Архип пошел в большую архитектуру

В четверг в здании Академии наук, как всегда торжественно, вручали премию «Архип 2008», которая с прошлого года окончательно утвердилась в своем международном статусе. В этом году вручение проходило в рамках «Русского дня архитектуры» и приросло новой, архитектурной, номинацией Здание / сооружение. Награда досталась норвежским архитекторам за театр в Осло. А самым оригинальным событием вечера стало вручение премии проекту «Апельсин» – из рук Давида Саркисяна.

mainImg
Премия «Архип», учрежденная в 2002 году журналом «Салон», несколько лет была наградой для российских мастеров дизайна интерьера и архитекторов частных жилых домов, вполне профессионально занимая «салонную» нишу. Однако с тех пор, как два года назад ИД «Салон-пресс» вошел в медиа-холдинг РБК, премия последовательно и настойчиво расширяется. В прошлом году ее объединили с сопутствующими конкурсами и с «Интерьер Шоу», проходящим в Манеже. А также объявили международной, наградив дом, спроектированный сыном Алваро Сиза. Хотя иностранные проекты на «Архипе» награждали и раньше, но раньше это делалось в рамках специальной номинации.
В этом году круг событий расширился – присоединились несколько выставок, а также посвященная кризису конференция и лекция гарвардского профессора Петера Эбнера, и получился «Русский день архитектуры». Который на этот раз отделился от «Интерьер-шоу» – оно пройдет в Манеже неделей позже (с 26 ноября). Правда, лекция состоялась на 10 дней раньше собственно «дня архитектуры» – но так или иначе, а торжественное мероприятие «Салон-пресс» обладает теперь всеми признаками серьезного архитектурного фестиваля – лекцией иностранца, конференцией по недвижимости, студенческим конкурсом и – это главное – архитектурной номинацией в рамках премии «Архип». Пройдена еще одна ступенька, и вот перед нами новая архитектурная премия.
Церемония вручения, на этот раз проходившая в здании РАН, как всегда, оказалась оригинально срежиссированным представлением. Оно начиналось в фойе, где среди гостей вдруг бродили трехметровые актеры на ходулях, в костюмах, напоминающих персонажей итальянской комедии дель-арте. Потом фантасмагорические фигуры переместились на сцену для вручения наград. В перерывах между награждениями звучали оперные арии, демонстрировались цирковые трюки, впрочем, довольно-таки захватывающие. Интрига с присуждением главной архитектурной премии, как ей и полагается, разрешилась лишь в конце, когда ведущие церемонии Вадим Верник и Татьяна Арно попросили Сергея Киселева объявить главных героев вечера. Ими оказались норвежцы – Крейг Дайкерс, Таралл Лундевалль и Кьетиль Тредаль Торсен из бюро Snohetta, которые получили премию за проект театра оперы и балета в Осло. Вскрывая конверт, Сергей Киселев выразил надежду, что предчувствия его не обманули, поскольку такую архитектуру сложно не заметить.
Удостоившееся «Архипа» здание действительно красиво – театр, расположенный на окруженной водой платформе, похож на что-то частично затонувшее, накренившееся, но не пошедшее ко дну. Эдакий образец сдержанного скандинавского модернизма, затронутого современным скашиванием (снаружи) и искривлением (внутри). Вроде бы взорвали, но не до конца – когда взрывают в темпераментной Испании, то получается Бильбао, а тут, на севере, все сдержаннее, и взрыв тоже – не очень страшный, можно подумать, что он произошел в нижних отсеках этого псевдо-корабля. И пропорции – гармоничные, и линии скошены деликатно, а в интерьере модернистская оригинальность традиционным для скандинавов образом соседствует с теплым деревом. Так что победу Снохетты надо признать вполне справедливой.
Еще одна постройка удостоилась так называемого приза Общественного совета – его получил Николай Шумаков за Живописный мост, уникальный инженерный объект, т.к. поставлен он, во-первых, не поперек, а вдоль реки, а во-вторых, имеет, как известно, ресторан на высоте 100 метров. И когда весь мост дрожит, пол ресторана остается неподвижным, что, как заверил Шумаков, проверено недавними испытаниями с наполненной рюмкой, откуда в ходе опыта не выплеснулось ни капли.
