, но и для других людей, по мнению Чобана, возможно только в момент рисования. В сущности это момент самоанализа, попытка разобраться в самом себе, способ понять свои личные предпочтения, которые могут оказаться отличными от того, что архитектор проектировал всю свою жизнь.
Лекция Сергея Чобана в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фотография © SPEECH
Лекция Сергея Чобана в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Фотография © SPEECH
Сергей Чобан подписывает книги для читателей. Фотография © SPEECH
Сергей Чобан подписывает книги для читателей. Фотография © SPEECH

Книга Сергея Чобана – очень лаконично оформленная, с крупными, красиво и качественно отпечатанными репродукциями рисунков автора – несмотря на практическое отсутствие словесного текста, отвечает на множество вопросов, которые сегодня задает себе архитектор. Один из основных – гармоничное сосуществование исторической и современной архитектуры. Сергей Чобан признается, что в последние годы ему и его коллегам слишком часто приходится слышать об отсутствии в архитектуре прежней гармонии. Однако надо понимать, что представление о гармонии за последние сто лет сильно изменилось. Эту эволюцию восприятия архитектуры можно легко проследить, перелистывая страницы новой книги. Вот фрагмент улицы Ленинграда – школьный рисунок Сергея Чобана: разный масштаб зданий, переменные высоты, интересные детали первых этажей. Здесь даже у рядовой застройки больше жизни, чем у индивидуальной современной архитектуры. То же видим в графических работах архитектора, мосты и улицы Венеции, Брюсселя, Амстердама, Ниццы – человеческий масштаб, который напрямую ассоциируется с классической гармонией.
Школьный рисунок Сергея Чобана. Ленинград © SPEECH
Школьный рисунок Сергея Чобана. Ленинград © SPEECH
Рисунок Сергея Чобана. Венеция © SPEECH
Рисунок Сергея Чобана. Венеция © SPEECH
Рисунок Сергея Чобана. Брюссель © SPEECH
Рисунок Сергея Чобана. Брюссель © SPEECH

Все это исторические европейские города. Если же посмотреть на архитектуру XIX века Чикаго или Нью-Йорка, то и масштаб, и формы, и композиции будут уже иными, более острыми. Здесь обнаруживается новая эстетика, которая сегодня становится главенствующей. В одном из рисунков Нью-Йорка отчетливо видны многочисленные наслоения зданий разных эпох. Противоречивая картина несёт, между тем, в себе красоту и гармонию, поскольку в ней сохранены и мелкие детали, и необходимая плотность среды, позволяющая человеку чувствовать себя ее неотъемлемой частью.
Рисунок Сергея Чобана. Чикаго © SPEECH
Рисунок Сергея Чобана. Чикаго © SPEECH
Рисунок Сергея Чобана. Нью-Йорк © SPEECH
Рисунок Сергея Чобана. Нью-Йорк © SPEECH

Современная архитектура, по словам Чобана, практически утратила способность вести диалог со своими соседями. В качестве подтверждения своих слов лектор показал искусственно созданную иллюстрацию – улицу, состоящую исключительно из известных шедевров современной архитектуры. Получившийся яркий, кричащий коллаж тут же вызвал живую реакцию слушателей: без лишних объяснений всем стало очевидно, что жить внутри такой среды, пусть даже соблюдающей масштаб исторического города, никто бы не смог – считает Сергей Чобан. Ревнивая, настроенная на конфликт архитектура не хочет и не может отойти на второй план, она не способна сосуществовать с себе подобными и становится актуальной только будучи частью исторического контекста.
Коллаж из известных шедевров современной архитектуры. Из презентации Сергея Чобана © SPEECH
Коллаж из известных шедевров современной архитектуры. Из презентации Сергея Чобана © SPEECH

