Креатив в «Перспективе»

На прошлой неделе в Центральном доме архитектора состоялась торжественная церемония награждения лауреатов смотра-конкурса молодых архитекторов «Перспектива – 2010».

author pht

Автор текста:
Анна Мартовицкая

27 Апреля 2010
mainImg
Смотр-конкурс «Перспектива» проводится уже в третий раз (в два года, начиная с 2006-го, чередуясь с «Золотым сечением») и за это время успел стать по-настоящему популярным среди молодых архитекторов. Секрет подобного авторитета прост: премия присуждается начинающим проектировщикам, но при оценке их работ жюри не делает никаких скидок «на возраст». Организаторы смотра вообще убеждены в том, что молодых архитекторов не существует – есть талантливые архитекторы, относительно недавно пришедшие в профессию, для которых «Перспектива» является своего рода первым отчетным рубежом, возможностью показать то, что уже сделано. Причем сделано в условиях реальной практики, будь то работа в известном архитектурном бюро, собственной мастерской или творческие искания «на вольных хлебах». «Перспектива» – это ни в коем случае не конкурс дипломных проектов, в создании которых всегда самое активное участие принимают преподаватели (для поощрения лучших выпускных работ, кстати, существует специальная премия Союза архитекторов), но абсолютно самостоятельные проекты или работы, выполненные в составе авторского коллектива. В последнем случае, конечно, ключевую роль играет степень личного вклада начинающего архитектора в объект – на смотр можно представлять лишь те разделы проекта, в разработке которых конкурсант принимал непосредственное участие, документально заверенное остальными членами авторского коллектива.

В год своего учреждения «Перспектива» была вручена практически только за постройки – жюри сняло шляпу перед теми архитекторами, которые готовы смолоду учиться реализовывать свои проекты в Москве. Фактически тогда за бортом остались десятки интересных концепций и проектных замыслов, что стало поводом для серьезной критики в адрес нового конкурса. Но как истинно молодежный смотр, «Перспектива» оказалась очень легка на подъем и всевозможные перемены: в 2008-м проекты уже оценивались наряду с постройками, а в 2010-м к участию к конкурсу допустили не только недавних выпускников, но и студентов. Правда, их работы оценивались  по отдельности, и выпускникам, в отличие от студентов, за участие в конкурсе пришлось заплатить – говоря об этом на церемонии вручения премии, организаторы явно испытывали некоторую неловкость, однако признали, что иного способа найти средства на издание каталога «Перспективы-2010» у них не было.

Еще одним нововведением этого года стало дополнительное задание, которое организаторы назвали клаузурой – всех участников конкурса попросили, помимо основных проектов, представить эскизы фирменного стиля «Перспективы», дипломов и главного приза. Но ожидания не оправдались – как разочарованно констатировали на церемонии вручения члены жюри (в этом году в него вошли Станислав Кулиш, Николай Лызлов, Александр Скокан, Андрей Таранов и Владимир Юдинцев), почти две трети участников попросту проигнорировали данное условие конкурса, и клаузуру пришлось снять с повестки дня – иначе бы «Перспектива»-2010 попросту не состоялась. Но тех, кто не поленился потратить силы на разработку фирменного стиля, жюри специально отметило. Поощрительные дипломы в этой номинации были присуждены Эрику Валееву и Алексею Рюмину, а обладательницей главного приза стала студентка 5 курса МАрхИ Марина Илюшина, которой поручено доработать фирменный стиль Смотра к весне 2012 года.

Всего в этом году в смотре-конкурсе приняли участие 39 студенческих работ и 135 работ дипломированных молодых архитекторов. Представленные проекты настолько отличаются друг от друга по типологии, масштабу и стилю, что жюри решило ограничиться выбором нескольких наиболее интересных, но не распределять между ними места на пьедестале.