Победители остальных трех, привычных для «Архипа» разделов выбирались, как и в прошлом году, по двум номинациям – традиции и новаторство. Автором лучшего индивидуального жилого дома в традиционном стиле стал Алексей Розенберг, который, по его собственным словам, «всю жизнь считал себя махровым авангардистом».
В номинации Жилой дом / новация, среди 17 претендентов из Японии, Италии, Эстонии, России, Чили, Норвегии и других стран жюри отдало предпочтение японскому архитектору Ясухиро Ямашита за проект частной резиденции «Отражение минерала» в Токио. Как заметил присутствующий на церемонии Александр Асадов, «частный дом всегда больше чем постройка, это портрет хозяина, архитектора и времени, в нем аккумулировано все, что было до, и он является посланием в будущее…». Дом Ямашито напоминает по форме кристалл, грани которого становятся оконными и дверными проемами. Внешность его вызывающе-современна, хотя в то же время дом следует за традиционным японским подходом к обустройству жилья – он занимает крошечный клочок земли, абсолютно интравертен и в то же время необыкновенно изобретателен в использовании пространства.
Среди номинантов раздела Общественный интерьер / традиция были представлены только российские объекты. По большей части – рестораны, что, вероятно, связано с национальной тягой к вкусной и дорогой еде. Однако премию присудили не за ресторан, а за офис, спроектированный Татьяной Борониной и Надеждой Неслуховской, который авторы, как выяснилось на церемонии, проектировали для себя. Среди инновационных проектов жюри отметило берлинскую стоматологическую клинику компании Graft (авторы Ларс Крюкеберг, Грегор Хохайзель, Алехандра Лилло, Томас Виллемайт, Вольфрам Путц) – за скульптурный оранжево-желтый интерьер, призванный, видимо, отвлечь посетителей клиники от неприятных мыслей.
В разделе Жилой интерьер / традиция наградили нидерландского архитектора Марникса Ван Дер Меера за нестандартную операцию по реконструкции здания бывшей церкви в Утрехте под частные апартаменты. Более предсказуемым стал выбор в номинации Новаторство, где жюри указало на проект пентхауса в Монте-Карло, Монако, созданный известным минималистом Клаудио Сильвестрином.
Но самым оригинальным награждением вечера оказался специальный приз журнала «Домус» проекту «Апельсин» Нормана Фостера – герой нешуточной общественной борьбы последних шести месяцев. Но главная изюминка состояла не в том, что русский «Домус», одно из изданий учредителей премии, ИД «Салон-Пресс», наградил этот громкий проект, а в том, что награду привелось вручать директору музея архитектуры Давиду Саркисяну – одну из тех, кто активно участвовал в борьбе с «Апельсином». Видимо, ощущая нелепость ситуации, директор музея прокомментировал награду, сообщив собравшимся, что он награждает проект «за то, что он был самым обсуждаемым. И добавил, оглядываясь на стоящего рядом представителя «Интеко»: «а чего б не вручить, как дом он хорош, только не на этом месте…».
В рамках «Архипа 2008» уже не в первый раз проводился международный архитектурный конкурс среди студентов, проектировавших частный загородный дом для «звезды». Кандидатуру можно было выбрать среди таких хэдлайнеров нынешних рейтингов популярности, как Уго Чавес, Николай Валуев, Пэрис Хилтон, Вадим Верник, Сергей Брин, Гус Хиддинг, Мерлин Менсон и др. В жюри, несмотря на явно ироничный тон всей этой затеи, вошли, в числе прочих, известные архитекторы – Оскар Мамлеев, Евгений Асс, Александр Бродский, Николай Лызлов. Как заметил Оскар Мамлеев, судить мешала одиозность фигур «заказчиков», относиться к некоторым из которых без сарказма было просто невозможно. Поэтому чем ядовитей был дан образ в проекте, тем больше он нравился. Все три премии получили студенты МАрхИ. Первую – Виктор Крылов и Артем Стаборовский, придумавшие дом-пещеру для Николая Валуева. Вторую – Леонид Слонимский за дом-пирамиду для Уго Чавеса. Третью – Шамсудин Керимов и Павел Пришин за умный и простой дом «Google-телепорт» для Сергея Брина.
