25.10.2012

Баухауз – ВХУТЕМАС: история продолжается

23 октября в галерее ВХУТЕМАС открылась выставка «Баухауз в Москве». Странное, противоречивое, но вполне объяснимое притяжение двух стран, Германии и России, и двух архитектурных школ, Баухауза и ВХУТЕМАСа, стало главной темой экспозиции, состоящей из писем, воспоминаний и черно-белых фотографий.

информация:

Вальтер Гропиус. Здание Баухауз в Дессау. 1926. Фотография Л. Мохой. Stiftung Bauhaus Dessau. Все архивные иллюстрации предоставлены галереей ВХУТЕМАС.
Вальтер Гропиус. Здание Баухауз в Дессау. 1926. Фотография Л. Мохой. Stiftung Bauhaus Dessau. Все архивные иллюстрации предоставлены галереей ВХУТЕМАС.
В галерее в этот вечер собралось много друзей ВХУТЕМАСа, приехали и гости из Германии – научный сотрудник Фонда Дессау Баухауз Торстен Блюме и руководитель Музея Баухауз в Дессау Вольфганг Тёнер. Встречали гостей уставшие, но удовлетворенные плодами своей работы кураторы и организаторы выставки Анна Ильичева и Татьяна Эфрусси, директор музея МАрхИ Лариса Иванова-Веэн и инициатор создания галереи, ректор МАрхИ Олег Швидковский. Как призналась Анна Ильичева, открытию предшествовали бессонные ночи, но оно того стоило.
« Баухауз в Москве». Вернисаж. Фотография Аллы Павликовой.
« Баухауз в Москве». Вернисаж. Фотография Аллы Павликовой.

Проект «Баухауз в Москве» затрагивает тему взаимоотношений двух стран, двух культур и двух архитектурных школ – Баухауза и архитектурно-художественного пространства новой Советской России в период ее становления и расцвета искусства авангарда. Выставка, представленная в рамках проекта, основана на истории экспонирования в Советском Союзе работ выдающихся мастеров немецкой школы, а также ее выпускников и студентов. Это хронологическое повествование о том, как по-разному и не всегда просто развивались отношения между художниками и архитекторами Германии и Советского Союза.

«Меня, как куратора выставки, в первую очередь интересовало восприятие Баухауза советским обществом в 1920-1930-е годы, – рассказывает Татьяна Эфрусси, – Баухауз издалека казался революционным, близким, почти «нашим». Когда же художники немецкой школы оказались в СССР и стали работать бок о бок с русскими авангардистами, выяснилось, что ни капли они не революционные, и ни капли не наши, а какие-то совсем другие. Но странное взаимное притяжение советской культуры и Баухауза все-таки было, и об этом наша выставка».

В стенах галереи собраны уникальные документы, письма, воспоминания, фотографии и отзывы в прессе тех лет, найденные в российских и германских архивах, музеях и даже в личных коллекциях; некоторые экспонаты выставляются впервые. Центральное пространство зала заняли большие разноцветные кубы, которые появились и в логотипе проекта. Такое художественное решение предложил художник проекта Сергей Яралов – с акцентом на современность, но с аллюзией в прошлое.
Логотип проекта в натуральную величину. Художник Сергей Яралов. Фотография Аллы Павликовой.
Логотип проекта в натуральную величину. Художник Сергей Яралов. Фотография Аллы Павликовой.


Кураторы называют свою экспозицию «выставкой о выставках», потому что ее основные разделы посвящены четырем экспозициям Баухауза, представленным в СССР: «Первая всеобщая германская художественная выставка» 1924 года, выставка «Революционное искусство Запада» 1926 года, «Первая выставка современной архитектуры», состоявшаяся годом позже, и «Выставка Баухауз Дессау. Период руководства Ганнеса Майера» 1931 года.
Первая выставка современной архитектуры. Плакат. 1927 г. Музей МАРХИ
Первая выставка современной архитектуры. Плакат. 1927 г. Музей МАРХИ