В конкурсе студенческих работ лучшими были признаны проекты «Ген города» Анны Нориной, «Высокогорный стул» Марины Илюшиной и «Музей геноцида армян 24.04.1945» Ваге Казаряна. Анна Норина, заканчивающая МАрхИ в этом году, посвятила свое исследование среде обитания будущего. «Ген города» сочетает в себе все необходимые компоненты комфортного существования – от озелененных дворов и уютных общественных зон до систем сбора дождевой воды и солнечных батарей. Но главным условием существования города будущего архитектор считает человека, ставящего во главу угла любовь, эстетику и самоактуализацию – не случайно девизом своего проекта Анна Норина выбрала короткий, но емкий постулат «Жить иначе». И хотя «Ген города» разработан как градостроительная концепция по освоению пространства между Тель-Авивом и Иерусалимом, понятно, что он может быть «вживлен» в структуру любого земного города. Проект Марины Илюшиной принадлежит, скорее, к жанру городской мебели, однако решает не менее важные эстетические и социальные задачи. «Высокогорный стул» – это предложение по новому использованию двутавровых балок, которых в округе промышленного итальянского города Дарфо пруд пруди. Малоэстетичные металлические конструкции архитектор переосмыслила как опору для высокого сидения, забравшись на которое, можно любоваться живописным видом или медитировать. Сильным социальным пафосом пронизан и проект Ваге Казаряна – его музей геноцида армян совмещен с армянским культурным центром, что призвано символизировать победу искусства и творчества над любыми репрессиями.

В конкурсе работ дипломированных архитекторов призы «Перспектива – 2010» были присуждены пяти проектам. Это «Музей архитектуры» Алексея Рюмина, концепция нового типа жилья «Просто собери дом» мастерской Milk_factory (к слову, месяцем раньше этот проект был отмечен специальным дипломом Международного фестиваля архитектуры и дизайна «Под крышей дома»),  музейный комплекс «Поле Куликовской Битвы» Екатерины Каюк и Антона Любимкина (в соавторстве с С. Гнедовским и И.Бушминским), а также портфолио группы megabudka и творческого дуэта Дмитрия Александрова и Веры Гапон. На первый взгляд, работы практикующих архитекторов отличаются куда большей приземленностью и трезвой практичностью, чем поэтичные исследования студентов. Однако эта практичность не имеет ничего общего с «матерой» архитектурой – начинающим проектировщикам свойственна подлинная и безыскусная забота о конечном потребителе, будь то посетитель музея, заказчик частного коттеджа или ребенок, растущий в разведенной семье. Для последнего Дмитрий Александров и Вера Гапон придумали специальный шкаф-трансформер, способный превращаться в место для отдыха и работы: приобретаемый родителями в двух экземплярах, такой «дом в доме» обеспечит ребенку привычное окружение в квартире как мамы, так и отца.

Все лауреаты «Перспективы-2010» были награждены дипломами смотра и архитектурной экскурсией в Великобританию, а также получили право вступления в Союз московских архитекторов без прохождения комиссии по приему. В самое ближайшее время в ряды этой организации вольются десять креативных и самобытных проектировщиков, так что свою основную миссию конкурс, безусловно, выполнил. Ну, а дальнейшие перспективы его победителей уже зависят от них самих и, пожалуй, прежде всего, от их готовности сохранять свой творческий и непредвзятый взгляд на окружающую действительность.
Лауреаты «Перспективы»-2010
zooming
«Ген города». Арх.: Анна Норина
«Просто собери дом». Мастерская Milk_factory
Музейный комплекс «Поле Куликовской Битвы». Арх.: Екатерина Каюк, Антон Любимкин (в соавторстве с С. Гнедовским и И.Бушминским)
Шкаф-трансформер для детей в разведенной семье. Арх.: Дмитрий Александров, Вера Гапон
«Музей геноцида армян 24.04.1945». Арх.: Ваге Казарян


27 Апреля 2010

author pht

Автор текста:

