23.11.2008

Архип пошел в большую архитектуру

В четверг в здании Академии наук, как всегда торжественно, вручали премию «Архип 2008», которая с прошлого года окончательно утвердилась в своем международном статусе. В этом году вручение проходило в рамках «Русского дня архитектуры» и приросло новой, архитектурной, номинацией Здание / сооружение. Награда досталась норвежским архитекторам за театр в Осло. А самым оригинальным событием вечера стало вручение премии проекту «Апельсин» – из рук Давида Саркисяна.

информация:

Члены жюри конкурса «Дом для звезды». Фото Натальи Коряковской
Члены жюри конкурса «Дом для звезды». Фото Натальи Коряковской

Премия «Архип», учрежденная в 2002 году журналом «Салон», несколько лет была наградой для российских мастеров дизайна интерьера и архитекторов частных жилых домов, вполне профессионально занимая «салонную» нишу. Однако с тех пор, как два года назад ИД «Салон-пресс» вошел в медиа-холдинг РБК, премия последовательно и настойчиво расширяется. В прошлом году ее объединили с сопутствующими конкурсами и с «Интерьер Шоу», проходящим в Манеже. А также объявили международной, наградив дом, спроектированный сыном Алваро Сиза. Хотя иностранные проекты на «Архипе» награждали и раньше, но раньше это делалось в рамках специальной номинации.

В этом году круг событий расширился – присоединились несколько выставок, а также посвященная кризису конференция и лекция гарвардского профессора Петера Эбнера, и получился «Русский день архитектуры». Который на этот раз отделился от «Интерьер-шоу» – оно пройдет в Манеже неделей позже (с 26 ноября). Правда, лекция состоялась на 10 дней раньше собственно «дня архитектуры» – но так или иначе, а торжественное мероприятие «Салон-пресс» обладает теперь всеми признаками серьезного архитектурного фестиваля – лекцией иностранца, конференцией по недвижимости, студенческим конкурсом и – это главное – архитектурной номинацией в рамках премии «Архип». Пройдена еще одна ступенька, и вот перед нами новая архитектурная премия.

Церемония вручения, на этот раз проходившая в здании РАН, как всегда, оказалась оригинально срежиссированным представлением. Оно начиналось в фойе, где среди гостей вдруг бродили трехметровые актеры на ходулях, в костюмах, напоминающих персонажей итальянской комедии дель-арте. Потом фантасмагорические фигуры переместились на сцену для вручения наград. В перерывах между награждениями звучали оперные арии, демонстрировались цирковые трюки, впрочем, довольно-таки захватывающие. Интрига с присуждением главной архитектурной премии, как ей и полагается, разрешилась лишь в конце, когда ведущие церемонии Вадим Верник и Татьяна Арно попросили Сергея Киселева объявить главных героев вечера. Ими оказались норвежцы – Крейг Дайкерс, Таралл Лундевалль и Кьетиль Тредаль Торсен из бюро Snohetta, которые получили премию за проект театра оперы и балета в Осло. Вскрывая конверт, Сергей Киселев выразил надежду, что предчувствия его не обманули, поскольку такую архитектуру сложно не заметить.

Удостоившееся «Архипа» здание действительно красиво – театр, расположенный на окруженной водой платформе, похож на что-то частично затонувшее, накренившееся, но не пошедшее ко дну. Эдакий образец сдержанного скандинавского модернизма, затронутого современным скашиванием (снаружи) и искривлением (внутри). Вроде бы взорвали, но не до конца – когда взрывают в темпераментной Испании, то получается Бильбао, а тут, на севере, все сдержаннее, и взрыв тоже – не очень страшный, можно подумать, что он произошел в нижних отсеках этого псевдо-корабля. И пропорции – гармоничные, и линии скошены деликатно, а в интерьере модернистская оригинальность традиционным для скандинавов образом соседствует с теплым деревом. Так что победу Снохетты надо признать вполне справедливой.

Еще одна постройка удостоилась так называемого приза Общественного совета – его получил Николай Шумаков за Живописный мост, уникальный инженерный объект, т.к. поставлен он, во-первых, не поперек, а вдоль реки, а во-вторых, имеет, как известно, ресторан на высоте 100 метров. И когда весь мост дрожит, пол ресторана остается неподвижным, что, как заверил Шумаков, проверено недавними испытаниями с наполненной рюмкой, откуда в ходе опыта не выплеснулось ни капли.

Победители остальных трех, привычных для «Архипа» разделов выбирались, как и в прошлом году, по двум номинациям – традиции и новаторство. Автором лучшего индивидуального жилого дома в традиционном стиле стал Алексей Розенберг, который, по его собственным словам, «всю жизнь считал себя махровым авангардистом».

В номинации Жилой дом / новация, среди 17 претендентов из Японии, Италии, Эстонии, России, Чили, Норвегии и других стран жюри отдало предпочтение японскому архитектору Ясухиро Ямашита за проект частной резиденции «Отражение минерала» в Токио. Как заметил присутствующий на церемонии Александр Асадов, «частный дом всегда больше чем постройка, это портрет хозяина, архитектора и времени, в нем аккумулировано все, что было до, и он является посланием в будущее…». Дом Ямашито напоминает по форме кристалл, грани которого становятся оконными и дверными проемами. Внешность его вызывающе-современна, хотя в то же время дом следует за традиционным японским подходом к обустройству жилья – он занимает крошечный клочок земли, абсолютно интравертен и в то же время необыкновенно изобретателен в использовании пространства.