Предваряют знакомство с экспозицией два воззвания, которыми в 1919 году обменялись русские художники со своими немецкими коллегами. Слова воззваний сегодня звучат довольно пафосно и патетично: «…мы чувствуем, что едины с вами в твердом желании сделать все, чтобы вновь сомкнулась та пропасть, которая разверзлась между народами из-за политики насилия» (из воззвания баухаузовцев к революционным художникам России). В те годы пафос был вполне оправдан. Это был официальный старт последующего плодотворного русско-германского диалога, причем не только творческого, но и политического, поскольку общественная позиция художников того времени была чрезвычайно весома.
Вальтер Гропиус. Поселок Дессау-Тертен. 1928 г. / Gropius, Walter. Bauhausbauten Dessau. München, 1930
Вальтер Гропиус. Поселок Дессау-Тертен. 1928 г. / Gropius, Walter. Bauhausbauten Dessau. München, 1930

Вальтер Гропиус. Собственный дом в поселке мастеров. 1926. Фотография Л. Мохой. Stiftung Bauhaus Dessau
Вальтер Гропиус. Собственный дом в поселке мастеров. 1926. Фотография Л. Мохой. Stiftung Bauhaus Dessau

Помимо документальной хроники, сопровожденной частичным переводом на русский язык, каждая из выставок иллюстрирована экспонатами, когда-то вызвавшими наибольшую реакцию со стороны советской публики – например, новое здание школы в Дессау Вальтера Гропиуса, и его же поселок Дессау-Тертен, снимок сцены из «Триадического балета» Оскара Шлеммера. Кстати, с одной из работ Оскара Шлеммера на выставке 1924 года произошел интересный и весьма показательный случай, когда после выставки герой его картины философ Парацельс был переименован русской прессой в Пастора. Такое неожиданное восприятие объяснялось непреодолимым желанием советского общества отыскать революционность даже в довольно нейтральных работах немецких художников. Вот и Парацельс сделался Пастором, несправедливо обозначив авторскую позицию критического восприятия церкви. Такие казусы были не единичны. Причем мифы восприятий возникали с обеих сторон.


«Выстроенная нами хронология представляет совершенно новый ракурс отношений Баухауза с ВХУТЕМАСом. Например, сугубо деловая переписка подчас вскрывает очень личные и даже иногда конфликтные ситуации. И зачастую потому, что к диалогу художников Германии и России, предпочитавших выражать свои чувства пространственными материями, эмблематикой и символикой, примешивался политический подтекст» – рассказывает руководитель проекта и куратор галереи Анна Ильичева.
Оскар Шлеммер. Фигура из «Триадического балета». / Schlemmer, Oskar. Die Bühne im Bauhaus. München, 1925
Оскар Шлеммер. Фигура из «Триадического балета». / Schlemmer, Oskar. Die Bühne im Bauhaus. München, 1925

Специальный раздел выставки «Баухауз – ВХУТЕМАС. Люди» – это личные истории баухаузовцев, так или иначе связанных с ВХУТЕМАСом. Так, в обрывках писем раскрывается занимательный сюжет о визите немецких студентов в Москву в 1928 году. Вот как пишет о российской столице одна из участниц делегации Гунта Штельцель:
«Москва – отличный город, всегда солнце. Где твое сердце, товарищ? Мое – здесь, на улицах. Здесь очень интернационально – восток, ни следа запада. Нас принимают лучше, чем короля Афганистана…»

А вот руководитель мастерской настенной живописи Баухауза Хиннерк Шепер, приглашенный в Москву для сотрудничества с ВСНХ, в своих отзывах не столь восторжен. Из его открытого письма студентам ВХУТЕИНа видно, что он был искренне разочарован устаревшей методикой образования, а ведь он ждал от молодого и революционного государства новаторства и экспериментов: «Не колдуйте над бликами из свинцовых белил на букете увядающей сирени на фоне драпировок, колдуйте над самими собой, с помощью проволоки, равновесия, дерева, бумаги, т.е. над своей изобретательностью в материале. В священной атмосфере художественного ателье вы не можете создавать общественно важные предметы».
Хиннерк Шепер. Проект росписи дома Наркомфина. / Малярное дело. М., 1930
Хиннерк Шепер. Проект росписи дома Наркомфина. / Малярное дело. М., 1930

Жемчужиной этого раздела, равно как и всей выставки, несомненно, стал оригинальный экспонат, предоставленный музеем МАрхИ – личное дело Ганнеса Майера, которое никогда и нигде прежде не экспонировалось. О нем Татьяна Эфрусси рассказывает с особой гордостью: «Ганнес Майер после увольнения с должности директор Баухауза работал в Московском архитектурном институте. Это большая удача, что в МАрхИ сохранилось его личное дело, в котором можно прочесть интересные и малоизвестные факты из его биографии. Как, например, то, что Ганнес Майер был уволен из Баухауз Дессау по политическим причинам, а свой отъезд в СССР называл «побегом в жизнь». В личном деле Майера можно найти и причины, по которым он, спустя несколько лет, покинул страну советов, полный разочарования».


