Вариации на кристаллическую тему

Проекты победителей и финалистов конкурса на разработку концепции развития общественных пространств «Города Кристалл».

author pht

Автор текста:
Полина Садова

mainImg
На прошлой неделе в Москве состоялось итоговое заседание жюри конкурса на разработку концепции общественных пространств на территории завода «Кристалл». Конкурс, стартовавший в конце января 2015 и проходивший в два этапа, был организован агентством стратегического развития «Центр». Изначально планировалось выбрать победителя в каждой из трех категорий: входной площади и городских улочек, зоны фонтана и павильона «Сады-огороды, зеленой площади и зоны железной дороги. Однако жюри пришло к выводу, что пространству «Кристалла» необходимо развитие в едином ключе, поэтому вместо трех первых мест решено было присудить одно. Еще двум командам эксперты присудили почетные второе и третье места. Всего в конкурсе приняли участие девять команд, проекты которых представлены ниже.
 
***

Победители конкурса

Первое место
Nowadays / Arenas Basabe Palacios arquitectos (Москва – Мадрид)
Концепция общественных пространств «Города Кристалл». Авторы: Nowadays / Arenas Basabe Palacios arquitectos

Проект построен на идее максимального использования ресурсов заданного пространства. Авторами создан каталог объектов для благоустройства. Мобильные цветочные кадки, фонари, скамьи можно изготовить из деревянных и металлических конструкций, использованных цистерн и других материалов, найденных здесь же, на территории завода. В дизайне использованы простые и при этом эффектные решения: воздушный шар, штора, которая отделяет друг от друга зоны разных видов активности. Главный цвет в оформлении – по-прежнему красный.
Концепция общественных пространств «Города Кристалл». Авторы: Nowadays / Arenas Basabe Palacios arquitectos
Концепция общественных пространств «Города Кристалл». Авторы: Nowadays / Arenas Basabe Palacios arquitectos
***
Второе место
Рождественка (Москва)
Концепция общественных пространств «Города Кристалл». Авторы: архитектурное бюро «Рождественка»

В основу проекта легла система труб, которая сегодня пронизывает территорию завода. Поскольку «Кристалл» был крупнейшим российским ликеро-водочным предприятием, его история нашла отражение в образе «самогонного аппарата». Трубы в этой концепции используются для навигации по территории и одновременно становятся арт-объектами. Кроме этого, в «Городе Кристалл» появилась рыночная площадь, яблоневый сад и ивент-площадка под названием «19:01».
Концепция общественных пространств «Города Кристалл». Авторы: архитектурное бюро «Рождественка»
Концепция общественных пространств «Города Кристалл». Авторы: архитектурное бюро «Рождественка»
***
Третье место
AM.PROEKTUS & LAP Landscape & Urban Design (Москва – Роттердам)
Концепция общественных пространств «Города Кристалл». Авторы: AM.PROEKTUS & LAP Landscape & Urban Design

Авторы предлагают оживить территорию «Города Кристалл» за счет зеленого обрамления. Общественное и частное пространства также разграничены зеленой зоной, которая проходит по контуру жилых зданий. Разрывы в этой зоне служат приглашением войти в здание, к примеру, в кафе или магазин. Таким образом, появляется возможность не только повысить эстетическую привлекательность территории и сделать ее комфортной и благоустроенной, но также сформировать пути перемещения, направляя посетителей к нужным площадкам.
Концепция общественных пространств «Города Кристалл». Авторы: AM.PROEKTUS & LAP Landscape & Urban Design
Концепция общественных пространств «Города Кристалл». Авторы: AM.PROEKTUS & LAP Landscape & Urban Design
***

Финалисты конкурса

АИ-СТУДИЯ (Москва)
Концепция общественных пространств «Города Кристалл». Авторы: АИ-СТУДИЯ

