Что ждет промышленные территории Москвы и Санкт-Петербурга? Обсуждение в рамках II московского урбанистического форума.
Выставка проекта развития территории ЗиЛа в Манеже. Фотография mosurbanforum.ru
Тема реорганизации и трансформации московских промышленных зон в последнее время звучит все чаще и острее, особенно на фоне активного развития проекта преобразования гигантской промзоны в центре Москвы ЗиЛ. Понятно, что московский урбанистический форум не мог обойти стороной столь актуальный для столицы вопрос. Ему во второй день форума была посвящена отдельная сессия «Промышленные зоны в постиндустриальном городе».
Алексей Комиссаров, руководитель московского департамента науки, промышленной политики и предпринимательства. Фотография mosurbanforum.ru
По данным, озвученным модератором сессии Алексеем Комиссаровом, руководителем столичного департамента науки, промышленной политики и предпринимательства, в Москве на сегодняшний день насчитывается более 200 промышленных и производственных территорий, которые в общей сложности занимают площадь около 150 кв.км. А это огромный потенциал для дальнейшего развития города. При этом планирующаяся реорганизация этих территорий, большей частью давно не использующихся по своему прямому назначению, а то и вовсе заброшенных, не предполагает полного вывода производства из Москвы. «Такой задачи Правительство перед собой не ставит», – неоднократно за время дискуссии подчеркивал Алексей Комиссаров. Другое дело, что промышленные предприятия, сохраняющиеся в городе, должны обрести цивилизованные черты с ориентацией на инновационные технологии и минимизацию ущерба, наносимого окружающей среде.
Фабрика «Ротапринт». Архитектор Клаус Кирстен. Фотграфия de.academic.ru
С проблемой включения в живую городскую ткань изолированных и заброшенных заводских территорий сталкиваются многие города мира, в том числе и Берлин. Даниэла Брам, художница и одна из основателей некоммерческой организации "ExRotaprint" рассказала о проекте реорганизации фабрики по выпуску печатных машин «Ротапринт» в Восточном Берлине, в районе Веддинг. Фабричные здания конца 1950-х гг. строились по проекту архитектора Клауса Кирстена. Сегодня весь комплекс признан памятником архитектуры.
После того как в конце 1980-х гг. предприятие обанкротилось, и фабрика постепенно стала приходить в запустение, остаться значимым объектом для города ей помогли художники и дизайнеры, организовавшие здесь творческие мастерские и местные промыслы. Появлялись на территории фабрики и социальные учреждения, и небольшие организации, привлеченные доступной платой за аренду помещений. В 2000-е гг. был запущен проект "ExRotaprint", инициированный Даниэлой Брам и группой художников и архитекторов, которые отстаивали необходимость сохранить фабрику в неизменном историческом облике, не допустив ее превращения в элитный анклав, недоступный горожанам и жителям небогатого района Веддинг. В результате художники своими силами сумели создать новое культурное пространство, в котором появились музыкальные и живописные студии, школы и учебные центры, производственные мастерские и выставочные галереи. При этом сам комплекс смог сохранить свое лицо, и сегодня, по словам Даниэлы Брам, работает исключительно на интересы жителей.
«Фабрика Станиславского». Фотография acodrain.ru
Сергей Гордеев рассказал об успешном преобразовании промышленной территории в условиях российской действительности. Несколько лет назад он, выступая инвестором проекта, реконструировал фабрику Алексеевых – постройку XIX века, расположенную на улице Станиславского. Изначально это был театр, в советское время здание заняли кабинеты сотрудников завода «Электропровод». После серьезной, но бережной реконструкции, почти полностью воссоздавшей образ прежнего театра, зданию вернули и историческую функцию – сейчас там снова репетирует театральная студия. Помимо того, на территории бывшей фабрики появились и коммерческие объекты – гостиница, ресторан, офисы и жилой комплекс. Некогда промышленный, а теперь многофункциональный и самодостаточный квартал стал полностью проницаемым и открытым для города, предложив столице новые общественные пространства с садами и зеленью.