Итак, новый этап развития премии «Архип», не утратив гламурной торжественности церемонии, подарил нам «плавающий» норвежский музей в качестве главного лауреата новой архитектурной номинации. И слова организаторов о том, что российские архитекторы сильнее в традициях, а западные – в новациях. И радость по поводу того, что в рамках премии начинают звучать имена таких мировых звезд, как Стивен Холл и Клаудио Сильвестрин, а значит, премия приобретает высокий международный уровень.
Само по себе развитие российской международной премии – наверное, факт приятный. Однако есть что-то странное в награждении иностранцев. Это сравнительно новая тенденция последних лет – взять да и наградить иностранца. В России сначала изучали и копировали иностранцев, потом приглашали иностранцев на конкурсы (правда, не очень успешно), теперь вот награждают иностранцев. В том, чтобы наградить Снохетту, нет ничего героического, это очень известное бюро – их новые работы, по идее, должны быть хорошо известны, в том числе и членам жюри. Поэтому важно понять, как эти международно-российские награды воспринимаются извне, а это пока не очень ясно. Но вот последнее, что следует делать так это делить архитекторов на россиян-традиционалистов и иностранцев-новаторов. Хотя по материалам «Архипа» именно так, собственно, и выходит.

В фотографиях проектов – победителей студенческого конкурса «Дом для звезды – 2008» были допущены ошибки в подписях. Исправления внесены. Приносим извинения участникам и победителям конкурса.
Члены жюри конкурса «Дом для звезды». Фото Натальи Коряковской
Вручение спец приза от журнала «Домус»
Номер под названием «Черный куб»
Вручение главной награды коллективу из Норвегии.
Здание/сооружение. Крейг Дайкерс, Таралл Лундевалль и Кьетиль Тредаль Торсен из бюро Snohetta за проект театра оперы и балета в Осло.
Здание/сооружение. Крейг Дайкерс, Таралл Лундевалль и Кьетиль Тредаль Торсен из бюро Snohetta за проект театра оперы и балета в Осло.
Индивидуальный жилой дом - новаторство. Ясухиро Ямашита. Проект частной резиденции «Отражение минерала» в Токио.
Общественный интерьер – новация. Стоматологическая клиника в Берлине. Компания Graft (Ларс Крюкеберг, Грегор Хохайзель, Алехандра Лилло, Томас Виллемайт, Вольфрам Путц).
Общественный интерьер – новация. Стоматологическая клиника в Берлине. Компания Graft (Ларс Крюкеберг, Грегор Хохайзель, Алехандра Лилло, Томас Виллемайт, Вольфрам Путц).
Дом для звезды. I место. Виктор Крылов и Артем Стаборовский. Дом Валуева.
Дом для звезды. I место. Виктор Крылов и Артем Стаборовский. Дом Валуева.
Дом для звезды. II место. Леонид Слонимский. Дом Уго Чавеса.
Дом для звезды. III место. Шамсудин Керимов и Павел Пришин. Дом Сергея Брина
Дом для звезды. Григорий Малицкий. Дом–пещера для Николая Валуева.
Дом для звезды. Григорий Малицкий. Дом–пещера для Николая Валуева.

23 Ноября 2008

Похожие статьи
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Больше стиля
Градостроительный совет во второй раз рассмотрел проект застройки бывшего Мытного двора – теперь им занимается мастерская «Евгений Герасимов и партнеры», которая для новых корпусов предложила пять трактовок исторических стилей от английской классики до а-ля рюс. Эклектика не всем пришлась по душе, однако превалировало настроение привести наконец в порядок территорию за забором.
Пара театралов
Градостроительный совет Петербурга высоко оценил проект дома на проспекте Римского-Корсакова, который должен заменить советскую диссонируюущую постройку. «Студия 44» предложила соответствующие исторической части города габариты и выразительное фасадное решение, разделив дом на «женскую» и «мужскую» секции. Каскады эркеров дополнит мозаика по мотивам иллюстраций Ивана Билибина.
Конкурс: плата за креатив?
Со дня на день ждем объявления результатов конкурса группы «Самолет» на участок в Коммунарке. А пока делимся впечатлениями главного редактора Юлии Тарабариной – ей удалось провести паблик-толк, который технически был посвящен взаимодействию девелопера и архитекторов, а получился разговором о плюсах и минусах конкурсной практики.
