Зарядье утвердили

На прошедшем 27 декабря Общественном совете при мэре Москвы Норман Фостер представил переработанный проект Зарядья, который устроил всех и был принят. Также рассматривались проект благоустройста туристических зон московского центра М.М. Посохина, реабилитационный центр на Рублевском шоссе, общественно-жилой центр рядом с «Динамо» и зимние сады для Сити

Автор текста:
Ирина Фильченкова

28 Декабря 2006
mainImg
Архитектор:
Норман Фостер
Мастерская:
Foster + Partners
Проект:
Зарядье – застройка района
Россия, Москва

2005
Перед началом заседания Международная академия архитектуры присвоила Ю.М. Лужкову звание почетного академика – «архитектурный цех считает Вас архитектором, потому что все, что сделано в Москве, не состоялось бы без вашего участия, вашего мнения и иногда настоящей профессиональной критики. Москва за последнее десятилетие расцвела и ваша здесь роль огромна». После вручения диплома мэр города поблагодарил за такое неожиданное решение, отметив «что звание почетный академик отличается от звания просто академика, также как отличается понятие милостивый государь от просто государя».

Главным проектом на обсуждении стала застройка Зарядья, проще говоря, территории  сносимой гостиницы «Россия». Напомним, что первый вариант представлял собой застройку общей площадью 460 тыс. кв.м., где было на одном из прежних советов было увтерждено количество машиномест и в общих чертах общественная зона комплекса. Тогда не одобрили масштаб зданий, очень высоких (7 этажей) и близко подступающих к набережной и Китайгородской стене, и завышенных со стороны храма Василия Блаженного. Норманну Фостеру рекомендовали ступенчато снизить здания со стороны храма и Варварки, а также приблизить рисунок улиц к историческому.  

Новый проект перечеркнут двумя улицами, пересекающимися наподобие буквы Х и «смотрящими» на главные ориентиры. Та, что покороче, выходит к Василию Блаженонму, Спасской башне и Кремлю, а с другой стороны – на церковь Зачатия Анны с перспективой на высотное здание Котельнической набережной. Вторая улица направлена в сторону Храма Христа Спасителя, с другой стороны – к Солянке, может быть, там будет виден купол Ивановского монастыря. В месте пересечения главных улиц фостеровского Зарядья – острый «нос» самого большого здания срезан, и образуется треугольная площадь, где сходятся два главных здания, среди которых концертный зал со знакомым названием «Россия». Также имеются две площади поменьше: при спуске на набережную, там будут сохранены растущие сейчас деревья и между домами, выходящими к Варварке. Четыре образовавшихся квартала заполнены разновысотными зданиями разной конфигурации, приблизительно от трех до семи ярусов, пять из них – с внутренними дворами, между ними проходят «дополнительные» улицы. Нижние ярусы большинства зданий превращены в аркады.
В подземной части комплекса планируется открыть археологические слои и показать средневековые улицы. Как отметил главный архитектор А. Кузьмин, удивило то, что общая площадь, будучи в предыдущем варианте на 50 тыс. кв. м больше, чем заявленная на конкурсе, в этом проекте стала меньше на 100 тыс. кв. м.

Проект был принят с одобрением, как наконец-то нашедшийся вариант для среды, где одновременно присутствуют средневековый ансамбль и классические постройки, главным пожеланием стало сделать ансамбль более живописным: не такой прямой стилобат,  меньше улочки, «поиграть с доминантами». Итог подвел мэр города, поздравив всех с представленным проектом – «предложенные ранее варианты напоминали гостиницу Россия, от чего терялся смысл ее сноса, а в этом проекте совмещаются все общественно востребованные места, куда люди будут ходить, пересекая Красную площадь». Также градоначальник поставил вопрос о подводе к Зарядью станции метро.

Близким по содержанию стал следующий рассматриваемый проект «Золотое кольцо Москвы» («Моспроект-2», рук. М.М. Посохин) по облагораживанию территорий Кремля, Китай-города, храма Христа Спасителя, территории Зарядья и Замоскворечья. При этом одной из важнейших целей этого места стало создание туристического центра города. Одна из главных точек – Кремлевская набережная и Васильевский спуск. Здесь планируется устроить пристань, от которой к стенам Кремля будет вести подземный переход со справочными и туалетами. Здесь же собираются создать археологический музей, в котором будут показаны сохранившиеся фундаменты стены и утраченной башни. На Васильевском спуске также планируется создать подземные зоны с теми же функциями. А также вымостить подходы к Храму Христа Спасителя по Пречистенской набережной. В Лаврушинском переулке проект предлагает создание нового пути к Третьяковской галерее, мимо церкви Воскресения в Кадашах. Третья зона – Китай-город и Никольская улица, которую планируется сделать пешеходной от начала до конца. Идущий вдоль ГУМа Ветошный переулок будет оставлен полупешеходным. Мэр города возразил против новой пристани и подземного перехода, вместо него будет расширен переход на территории спуска. В целом Ю.М. Лужков поддержал проект, который «делает Москву интересней». Однако в силу недостатка бюджетных средств осуществление проекта будет поэтапным, и видимо не совсем быстрым.

