Искусство монтажа и крупного плана

Шесть цитат от Массимилиано и Дорианы Фуксас: о русском дизайне, о форме, Хичкоке, социальной ответственности, таинственном квартале и любви к жене.

Автор текста:
Алла Павликова

01 Октября 2012
mainImg
Массимилиано и Дориана Фуксас приехали в Москву для того, чтобы прочитать лекцию и наградить победителей конкурса на лучший дизайн-проект дверной ручки, организованный фабрикой ASSA ABLOY – Valli&Valli, компанией Триумфальная Марка и агентством ProjectNEXT. Все восемь победителей получили свои грамоты из рук Фуксаса лично. Победителем конкурса стал Михаил Лейкин с проектом дверной ручки Supersonic:
Массимилиано Фуксас поздравляет победителя конкурса на разработку лучшего проекта дверной ручки Михаила Лейкина. Фотография предоставлена компанией Триумфальная Марка
Массимилиано Фуксас: «Меня абсолютно не интересует форма!». Фотография Аллы Паликовой
zooming
Работа победителя конкурса Valli&Valli Михаила Лейкина. Дверная ручка Supersonic
Свое участие в жюри конкурса Массимилиано и Дорина объяснили так: «Нам никогда не нравились ручки, предлагаемые большинством производителей. Поэтому мы решили делать их сами». А русских дизайнеров дружно хвалили (впрочем, формат мероприятия к этому располагал).

1.
Массимилиано Фуксас:
«В течение долгих лет мы ничего не слышали о российских дизайнерах, но я уверен, что они большие молодцы. Российские дизайнеры никого не копируют. Поэтому их работы часто кажутся загадочными и поэтичными. У них невероятное желание выразить себя. Я думаю, что в отношении креатива в ближайшие годы в России появится много интересного».


Дориана Фуксас:
«Первое, что мы заметили: российские дизайнеры умеют рисовать лучше итальянских. Второе – работы российских дизайнеров раскрываются сами собой: смотришь на ручку, и она объясняет все, что хотел сказать ее автор. В предметах российского дизайна меня восхитили функциональность, пропорции, техника рисунка и новизна».


Надо признать, что в Белой гостиной ЦДА в этот вечер безраздельно царствовал Массимилиано. Он начал с того, что архитектор – это творец, деятельность которого не ограничивается только архитектурой. Искусство вообще безгранично, именно поэтому для них с Дорианой не составляет труда совмещать проектирование и промышленный дизайн.

Далее, по словам Фуксаса, форма – понятие несущественное для настоящего архитектора. Фуксас убежден, что не может быть заранее выдуманной формы. Она задается потребностями человека-потребителя, особенностями места, топографией и т.д.

2.
«Если в нашей архитектурной студии кто-то позволит себе спросить, какой формы будет наш проект, мы убьем его на месте. Если же найдется кретин, пытающийся определить стиль нашей архитектуры, мы убьем дважды!»


Понять проекты, разработанные четой Фуксас, бросив на них лишь беглый взгляд, невозможно. Просматривая фотографии объектов, очень сложно уловить их целостный образ – с каждого нового ракурса они раскрываются по-иному. Массимилиано Фуксас объясняет причину такого восприятия тем, что он не занимается планировкой пространства, он его режиссирует, подобно Альфреду Хичкоку. Альфред Хичкок совершенно по-особому научился управлять светом, доводя каждый кадр своего фильма до абстрактного завораживающего зрелища, ракурсы съемок у него непредсказуемы.

3.
«Мои любимые режиссеры – Альфред Хичкок и Стэнли Кубрик. Первый научил меня искусству быстрого, дробного монтажа. Второй – драматургии крупных планов. «Головокружение» – фильм Хичкока, который помог нам с Дорианой понять, чего же именно не хватает нашей архитектуре. В этом фильме каждый план выстроен вопреки кинематографической традиции. Все лишнее вырезается. В кадре остается самое важное. В своей работе мы стремимся к тому же. Чтобы понять наши проекты, нужно оказаться внутри них».