Мандариновый рай
Выставка Москомархитектуры в Центре Зотов апеллирует непосредственно к эмоциям зрителей и выстраивает из них цепочку наподобие луна-парка или квест-рума, с большой плотностью и интенсивностью впечатлений. Характерно, что нас ведут от ностальгии и смятения с озарению и празднику, совершенно китчевому, в исполнении главных кураторов. Похоже, через праздник придется пройти всем.
Теория невероятности
Выставка «Русское невероятное» в Центре Зотов красивая и парадоксальная. Современная тенденция сопоставлять разные периоды, смешивать, да и что там, удивлять, здесь доведена до определенной степени апогея. Этакий новый способ исследования, очень творческий, похож на тотальную инсталляцию. Как будто с нами играют в исследование конструктивизма. О линейной истории искусства тут, конечно, сложно говорить. Может быть, даже о спиральной сложно. О дискретной, из отражений, может, и да.
Простор для погружения
Новая постоянная экспозиция Музея Москвы, которая открылась для посещения неделю назад, именно что открывает простор для изучения истории города, и даже выстраивает его последовательно «по полочкам» и «пластам»: от общеобразовательного, увлекательного, развлекательного – до серьезного, до открытого хранения. Это профессионально как на уровне науки, у экспозиции много квалифицированных консультантов, так и на уровне работы с аудиторией. Авторы экспозиции Кирилл Асс и Надежда Корбут.
Музей архитекторов: локация – невесомость
Выставка Museum loci, открывшаяся в Музее архитектуры – огромная, хотя и занимает всего два этажа Флигеля-Руины. В основном специально для нее 59 архитекторов сделали объект или рисунок с размышлением о музее архитектуры, иногда очень определенным, но чаще – креативно-обобщенным. Таких больших выставок объектов от архитекторов не то что давно не было, но, кажется, не было вообще. Если тема и подходы интересны, то «залипнуть» в залах Руины можно надолго. Рассказываем подробно, в том числе о том, как правильно произносить название (спойлер: без разрешения сюда прокрался даже бог Локи).
Стеклянный потолок
Еще один проект, рассмотренный на Градостроительном совете Петербурга, – IT-кластер по проекту бюро Intercolumnium в районе Стеклянного городка. Его планируют строить на месте снесенных зданий сталинской эпохи, которые не были признаны ценными. Проект получил свою долю критики, но в целом был оценен положительно.
Такие разные исследования
Конкурс «Исследуй город», организованный в этом году Институтом Генплана Москвы, – не типичный для архитектурной среды. Зато он хорошо отвечает специфике работы градостроительной институции. Лучшим оказалось исследование современных жилых комплексов, где авторы совместили градостроительный подход с риелторским, выработав третий вариант. Также исследовали: общественные центры, мотивацию владения автомобилем и вакантность жилого фонда. Пятый участник сошел с дистанции. Рассказываем обо всех четырех работах.
За плечами Нобеля
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома от бюро «А2»: он займет участок рядом с памятниками промышленной архитектуры и повлияет на панораму Выборгской набережной. Эксперты высоко оценили рисовку фасадов, но предложили поработать с силуэтом и композицией.
Что такое китч
Новая выставка в Ruarts Foundation – про исследование китча. Сначала на него откликаются современные художники, тут собраны работы с начала 1990-х до нашего времени из порядка 15 коллекций, представительная выборка, есть известные. Затем – куратор, со своим множеством цитат, тоже китчует в некотором роде. Как-то в исследование вплелась и архитектура, и тоска по классике, и новостройки. Так что такое китч? Да проще рассказать, чем он не является.
Эволюция по плану
Бюро ASADOV презентовало павильон микрокультурного общественного Эвицентра: места для всестороннего развития, мастерклассов и гимнастики. Но еще, он же – прообраз загородного дома, наследник «Лоскутка», масштабируемый в несколько раз и изготавливаемый на заводе из CLT-панелей. Но и это еще не все. Это старт девелоперского проекта от архитектурного бюро (sic!). Архитекторы ищут партнеров для развития как маленьких эви-поселков, так и новых эви-городов, рассчитанных, по словам Андрея Асадова, на «эволюционное» развитие личностей, которые будут их населять.