Рассматривался проект по строительству реабилитационно-гериатрического комплекса «Центр здоровья» на Рублевском шоссе. В месте въезда в Москву, для обозначения главных направлений, как предписано Генпланом, предложено три высотных объекта – в  которых помимо больницы комплексного лечения, располагаются гостиницы и жилье, рядом планируется здание школы. Выступающий на заседании медик высказал большие надежды по поводу строительства первого в Москве реабилитационного центра, где будет возможно лечиться комплексно, планы строительства которого восходят к 1973 года.

Проект создания реабилитацонного центра был принят в принципе, возражения вызвала высотность домов, которые фланкируют виды на Поклонную гору и Крылатское,   раскрывающиеся со стороны въезда в город. Градоначальник не допустил создание трех одинаковых башен, которые «уничтожат весь ландшафт кардиологического комплекса и выглядят как башни ТЭЦ… Мы поддерживаем желание создать современный комплекс для лечения, но здесь под маркой лечебного учреждения строится инвестиционное жилье, которое конечно можно быть, но должно быть уравновешенно с основным функциями».

Проект строительства общественно-жилого комплекса на ул. Ляпидевского (арх. мастерская «С.П. Проект») расположенного рядом со стадионом «Динамо» и цирком Шапито. «Динамо», выступая в роли заказчика, планирует построить рядом с дворцом еще один спортивный комплекс, гостиницу и жилой район. Проект предлагает проложить трассу-дублер Ленинградского проспекта, строительство новых школ и паркинга с коэффициентом 1,7 машиномест на квартиру. При строительстве комплекса было вынесено два варианта, на 35 и на 40 этажей. Мэр Москвы поддержал проект, но строительство вынес на конкурс – «если победит Динамо – хорошо, если нет – значит другие будут строить спортивные объекты».

Также были рассмотрены два варианта решения интерьера «Зимнего сада» в ММДЦ «Москва-Сити», в которых для достижения большей визуальности применяются рефлектирующие и зеркальные поверхности. Были одобрены оба варианта.
Фотографии Ирины Фильченковой
Проект строительства многофункционального комплекса в Зарядье, арх.Н.Фостер
Проект реабилитационно-гериатрического комплекса «Центр здоровья»


Архитектор:
Норман Фостер
Мастерская:
Foster + Partners
Проект:
Зарядье – застройка района
Россия, Москва

2005

28 Декабря 2006

Автор текста:

