Сергей Кузнецов: В идеале конкурсы должны полностью заменить Архсовет

Колонка главного архитектора: итоги 2013 года.

author pht

Беседовала:
Анна Мартовицкая

27 Декабря 2013
mainImg
zooming
Архи.ру:
– Сергей Олегович, какие архитектурные события уходящего года Вы бы отметили как наиболее интересные и значимые?

Сергей Кузнецов:
– Пожалуй, прежде всего, это подведение итогов двух наших флагманских конкурсов – на парк «Зарядье» и новое здание ГЦСИ. То, что мы смогли организовать эти состязания и получить с их помощью столь высокие результаты, кажется мне очень важным  достижением года. Конечно, пока это еще не реализации, которые если не полностью изменят, то качественно обогатят городскую среду, но первые реальные плоды запущенных нами инициатив. Таким же серьезным достижением считаю запуск работы по «Лужникам»: утвержден проект планировки реконструкции большой спортивной арены, которую удалось сохранить, а так же дан старт конкурсу на разработку концепции реконструкции бассейна. К числу значимых профессиональных событий года, думаю, стоит отнести и нашу активную работу с различными архитектурными бюро по усовершенствованию облика объектов городского заказа – жилых комплексов, досуговых центров, детских садов и школ. 

– Организованные по Вашей инициативе и Вашем непосредственном участии международные и внутренние конкурсы, бесспорно, стали самой обсуждаемой архитектурной темой 2013 года. Все ли проведенные состязания Вам самому кажутся удачными?

– Все конкурсы однозначно помогли решению задач, которые были поставлены. Некоторые из состязаний, к сожалению, проводились в очень сложной исходной ситуации, и рассматривать их как полноценные конкурсы, по большому счету, нельзя, так как  стартовая позиция была  неидеальна. Но если сравнивать эту самую стартовую позицию и итог, то мне кажется очевидным, что работа была проделана не зря. Даже вызвавший много споров конкурс на фасад Третьяковской галереи сыграл свою большую позитивную роль в развитии проекта.

– Таким же спорным был конкурс на «Царев сад»

– Спорным, прежде всего, было изначальное архитектурное решение, и это ни для кого не секрет. Мы не могли допустить, чтобы на столь ответственном для города месте был реализован не достаточно прорисованный проект, поэтому сделали все, что могли, для того, чтобы повысить его качество. 

– Но фактически это будет компиляция?

– Да. Компиляция лучших проектов. Совместная работа талантливых и признанных архитекторов, которые вошли в авторский коллектив, тем самым усилив его. 

– Вообще довольно много нареканий вызывает тот факт, что какой-то проект у нас сначала побеждает в конкурсе, а потом долго и обстоятельно дорабатывается. 

– Как правило, все же не дорабатывается, а уточняется. Это общемировая практика, и я не знаю случая, когда проект проиграл или пострадал от того, что после более детального знакомства с площадкой, местным законодательством и менталитетом, в него были внесены некоторые необходимые уточнения. Вы, наверно, имеете в виду концепцию парка «Зарядья»: я заметил, когда люди слышат слова «болото» или «тундра», они впадают в неконтролируемую тревогу, заставляющую их делать непонятные и бессмысленные обобщения.  Поэтому хочу еще раз повторить: концепция Diller Scofidio + Renfro не будет кардинально изменена. Да, она очень сложна с точки зрения реализации и неизбежно станет для города большим вызовом, но я верю в то, что Москва справится. 

– Для столь массового проведения конкурсов пришлось разработать соответствующую законодательную базу?

– Законодательством конкурсы не предусмотрены, и это по-прежнему является источником постоянной головной боли. Для того, чтобы переломить ситуацию и изменить отношение застройщиков к самому институту проведения архитектурных состязаний, Правительство Москвы в этом году, во-первых, приняло регламент утверждения архитектурно-градостроительных решений, а во-вторых, положение о работе Архсовета. Пока закона об АГР не было, застройщики могли согласовывать архитектурное решение  – в результате это приводило к тому, что чаще всего они приходили согласовывать уже построенные здания, если приходили вообще. Теперь же невозможно попасть в экспертизу, не согласовав внешний облик здания. Архсовет же помогает сделать процедуру согласования более прозрачной, конструктивной и профессиональной. Хотя, признаюсь, в идеале этот орган рано или поздно должен прекратить свою деятельность, полностью уступив место конкурсной практике. Сегодня Архсовет рассматривает около 30 проектов в год – наиболее ключевые и ответственные для города площадки, которые, по-хорошему, все должны выноситься на конкурс, причем каждый с собственным жюри. Но это уже следующий этап. Равно как и завершение разработки новых градостроительных нормативов, которую мы сейчас ведем. 

