09.02.2012

Живописная урбанистика

В выставочном зале Московского Союза Художников на Кузнецком Мосту завершается экспозиция «Тело города», где представлены работы двух художников: Евгении Буравлевой и Марии Суворовой. О том, как живопись заинтересовалась архитектурой и наоборот — Анна Вяземцева.

информация:

Вид экспозиции «Тело города». Фото предоставлено Евгенией Буравлевой
Вид экспозиции «Тело города». Фото предоставлено Евгенией Буравлевойоткрыть большое изображение
Город — одна из ключевых тем живописи, питавшая ее на протяжении многих веков, давшая ей множество идей: от формальных находок до социально-этического смысла искусства. Однако, в последнее время, а точнее уже несколько десятилетий как, архитектура города едва ли считается интересным сюжетом для работы художника. Скорее, героем картины стали «продукты» городской реальности: урбанистическая атмосфера, ситуации, чувства. Конкретные здания и ансамбли, идентифицирующие город, редко находят отражение в современном искусстве. Но город определяется именно спецификой архитектуры и планировки, поэтому полотна Евгении Буравлевой и Марии Суворовой открывают новую дискуссию о восприятии архитектуры в современной культуре.

Памятники прошлого и настоящего в современном искусстве, если они не служат исключительно для создания ассоциативного ряда (идентификации места, события, политического контекста) — большая редкость. Чаще они входят в поле деятельности фотографии и кино, своего рода new media 20 века. Причина этого, с одной стороны, в особенностях развития как визуальных искусств, так и архитектуры, начиная с авангарда, с другой — в эволюции восприятия архитектуры.

Традиционно, архитектурный памятник служил в живописи для указания на место действия с исходящими из этого смыслами. Последним периодом, когда конкретные здания что-то значили для этого искусства, были ранние 1930-е годы: Дейнека размещал своих героев на фоне новых зданий на Садовом кольце или проекта Дворца Советов, а Пименов писал «Новую Москву» с видом на Моссовет и гостиницу «Москва». В послевоенное время, когда сложился устойчивый образ современной архитектуры как эстетически и этически отрицательного явления, ассоциировавшегося с непопулярными программами властных структур и/или социальными явлениями, живопись избегает «продукт» нового строительства, обращаясь все чаще либо к ностальгирующему созерцанию старых городов, либо к эстетизации субкультуры, живущей в современном городе (например, граффити Ж. М. Баскиа, перенесенные в формат станковой картины). Архитектура по-настоящему осознавалась в кино (наиболее выразительно — в позднем итальянском неореализме) и фотографии: едва ли холст и масло в прошлом столетии виделись способными воплотить эстетику стекла, бетона, лаконичных форм.
 
В представленных на выставке «Тело города» работах — архитектура в центре внимания, однако то, как она показана, выводит произведения за пределы формата традиционного городского пейзажа.  Она подается именно как артефакт городского образования, fatto urbano, в смысле, предложенном Альдо Росси в его «Архитектуре города». Здания здесь — как знак, идентифицирующий место, но не только. В работах Евгении Буравлевой можно говорить о среде, в работах Марии Суворой — о состоянии, но объединяющий их message зрителю состоит именно в приглашении почувствовать архитектурный объект или ансамбль, совокупность городских «данностей», осознать их влияние на себя — и свое влияние на них. Архитектура города формирует маршруты, настроения, провоцирует ситуации, создает эмоции; но, в то же время, все это создается людьми, разными и в разное время. Влияние архитектуры, городской структуры не является главным осознаваемым ощущением жителя мегаполиса, но воспринимается косвенно; представленные здесь работы это влияние акцентируют.
  
Виды Лондона Евгении Буравлевой — градостроительное исследование объекта средствами живописи: своего рода визуализация средового и эмоционального эффекта сооружения, воспринятого в контексте его архитектурного и атмосферного окружения. То, что делают (или должны делать) архитекторы и градостроители перед реализацией объекта, художник здесь передает красками, впрочем, a posteriori. Показательно, что краска остается краской, растекаясь по поверхности холста, превращаясь в  цвет, порой игнорируя изображенные детали — абрис зданий, фигурки людей, определяющие масштаб. Таким образом, подчеркивается собственно «сделанность» картины, раздвоенность изображения и изображаемого, аналитический характер произведения, при всей его наполненности ощущением спонтанного впечатления, что является прямой метафорой городского организма в процессе его образования и эффекта, производимым им впоследствии.

Город Марии Суворовой осознанно фрагментарен, а фрагменты его — символичны. Более того, она структурирует и систематизирует городское пространство, создавая роды и виды его образований, различая и акцентируя его композицию. Здесь минимален цвет (как почти всегда минимальна память о цвете в городе его жителя), предельно упрощены формы. Ее работы — знаки, результирующая многочисленных кадров восприятия, остающихся у жителя города или путешественника, с оголенной структурой, усиленными смыслами.
      
Поэтика этих произведений — результат  осмысления личных впечатлений, что опять же демонстрирует редкий интерес художников к архитектуре, а не к более предсказуемым видам и панорамам. В словаре живописного языка каждого автора — культурная база. Так, в работах Евгении Буравлевой присутствует Уильям Тернер, но также и экспрессионизм 20 века, и цветовые градации Пуссена. Живопись Марии Суворовой вспоминает опыт итальянских метафизиков, в первую очередь, Джорджо Де Кирико, но также текстуры Альберто Бурри и Ансельма Кифера. Современный художник, к какому направлению он бы ни принадлежал, понимает и интерпретирует смыслы «влияний» и «заимствований», используя их в качестве дополнительного выразительного средства.
         