Анна Мартовицкая
comments powered by HyperComments

Технологии и материалы

«Тихий рассвет» – цвет года по версии AkzoNobel
Созданный по итогам масштабных исследований цветовых трендов, проводящихся экспертами со всего мира, этот цвет призван запечатлеть суть того, что делает нас более человечными на заре нового десятилетия.
Разреши себе творить
Бренд DULUX выпустил новую линейку инновационных красок «Легко обновить». В нее вошло всего три продукта, но с их помощью можно преобразить весь дом или квартиру самостоятельно и всего за несколько часов.
Архитекторы из Томска создали мультикомфорт на международном...
По итогам международного архитектурного конкурса «Мультикомфорт от Сен-Гобен» проект российских студентов был отмечен специальным призом. Россия участвует в мероприятии в 8-й раз, но награду получила впервые. Рассказываем, как команде из Томска удалось реализовать концепцию мультикомфортного жилья и чем важен этот конкурс.
Tejas Borja. Революция в керамической черепице
Уникальность производства керамики Tejas Borja – в применении технологии цифровой струйной печати на поверхности черепицы, которая позволяет получить полную имитацию природных материалов: сланца, камня, дерева, цемента, мрамора и других.
Свет и тень
Панели из фиброцемента EQUITONE [linea] – современный материал, который способен вдохновить на творческий эксперимент. Он создан архитекторами, и его главные свойства: контрастная фактура, тактильность и долговечность.
Ключевой элемент
Специально для ЖК «Садовые кварталы» компания «ОртОст-Фасад» разработала материал, сочетающий силу стеклофибробетона и эстетику кирпича. Рассказываем о его особенностях и достоинствах на примере трех новых реализованных корпусов.
Живой дизайн для фасадов
Скучные однообразные фасадные решения уходят в прошлое с появлением новых дизайнерских решений от RHEINZINK: с разнообразием привлекательных вариантов дизайна любая поверхность теперь становится многомерным, несомненно, привлекающим внимание, зрелищем.

