27.06.2008

Итальянский рационализм и советская архитектура 1960-70-х: разговор о наследии

Проходящая в ЦДА выставка «Миланские архитекторы. Три первых поколения XX века» рассказывает о наиболее плодотворном периоде итальянского рационализма 1930-60-х гг., связанном с творчеством плеяды ярких мастеров, живших и работавших в Милане. Правда, задачи нынешней экспозиции гораздо шире обозначенных географических рамок – миланские памятники стали на этой выставке поводом для размышления о наследии архитектуры рационализма в целом, включая и советскую архитектуру 1960-70-х годов. Выставка продлится до 30 июня

информация:

Проект Марко Петруса. Фотографии Натальи Коряковской
Проект Марко Петруса. Фотографии Натальи Коряковской открыть большое изображение

Нынешняя выставка подготовлена совместно Миланским политехническим институтом и художником Марко Петрусом; российским куратором экспозиции выступил профессор МАрхИ Юрий Волчок. В результате выставка приобрела три измерения: первое – это творческие биографии наиболее известных представителей миланской школы и разговор об итальянском рационализме в целом.

Проект Марко Петруса
Проект Марко Петруса открыть большое изображение

Второе – художественное осмысление наследия рационализма в проекте Марко Петруса. Это огромная карта Милана, на которой художник нарисовал свой собственный маршрут, отражающий его индивидуальное осмысление города в сравнительно недалекой исторической перспективе. В свою «прогулку» художник включил знаковые объекты миланских архитекторов середины XX века. Планшеты с биографиями, подготовленные Миланским институтом, в этом контексте выглядят историческим базисом для рефлексии итальянского художника и служат своего рода «расшифровкой» карты.

открыть большое изображение

Наконец, третье измерение, вытекающее из двух первых обозначил во вступительном слове Юрий Волчок. Оно выходит за рамки итальянского рационализма и направляет разговор к проблеме ценности наследия архитектуры этого периода в целом. Шедевры итальянского рационализма создавались в середине века, начиная с 1930-х годов и заканчивая шестидесятыми – затем советская архитектура подхватывает «эстафету» - многие советские поиски времени Хрущева и Брежнева инспирированы примером итальянского рационализма. Таким образом, одно продолжает другое, наш послевоенный модернизм многое взял от итальянского рационализма – эти два явления связаны между собой.

Джованни Муцио. Монастырь Св. Анджело и культурный центр «Анджеликум». 1939-47
Джованни Муцио. Монастырь Св. Анджело и культурный центр «Анджеликум». 1939-47 открыть большое изображение

Вот только итальянцы относятся к своему наследию очень трепетно – на это, в частности, указывает проект Марко Петруса. А мы все никак не избавимся от негативной оценки периода 1960-70-х гг. – за лесом панельного домостроительства не замечаем уникальных произведений, которые следовало бы сохранять. Во всяком случае, постройкам хрущевского и брежневского времени пока, увы, далеко до статуса памятников архитектуры, в отличие, например, от произведений классического русского авангарда – те, поддержанные мировым сообществом, наша страна теперь ценит значительно больше.

Иньяцио Гарделла. Конкурсный проект башни на Пьяцца-дель-Дуомо. 1934 г.
Иньяцио Гарделла. Конкурсный проект башни на Пьяцца-дель-Дуомо. 1934 г. открыть большое изображение

Юрий Волчок убежден, что нынешняя экспозиция важна именно с позиции сохранения наследия – представляя россиянам положительный пример Италии. Задумка куратора состояла в том, чтобы показать эту выставку в нескольких российских городах с целью обратить внимание на постройки так называемой «хрущевской эпохи» и задуматься над их судьбой.

Иньяцио Гарделла. Противотуберкулезный диспансер. 1936-38 гг.
Иньяцио Гарделла. Противотуберкулезный диспансер. 1936-38 гг. открыть большое изображение

Итальянский рационализм, конечно же, был одним из наиболее влиятельных архитектурных движений XX века, мощным источником авангардных идей, наряду с функционализмом немецкого Баухауза и советским конструктивизмом. Однако, как демонстрируют нам миланские памятники этого движения – оно подчас идет рядом, а не вразрез с традицией, что для авангарда как такового вообще-то не свойственно. Вероятно, здесь не последнюю роль сыграла сама итальянская земля, впитавшая в себя столько классики, что итальянские архитекторы просто-таки никак не могут – даже если бы хотели – уклониться от диалога современности с историей.