Архитектура, изображенная в представленных здесь полотнах, зачастую имела сложную историю, не всегда принималась обществом, отвергалась горожанами: «сталинские» высотные дома, небоскреб Swiss Re в Лондоне. Однако представленные нам работы свидетельствуют о том, что эти объекты живут в сознании и способны быть воспринятыми и воспроизведенными средствами живописи. Эти здания вживаются в городской ландшафт, органически врастая в него — в тело города.
Евгения Буравлева. Лондон. Посвящение Герарду Рихтеру. 2011, х., м., 150х150
Евгения Буравлева. Лондон. Посвящение Герарду Рихтеру. 2011, х., м., 150х150открыть большое изображение
Мария Суворова. Идолы. Башня. 2011, х., м., 250х170
Мария Суворова. Идолы. Башня. 2011, х., м., 250х170открыть большое изображение
Вид экспозиции «Тело города». Фото предоставлено Евгенией Буравлевой
Вид экспозиции «Тело города». Фото предоставлено Евгенией Буравлевойоткрыть большое изображение
Мария Суворова. Париж. 2011, х., м., 170х250
Мария Суворова. Париж. 2011, х., м., 170х250открыть большое изображение
Евгения Буравлева. Trafalgar Square. 2012, х., м., 150х150
Евгения Буравлева. Trafalgar Square. 2012, х., м., 150х150открыть большое изображение
Вид экспозиции «Тело города». Фото предоставлено Евгенией Буравлевой
Вид экспозиции «Тело города». Фото предоставлено Евгенией Буравлевойоткрыть большое изображение
Евгения Буравлева. Филпот Лэйн вечером. 2011, х, м., 150х150
Евгения Буравлева. Филпот Лэйн вечером. 2011, х, м., 150х150открыть большое изображение
Мария Суворова. Идолы. Башня. 2009, х., м., 340х250
Мария Суворова. Идолы. Башня. 2009, х., м., 340х250открыть большое изображение
Евгения Буравлева. Осень в Лондоне. 2012, х., м., 120х150
Евгения Буравлева. Осень в Лондоне. 2012, х., м., 120х150открыть большое изображение
Евгения Буравлева. Грузовики на въезде в Тоннель Дартфорд. 2011, х., м., 150х150
Евгения Буравлева. Грузовики на въезде в Тоннель Дартфорд. 2011, х., м., 150х150открыть большое изображение

Комментарии
comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Шимон Матковски
  • Андрей Асадов
  • Алексей Гинзбург
  • Илья Уткин
  • Валерия Преображенская
  • Сергей Труханов
  • Никита Явейн
  • Юрий Виссарионов
  • Сергей Чобан
  • Олег Шапиро
  • Сергей Скуратов
  • Магда Кмита
  • Петр Фонфара
  • Георгий Трофимов
  • Полина Воеводина
  • Константин Ходнев
  • Валерий Лукомский
  • Евгений Герасимов
  • Владимир Плоткин
  • Николай Миловидов
  • Николай Переслегин
  • Олег Мединский
  • Левон Айрапетов
  • Владимир Биндеман
  • Никита Токарев
  • Всеволод Медведев
  • Александр Бровкин
  • Наталья Сидорова
  • Сергей Кузнецов
  • Дмитрий Васильев
  • Анатолий Столярчук
  • Михаил Канунников
  • Екатерина Грень
  • Никита Бирюков
  • Антон Лукомский
  • Антон Надточий
  • Александр Попов
  • Павел Андреев
  • Зураб Басария
  • Екатерина Кузнецова
  • Вера Бутко
  • Андрей Гнездилов
  • Юлий Борисов
  • Илья Машков
  • Олег Карлсон
  • Сергей Переслегин
  • Алексей Иванов
  • Тотан Кузембаев
  • Юлия Тряскина
  • Даниил Лоренц
  • Александра Кузьмина
  • Роман Леонидов
  • Наталия Шилова
  • Игорь Шварцман
  • Владимир Ковалёв
  • Александр Асадов
  • Лукаш Качмарчик
  • Александр Скокан
  • Карен Сапричян
  • Арсений Леонович
  • Сергей  Орешкин
  • Магда Чихонь
  • Дмитрий Ликин
  • Андрей Романов

Постройки и проекты (новые записи):

  • ЖК «Кандинский Баухаус»
  • Городская ферма на ВДНХ, 2 очередь
  • Парк пяти морей
  • Дом у моря в Ленинградской области
  • Концепция средовой организации и развития общественных пространств села Мингер
  • Общественное пространство фабрики «Заря»
  • Набережная реки Нурминка
  • Жилой комплекс на улице Эсперова
  • Станция метро «Шереметьевская»

Технологии:

17.07.2017

ROCKWOOL на объектах Алматы и Астаны

Представляем современные объекты Казахстана, комфорт и безопасность которых обеспечивают технологические решения от компании ROCKWOOL.
ROCKWOOL
10.07.2017

Rockfon объявляет о начале конкурса для молодых архитекторов – ROCKFON Concept of ceilings, acoustic, life

Призёров ждёт денежный грант в размере пятидесяти тысяч рублей и поездка в Данию с программой «Архитектура Скандинавии»
ROCKFON Russia (ROCKWOOL A/S)
10.07.2017

Институт культурной автономии

Здание Саамского парламента Норвегии в Карасйоке.
RHEINZINK
05.07.2017

Кирпич для сибирских морозов

​Жилой комплекс MilkHouse занял первое место в рейтинге новостроек города Новосибирска. В его строительстве использовали клинкерный кирпич Gent Hagemeister.
ЗАО «Фирма «КИРИЛЛ»
03.07.2017

Офис, бросивший вызов традициям


VELUX (Велюкс), AGC Glass Russia, SHINGLAS, AkzoNobel
другие статьи