На прошлой неделе в Центральном доме архитектора состоялась торжественная церемония награждения лауреатов смотра-конкурса молодых архитекторов «Перспектива – 2010».
Лауреаты «Перспективы»-2010
Смотр-конкурс «Перспектива» проводится уже в третий раз (в два года, начиная с 2006-го, чередуясь с «Золотым сечением») и за это время успел стать по-настоящему популярным среди молодых архитекторов. Секрет подобного авторитета прост: премия присуждается начинающим проектировщикам, но при оценке их работ жюри не делает никаких скидок «на возраст». Организаторы смотра вообще убеждены в том, что молодых архитекторов не существует – есть талантливые архитекторы, относительно недавно пришедшие в профессию, для которых «Перспектива» является своего рода первым отчетным рубежом, возможностью показать то, что уже сделано. Причем сделано в условиях реальной практики, будь то работа в известном архитектурном бюро, собственной мастерской или творческие искания «на вольных хлебах». «Перспектива» – это ни в коем случае не конкурс дипломных проектов, в создании которых всегда самое активное участие принимают преподаватели (для поощрения лучших выпускных работ, кстати, существует специальная премия Союза архитекторов), но абсолютно самостоятельные проекты или работы, выполненные в составе авторского коллектива. В последнем случае, конечно, ключевую роль играет степень личного вклада начинающего архитектора в объект – на смотр можно представлять лишь те разделы проекта, в разработке которых конкурсант принимал непосредственное участие, документально заверенное остальными членами авторского коллектива.
В год своего учреждения «Перспектива» была вручена практически только за постройки – жюри сняло шляпу перед теми архитекторами, которые готовы смолоду учиться реализовывать свои проекты в Москве. Фактически тогда за бортом остались десятки интересных концепций и проектных замыслов, что стало поводом для серьезной критики в адрес нового конкурса. Но как истинно молодежный смотр, «Перспектива» оказалась очень легка на подъем и всевозможные перемены: в 2008-м проекты уже оценивались наряду с постройками, а в 2010-м к участию к конкурсу допустили не только недавних выпускников, но и студентов. Правда, их работы оценивались по отдельности, и выпускникам, в отличие от студентов, за участие в конкурсе пришлось заплатить – говоря об этом на церемонии вручения премии, организаторы явно испытывали некоторую неловкость, однако признали, что иного способа найти средства на издание каталога «Перспективы-2010» у них не было.
Еще одним нововведением этого года стало дополнительное задание, которое организаторы назвали клаузурой – всех участников конкурса попросили, помимо основных проектов, представить эскизы фирменного стиля «Перспективы», дипломов и главного приза. Но ожидания не оправдались – как разочарованно констатировали на церемонии вручения члены жюри (в этом году в него вошли Станислав Кулиш, Николай Лызлов, Александр Скокан, Андрей Таранов и Владимир Юдинцев), почти две трети участников попросту проигнорировали данное условие конкурса, и клаузуру пришлось снять с повестки дня – иначе бы «Перспектива»-2010 попросту не состоялась. Но тех, кто не поленился потратить силы на разработку фирменного стиля, жюри специально отметило. Поощрительные дипломы в этой номинации были присуждены Эрику Валееву и Алексею Рюмину, а обладательницей главного приза стала студентка 5 курса МАрхИ Марина Илюшина, которой поручено доработать фирменный стиль Смотра к весне 2012 года.
Всего в этом году в смотре-конкурсе приняли участие 39 студенческих работ и 135 работ дипломированных молодых архитекторов. Представленные проекты настолько отличаются друг от друга по типологии, масштабу и стилю, что жюри решило ограничиться выбором нескольких наиболее интересных, но не распределять между ними места на пьедестале.
В конкурсе студенческих работ лучшими были признаны проекты «Ген города» Анны Нориной, «Высокогорный стул» Марины Илюшиной и «Музей геноцида армян 24.04.1945» Ваге Казаряна. Анна Норина, заканчивающая МАрхИ в этом году, посвятила свое исследование среде обитания будущего. «Ген города» сочетает в себе все необходимые компоненты комфортного существования – от озелененных дворов и уютных общественных зон до систем сбора дождевой воды и солнечных батарей. Но главным условием существования города будущего архитектор считает человека, ставящего во главу угла любовь, эстетику и самоактуализацию – не случайно девизом своего проекта Анна Норина выбрала короткий, но емкий постулат «Жить иначе». И хотя «Ген города» разработан как градостроительная концепция по освоению пространства между Тель-Авивом и Иерусалимом, понятно, что он может быть «вживлен» в структуру любого земного города. Проект Марины Илюшиной принадлежит, скорее, к жанру городской мебели, однако решает не менее важные эстетические и социальные задачи. «Высокогорный стул» – это предложение по новому использованию двутавровых балок, которых в округе промышленного итальянского города Дарфо пруд пруди. Малоэстетичные металлические конструкции архитектор переосмыслила как опору для высокого сидения, забравшись на которое, можно любоваться живописным видом или медитировать. Сильным социальным пафосом пронизан и проект Ваге Казаряна – его музей геноцида армян совмещен с армянским культурным центром, что призвано символизировать победу искусства и творчества над любыми репрессиями.
В конкурсе работ дипломированных архитекторов призы «Перспектива – 2010» были присуждены пяти проектам. Это «Музей архитектуры» Алексея Рюмина, концепция нового типа жилья «Просто собери дом» мастерской Milk_factory (к слову, месяцем раньше этот проект был отмечен специальным дипломом Международного фестиваля архитектуры и дизайна «Под крышей дома»), музейный комплекс «Поле Куликовской Битвы» Екатерины Каюк и Антона Любимкина (в соавторстве с С. Гнедовским и И.Бушминским), а также портфолио группы megabudka и творческого дуэта Дмитрия Александрова и Веры Гапон. На первый взгляд, работы практикующих архитекторов отличаются куда большей приземленностью и трезвой практичностью, чем поэтичные исследования студентов. Однако эта практичность не имеет ничего общего с «матерой» архитектурой – начинающим проектировщикам свойственна подлинная и безыскусная забота о конечном потребителе, будь то посетитель музея, заказчик частного коттеджа или ребенок, растущий в разведенной семье. Для последнего Дмитрий Александров и Вера Гапон придумали специальный шкаф-трансформер, способный превращаться в место для отдыха и работы: приобретаемый родителями в двух экземплярах, такой «дом в доме» обеспечит ребенку привычное окружение в квартире как мамы, так и отца.
Все лауреаты «Перспективы-2010» были награждены дипломами смотра и архитектурной экскурсией в Великобританию, а также получили право вступления в Союз московских архитекторов без прохождения комиссии по приему. В самое ближайшее время в ряды этой организации вольются десять креативных и самобытных проектировщиков, так что свою основную миссию конкурс, безусловно, выполнил. Ну, а дальнейшие перспективы его победителей уже зависят от них самих и, пожалуй, прежде всего, от их готовности сохранять свой творческий и непредвзятый взгляд на окружающую действительность.
«Ген города». Арх.: Анна Норина
«Просто собери дом». Мастерская Milk_factory
Музейный комплекс «Поле Куликовской Битвы». Арх.: Екатерина Каюк, Антон Любимкин (в соавторстве с С. Гнедовским и И.Бушминским)
Шкаф-трансформер для детей в разведенной семье. Арх.: Дмитрий Александров, Вера Гапон
«Музей геноцида армян 24.04.1945». Арх.: Ваге Казарян
|