Такая конфликтная архитектура зарождалась в Москве начала XX века, когда исчезло ощущение постоянства пространства – говорит Сергей Чобан. Архитекторы рисовали небоскребы за спиной собора Василия Блаженного (см. проект здания Наркомтяжпрома Ивана Леонидова), но подобная реальность на тот момент оказалась невозможной. Сегодня фантазии тех лет частично реализовались в виде комплекса Москва-Сити, уже ставшего неотъемлемой частью города, или района Дефанс в Париже. Идеи начала прошлого века теперь не считаются чем-то из ряда вон выходящим. Какие из сегодняшних, кажущихся нереализуемыми замыслов воплотятся в жизнь завтра, никто не знает. В книге Сергея Чобана рядом с рисунками с натуры возникают фантазийные изображения-размышления автора на тему города, который он сам хотел бы видеть. В них – то же соседство существующей и новой архитектуры, пока непонятое зрителем. Пока это мысль о невозможном, контрастное соединение различных пластов города на разных уровнях его развития. Но это только пока – говорит Чобан.
«Вид в сторону Красной площади с территории Московского кремля (по проекту здания Наркомтяжпрома арх. И.Леонидова)».Серия «Нереализованные проекты», художник Олег Максимов
«Вид в сторону Красной площади с территории Московского кремля (по проекту здания Наркомтяжпрома арх. И.Леонидова)».Серия «Нереализованные проекты», художник Олег Максимов
Рисунок Сергея Чобана © SPEECH
Рисунок Сергея Чобана © SPEECH
Рисунок Сергея Чобана © SPEECH
Рисунок Сергея Чобана © SPEECH

Уже сегодня существуют примеры острого соседства истории и современности. Музей архитектурного рисунка в Берлине, реализованный Сергеем Чобаном и Сергеем Кузнецовым – пример конфликтной архитектуры с заметным силуэтом. Однако при рассмотрении с близкого расстояния, на уровне восприятия человеком в нем видны и плотность, и насыщенность деталями, присущая исторической среде, и рельеф, и тактильность поверхности, которую хочется потрогать руками. Это – качество, без которого архитектура становится «увеличенным макетом».
Музей архитектурного рисунка в Берлине. Фрагмент фасада © SPEECH
Музей архитектурного рисунка в Берлине. Фрагмент фасада © SPEECH

Формула города, в котором 70% составляет нейтральная средовая застройка, а 30% – акцентные, запоминающиеся здания, представляется Сергею Чобану наиболее верной. Контрастные дома могут быть лишь небольшими вкраплениями, оживляющими ткань города – как вишенка на торте. В условиях, когда исторический контекст отсутствует, средовую застройку, несущую в себе искомую гармонию, необходимо создавать своими руками. На вопрос, как это сделать, отвечают уже не только рисунки, но и построенные дома архитектора – офисный центр на Ленинском проспекте в Москве или жилой район на Крестовском острове в Санкт-Петербурге, реализованный совместно с мастерской Евгения Герасимова. В них мы видим ту самую сложность, объемность поверхности, плавучесть карнизов, обволакивающих здание, вовлекающую внутрь входную зону; даже дверная ручка развивает общее архитектурное настроение. По мысли Чобана, это – те самые свойства, которые не дают зданию стать просто коробкой, наделяют его особыми уникальными свойствами. Что объясняет, почему безумно банальное историческое здание хочется рисовать в десять раз больше, чем любой шедевр современной архитектуры.
Рисунок Сергея Чобана © SPEECH
Рисунок Сергея Чобана © SPEECH
Книга «Sergei Tchoban. Architecture Drawings». Фотография © SPEECH
Книга «Sergei Tchoban. Architecture Drawings». Фотография © SPEECH
Сергей Чобан подписывает свою книгу для Сергея Кузнецова. Фотография © SPEECH
Сергей Чобан подписывает свою книгу для Сергея Кузнецова. Фотография © SPEECH

Книга Сергея Чобана, включающая 150 графических работ, выполненных в период с 1994 по 2014 годы, вышла ограниченным тиражом. Недавно свою книгу рисунков презентовал в ГМИИ и Сергей Кузнецов. Идею издать книги обоим архитекторам подсказал Сантьяго Калатрава, посетивший выставку «Только Италия!» в Третьяковской галерее.

Средства от продажи книги Сергея Чобана пойдут на развитие Музея архитектурного рисунка в Берлине.