Нынешняя выставка подготовлена совместно Миланским политехническим институтом и художником Марко Петрусом; российским куратором экспозиции выступил профессор МАрхИ Юрий Волчок. В результате выставка приобрела три измерения: первое – это творческие биографии наиболее известных представителей миланской школы и разговор об итальянском рационализме в целом.
Второе – художественное осмысление наследия рационализма в проекте Марко Петруса. Это огромная карта Милана, на которой художник нарисовал свой собственный маршрут, отражающий его индивидуальное осмысление города в сравнительно недалекой исторической перспективе. В свою «прогулку» художник включил знаковые объекты миланских архитекторов середины XX века. Планшеты с биографиями, подготовленные Миланским институтом, в этом контексте выглядят историческим базисом для рефлексии итальянского художника и служат своего рода «расшифровкой» карты.
Наконец, третье измерение, вытекающее из двух первых обозначил во вступительном слове Юрий Волчок. Оно выходит за рамки итальянского рационализма и направляет разговор к проблеме ценности наследия архитектуры этого периода в целом. Шедевры итальянского рационализма создавались в середине века, начиная с 1930-х годов и заканчивая шестидесятыми – затем советская архитектура подхватывает «эстафету» - многие советские поиски времени Хрущева и Брежнева инспирированы примером итальянского рационализма. Таким образом, одно продолжает другое, наш послевоенный модернизм многое взял от итальянского рационализма – эти два явления связаны между собой.
Вот только итальянцы относятся к своему наследию очень трепетно – на это, в частности, указывает проект Марко Петруса. А мы все никак не избавимся от негативной оценки периода 1960-70-х гг. – за лесом панельного домостроительства не замечаем уникальных произведений, которые следовало бы сохранять. Во всяком случае, постройкам хрущевского и брежневского времени пока, увы, далеко до статуса памятников архитектуры, в отличие, например, от произведений классического русского авангарда – те, поддержанные мировым сообществом, наша страна теперь ценит значительно больше.
Юрий Волчок убежден, что нынешняя экспозиция важна именно с позиции сохранения наследия – представляя россиянам положительный пример Италии. Задумка куратора состояла в том, чтобы показать эту выставку в нескольких российских городах с целью обратить внимание на постройки так называемой «хрущевской эпохи» и задуматься над их судьбой.
Итальянский рационализм, конечно же, был одним из наиболее влиятельных архитектурных движений XX века, мощным источником авангардных идей, наряду с функционализмом немецкого Баухауза и советским конструктивизмом. Однако, как демонстрируют нам миланские памятники этого движения – оно подчас идет рядом, а не вразрез с традицией, что для авангарда как такового вообще-то не свойственно. Вероятно, здесь не последнюю роль сыграла сама итальянская земля, впитавшая в себя столько классики, что итальянские архитекторы просто-таки никак не могут – даже если бы хотели – уклониться от диалога современности с историей.
Каждый из представленных на выставке мастеров воплощает эту тему по-своему. Иньяцио Гарделла, вышедший из круга итальянских авангардистов, группировавшихся вокруг журнала Casabella, соединяет авангард с неоклассикой и стилем «рустико». Его башня на Пьяца-дель-Дуомо напоминает ранние конструктивистские проекты братьев Весниных, например, «Ленинградскую Правду». А комплекс противотуберкулезного диспансера в Алессандрии – вызывает в памяти веснинские интерьеры – в частности, ДК Пролетарского района – кстати сказать, оба проекта относятся к 1930-м. Увлечение рационализмом, однако, не мешало Гарделле создавать и абсолютно неоклассические дома. Ученик Адольфа Лооса Джузеппе Де Финетти обращается к изучению «классической» истории в работе над реконструкцией районов Милана. Джованни Муцио интерпретирует в своей архитектуре «метафизическую составляющую», заставляя вспомнить живопись Джорджо де Кирико.
Почти все представленные на выставке архитекторы вышли из Миланского политехнического института. Кстати, он уже однажды демонстрировал свои проекты для Милана на выставке в Москве, а также показывал наш авангард в проектах Мельникова и Леонидова у себя. Сегодня пришло время ответить взаимностью, и не только потому, что для нас ценен исторический опыт итальянской архитектурной школы XX века, но и в силу значимости современного опыта итальянцев в области сохранения памятников архитектуры модернизма.