Сейчас на главной

Укрупнение
В Гостином дворе открылся очередной фестиваль «Зодчество». Под октябрьским московским солнцем спорят между собой две тенденции: прекрасного будущего и великолепного настоящего.
Между городом и вузом
В Аделаиде на юге Австралии появилась первая постройка Snøhetta на этом континенте: университетский спорткомплекс с актовым залом и открытыми лестницами-трибунами.
«Вечность» переставит всё местами
Куратором «Зодчества» 2020 года назван Эдуард Кубенский с темой «Вечность», об этом сообщил сегодня на пресс-конференции президент САР Николай Шумаков. Программа звучит смело, читайте в нашем материале.
Решетчатая «опора»
Энергоэффективное офисное здание oxxeo с несущим фасадом, одновременно работающим как солнцезащитный экран: проект Rafael de La-Hoz Arquitectos на севере Мадрида.
«Стальная змея»
Основная часть Северного вокзала Кёге, нового транспортного узла для Большого Копенгагена, – это 225-метровый пешеходный мост через шоссе и железнодорожные пути. Авторы проекта – DISSING+WEITLING architecture и COBE.
МАРШ: Fuck Context
Под руководством Наринэ Тютчевой и Екатерины Ровновой бакалавры 2018/2019 учебного года формируют свое отношение к контексту, исследуя Трехгорную мануфактуру.
И вновь о прожиточном минимуме
«Экономичное», но качественное жилье во Франкфурте-на-Майне по образцовому проекту schneider+schumacher рассчитано на арендную плату на треть ниже среднерыночной ставки в этом городе.
Наследие, экология и очень, очень плохие архитекторы
Рассматриваем восемь работ воркшопов, проведенных на «Открытом городе» и один особенно понравившийся дипломный проект студии Евгения Асса. Многие проекты затрагивают актуальные и болезненные темы современности.
Семь рецептов успеха
Участники марафона «Свое бюро» в рамках «Открытого города» рассказали/умолчали о своих удачах/неудачах. На основе их выступлений мы сформулировали семь рецептов, которые точно помогут начать карьеру.
«Скромный шедевр»
Социальный малоэтажный комплекс на сотню семей в Норидже по проекту бюро Mikhail Riches и Кэти Холи получил премию Стерлинга как лучшее здание Британии 2019 года, уникальный дом из пробки награжден как лучший небольшой проект, а национальная железнодорожная компания – как лучший заказчик.
Видный дом
Art View House на открыточном «перекрестке» Мойки и Крюкова канала – еще один эксперимент бюро «Евгений Герасимов и партнеры» с неоклассикой, а также аккуратное завершение архитектурной панорамы в центре города.
Внимание деталям
Почти 150 идей для улучшения городской среды предложили дизайнеры-участники конкурса в рамках выставки «Город: детали», которая прошла в Москве на прошлой неделе. Представляем лучшие из них.
Пресса: Как все превратится в курорт
Если вы посмотрите на мировые проекты благоустройства, то увидите: все составляющие остроту города элементы — канализация, отопление, водопровод, метро, миллионы километров проводов, автомобили, грузовики, склады, больницы, морги, милиция, военные, — все это спрятано ...
Внутренний город
Два дома на территории бывшего завода «Рассвет» – пример тонкой работы с контекстом, формой и, главное, внутренней структурой апартаментов, которая стала, без преувеличения, уникальной для современной Москвы. Они уже неплохо известны профессиональной общественности. Рассматриваем подробно.
«Оптимистическая профессия»
Дублинское бюро Grafton награждено Золотой медалью RIBA. Его основательницы, Шелли МакНамара и Ивонн Фаррелл, курировали венецианскую биеннале архитектуры-2018, а в 2008 стали первыми лауреатами гран-при WAF.
Юбилейное ожерелье
Главная площадь Якутска будет преобразована по проекту консорциума под лидерством ТПО «Резерв». Представляем проекты победителя и призеров недавно завершившегося конкурса.
«Если проанализировать их сходство, становится ясно:...
Кураторы выставки о Джузеппе Терраньи и Илье Голосове в московском Музее архитектуры Анна Вяземцева и Алессандро Де Маджистрис – о том, как миф о копировании домом «Новокомум» в Комо композиции клуба имени Зуева скрывает под собой важные сюжеты об архитектуре, политике, обмене идеями в довоенной и даже послевоенной Европе.
Экстравертный интроверт
Построив в Люблино фитнес-клуб La Salute (в переводе с итальянского «здоровье»), архитекторы бюро ASADOV оздоровили жизнь района, принесли в стандартное окружение авторскую архитектуру и полезные функции. Выразительная тектоника здания подчеркнула спортивную устремленность.
Архи-события: 30 сентября–6 октября
Интерактивная выставка-презентация «Город: детали», два новых лекционных курса в Музее архитектуры, ежегодная конференция об архитектурном образовании и карьере «Открытый город».
Пресса: Последний из главных
Президент Российской академии архитектуры и строительных наук Александр Кузьмин скончался в больнице в ночь на пятницу на 69-м году жизни. О нем — Григорий Ревзин.
Умер Александр Кузьмин
Сегодня ночью не стало Александра Викторовича Кузьмина, президента Российской академии архитектуры и строительных наук, с 1996 по 2012 годы – главного архитектора города Москвы.
Миллионы к миллионам
В Пекине открылся новый аэропорт Дасин по проекту Zaha Hadid Architects и ADP Ingénierie: стартовая «мощность» – 45 млн человек в год, в 2025 – 72 млн, затем – все сто.
Разворот к красоте
Первый приз конкурса Таллинской биеннале на концепцию ревитализации промышленной зоны получила команда российских архитекторов. Авторы разработали генплан, вдохновляясь железнодорожным поворотным кругом, и предложили застройку с «градиентом» приватных и общественных пространств.
Дорога к парку
«Братеевские телепортеры» – навес, который позволил оформить и защитить вход в одноименный парк, и получил недавно спецприз жюри АРХИWOOD. Рассматриваем проект и отчасти – дискуссию экспертов премии вокруг него.
Дом для друзей
Юбилейная, десяти лет от роду, премия АРХИWOOD присудила гран-при Николаю Белоусову за достижения, предложила одну нестандартную номинацию, а главная премия досталась Сергею Мишину за его собственный дом. Рассказываем о победителях и о церемонии.
На реке
Любопытный пример освоения «хипстерской» стилистки в ресторане-дебаркадере, расположенном в центре Ростова-на-Дону: сравнительно лаконичный фасад и крайне насыщенный интерьер.
Как в фотокамере
Недалеко от Осло по проекту BIG построен изогнутый музей-мост – в дополнение к самому крупному в Северной Европе парку скульптур.
Пресса: Как город соединит виртуальное с реальным
Интернет, как мы уже тут неоднократно обсудили, лишает город многих его преимуществ перед не-городом, но он же сделает города центрами своего всевластия и всеведения.
Холм в кольце
Смотровая терраса по проекту архитекторов WaterScales у средневекового замка на юге Испании помещает посетителей в контекст исторического ландшафта.
Савинкин & Кузьмин: «Оставить указатели, но убрать...
С 17 по 19 октября в Гостином дворе пройдёт XXVII Международный архитектурный фестиваль «Зодчество’19», главной темой которого в этом году стала «Прозрачность». О нынешней концепции и опыте организации фестиваля мы поговорили с его кураторами Владиславом Савинкиным и Владимиром Кузьминым.