Основная идея проекта – связать территорию завода с окружающими пространствами, в частности, с набережной Яузы. Концепция сочетает в себе уважение к исторической среде и внедрение туда элементов современного дизайна. В центральной части исторической застройки в этом проекте соседствуют шумная городская площадка (кафе, магазины, досуговые зоны) и культурная деловая площадь. Железную дорогу архитекторы предлагают превратить в своеобразную «урбанистическую реку», на берегу которой должны появиться пляж, фонтан и детская площадка.
Концепция общественных пространств «Города Кристалл». Авторы: АИ-СТУДИЯ
Концепция общественных пространств «Города Кристалл». Авторы: АИ-СТУДИЯ
***
Бюро «КОНТОРА» и «КабинетЗвукозаписи» (Москва)
Концепция общественных пространств «Города Кристалл». Авторы: Бюро «КОНТОРА» и «КабинетЗвукозаписи»

Ключевой образ концепции, «змейка», продиктован геометрией пространства. Авторы разработали проект-интерьер, в котором представлены отдельно стоящие объекты и обустроенный променад. Концепция стремится не изменить образ завода, а подчеркнуть преимущества его территории. Все новые конструкции предлагается выполнить в стилистике уже существующих зданий.
Концепция общественных пространств «Города Кристалл». Авторы: Бюро «КОНТОРА» и «КабинетЗвукозаписи»
Концепция общественных пространств «Города Кристалл». Авторы: Бюро «КОНТОРА» и «КабинетЗвукозаписи»

 
***
Alphabet City (Москва)
Концепция общественных пространств «Города Кристалл». Авторы: Alphabet City

«Город Кристал» в этом проекте становится местом для семейного отдыха, где взрослые и дети смогут провести время интересно и с пользой. На всей территории бывшего завода предлагается разбить сад. Двор с фонтаном, одно из самых уютных мест в пространстве «Кристалл», превращается в зеленый оазис благодаря обилию цветников и кустарников. Местные жители могут отдыхать во дворе в гамаках или собираться там вместе за большим столом.
Концепция общественных пространств «Города Кристалл». Авторы: Alphabet City
Концепция общественных пространств «Города Кристалл». Авторы: Alphabet City
***
Практика/МДМ-Лайт (Москва)
Концепция общественных пространств «Города Кристалл». Авторы: Практика/МДМ-Лайт

Архитекторы выбрали стратегию точечных преобразований, которые могут существенно повлиять на восприятие территории в целом. Для того, чтобы связать личное и общественное пространства, была разработана система объектов-коннекторов, которые позволяют обеспечить участие в уличных активностях жителей вторых и третьих этажей. Интересным элементом концепции стал мобильный сквер, где заводские трубы превратились в часы. А в одном из жилых двориков появилась гостиная Алисы из произведений Льюиса Кэррола.
Концепция общественных пространств «Города Кристалл». Авторы: Практика/МДМ-Лайт
Концепция общественных пространств «Города Кристалл». Авторы: Практика/МДМ-Лайт
***
AdjoubeiScott-Whitby (Лондон – Москва)
zooming
Концепция общественных пространств «Города Кристалл». Авторы: AdjoubeiScott-Whitby

Авторы стремились подчеркнуть достоинства архитектуры «Кристалла» и геометрию планировки пространства. Для того, чтобы создать единый образ территории, предлагается «накрыть» ее классическим шотландским пледом. Клетка – ключевой элемент дизайна. Она используется в озеленении, мощении, системе освещения.
zooming
Концепция общественных пространств «Города Кристалл». Авторы: AdjoubeiScott-Whitby
Концепция общественных пространств «Города Кристалл». Авторы: AdjoubeiScott-Whitby
***
WALL (Москва)
zooming
Концепция общественных пространств «Города Кристалл». Авторы: архитектурное бюро WALL