Зодчество 2024: семеро
Как уже говорилось, в этом году главные награды «Зодчества» не присуждены. Рассуждаем, почему так, фантазируем на тему возможных форматов судейства – как бы было хорошо, как бы было здорово… Вместо двух наград получилось семь: их состав тоже интересен. Публикуем полный список лауреатов XXXIII фестиваля.
Начало новой жизни
ЦСИ Винзавод объявляет о начале переосмысления архива, собранного за время его работы на протяжении 17 лет. Архив и библиотека будут доступны для исследователей, обещан сайт и ежегодные выставки. Первая открылась сейчас в Зале красного: интерьер уподоблен лаборатории будущего анализа, но базируется это высказывание на христианской и дионисической теме умирания / оплакивания / возрождения, тесно связанной с вином. Прямо таки пара «Архитектуре духа».
И свет, и тень
Сегодня последний день работы выставки «Открытого города» в Руине Музея архитектуры. Там атмосферная экспозиция кураторов: Александра Цимайло и Николая Ляшенко, – почти как это бывает в иерархии многих церквей – подчинила себе информацию о проектах воркшопов. Но получилось красиво, этакий храм новой реальности понимания духа. И много – 13 участников. Такая, знаете ли, особенная дюжина.
Новые проекты в малых городах
Показываем отчет о паблик-токе «Большие амбиции малых городов», предоставленный его организаторами. Среди проектов – два для Палеха, по одному для Наро-Фоминска и Зеленоградска
В поисках клада
Бюро GAFA совместно с Tegola и Архитайл в рамках воркшопа фестиваля Москомархитектуры «Открытый город» организовало экспедицию на карельский остров Кильпола. Там, среди мхов и скал, студенты искали ответ на вопросы – что такое сакральное, где оно живет, чем питается? В этом участникам помогали ландшафтный инженер Евгений Левин и художник Николай Рерих, а также лось и отсутствие сотовой связи. Рассказываем, как всё было.
Ледокол Баумана
На прошедшей неделе Сергей Кузнецов показал журналистам кампус МГТУ имени Н.Э. Баумана. Мы хотели сделать по итогам показа репортаж – а получился репортажище, пространный в унисон с масштабом новой Технологической долины на Яузе. Рассказываем об экскурсии, структуре «долины» и особенностях ее архитектурного образа. Нам показалось, что авторы тут стремились к архетипическим формам современности. Их тут немало, и в общем, и в частностях. К примеру, все фасады стеклянные – подчиненные особенной форме, или нет... Но не только.
Земля в иллюминаторе
Здание аэропорта на Камчатке спроектировано итальянским архитектором. Одного этого факта достаточно, чтобы им заинтересоваться. Форма уподоблена кальдере вулкана, но напоминает космический корабль из старого кино. А середину аэропорта занимает 5-звездочный отель, и возможно, смотреть и на Камчатку, и на здание нового терминала надо начинать именно оттуда. Рассматриваем новый аэропорт Камчатки с разных сторон: функциональной, типологической, конструктивной, – и в контексте творчества его автора Клаудио Сильвестрина.
Время молодых
Чтобы найти нестандартный ответ на непростой вопрос нужно использовать нестандартные инструменты. Например, провести архитектурный хакатон и дать молодым архитекторам возможность предложить в рамках «Дней архитектуры» Новосибирска свои варианты решения задачи, над которой не один год бьются маститые профессионалы.
Утка, арка и трилистник
Второй проект, который обсуждался на петербургском градсовете – концепция развития территории на берегу реки Утка. Бюро Евгения Подгорнова предожило цепочку из трех разнохарактерных объемов, чем разделило мнение экспертов.
Дни и дела
Новосибирские «Дни архитектуры» были приурочены к 90-летию регионального отделения САР, но ретроспективное посвящение не помешало реализации живой, открытой и актуальной программы, переосмысливающей миссию Союза как площадки и медиатора диалога всех участников архитектурных процессов в городе. Размышляем, почему удалось устроить такой примечательно живой фестиваль, рассказываем истории главных архитекторов города, показываем преображенный кинотеатр «Победа», где всё и проходило. Завидуем, по-хорошему, Сибири.