Иньяцио Гарделла. Дом алле Дзаттере
Иньяцио Гарделла. Дом алле Дзаттере открыть большое изображение

Каждый из представленных на выставке мастеров воплощает эту тему по-своему. Иньяцио Гарделла, вышедший из круга итальянских авангардистов, группировавшихся вокруг журнала Casabella, соединяет авангард с неоклассикой и стилем «рустико». Его башня на Пьяца-дель-Дуомо напоминает ранние конструктивистские проекты братьев Весниных, например, «Ленинградскую Правду». А комплекс противотуберкулезного диспансера в Алессандрии – вызывает в памяти веснинские интерьеры – в частности, ДК Пролетарского района – кстати сказать, оба проекта относятся к 1930-м. Увлечение рационализмом, однако, не мешало Гарделле создавать и абсолютно неоклассические дома. Ученик Адольфа Лооса Джузеппе Де Финетти обращается к изучению «классической» истории в работе над реконструкцией районов Милана. Джованни Муцио интерпретирует в своей архитектуре «метафизическую составляющую», заставляя вспомнить живопись Джорджо де Кирико.

Джузеппе де Финетти. Проект реконструкции районов Милана. 1940-е гг.
Джузеппе де Финетти. Проект реконструкции районов Милана. 1940-е гг. открыть большое изображение

Почти все представленные на выставке архитекторы вышли из Миланского политехнического института. Кстати, он уже однажды демонстрировал свои проекты для Милана на выставке в Москве, а также показывал наш авангард в проектах Мельникова и Леонидова у себя. Сегодня пришло время ответить взаимностью, и не только потому, что для нас ценен исторический опыт итальянской архитектурной школы XX века, но и в силу значимости современного опыта итальянцев в области сохранения памятников архитектуры модернизма.


Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Юлий Борисов
  • Павел Андреев
  • Иван Кожин
  • Карен Сапричян
  • Станислав Белых
  • Вера Бутко
  • Олег Карлсон
  • Никита Бирюков
  • Екатерина Кузнецова
  • Сергей Скуратов
  • Магда Кмита
  • Александр Попов
  • Георгий Трофимов
  • Сергей Чобан
  • Александр Скокан
  • Илья Уткин
  • Николай Переслегин
  • Валерия Преображенская
  • Олег Шапиро
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Антон Лукомский
  • Владимир Плоткин
  • Алексей Гинзбург
  • Петр Фонфара
  • Николай Миловидов
  • Зураб Басария
  • Сергей Труханов
  • Роман Леонидов
  • Наталья Сидорова
  • Константин Ходнев
  • Сергей Переслегин
  • Антон Яр-Скрябин
  • Полина Воеводина
  • Антон Надточий
  • Владимир Биндеман
  • Тотан Кузембаев
  • Юлия Тряскина
  • Илья Машков
  • Евгений Герасимов
  • Олег Мединский
  • Сергей  Орешкин
  • Анатолий Столярчук
  • Александра Кузьмина
  • Магда Чихонь
  • Сергей Кузнецов
  • Лукаш Качмарчик
  • Владимир Ковалёв
  • Шимон Матковски
  • Андрей Асадов
  • Арсений Леонович
  • Алексей Иванов
  • Дмитрий Ликин
  • Левон Айрапетов
  • Андрей Гнездилов
  • Игорь Шварцман
  • Александр Асадов
  • Михаил Канунников
  • Никита Явейн
  • Александр Бровкин
  • Екатерина Грень
  • Дмитрий Васильев
  • Всеволод Медведев
  • Даниил Лоренц
  • Андрей Романов
  • Никита Токарев
  • Валерий Лукомский
  • Наталия Шилова

Постройки и проекты (новые записи):

  • Конкурсный проект реновации типографии Сытина под комплекс квартир и апартаментов премиум-класса
  • Конкурсный проект реновации первой образцовой типографии
  • Конкурсный проект реновации Первой образцовой типографии
  • Реконструкция кинотеатра «Восход»
  • ФОК в поселке «Величъ» под Москвой («Величъ Country Club»)
  • 550 Мэдисон-авеню – реконструкция
  • Реконструкция кинотеатра «Волга»
  • Реконструкция кинотеатра «Экран»
  • Жилой дом на улице Красного курсанта

Технологии:

05.12.2017

Дымчато-розовый, или «Древесная аллюзия», объявлен главным цветом 2018 года

В дополнение к «Древесной аллюзии» компания AkzoNobel разработала еще четыре цветовые коллекции для интерьеров: «Гостеприимный дом», «Открытый дом», «Уютный дом» и «Счастливый дом».
AkzoNobel , Dulux
04.12.2017

Откройте для себя стиль «ВКТ». Новые тенденции в дизайне дверей коллекции «ВКТ HOME»

Если вы находитесь в поиске дверей независимо от того, занимаетесь ли вы строительством дома или хотите сделать в вашей квартире ремонт, будет полезно узнать о новых тенденциях в дизайне дверей «ВКТ HOME».
ИП «ВКТ Констракшн» ООО
01.12.2017

Для самых красивых домов! Компания «Кирилл» представила свой новый сайт

Лицевой крипич – крупным планом, 1000 самых интересных построек и проектов, новый сервис «Готовые решения – оптимальная цена» в режиме он-лайн и многое другое.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
другие статьи