– Дизайн-код московских улиц также еще находится в стадии разработки?

– Да, пока мы запустили лишь первую часть этого проекта – вывески, которые, надеюсь, стали не только эстетически более привлекательными, но и куда более заметными и понятными как жителям города, так и его гостям. Дизайн-код улиц планируем завершить в следующем году. Помимо инфографики, он включает в себя принципы четкого зонирования улиц с обязательным выделением тротуаров, парковок, велосипедных дорожек и мест размещения летних кафе, а также ряд технических принципов, гарантирующих удобство и легкость уборки и обслуживания городских пространств. 

– А как быть с площадями? В частности, с многострадальной Триумфальной?

– Я активный сторонник интересных архитектурных решений для всех общественных пространств, будь то камерный сквер или центральная площадь города. Необязательно каждый раз проводить конкурс для того, чтобы такие решения получить, но привлекать классных архитекторов к такой работе я считаю непременным условием. Триумфальная площадь – не исключение, мы обсуждаем с Департаментом капитального ремонта возможность проведения открытого конкурса на эту площадку, в ведении которого она находится. Причем делаем мы это в порядке good will, Триумфальная для нас – дело чести: мы проводим конкурсы, отвечаем за архитектуру, сидим на этой площади сами и не можем допустить, чтобы она утратила роль ключевого и привлекательного общественного пространства в структуре московского центра. 

– По уровню неблагоустроенности Триумфальная площадь, к сожалению, совсем не одинока. Планируете ли вы заниматься другими площадями московского центра? 

– Занимаясь Триумфальной, мы рассчитываем выработать алгоритм сотрудничества различных столичных департаментов, результатом которого и станет создание интересных и комфортных общественных пространств, а затем использовать этот алгоритм для решения других актуальных задач. 


27 Декабря 2013

author pht

Беседовала:

Анна Мартовицкая
comments powered by HyperComments

Статьи по темам: Сергей Кузнецов - главный архитектор Москвы, Колонка главного архитектора Москвы

Пресса: В «Зарядье» прошла встреча главных архитекторов Москвы...
2 июня в инфопавильоне будущего парка «Зарядье» прошла встреча главного архитектора Москвы с правительственной делегацией из Белграда. Сергей Кузнецов рассказал сербским гостям об архитектурной политике и работе Москомархитектуры, в частности, о проекте парка «Зарядье» и разработке паспорта фасадов для зданий.
Пресса: «Чем дальше мы уйдём от типизации, тем лучше»
Москва – сердце России – огромный мегаполис, который постоянно меняет свой облик: благоустраивается и расширяется. Полтора года назад Сергей Кузнецов вступил в должность главного архитектора Москвы. Как изменилась Москва с назначением молодого, талантливого и инициативного архитектора, вы узнаете из этого интервью.
Пресса: Человеческие масштабы
Главный архитектор Москвы, 36-летний Сергей Кузнецов, хочет в корне преобразить город за счет новых парков, набережных и пешеходных зон – чтобы жители, наконец, смогли жить комфортно. Однако такие планы могут остаться нереализованными.
Комплекс открытости
13 ноября в Музее архитектуры начала свою работу выставка «Открытый город», иллюстрирующая основные принципы новой градостроительной политики Москвы и ее первые достижения.
Пресса: «Город — это гигантский экономический механизм»
Главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов рассказал, насколько применимо к Москве понятие «устойчивое развитие», почему городу необходимо такое количество торгово-развлекательных центров и как должен выглядеть современный городской парк.
Пресса: Сергей Кузнецов: Мы наверстываем отставание от комфортных...
Редакция ПР продолжает подготовку номера журнала, посвященного московским паркам. В июле на нашем сайте мы выложили дискуссию между участниками международного конкурса на парк «Зарядье», посвященную вопросу, какими должны быть «зеленые» пространства. В начале осени же даем слово инициатору крупнейшего творческого соревнования этого года – главному архитектору Москвы Сергею Кузнецову.
Пресса: Между Церетели и Фостером
Прошел год с момента, как главным архитектором Москвы стал 35-летний Сергей Кузнецов. Что нового принесла с собой для развития российской столицы его молодая команда? Какие проекты зреют и реализуются в городе? Об этом шел разговор на "Деловом завтраке" в "РГ" с Сергеем Кузнецовым.
Пресса: Москва, 2013: новая идеология?
В конце лета исполняется год с момента назначения Сергея Кузнецова главным архитектором Москвы. Срок совсем небольшой, но уже налицо довольно масштабные изменения в градостроительной политике столичного мегаполиса.
Пресса: Вжик, вжик, вжик – уноси готовенького!
Давно прошли те времена, когда знаток искусств Григорий Ревзин воспевал стройные колоннады и гулкие анфилады. Сейчас он – боец, его слово – разящий булат. Именно такой человек нам был нужен, чтобы подвести итоги минувшего года в области архитектуры.
Утвержден новый состав архитектурного совета Москвы
Главный архитектор города Сергей Кузнецов прокомментировал это событие для Архи.ру и рассказал о том, каким образом составлялся список членов совета. В состав совета вошли Ханс Штиман, Сергей Чобан, Григорий Ревзин, Евгений Асс и другие. Смотрите / читайте подробности.
Пресса: Архитектор Москвы Сергей Кузнецов: Нам нужно больше...
В августе прошлого года, будучи только что назначенным на должность главного архитектора столицы, Сергей Кузнецов дал свое первое интервью в новой должности именно «Вечерней Москве». Теперь настало время подвести итоги и услышать из первых уст, что уже успел сделать и что только планирует главный зодчий столицы.
Пресса: Сиротский год
В этом году не только урбанистическая, но и архитектурная деятельность в России продемонстрировала свою бессмысленность. Не обошлось и без курьезов.