Ирина Фильченкова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
«Том Сойер Фест» возрождает красоту старинных зданий
Вот уже 5 лет в разных регионах России проходит уникальный фестиваль по сохранению архитектурного наследия «Том Сойер Фест». Волонтеры и неравнодушные спонсоры помогают спасти здания, которые долгие годы стояли без реставрации и разрушались. И это не просто старые дома – это наше уходящее достояние. Более 40 городов принимают участие в фестивале. В Нижнем Новгороде партнером «Том Сойер Фест» стала австрийская компания Baumit.
Open Spaces
Проект Solo Houses, реализуемый в одном из живописных пригородных районов Испании – это двенадцать экспериментальных жилых домов, гармонично сосуществующих с природным окружением. Ярким дизайнерским акцентом некоторых из них становятся ванны Bette из глазурованной стали.
Пленение плетением
Самое известное применение перфорированной кирпичной стены, сквозь которую проникает солнечный свет, принадлежит швейцарскому архитектору Петеру Цумтору. Идею подхватили другие авторы. Новые тенденции в области кирпичной кладки и старые секреты красивых фасадов – в нашем обзоре.
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Сейчас на главной
Бинокулярный взгляд на культуру
Музей Западной Австралии «Була Бардип» в Перте по проекту бюро Hassell и OMA предлагает экспозицию, одновременно учитывающую аборигенный и западный взгляд на историю и культуру.
Юлий Борисов: «Мы должны быть гибкими, но не терять...
Особенность развития архитектурной компании UNK project – в постоянном поэтапном росте и спланированном изменении структуры. Это тяжело, но эффективно. Юлий Борисов рассказал нам о недавней трансформации компании, о ее сформулированных ценностях и миссии, а также – о пользе ТРИЗ для конкурсной практики, личностном росте и сложностях роста бюро, параллелизме рационального расчета и иррационального творчества, упорстве и осознанности.
Театральный бастион
Бюро Nieto Sobejano выиграло конкурс на проект большого театрального центра на окраине Парижа: основой для него станут декорационные мастерские Шарля Гарнье конца XIX века.
Пресса: Игра на понижение, или в чем проблема нового «Нового...
Обсуждение на Архсовете Москвы второй итерации проекта бюро «Восток» для школы «Новый взгляд» в ЖК «Садовые кварталы» вышло ожидаемо резонансным. Оно подтвердило догадки, возникшие этим летом после победы в конкурсе первой итерации, и поставило ребром вопрос о том, по назначению ли российские заказчики используют такой эффективный инструмент повышения качества архитектуры, как архитектурные конкурсы.
Умер Сергей Бархин
Сегодня в возрасте 82 лет скончался Сергей Бархин, известный прежде всего как театральный художник, но также выпускник МАРХИ, участник «бумажных» конкурсов 1980-х, художник, поэт.
«Подделка под Скуратова»: Архсовет Москвы – 69
Архсовет Москвы отклонил новый проект школы в «Садовых кварталах», разработанный АБ Восток по следам конкурса, проведенного летом этого года. Сергей Чобан настоятельно предложил совету высказаться в пользу проведения нового конкурса. В составе репортажа публикуем выступление Сергея Чобана полностью.
Кирпич как связующее
Исторический комплекс почтамта – телеграфа – телефонной станции на юго-западе Берлина архитекторы GRAFT приспособили под офисы, магазины и рестораны, а также добавили два новых жилых корпуса.
Кирпич и фарфор
Музей Императорской печи в Цзиндэчжэне на юго-востоке Китая в прямом и переносном смысле построен вокруг тысячелетней традиции создания фарфора. Авторы проекта – пекинские архитекторы Studio Zhu-Pei.
Шкаф с культурой
Рассказываем о том, как районная библиотека в позднесоветском здании превратилась в актуальное общественное пространство и центр культурной жизни спального района.
Две школы: о лауреатах «Зодчества» 2020
Главную премию, Хрустальный Дедал, вручили школе Wunderpark Антона Нагавицына, премию Татлин за лучший проект получил кампус ИТМО «Студии 44» Никиты Явейна. Показываем и перечисляем все проекты и постройки, получившие золотые и серебряные знаки, а также дипломы фестиваля Зодчество.
Простор для творчества
Результат сотрудничества европейского заказчика и компании «Архиматика» – бизнес-центр со сложным фасадом, умными планировками и сертификатом BREEAM.
Градсовет удаленно 11.11.2020
На очередном дистанционном заседании Градсовет обсудил микрорайон рядом с Пулковской обсерваторией и жилой комплекс эконом-класса с видом на Неву.
Живее всех живых
В Гостином дворе открылся фестиваль «Зодчество» с темой «Вечность». Его куратор Эдуард Кубенский заполнил множеством смелых – и вообще разных – инсталляций пространство, освобожденное кризисным временем. Давая тем самым надежду на обновление и утверждая, надо думать, что фестиваль жив.
ATRIUM: «Один довольный заказчик должен приносить тебе...
Вера Бутко и Антон Надточий, известные 20 лет назад смелыми проектами интерьеров и частных домов, сейчас строят большие жилые районы в Москве, участвуют в конкурсах наравне с западными «звездами», активно работают со значительными проектами не только в России, но и на постсоветском пространстве. Мы поговорили с архитекторами об их творческом пути, его этапах и истории успеха.
Спит кирпич, и ему снится
