Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

03.02.2014

Первый шатровый

Алла Павликова

Репортаж с презентации новой книги о церкви Вознесения в Коломенском, в которой она, не то чтобы в первый раз, но впервые во всеуслышание, названа первым шатровым храмом в истории русской архитектуры.

Обложка книги «Церковь Вознесения в Коломенском». Авторы – Леонид Беляев и Андрей Баталов. Фотография Аллы Павликовой
Обложка книги «Церковь Вознесения в Коломенском». Авторы – Леонид Беляев и Андрей Баталов. Фотография Аллы Павликовой
В минувшую пятницу в ИТАР-ТАСС состоялась презентация новой книги «Церковь Вознесения в Коломенском: архитектура, археология, история», написанной археологом Леонидом Беляевым и историком архитектуры Андреем Баталовым. Несмотря на крепкий мороз последнего январского дня, это событие собрало полный зал журналистов, исследователей, ученых, экскурсоводов и просто неравнодушных к истории Москвы людей. Сама книга была представлена для ознакомления прямо в зале, и любой желающий мог подойти и полистать ее страницы.
Страницы книги. Фотография Аллы Павликовой
Страницы книги. Фотография Аллы Павликовой
Страницы книги. Фотография Аллы Павликовой
Страницы книги. Фотография Аллы Павликовой
Страницы книги. Фотография Аллы Павликовой
Страницы книги. Фотография Аллы Павликовой

Сергей Худяков,
директор Московского государственного музея-заповедника «Коломенское»,
Сергей Худяков. Фотография Аллы Павликовой
Сергей Худяков. Фотография Аллы Павликовой

по решению научно-методического совета которого книга и вышла в печать, напомнил собравшимся, что в 1994 году храм был включен в список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО. Выход книги, написанной известными учеными Леонидом Беляевым и Андреем Баталовым, по словам Худякова, как раз и был приурочен к 20-летию этой даты и 90-летию музея. Многие годы различные ученые исследовали территорию музея-заповедника Коломенское, где находятся 36 памятников архитектуры и еще 18 объектов культурного наследия. В этом ряду церковь Вознесения всегда занимала главенствующее место, вызывая при этом массу вопросов у исследователей.

Новая книга – первая научная монография, полностью посвященная церкви Вознесения в Коломенском. Она подводит итог двухсотлетним исследованиям загадочного шедевра, приоткрывает завесу тайны над именем архитектора, построившего столь необычное для Москвы сооружение, разрушает мифы, связанные с эволюционным развитием русского зодчества, раскрывает секреты знаменитого «каменного трона» и древних коломенских кладбищ XIV–XVI веков, – уверен директор музея.

Леонид Беляев,
доктор исторических наук, заведующий сектором археологии города Москвы Института археологии РАН, главный редактор журнала «Российская археология»,
Автор книги Леонид Беляев. Фотография Аллы Павликовой
Автор книги Леонид Беляев. Фотография Аллы Павликовой

рассказал, что работать на территории музея он начал еще в начале 1970-х годов. Памятники Коломенского всегда были более доступны для изучения, чем, скажем, памятники московского Кремля. Именно Коломенское и, в частности, церковь Вознесения позволили составить довольно целостную археологическую картину Москвы. Например, благодаря тому, что культурный слой вокруг церкви был перекрыт строительными остатками 1530-х, появилась уверенность, что под ними располагаются слои XIV-XV столетий. Археологические находки пролили свет и на саму церковь. Изучение ее фундаментов, которые представляют собой совершенно незаурядное инженерное сооружение, убедило исследователей в уникальности здания. Было очевидно, что архитектура церкви Вознесения с ее уходящим в небо шатром в виде многогранной пирамиды, была новаторской для своего времени.