Технологии и материалы

Condair – партнёр архитекторов
Награждать архитекторов деловыми профессиональными поездками мы решили на постоянной основе. Это даст возможность архитекторам совершенствоваться, получать новые знания и посмотреть на мир с позиции людей, создающих качественный воздух в архитектурных пространствах.
Life Challenge 2020: проекты российских архитекторов борются...
Стартовал международный конкурс Baumit на лучшие европейские фасады Life Challenge 2020, в котором принимают участие более 300 работ из 25 стран. Раз в два года профессиональное жюри выбирает самый яркий и неповторимый проект. В этом году за престижную премию будут бороться российские архитекторы. С февраля по апрель также проходит открытое голосование за лучшее оформление здания.
ArchYouth-2020: объявлены победители III сезона
Каждый из победителей детально разобрался в тонкостях остекления своего проекта, правильно рассчитал формулы стеклопакетов, подобрал стёкла и профильные системы.
Английский кирпич в московских Кадашах
Кирпич IBSTOCK Bristol Brown A0628A, привезенный компанией «Кирилл» прямо из Великобритании для фасадов ЖК «Монополист» в Кадашах, стал для комплекса, нового, но вписанного в контекст и расположенного рядом с известнейшим шедевром конца XVII века, основой для сдержанно-историчной и в то же время современной образности.
Измеряй и фиксируй
Лазерный сканер Leica BLK360 – самый компактный из существующих, но в то же время достаточно мощный: за короткое время с его помощью можно провести высокоточные обмеры и создать 3D-модель объекта. Как прибор, который легко помещается в рюкзак или сумку, ускоряет процесс проектирования, снижает риски и помогает экономить – в нашем материале.
Выйти в цвет
Рассказываем, как с помощью краски из новой линейки DULUX «Легко обновить» самостоятельно и за один день покрасить двери или окна.
Проектируя устойчивое будущее
Глава «Сен-Гобен» в России, Украине и странах СНГ, Антуан Пейрюд выступил на Дне инноваций в архитектуре и строительстве с докладом о подходах компании к устойчивому развитию. В интервью Archi.ru Антуан Пейрюд рассказал о роли инновационных материалов в иконических зданиях Фрэнка Гери, Жана Нувеля, Кенго Кумы и других известных архитекторов. Также состоялась презентация звукоизоляционных систем «Сен-Гобен» и общение специалистов BIM с архитекторами по поводу трансфера данных по строительным материалам и решениям.