Маркус Аппенцеллер, сооснователь компании MLA+ из Нидерландов, в своем докладе предложил развивать в Москве лофт-культуру. Правильное использование промзон с обязательным акцентом на развитие транспортной и социальной инфраструктуры, по его убеждению, поможет изменить имидж города в целом. Многие промышленные здания являются памятниками индустриальной архитектуры. Это, с одной стороны, создает определенные сложности при освоении промзон, но с другой – новое использование существующих зданий – это отдельная и очень увлекательная тема, способная привлечь к работе молодых креативных проектировщиков и дизайнеров.
Маркус Аппенцеллер участвовал в разработке генерального плана реконструкции промышленных территорий в Шанхае. Существующие индустриальные объекты там обрели новые функции, работа велась по принципу сохранения и воссоздания. И только небольшая часть инфраструктурных объектов была построена с нуля. Еще один пример освоения закрытых производственных участков – олимпийский парк в Лондоне. По словам спикера, эта территория являла собой «самую впечатляющую коллекцию тупиков и замкнутых пространств». В ходе работы все их следовало открыть, сделать пространство свободным и предполагающим успешное использование в дальнейшем, после олимпийских игр.
Автор проекта развития территории ЗиЛ Юрий Григорян. Фотография mosurbanforum.ru
Юрий Григорян в своем выступлении подчеркнул необходимость разработки единой концепции для всех промышленных территорий Москвы. Есть несколько основных принципов реконструкции предприятий, которые для себя определил архитектор. Обязательно в качестве «зеленой компенсации» в них должны появляться парки. Здания, как часть идентичности пространства, во всех возможных случаях необходимо сохранять. Пространства между постройками должны быть открытыми, общественными, связывающими бывшую промышленную зону с соседними районами города. Застройка предполагается преимущественно смешанной и без крупных анклавов. Реализация и разработка таких проектов – это не только задача архитектора и инвестора, это междисциплинарная работа с привлечением социологов, экономистов, культурологов и т.д.
Также Юрий Григорян рассказал о своем проекте «зеленой реки» – линейного парка протяженностью более 200 м, который связал бы Битцевский парк и Лосиный остров. Вообще, по мысли архитектора, на месте малого кольца МЖД могло бы быть парковое кольцо. Следующая по маршруту электричка каждый раз останавливалась бы не просто в промзоне, а внутри небольшого парка или сквера.
Территория ЗиЛа, проект развития которой Юрий Григорян вместе с Алексеем Комисаровым и Сергеем Кузнецовым презентовали на форуме днем раньше, оказался на перекрестке двух рек – голубой (Москва-река) и зеленой (линейный парк).
Согласно концепции бюро «Проект Меганом», победившей в конкурсе на разработку проекта планировки ЗиЛа, центральное место в промзоне следует отвести большому парку, который предположительно появится в районе Нагатинской поймы. Магистральной линией пройдет зеленый бульвар, провоцирующий развитие вдоль него общественной функции. В случае если промышленные объекты с территории ЗиЛа будут выведены, на носу острова у Нагатинского затона построят жилые кварталы, у реки появится офисный кластер, а в верхней части участка сохранится небольшое количество инновационной индустрии. Авторы предлагают особый сценарий включения производства в формирующуюся городскую среду – «производство как спектакль», когда жители смогут сквозь специально предусмотренное остекление наблюдать за сходом с конвейера новых автомобилей.
Концепция развития промзоны ЗиЛ. Конкурсный проект бюро «Проект Меганом». Фотография www.allmoscowoffices.ru
Широкая озелененная набережная свяжет новый городской район с ДК «ЗиЛ», который изначально и был построен в одной связке с предприятием. Пешеходные мосты через Москва-реку свяжут остров ЗиЛа с городом. Общественный транспорт большей частью уйдет под землю.
Концепция развития промзоны ЗиЛ. Конкурсный проект бюро «Проект Меганом». Из экспозиции, представленной в Манеже
Предполагается, что реализовываться проект будет поэтапно: сначала необходимо осваивать существующие здания, затем постепенно пристраивать новые – так, чтобы ЗиЛ не превратился в одну глобальную стройку, а на фоне небольшого локального строительства сохранил место для жизни и деятельности.