Сити у СКА
Петербургский градсовет рассмотрел проект делового центра рядом со СКА Ареной. «Студия 44» обратилась к одному из узнаваемых приемов: восемь башен скомпонованы в «регулярную» композицию, перемежаясь с квадратами скверов и площадей. Мнения экспертов довольно ожидаемо разделились.
Наука + искусство = фестиваль
Начал работу шестой фестиваль паблик-арта «Здесь и сейчас». В этом году его объекты расположились в Инновационном центре «Сколково», чтобы продемонстрировать связь между наукой и искусством. Организаторы фестиваля из Парка «Зарядье» составили арт-маршрут, следуя которому, можно сделать собственный вывод о необходимости такого взаимодействия.
Словоформы
Архитекторы ATRIUM любят амбициозные задачи, вот и тридцатилетие бюро отмечают выставкой, смело играя со словарем в слова. Они погружают свои проекты и – важнее – многочисленные объекты, в некий собственный глоссарий, как в поток. Течешь тут, как по венам чистого искусства, то и дело касаясь, то вертикального города, то образовательных пространств, на которых архитекторы собаку съели, то идентичности места. Но больше всего подкупает то, что Вера Бутко и Антон Надточий утверждают, в том числе своей выставкой: архитектура – это прежде всего искусство, искусство работы с формой и пространством.
Прибытие на склад
Градсовет Петербурга рассмотрел терминал высокоскоростной железнодорожной магистрали, который начнут строить уже в этом году на подступах к Московскому вокзалу. Несмотря на то, что проект одобрен большинством голосов, эксперты были далеки от восторга: архитектура показалась им компромиссной, а транспортные решения – недальновидными.
Офис vs галерея
Градсовет Петербурга рассмотрел проект многоэтажной галереи на Выборгской набережной и нашел, что она скорее будет использоваться как офисное здание, которому не хватит парковочных мест. Критику также вызвала арка главного входа и отсутствие реакции на соседнее здание мануфактуры, построенное по проекту Василия Косякова.
Монастырь вместо вокзала?
В Твери много лет разрушается Речной вокзал, произведение специфического ответвления архитектуры 1930-х – легкое, градостроительно значимое здание-акцент на берегу реки. В 2017 году его центральная часть обрушилась, затем появились планы переноса вокзала для восстановления Отроча монастыря – а сейчас его собираются снять с госохраны, лишить статуса регионального ОКН. Остался один день, чтобы написать возражение. Поучаствуете?
Как-то вечером патриции
Репортаж с Архстояния 2024. Сегодня знаменитый никола-ленивецкий архитектурный фестиваль начал свою работу. Мы поискали на нем архитектуру, немного наскребли. Но музыки, тусковки и общения со зрителями заметно больше. Самая интересная новость из вчерашних: следующее Архстояние будет курировать Василий Бычков, основатель и директор Экспо-Парка, проводящего Арх Москву. Кажется, мы стали свидетелями большой коллаборации.
Пресса: Конкурс широкого диапазона. Объявлены лауреаты Архитектурной...
В этом году в седьмой раз проходил международный конкурс «Архип», основанный в 2002 году Издательским домом «Салон-пресс». 20 ноября в Большом концертном зале «Академический» Российской Академии наук состоялась торжественная церемония награждения победителей конкурса – обладателей Ахитектурной Премии-2008, а также победителей выделенного в отдельную программу студенческого конкурса «Дом для звезды».
Пресса: Какой будет архитектура после кризиса?
20 ноября в Москве в Большом концертном зале "Академический" Российской академии наук состоялась 7-я церемония награждения лауреатов международной архитектурной премии "АрхиП-2008". В этом сезоне острой приправой к ежегодному "блюду", рассчитанному на гурманов от архитектуры, традиционно подававшемуся на фоне российского строительного бума, послужил мировой финансовый кризис.
Архип пошел в большую архитектуру
В четверг в здании Академии наук, как всегда торжественно, вручали премию «Архип 2008», которая с прошлого года окончательно утвердилась в своем международном статусе. В этом году вручение проходило в рамках «Русского дня архитектуры» и приросло новой, архитектурной, номинацией Здание / сооружение. Награда досталась норвежским архитекторам за театр в Осло. А самым оригинальным событием вечера стало вручение премии проекту «Апельсин» – из рук Давида Саркисяна.
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.