Великая московская стена, ограждающая Москву по линии МКАДа, дом-звонница, башня-рудимент, имитация воды и вышивка кирпичом. Представляем проекты-победители первого всероссийского архитектурного Кирпичного конкурса, в которых традиционный материал приобретает новые выразительные качества и смелое концептуальное осмысление.
На три счета
Складной дом Brette складывается на шарнирах и укладывается на платформу грузовика. Он состоит их трех модулей, его разбирают за три часа, площадь при этом увеличивается в три раза. Дом изготовлен в Латвии и уже выдержал один переезд.
Парение свечей
Проект установки памятного знака журналистам, погибшим при исполнении профессионального долга – победившая в конкурсе работа скульптора Бориса Чёрствого, умершего в этом году, и архитекторов Алексея и Натальи Бавыкиных – не слишком типичный для современной Москвы, и поэтому актуальный и важный памятник.
Магнитные линии
Магазин на флагманском автозаправочном комплексе компании KLO строится сейчас в Киеве по проекту Dmytro Aranchii Architects.
Архсовет Москвы – 68
Архсовет, состоявшийся во вторник и отправивший на доработку проект ЖК «Слава» архитектурной компании DYER Филиппа Болла и MR Group, вызвал достаточно бурное обсуждение в сети. Рассказываем, кто и что сказал, подробнее.
Архитектурная среда и дизайн-2020
Дипломные работы выпускников кафедры «Архитектурная среда и дизайн» Института бизнеса и дизайна: двухдневный туристический маршрут, реновация биологической станции, восстановление реки и интерьер квартиры в Доме Наркомфина.
Изгибы среди деревьев
Корпус визуальных искусств в пенсильванском колледже по проекту Стивена Холла получил криволинейный план, чтобы сберечь 200-летние деревья вокруг.
«Панельный дом для богатых»
Лучшим небоскребом мира за 2018–2020 годы Немецкий музей архитектуры выбрал башни Norra tornen в Стокгольме по проекту OMA: сборный бетонный жилой комплекс, напоминающий своими модульными «кубиками» Habitat’67. Публикуем его и небоскребы-финалисты.
Конкурсный проект комбината газеты «Известия» Моисея...
Первая часть исследования «Иван Леонидов и архитектура позднего конструктивизма (1933–1945)» продолжает тему позднего творчества Леонидова в работах Петра Завадовского. В статье вводятся новые термины для архитектуры, ранее обобщенно зачислявшейся в «постконструктивизм», и начинается разговор о влиянии Леонидова на формально-стилистический язык поздних работ Моисея Гинзбурга и архитекторов его группы.
Открытая структура
В Екатеринбурге сдано в эксплуатацию здание штаб-квартиры Русской медной компании, ставшее первым реализованным в России проектом знаменитого британского архитектурного бюро Foster + Partners. Об этой во всех смыслах очень заметной постройке специально для Архи.ру рассказывает автор youtube-канала «Архиблог» Анна Мартовицкая.
Башни «Спутника»
Шесть башен в крупном жилом комплексе рядом с берегом Москвы-реки в самом начале Новорижского шоссе совмещают ответ на целый ряд маркетинговых пожеланий и рамок, предлагая простой ритм и лаконичную форму для домов, которые заказчик предпочел видеть «яркими».
Кружево и кортен
Мастерская LMN Architects построила в Эверетте на северо-западе США пешеходный мост, соединивший оторванные друг от друга городские районы. Сооружение, первоначально задуманное как часть канализационной системы, превратилось в популярное общественное пространство.
Рынок с открытым кодом
Рынок для городка Гаубулига в Гане по проекту студенческой лаборатории [applied] Foreign Affairs при Венском университете прикладных искусств получил американскую премию Architecture Masterprize в номинации «Открытие года».
Изба дель арте
Мы решили отобрать несколько объектов из шорт-листа премии АрхиWOOD и рассмотреть их поближе. Суздальский дом интересен тем, что делает своим сюжетом все еще актуальный вопрос современности: диалог старого и нового. Его можно понять как метафору современного туристического города, может быть, даже размышление о его судьбе.
Бранденбургские колоннады
На этих выходных открывается долгожданный для жителей и посетителей немецкой столицы аэропорт Берлин-Бранденбург – BER. Его архитекторы – бюро gmp, авторы закрывающегося с открытием BER Тегеля.
Точка отсчета
Здесь мы рассматриваем два ретро-объекта: одному 20 лет, другому 25. Один из них – первые в истории Петербурга таунхаусы, другой стал первым примером элитного жилья на Крестовском острове. Оба – от бюро «Евгений Герасимов и партнеры».
Деревянное будущее
Бюро Рейульфа Рамстада выиграло конкурс на проект нового крыла музея корабля «Фрам» в Осло: проект называется Framtid – «будущее».
Архитектура и ноосфера, или шесть идей для архитектора...
«Жизнь и судьба архитектурной идеи» – так называлось ток-шоу, цикл авторских выступлений архитекторов – участников АРХ-каталога, организованный в рамках деловой программы АРХ-Москвы. В нем приняли участие архитекторы Илья Заливухин, Юлий Борисов, Олег Шапиро, Константин Ходнев, Влад Савинкин и Владимир Кузьмин. Предлагаем вашему вниманию конспект дискуссии.
Облако на холме
Бюро Alvisi Kirimoto завершило реконструкцию разрушенной землетрясением музыкальной школы в итальянском Камерино. Реализовать проект удалось менее чем за 150 дней.