Концепция развития промзоны ЗиЛ. Конкурсный проект бюро «Проект Меганом». Из экспозиции, представленной в Манеже
Алексей Комисаров на презентации проекта, подчеркнул, что производство на территории ЗиЛа при всех грядущих трансформациях будет только развиваться. Сейчас создано общество «Мосавтозил» и уже подписаны договоры с крупными автомобильными компаниями, которые гарантируют окупаемость проекта до 2024 года. Для реализации проекта планируется привлекать несколько девелоперов, что должно обеспечить разнообразие застройки.
Олег Пащенков, директор центра прикладных исследований европейского университета в Санкт-Петербурге. Фотография Аллы Павликовой
Олег Паченков, директор Центра прикладных исследований европейского университета в Санкт-Петербурге и заместитель директора Центра независимых социологических исследований (ЦНСИ), в рамках форума представил проект редевелопмента «серого пояса» Петербурга, осуществленный компаниями «Урбаника», «Открытая лаборатория и город» и «Открытое пространство», при поддержке РБК и портала «Петербург 3.0». По словам Паченкова, заброшенные промышленные территории – это «территории-иждивенцы», которые не приносят городу никакого дохода. Как преобразовать такие неблагополучные фрагменты города в успешные и комфортные для жизни районы? Основной принцип предложенной Олегом Паченковым модели состоит в вовлечении в процесс самых разных слоев населения. Важно понять, чьи интересы затрагивает данная конкретная территория, и вместе с выявленными заинтересованными лицами сформулировать общую концепцию ее развития. Только после этого можно начинать разработку собственно проекта.Такую модель, прототип девелоперского проекта совместного действия, инициативная группа во главе с Олегом Паченковым, не дожидаясь административного заказа, решила опробовать на примере конкретной территории «серого пояса» в Петербурге, в районе Балтийского вокзала. Здесь, вдоль Обводного канала, которым ограничивается центр города, тянется целая вереница еще функционирующих и уже давно разорившихся предприятий.
Был объявлен конкурс. Около 20 студентов профессиональных вузов Петербурга, составившие четыре междисциплинарные проектные группы, предложили свое видение будущего данной территории. Надо сказать, что молодые специалисты постарались сделать проекты максимально приземленными и тесно связанными с городским контекстом. Все участники избрали точечный подход, выявляя центры активности на рассматриваемой территории и выстраивая между ними пешеходные и транспортные связи. Главная проблема – отсутствие проницаемости. Именно на этом сделан основной акцент в представленных работах.
Группа № 1. «Мембрана». Из Презентации Олега Пащенкова
Группа № 1. «Мембрана» Проект предполагает создание опорных центров притяжения, общественных пространств и парковых территорий; развитую пешеходную и велосипедную инфраструктуру; креативную индустрию, экопространства и культурные кластеры.
Группа №2. «Энергия связей». Из Презентации Олега Пащенкова
Группа №2. «Энергия связей» В этой работе внимание уделено поэтапной реализации проекта – от обустройства пешеходных зон к масштабному строительству МФК – с целью продемонстрировать его реалистичность.
Группа №3. Rara Structura. Из Презентации Олега Пащенкова
Группа №3. "Rara Structura" Предлагается создание среды иного качества – разнообразной и многофункциональной с парком, спортивным центром, пешеходными мостами и бульваром.
Группа № 4. «Проницаемость». Из Презентации Олега Пащенкова
Группа № 4. «Проницаемость» Здесь название проекта говорит само за себя. Основная мысль, как и в предыдущих проектах, сделать пространство максимально проницаемым, чтобы промышленная территория не разрезала городскую ткань, а, напротив, становилась связующим элементом. Доминирующая связка проекта – Балтийский вокзал, как транспортный узел, и потенциальный творческий кластер на базе «Красного треугольника».
Огромный земельный и экономический ресурс московских и петербургских промзон открывает далекие перспективы развития. Конечно, на пути реализации грандиозных замыслов встает множество неразрешенных трудностей, как, скажем наличие частных и федеральных собственников, зачастую – нескольких на каждую промзону. Все понимают, что процесс этот долгосрочный, но многообещающий.
|