Выставка будет работать в галерее до 29 декабря. Также в рамках образовательной программы проекта состоялись лекции и воркшопы Вольфганга Тенера и Торстена Блюме.
Первая выставка современной архитектуры. Каталог. М., 1927. Музей МАРХИ
Первая выставка современной архитектуры. Каталог. М., 1927. Музей МАРХИ
Баухауз Дессау. 1928-1930. Каталог выставки. Обложка. М., 1930
Баухауз Дессау. 1928-1930. Каталог выставки. Обложка. М., 1930

Комментарии
comments powered by HyperComments

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Марк Сафронов
  • Владимир Плоткин
  • Карен Сапричян
  • Константин Ходнев
  • Илья Машков
  • Вероника Дубовик
  • Юрий Сафронов
  • Дмитрий Ликин
  • Алексей Гинзбург
  • Валерия Преображенская
  • Сергей Труханов
  • Иван Рубежанский
  • Наталия Шилова
  • Павел Андреев
  • Сергей Кузнецов
  • Наталия Зайченко
  • Станислав Белых
  • Левон Айрапетов
  • Игорь Шварцман
  • Арсений Леонович
  • Никита Явейн
  • Юлия Тряскина
  • Наталья Сидорова
  • Александр Порошкин
  • Полина Воеводина
  • Александр Асадов
  • Сергей Чобан
  • Антон Лукомский
  • Олег Карлсон
  • Александр Попов
  • Дмитрий Реутт
  • Антон Надточий
  • Катерина Грень
  • Андрей Гнездилов
  • Екатерина Кузнецова
  • Роман Леонидов
  • Дмитрий Васильев
  • Кристина Павлова
  • Даниил Лоренц
  • Татьяна Зульхарнеева
  • Александра Кузьмина
  • Олег Шапиро
  • Андрей Асадов
  • Никита Токарев
  • Александр Скокан
  • Антон Яр-Скрябин
  • Юлий Борисов
  • Вера Бутко
  • Николай Миловидов
  • Сергей Орешкин
  • Тотан Кузембаев
  • Всеволод Медведев
  • Илья Уткин
  • Наталия Порошкина
  • Анатолий Столярчук
  • Сергей Скуратов
  • Михаил Канунников
  • Евгений Подгорнов
  • Иван Кожин
  • Владимир Ковалёв
  • Василий Крапивин
  • Евгений Герасимов
  • Валерий Лукомский
  • Андрей Романов
  • Александр Бровкин
  • Олег Мединский
  • Рустам Керимов
  • Зураб Басария

Постройки и проекты (новые записи):

  • FLEXSE
  • Проект спортивного комплекса «Академия»
  • Мастер-план острова Октябрьский
  • Сеть детских культурно-развлекательных центров «Гора Самоцветов»
  • Больница с родильным домом
  • Концертный зал «Юпитер»
  • Многофункциональный ФОК в Покровском-Стрешнево
  • Севкабель ПОРТ: проект-перспектива нового общественного пространства
  • Гостиница 3* на проспекте Ветеранов

Технологии:

17.07.2019

Mriya Resort. Новая жемчужина Крыма

Новый отель Mriya Resort не только украсил черноморское побережье, но и успел получить все возможные международные премии по туризму, а так же стал примером параметрического решения сложных строительных конструкций в архитектуре.
BEMO
08.07.2019

«Римский кирпич» из Японии


КМ-Технология - официальный дистрибьютор KMEW в России
05.07.2019

Лимонный сервант, черничное трюмо

С помощью краски DULUX для мебели и дерева из новой линейки «Легко обновить» можно играючи преобразить старый стол или шкаф и сделать их главными героями интерьера. Рассказываем о краске и делимся идеями для вдохновения.
Dulux
03.07.2019

Дом для КНАУФ

Новый офис КНАУФ не только объединил под одной крышей подразделения компании, занимающиеся маркетингом и сбытом в России, но и стал местом, где материалы и технологии демонстрируются в действии.
КНАУФ (KNAUF)
другие статьи