Позднее, когда появилась возможность посетить знаменитые памятники Европы, взойти по ступеням баптистерия во Флоренции или заглянуть под кровлю баптистерия в Пизе, стали отчетливо видны объединяющие черты между итальянской архитектурой с ее романо-готическими традициями в период раннего Ренессанса и архитектурой церкви в Коломенском. «О том, что автор мог быть итальянцем, говорилось и в более ранних исследованиях, так или иначе затрагивающих церковь Вознесения в Коломенском, – рассказывает Леонид Беляев, – Но сама идея близости церкви к паломнической архитектуре Европы, берущей свое начало от храма Гроба Господня в Иерусалиме, – это абсолютно новая научная концепция».

Андрей Баталов,
доктор искусствоведения, профессор, заместитель генерального директора по научной работе Музеев Московского Кремля, главный научный сотрудник НИИ Российской академии художеств, ведущий научный сотрудник Государственного НИИ искусствознания,
Автор книги Андрей Баталов. Фотография Аллы Павликовой
Автор книги Андрей Баталов. Фотография Аллы Павликовой
Авторы книги Леонид Беляев и Андрей Баталов на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС. Фотография Аллы Павликовой
Авторы книги Леонид Беляев и Андрей Баталов на пресс-конференции в ИТАР-ТАСС. Фотография Аллы Павликовой

пояснил, что в своей книге они постарались «обрушить достаточно ветхое строение мифа о русской архитектуре. Главный миф об эволюционном развитии архитектуры, о происхождении сложных форм из простейших, а всех каменных форм – из деревянных сформировался еще в 1830-е годы. Известный ученый Иван Забелин, создавший огромную базу для изучения московской истории, написал статью о самобытности русской архитектуры и тем самым навсегда заключил русское зодчество в тесные объятия теории происхождения каменных шатровых храмов из деревянных. После Великой Отечественной войны, на патриотической волне эта теория стала жесткой идеологической схемой. Все несоответствия данной теории пришлось устранить, вплоть до того, что были передатированы некоторые деревянные храмы – притом, что самые ранние шатровые деревянные храмы относятся лишь к XVII веку».

Материалы исследования, представленные в книге, доказывают, что церковь Вознесения – это первый каменный шатровый храм. Все прочие шатровые храмы были построены после победы над Казанью – то есть спустя десятилетия после завершения строительства церкви Вознесения в Коломенском. У самой этой церкви прообразов не было.

Что касается мастера, построившего церковь Вознесения, то авторы книги пришли к выводу, что им мог быть Пьетро Анибале, в русской историографии более известный как Петрок Малой – архитектор родом из Ломбардии, попавший на службу Московского князя. Его же считают автором церкви Вознесения в московском Кремле, взорванной в 1812 году, цитадели Китай-Города и церкви Георгия. Пьетро Анибале перенес на берега Москвы-реки реалии Тосканы, объединив самостоятельный творческий замысел с исконно русскими традициями, – заключил профессор Баталов.

Дмитрий Швидковский,
доктор искусствоведения, вице-президент Российской академии художеств,
Дмитрий Швидковский. Фотография Аллы Павликовой
Дмитрий Швидковский. Фотография Аллы Павликовой

назвал представленную книгу «выдающейся, поскольку она не только является образцом уникального междисциплинарного исследования, объединившего усилия архитекторов, археологов, историков и искусствоведов, но, кроме того, определяет место русской архитектуры XVI века в мировой культуре».

***
Добавим: предположение о том, что церковь Вознесения в Коломенском была построена итальянским архитектором, и стала начальной точкой развития типологии русских шатровых храмов, было впервые высказано в одной из статей историка и реставратора Сергея Сергеевича Подъяпольского. Книга развивает эту в версию и доводит ее до логического конца. Кроме того, она суммирует результаты раскопок и все исторические сведения о храме. Так что эта книга, при достаточной ее популярности у читателей, может стать причиной окончательного закрепления итальянской версии происхождения русских шатров – в противовес «аутентичной-почвенной», в которой до сих пор уверены многие. Неудивительно, что на презентации было столько народу. 

Книга уже поступила в продажу, приобрести ее можно в музее-заповеднике «Коломенское».