В качестве красочного примера такого срежиссированного пространства Фуксас привел исследовательский центр Феррари в Маранелло. Главные герои проекта – свет, отражения в водных поверхностях и шум ветра в кронах деревьев.
zooming
Исследовательский центр Ferrari © Maurizio Marcato
Памятуя о седьмой венецианской Биеннале, куратором которой был Массимилиано Фуксас, журналисты вывели его на тему социальной архитектуры и социальности архитектора. Ведь тогда Биеннале проходила под лозунгом «меньше эстетики, больше этики».

4.
«Вопрос не в том, чтобы быть социальным,
вопрос именно в этике. А этичный человек – это тот, кто умеет сказать «да!» и «нет!», это тот, кто откажется пожимать руку какому-нибудь важному министру, если считает последнего плохим человеком».

Между тем, как это бывает у звезд, архитектура Фуксаса кажется далекой от человека, недоступной и непомерно дорогой. Опровергая это мнение, архитектор привел цифры в евро за один квадратный метр – по его словам, в среднем это 1200 евро.

5.
«Стоимость строительства всегда остается приблизительно одинаковой. Просто хорошая архитектура выглядит дорого» – сказал Фуксас. А после небольшой паузы рассказал об одной из своих работ, неизвестных широкой публике.

В конце 1990-х Массимилиано и Дориане Фуксас предложили разработать проект застройки целого квартала в весьма неблагополучном криминальном городке недалеко от Марселя. Этот город насчитывал порядка 80 тысяч жителей – преимущественно рабочего класса. Большая часть населения была занята на предприятиях нефтяной индустрии, ежеминутно отравляющей город выбросами. Здания здесь лепились одно к другому, солнце практически не проникало в помещения, а северный ветер приносил ядовитые потоки воздуха с предприятий. Женщины и дети боялись выходить на темные и грязные улицы. Весь квартал находился в руках наркодилеров.

Архитекторы взялись спроектировать современное жилье и инфраструктуру взамен полутора тысяч квартир, пребывающих в ужасающем состоянии.

6.
«Мы провели вдоль домов новую дорогу – так, чтобы она освещалась солнцем. Высадили деревья. Построили здания с террасами и большими окнами. Организовали в центре площадь. После окончания работ я долго собирался с мужеством, прежде чем пойти и посмотреть на результат. Я прошел по построенной нами дороге к светлой площади, увидел зеленый парк и людей, которые, наконец-то, вышли на улицу…
За все прошедшие годы никто ни разу не сказал нам за это спасибо. Проект никогда не был опубликован ни в одном журнале и ни в одной газете, и сегодня я рассказал о нем впервые».


После этого рассказа в зале раздались аплодисменты.
М.Фуксас: «За все прошедшие годы никто ни разу не сказал нам спасибо». Фотография Аллы Павликовой
В заключение пресс-конференции Массимилиано Фуксас, придерживаясь правил монтажа Альфреда Хичкока, выделил главное: «Нам с Дорианой очень повезло, потому что мы вместе уже 33 года. И я верю (я говорю за себя), что мы друг друга все еще любим». Сама Дориана, уступив первенство звездному мужу, за все время сказала лишь несколько слов о конкурсе и о русских дизайнерах.
Дориана Фуксас. Фотография Аллы Павликовой
Позднее, живо общаясь с заполненным до отказа залом по-английски без перевода, Массимилиано Фуксас весело рассказывал о своих фантастических объектах – от роскошного небоскреба Армани в Токио до Аэропорта в виде огромного самолета.

[Лекция была организована компаниями Триумфальная Марка, Valli&Valli и Союзом московских архитекторов]


01 Октября 2012

Автор текста:

Алла Павликова

Поставщики, технологии

ТРИУМФАЛЬНАЯ МАРКА
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

«Сен-Гобен» приглашает студентов спроектировать...
Компания «Сен-Гобен» объявила о старте шестнадцатого по счету архитектурного конкурса «Мультикомфорт». Студентам архвузов предлагается разработать концепцию «устойчивого» развития территории бывшего завода в пригороде Парижа, Сен-Дени.
Теплоизоляция ПЕНОПЛЭКС® для подземного строительства
Освоение подземного пространства – общемировой тренд, в мегаполисах под землей растут целые города. По версии книги рекордов Гиннесса, крупнейший подземный торговый комплекс в мире – Path в Торонто. Для его создания проложено более 30 км тоннелей.
Камин как аттрактор, или чем привлечь покупателя элитной...
Вода и огонь – две удивительные природные субстанции – влекущие, завораживающие, приковывающие взгляд. В человеческом жилище они давно завоевали свое место, и, если вода выполняет сугубо техническую функцию, огонь в камине вместе с теплом дарит визуальное наслаждение.
Размером с 30 футбольных полей
«Зеленый квартал» – энергоэффективный, инновационный и самый дорогой градостроительный проект Казахстана, разработкой которого занималась международная команда: британское архитектурное бюро Aedas, американская инженерная компания AECOM и строительный холдинг из Казахстана BI Group.
Японские технологии на родине дымковской игрушки
В Кирове появился новый 15-этажный жилой дом, спроектированный московским архитектором Алексеем Ивановым. Для отделки фасада использовались японские панели KMEW, предназначенные специально для высотного строительства.
Переплетение и контраст
Два московских проекта, в которых архитекторы сочетают панели с разными фактурами из фиброцемента EQUITONE, добиваясь выразительности фасадов.
Вентиляционная створка Venta – современное решение...
Venta обеспечивает безопасное и быстрое проветривание помещений, не создавая сквозняков. Она идеально комбинируется с остекленными и глухими элементами большой площади, а гибкая интеграция системы в любой фасад объекта является отличным решением для архитекторов и проектировщиков.