Акцент в этом проекте – на кирпичной кладке. Она задает направление движения, объединяет все пространство в единый «организм». В вечернее время навигация осуществляется за счет светильников, которые подсказывают посетителям и местным жителям нужное направление, а также выделяют зоны активности. Территорию архитекторы разделили на «Семь чудес Кристалла»: зеленый театр, кратер, озеро, холм, сад, музей и двор.
zooming
Концепция общественных пространств «Города Кристалл». Авторы: архитектурное бюро WALL
zooming
Концепция общественных пространств «Города Кристалл». Авторы: архитектурное бюро WALL
***
Жюри конкурса:
  • Сергей Кузнецов, главный архитектор Москвы, председатель жюри конкурса
  • Яков Литвинов, генеральный директор «КРАЙС Девелопмент»
  • Елена Гонсалес, архитектурный критик, куратор выставки «АРХ Москва»
  • Марина Хрусталева, искусствовед, соучредитель некоммерческой организации «Центр капитализации наследия», член координационного совета Общественного движения «Архнадзор»
  • Дарья Шадрина, директор фестивалей Seasons project
  • Катерина Коробкова, генеральный директор ZOLOTOgroup
  • Юлия Панкратьева, начальник проектной мастерской градостроительного развития территорий Московской области и новых территорий Москвы, ГУП «НИиПИ Генплана Москвы»
  • Илья Мукосей, архитектор, совладелец архитектурной студии «ПланАР», преподаватель МАРШ
  • Ольга Алексакова, архитектор, партнер BuroMoscow
  • Эркен Кагаров, арт-директор Студии Артемия Лебедева, вице-президент Академии графического дизайна, педагог ВАШГД
  • Ярослав Ковальчук, руководитель Архитектурно-планировочной мастерской в составе НПО-38 «Исторические зоны», ГУП НИиПИ Генплана Москвы
  • Екатерина Дементьева, главный редактор «Афиша-Город»
  • Екатерина Ожегова, доцент кафедры ландшафтной архитектуры, МАРХИ
  • Юлия Зинкевич, генеральный директор PR-агентства «Правила Общения»
  • Егор Коробейников, управляющий партнёр бюро UrbanUrban, кандидат экономических наук
  • Максим Любавин, маркетолог, партнер консалтингового бюро «КБ23»
  • Анна Бичевская, создатель уличной вечеринки Stay Hungry


27 Мая 2015

author pht

Автор текста:

Полина Садова
comments powered by HyperComments
Пресса: Водка — яд
Что придумали архитекторы для «города в городе» в самом пьяном месте Москвы
Пресса: Жилье с огородами
«Крайс Девелопмент», структура совладельца «Кристалла» Валерия Яковлева, определилась с обликом жилого квартала на месте завода. Лофты, общественные огороды и арт-площадки построят по проекту бюро Nowadays.
Итоги 2017
Рассматриваем события прошедшего года: как главные, обещающие много суеты в будущем, так и просто интересные.
Пресса: Победители конкурса на метро: MAParchitects
Представляем проект победителей конкурса на три станции метро — бюро MAParchitects — разработавших оригинальную концепцию «техногенного леса» для станции «Стромынка». Подробности проекта комментирует руководитель бюро Александр Порошкин.
Пресса: Победители конкурса на метро: ai-architects
Архитекторов необходимо привлекать к разработке архитектурной концепции станций метро еще на этапе проектирования. Тогда в проект можно будет заложить оригинальные решения, которые сделают передвижение пассажиров еще комфортнее и безопаснее, считают основатели бюро ai-architects Иван Колманок и Александр Томашенко. Их проект станции «Шереметьевская» победил в голосовании на портале «Активный гражданин».
Пресса: Финалисты конкурса на метро: PRIDE + A+3
Консорциум PRIDE + A+3, прошедший в финал международного конкурса на станции метрополитена «Шереметьевская», «Ржевская» и «Стромынка», отвечает на наш опросник про основные вызовы дизайна современных станций. Среди них — нормальная доступность, максимально подробная навигация и информации для туристов.
Технологии и материалы
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Сейчас на главной
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства нового муниципалитета по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе. Сохраняется только один корпус 1965 года, который будет служить «входным порталом» нового комплекса.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».
Парк чувств
Проект «Романтического парка Тучков буян» консорциума «Студии 44» и WEST 8, победивший в международном конкурсе, соединяет скульптурную геопластику и деревянные конструкции, разнообразие пространственных характеристик и насыщенную программу, рассчитанную на разнообразную аудиторию, с красивой и сложной пассеистической идеей усадебно-дворцового парка, настроенного на активизацию мыслей и чувств.