Размещено на портале Архи.ру (www.archi.ru)

20.03.2009

Интерьеры на Брестской

Анна Герасименко

19 марта в Доме на Брестской открылся XI международный фестиваля архитектуры и дизайна интерьера «Под крышей дома…». В прошлом году он обитал на Крымском валу, а сейчас опять развернулся на своем привычном месте, где, по словам организаторов, к фестивалю вернулся его привычный рабочий характер.

«Дом-А»
«Дом-А»

Безусловно, посетителю бросается в глаза некоторая, как сейчас принято говорить, «антикризисная» скромность нынешнего фестиваля по сравнению даже с прошлогодним, проведенным тогда, из-за ремонта здания, «в гостях у Третьяковки». Да и частые разговоры о кризисе, особенно – натужно-веселые утверждения о том, что архитектура, дескать, жива-здорова, нагнетают обстановку. Но в целом проекты-то показаны в основном докризисные, в этом заключается инерция любой архитектурной выставки, даже интерьерной – показывают то, что делалось несколько раньше, и следовательно, «срез» реальности отстает от сегодняшнего дня примерно на полгода. Так что пока можно наблюдать не увядание, и не борьбу за выживание, и уж точно не ростки нового, а скорее – остатки хорошей жизни.

Как обычно, главным залом фестиваля стал «Зал макета», где выставлены планшеты и интерьеры-инсталляции. В соседних коридорах, ведущих в еще один небольшой зал, хлипкой перегородкой разделенный на лекционную и выставочную зоны, расположилась основная часть проектов-конкурсантов в той или иной номинации. Все участвующие в конкурсе фестиваля работы, как дома, так и интерьеры, можно разделить на 2 группы: интерьеры и особняки «для заказчика», старательно отделанные, напоенные светом и воздухом – словом, такие, где жить приятно и легко. И концептуальные проекты, немного «сырые» по сравнению с предыдущими и скорее всего не имеющие будущего, но настолько увлекательные и отличные от первой группы, что у их планшетов постоянно толпятся архитекторы и дизайнеры, с умным видом изучающие краткие описания замыслов.

Среди таких концептуальных проектов – Дом Стихий, в основу планировки которого положены земля, вода, воздух, огонь и, что характерно, дух. Каждой из стихий  посвящена своя зона в доме, а соединяющим звеном, по замыслу авторов, стало дерево в пятиугольном колодце внутреннего двора. Проект «Дом-А», планировка которого буквально решена в виде буквы «А», выделяется среди других работ необычным скругленным фасадом. По мере понижения рельефа фасад заостряется, тем самым визуально и технически решая проблему перепада высот.

Еще один – уже реализованный – проект Дом над оврагом, похож на архитектурное воплощение кубизма и в разных ракурсах вызывает ассоциации либо с экспериментами авангарда 20-х годов (в частности, с домом Шрёдер), либо со зданием Министерства дорог в Тбилиси, либо с домами периода расцвета архитектурного минимализма.

Среди проектов жилых домов особое место занимает работа архитектурного бюро 625, где в основной объем под разным углом врезаны экраны в ослепительно-белых рамах. Получилось что-то этакое, похоже то ли на Заху Хадид, то ли на утрасовременную микроволновку.

Хотя нельзя сказать, чтобы кризис совсем не чувствовался. На его фоне почему-то стала особенно актуальной экологичная архитектура, которую все теперь считают способной сохранить на только природные, но и материальные ресурсы. Что странно – вроде бы современные способы сохранения окружающей среды это штука недешевая, а наоборот, очень даже дорогая, что в автомобилестроении, что в архитектуре. Дешевое сохранение окружающей среды возможно только если пожертвовать комфортом и слиться с природой по-серьезному. Но до этого кризис пока не дошел, и все как будто бы надеются, что не дойдет. Пока что преобладают схемы и теории, опора всякой надежды на лучшее. И вот уже полгода как экологичные, да и просто природно-подобные проекты числятся в разряде антикризисных.

Экологическая тема нашла воплощение в проекте дома на Клязьминском Водохранилище ПТАМ Виссарионова, который, как живой организм, состоит из органических форм, похожих на клетки, а вздымающиеся арки-навесы на фасадах создают ощущение, что дом дышит. Проект Дома-Сада, максимально открытого и стремящегося слиться с окружающей средой, предусматривает для этого большие остекленные площади фасадов, а также их частичное озеленение, чтобы создать естественный переход от интерьера в окружающее пространство.

Среди представленных на фестивале интерьеров есть и тематические, и ультрасовременные, встречаются также и более традиционные с каменными каминами и мебелью под старину. Совершенно иного качества – интерьер Лаборатории Виртуальной архитектуры, который как нельзя лучше подходит к определению «нелинейная парадигма», здесь нет ни одной прямой линии, пространство становится текучим, нелинейным, и уж конечно, непривычным.

Интерьерный фестиваль на Брестской может похвастаться длинной историей. Он помнит конец 1990-х, когда интерьер и загородный дом еще был едва ли не единственным пристанищем для многих творческих личностей. С тех пор мы пережили строительный бум, личности перешли от малых частных заказов к домам, а в последние годы все больше к проектам кварталов, микрорайонов и новых городов. Интерьеры стали всем как-то меньше интересны. Пока осенью все это пиршество внезапно не оборвалось. Многие архитекторы пребывают в растерянности; кто-то ждет улучшения, кто-то ждет наступления «дна». Пока что выставки сохраняют инерцию лета 2008.
Но не исключено, что вскоре интерьер опять станет прибежищем для многих – тогда и от фестиваля надо будет ждать чего-то новенького.

Фестиваль продлится до 23 марта; 23 марта будут награждены победители конкурса.

Дом Стихий
Дом Стихий
«Дом над оврагом»
«Дом над оврагом»
Проект дома Бюро 625
Проект дома Бюро 625
«Эко-Дом» ПТАМ Виссарионова
«Эко-Дом» ПТАМ Виссарионова
Дом-Сад
Дом-Сад
Интерьер терминала «Внуково»
Интерьер терминала «Внуково»