Сейчас на главной

МАРШ: Параметрическое проектирование
Курс «Параметрическое проектирование» призван восстановить связь между абстрактной геометрией, реальными материалами и производством. Представляем итоговые работы студентов, которые разработали фасады для паркинга – сложносочиненные, но не дорогие и удобные в монтаже.
Памятник архитектуры
Публикуем главу из книги Григория Ревзина «Как устроен город». Современное отношение к памятникам архитектуры автор рассматривает в контексте поклонения мощам, смерти Бога и храмового значения парковой руины.
Небо становится ближе
В проекте Спортпарка в Тушино архитекторы бюро ASADOV объединили бассейны, каток, гимнастические залы и теннисные корты под общим «небом» – гигантской перголой из деревоклеёных конструкций, создав убедительный образ экологической архитектуры.
Белые завихрения
В Чанша на юго-востоке Китая открылся центр культуры и искусства «Мэйсиху» по проекту Zaha Hadid Architects: это ансамбль из трех объемов – двух театров и музея.
Волны в степи
«Платов» – один из первых новых аэропортов России. Он до предела функционален, поскольку учитывает развитие технологий и возможное расширение, но в то же время наделен универсальным образом и наполнен уютными деталями.
Культурная встреча на высоте
В Берлине заложен первый камень 150-метрового небоскреба Alexander Tower на Александерплац: архитекторы – Ortner & Ortner Baukunst, заказчик – российский девелопер «МонАрх».
Сжигая мосты
В конце зимы на Масленице в Никола-Ленивце сожгут мост по проекту архитектурного бюро KATARSIS. Рассказываем об итогах конкурса на лучший арт-объект.
Нагатино: четыре истории
Проект застройки западной части Нагатинского полуострова бюро «Гинзбург Архитектс» начинало разрабатывать четыре раза, послойно накладывая на территорию одну концепцию за другой и формируя уникальный городской кейс. Рассматриваем все четыре, начиная с сотрудничества с Уильямом Олсопом.
За художественную ценность
В Петербурге наградили победителей архитектурно-дизайнерской премии «Золотой Трезини», девиз которой – «Недвижимость как искусство». Представляем 18 лучших проектов.
Яркое предложение
Концепция развития микрорайонов 7 и 8 в Южно-Сахалинске продолжает работу, начатую концепцией для всего города, также разработанной архитекторами «Остоженки». Можно только удивляться, насколько логично и последовательно идет работа – и насколько ярок результат.
Взять под козырек
Архитектор Роман Леонидов, спроектировавший «усадьбу Завидное» в Подмосковье, перенес в область частного дома мотивы общественных сооружений и придал ему футуристический хайтековый акцент.
Отель-древо
В Бретани строится гостиница в форме дерева: на его ветках размещены номера-капсулы из алюминиевых профилей компании BEMO.
Под сенью Папы Римского
Архбюро Мезонпроект построило мастерскую для Зураба Церетели во дворе дома на Пятницкой, напротив церкви Климента Папы Римского. Мягкий экомодернизм соединился с чертами ар деко.
Долг городу
Гостиничный комплекс в Монпелье на юге Франции по проекту бюро Мануэль Готран возвращает городу часть использованного им участка как общественную террасу.
Изящество простоты
Микс из восточной архитектуры и принципов ленинградского градостроительства: как мастерская «Евгений Герасимов и партнеры» поднимает планку для массового жилья.
Третья жизнь модернизма
Zaha Hadid Architects представили проект реконструкции вестибюля модернистской башни в центре Лондона: это офисное здание 1970-х с 2015 года превращено в дорогое жилье.
Образцовый офис
Штаб-квартира девелопера Amvest в Амстердаме по проекту Firm architects: показательное рабочее пространство, которое должно, помимо прочего, снизить число прогулов.
Кому в Москве жить комфортно
Конференция «Комфортный город»-2019, организованная Москомархитектурой в дизайн-кластере Artplay, сконцентрировалась на психологии. Аудитория даже поучаствовала в социо-психологическом опросе, и результат – неожиданный.
От Сочи до Владивостока
Представляем победителей ежегодного сочинского смотра-конкурса «АрхРазрез». Среди лучших – проекты из Москвы, Иркутска, Владивостока, Смоленска и других городов.
Архитектор в администрации
Говорим с несколькими выпускниками программы Архитекторы.рф, запущенной Институтом «Стрелка» и ДОМом.рф, – а именно с теми из них, кто после обучения устроился на работу в городские органы власти.
BIF: лауреаты 2019
Представляем полный список награжденных и отмеченных проектов национальной премии «Лучший интерьер», которая прошла в рамках Best Interior Festival.
Петербургский коллаж
Выставка «Российская архитектура. Новейшая эра» расширена петербургским контентом. Предлагаем впечатления о ней и архитектурном процессе последних тридцати лет из первых рук – от участников.
Градсовет 20.11.2019
Неожиданные иностранцы проектируют офис для JetBrains, а отечественные архитекторы закрывают вид на краснокирпичный модерн: очередной градсовет Петербурга.
Архсовет Москвы-64
20 ноября Архсовет отверг проект ТРЦ около Преображенской площади от компании «Подземпроект» и утвердил проект дома в Большом Николоворобинском переулке Сергея Скуратова, по соседству с его же Арт-Хаусом.
Путь эмоций
Два молодых архитектора из ОСА о первом самостоятельном проекте для бюро и выработанном творческом подходе.
Стереомир инженера Шухова
До 19 января в Музее архитектуры проходит выставка-ретроспектива наследия выдающегося инженера Владимира Шухова – симбиоз огромной исследовательской работы и красивой художественной метафоры, придуманной «Архитекторами Асс».
Пресса: Григорий Ревзин: «В Москве не осталось исторической...
Партнер КБ Стрелка, архитектурный критик, урбанист Григорий Ревзин рассказал Илье Иванову о хрущевках как эманации социалистического образа города будущего, антисемитизме в позднем СССР и о Москве как глобальном общероссийском айсберге, на который все пытаются взобраться.
Предложение знака
Карен Сапричян предложил для штаб-квартиры РЖД, о планах строительства которой на территории Рижского грузового терминала стало известно весной текущего года, три небоскреба с буквами аббревиатуры компании.
Тучков буян: эксперты о главном парке Петербурга
Стартовал конкурс на концепцию парка «Тучков буян», а вместе с ним – страхи, сомнения и большие надежды. В рамках культурного форума архитекторы и чиновники разбирались, как подступиться к первому за долгие годы зеленому пространству, а мы приводим не самые очевидные мнения.
Пресса: «Зачем вам эти руины?»: что происходит со старыми советскими...
39 советским кинотеатрам Москвы приходится нелегко: один за другим их закрывают, перепродают, демонтируют. Все они вошли в программу реконструкции, которую осуществляет ADG Group, и скоро будут переделаны в «районные центры». Местные жители и историки архитектуры против. «Афиша Daily» разобралась в ситуации.