Сейчас на главной

Сечение «Армады»
Клубный дом в историческом центре Екатеринбурга превращает разновысотность в основу образа: скос его силуэта созвучен скатным кровлям старых зданий, но он же становится ярким и современным пластическим акцентом.
Умер Майкл Соркин
Скончался американский архитектор, урбанист и публицист Майкл Соркин – второй, после Витторио Греготти, крупный архитектурный деятель, ставший жертвой коронавируса.
Александра Черткова: «Для нас принципиально важно...
В преддверии выставки «Город: детали», которая должна была открыться сегодня на ВДНХ, а теперь перенеслась на неопределенный срок, архитектор и партнер бюро «Дружба» Александра Черткова рассказала об основных принципах создания комфортного пространства для детей, ключевых трендах в проектировании детских площадок, а также о том, как москвичи принимают участие в городском развитии.
Очевидные неочевидности на улицах Нью-Йорка
Публикуем 7 главок из новой книги Strelka Press «Код города. 100 наблюдений, которые помогут понять город» Анне Миколайт и Морица Пюркхауэра – собрания замеченных авторами закономерностей, которые пригодятся при проектировании городской среды.
Каменная мозаика
Универмаг Galleria по проекту бюро OMA в южнокорейском Квангё получил «мозаичный» фасад из 12 000 гранитных и 2500 стеклянных треугольников.
Салют Кикоину!
Проект-победитель конкурса Малых городов для Новоуральска прославляет знаменитого физика, а также превращает бульвар на окраине в одно из главных общественных пространств.
WAF: «Оскар», но архитектурный
Говорим с авторами трех проектов, собравших награды WAF: редевелопента Бадаевского завода – Herzog & de Meuron, ЖК «Комфорт Таун» – Архиматика, и Парка будущих поколений в Якутске – ATRIUM.
Лестница без конца
Берлинское бюро Barkow Leibinger создало декорации для постановки оперы «Фиделио» Людвига ван Бетховена в венском Театре ан дер Вин. Режиссер – Кристоф Вальц, дважды лауреат «Оскара» за роли в фильмах Квентина Тарантино.
Пресса: Выживет ли урбанистика в России
Урбанистика сегодня в России — синоним воровства. Если человек посадил дерево или построил дом, то понятно зачем. Чтобы стибрить, вот зачем. Отсюда вопрос об урбанизме в России будущего — по крайней мере, если мы исходим из надежды, что дальше должно быть как-то лучше,— решается однозначно: его не будет <...>
Мрамор среди домн
Библиотека Люксембургского университета на территории бывшего сталелитейного завода – это перестроенное мастерской Valentiny Hvp Architects хранилище для руды.
Ключевое слово: «телеработа»
Архитекторы, профильные СМИ и вузы по всему миру реагируют на ситуацию пандемии, пытаясь обезопасить сотрудников и студентов, сохранив учебный и рабочий процесс. Говорим с руководителями нескольких московских бюро об их планах удаленной работы, а также рассказываем, как реагируют на эпидемию архитекторы мира.
Дискуссия о Дворце пионеров
Публикуем концепцию комплексного обновления московского Дворца Пионеров Феликса Новикова и Ильи Заливухина, и рассказываем о его обсуждении в Большом зале Москомархитектуры 4 марта.
«Дом бездомных»
Католический приют для социально незащищенных людей в деревне на юго-востоке Польши построен по проекту бюро xystudio с бережным отношением к окружающей среде.
Драгоценное пространство
Evotion design и T+T architects сообщили о завершении интерьера штаб-квартиры Сбербанка на Кутузовском проспекте. В центре атриума здесь парит переговорная-«Диамант», и все похоже на шкатулку с драгоценностями, в том числе высокотехнологичными.
Берег Дона
Проект из числа победителей конкурса Малых городов посвящен благоустройству берега реки Дон в промышленой части городка Данков, небольшого, но экономически успешного.
Реконструкция с чувством
Перед стартом курса МАРШ Re(New), слушатели которого будут работать со зданиями Хлопкопрядильной фабрики, куратор Дарья Минеева рассуждает о смысле и путях реконструкции.
Живописное жилье
В новом нью-йоркском комплексе Denizen Bushwick – 900 квартир, из которых 20% доступных, а высокую плотность смягчает монументальное искусство, озеленение и разнообразная инфраструктура. Авторы проекта – бюро ODA.
Верста на соляных берегах
Пешеходный маршрут с уклоном в туризм и исторические реконструкции, но не без спорта: проект-победитель конкурса Малых городов для Соликамска.
Большая маленькая победа
В небольшой по масштабу школе в Домодедове бюро ASADOV_ мастерски справилось с ограничениями в виде скромного бюджета и жестких лимитов площади, спроектировав светлые классы, гуманные рекреации и даже многосветный атриум с амфитеатром, ставший центром школьной жизни.
Чандигарх: фрагменты модернистской утопии
Публикуем фотографии и эссе Роберто Конте об архитектуре Чандигарха – от прославленного Капитолия Ле Корбюзье до менее известных жилых домов, кинотеатров, вузовских корпусов авторства его соратников и последователей.
Здание как Интернет
В культурно-общественном центре Forum Groningen по проекту NL Architects на севере Нидерландов можно бродить и находить информацию по всем областям знаний так же свободно, как во Всемирной сети.
Высокая горка
Начинаем публикацию проектов, победивших в конкурсе «Исторические поселения и малые города». Первый присланный – проект для Новохопёрска. Он соединяет две части города, вписан в пешеходные маршруты и эффектно использует ландшафтные красоты.
АБ Крупный план: «Важно, чтобы форма не была случайной,...
Беседа с Сергеем Никешкиным и Андреем Михайловым, партнерами-сооснователями архитектурно-инжиниринговой компании «Крупный план» – о ее структуре и истории развития, принципах, поиске формы и понятии современности.
Коворкинг под вуалью
Бюро Cano Lasso Arquitectos дало фасаду лондонского коворкинга полимерную «вуаль», а интерьер превратило в фантастический ландшафт – в соответствии с идеями заказчика, борющейся со скукой арендаторов компании Second Home.
Искушение традицией
В вилле по проекту Simone Subissati Architects в итальянской области Марке соединены геометрия традиционных сельских домов и идеи радикальной архитектуры 1970-х.
Градсовет 4.03.2020
Как паркинг привел к разговору об энергоэффективности, а памятник Федору Ушакову поднял проблему восстановления собора.
Социо-биология ландшафта
Список новых типологий общественных пространств и объектов вновь пополнился благодаря бюро Wowhaus. На этот раз команда предложила кардинально новый для России подход к созданию места общения людей и животных
Старое и новое на техасском солнце
Промышленный комплекс начала XX века в пригороде столицы Техаса Остина, сохранив свой облик, вместил после реконструкции по проекту бюро Cushing Terrell рестораны, магазины, учреждения сервиса и общественные пространства.
Малые города: 2020/2021
В конце февраля Минстрой объявил 80 победителей конкурса «Малых городов», призовой фонд которого теперь, на третий год проведения, увеличен вдвое, с 5 до 11 млрд рублей. Перечисляем победителей, рассматриваем несколько проектов.
Под взглядом ангелов с небес
Юбилейная выставка «Студии 44» в эрмитажном Генштабе амбициозна, масштабна и разнообразна. Ее задача – показать архитектуру со всех сторон: через кино, макет, чертеж, инсталляцию, и наконец через произведение, саму Анфиладу, которую выставка раскрывает, интенсифицирует и заставляет работать так, как было с самого начала задумано.
Имена многократного использования
Дублинское бюро Grafton стало лауреатом Притцкеровской премии-2020: это лишь последняя из града наград и других знаков признания, который сыпется на основательниц этой мастерской в последние годы.
Проект «в рубчик»
Бюро FTA Group превратило фабрику по производству вельвета в Шанхае в комплекс офисных и сервисных пространств, сохранив историю места – в общем и в деталях.
Новая версия старого города
Дом на Малой Ордынке, 19 идеально вписался в строй улицы и даже как будто выправил ее, задал новый тон – фактуры, блеска, «солнечного» тепла и одновременно сдержанной гармонии всех этих необходимых составляющих архитектуры дорогого современного дома.
Горки Дружбы
Детская площадка дома на Малой Ордынке, 19, подается и авторами, и девелопером как произведение с отдельной ценностью. Она, действительно, насыщена: как функциями, так и пространством, и пластикой.
Гай Имз: «У Альметьевска есть возможность стать аналогом...
Международный куратор конкурса на мастер-план Альметьевска, глава совета по экостроительству, на примерах рассказывает о перспективах конкурса и города, а также о состоянии и возможностях движения по охране среды в России.
Проектируя себя
В марте в МАРШ стартуют два интенсива, которые помогут архитекторам выстроить бизнес-стратегию, а также найти и сформулировать миссию. Подробности от куратора курса.
Огород на крыше
В центре Оберхаузена на западе Германии бюро Kuehn Malvezzi построило здание центра занятости с теплицей на крыше: там муниципалитет выращивает салат, зелень и клубнику, а институт Фраунгофера – исследует «закольцованные» производственные системы.