Среди номинантов раздела Общественный интерьер / традиция были представлены только российские объекты. По большей части – рестораны, что, вероятно, связано с национальной тягой к вкусной и дорогой еде. Однако премию присудили не за ресторан, а за офис, спроектированный Татьяной Борониной и Надеждой Неслуховской, который авторы, как выяснилось на церемонии, проектировали для себя. Среди инновационных проектов жюри отметило берлинскую стоматологическую клинику компании Graft (авторы Ларс Крюкеберг, Грегор Хохайзель, Алехандра Лилло, Томас Виллемайт, Вольфрам Путц) – за скульптурный оранжево-желтый интерьер, призванный, видимо, отвлечь посетителей клиники от неприятных мыслей.

В разделе Жилой интерьер / традиция наградили нидерландского архитектора Марникса Ван Дер Меера за нестандартную операцию по реконструкции здания бывшей церкви в Утрехте под частные апартаменты. Более предсказуемым стал выбор в номинации Новаторство, где жюри указало на проект пентхауса в Монте-Карло, Монако, созданный известным минималистом Клаудио Сильвестрином.

Но самым оригинальным награждением вечера оказался специальный приз журнала «Домус» проекту «Апельсин» Нормана Фостера – герой нешуточной общественной борьбы последних шести месяцев. Но главная изюминка состояла не в том, что русский «Домус», одно из изданий учредителей премии, ИД «Салон-Пресс», наградил этот громкий проект, а в том, что награду привелось вручать директору музея архитектуры Давиду Саркисяну – одну из тех, кто активно участвовал в борьбе с «Апельсином». Видимо, ощущая нелепость ситуации, директор музея прокомментировал награду, сообщив собравшимся, что он награждает проект «за то, что он был самым обсуждаемым. И добавил, оглядываясь на стоящего рядом представителя «Интеко»: «а чего б не вручить, как дом он хорош, только не на этом месте…».

В рамках «Архипа 2008» уже не в первый раз проводился международный архитектурный конкурс среди студентов, проектировавших частный загородный дом для «звезды». Кандидатуру можно было выбрать среди таких хэдлайнеров нынешних рейтингов популярности, как Уго Чавес, Николай Валуев, Пэрис Хилтон, Вадим Верник, Сергей Брин, Гус Хиддинг, Мерлин Менсон и др. В жюри, несмотря на явно ироничный тон всей этой затеи, вошли, в числе прочих, известные архитекторы – Оскар Мамлеев, Евгений Асс, Александр Бродский, Николай Лызлов. Как заметил Оскар Мамлеев, судить мешала одиозность фигур «заказчиков», относиться к некоторым из которых без сарказма было просто невозможно. Поэтому чем ядовитей был дан образ в проекте, тем больше он нравился. Все три премии получили студенты МАрхИ. Первую – Виктор Крылов и Артем Стаборовский, придумавшие дом-пещеру для Николая Валуева. Вторую – Леонид Слонимский за дом-пирамиду для Уго Чавеса. Третью – Шамсудин Керимов и Павел Пришин за умный и простой дом «Google-телепорт» для Сергея Брина.

Итак, новый этап развития премии «Архип», не утратив гламурной торжественности церемонии, подарил нам «плавающий» норвежский музей в качестве главного лауреата новой архитектурной номинации. И слова организаторов о том, что российские архитекторы сильнее в традициях, а западные – в новациях. И радость по поводу того, что в рамках премии начинают звучать имена таких мировых звезд, как Стивен Холл и Клаудио Сильвестрин, а значит, премия приобретает высокий международный уровень.

Само по себе развитие российской международной премии – наверное, факт приятный. Однако есть что-то странное в награждении иностранцев. Это сравнительно новая тенденция последних лет – взять да и наградить иностранца. В России сначала изучали и копировали иностранцев, потом приглашали иностранцев на конкурсы (правда, не очень успешно), теперь вот награждают иностранцев. В том, чтобы наградить Снохетту, нет ничего героического, это очень известное бюро – их новые работы, по идее, должны быть хорошо известны, в том числе и членам жюри. Поэтому важно понять, как эти международно-российские награды воспринимаются извне, а это пока не очень ясно. Но вот последнее, что следует делать так это делить архитекторов на россиян-традиционалистов и иностранцев-новаторов. Хотя по материалам «Архипа» именно так, собственно, и выходит.

Вручение спец приза от журнала «Домус»
Вручение спец приза от журнала «Домус»
Номер под названием «Черный куб»
Номер под названием «Черный куб»
Вручение главной награды коллективу из Норвегии.
Вручение главной награды коллективу из Норвегии.
Здание/сооружение. Крейг Дайкерс, Таралл Лундевалль и Кьетиль Тредаль Торсен из бюро Snohetta за проект театра оперы и балета в Осло.
Здание/сооружение. Крейг Дайкерс, Таралл Лундевалль и Кьетиль Тредаль Торсен из бюро Snohetta за проект театра оперы и балета в Осло.
Здание/сооружение. Крейг Дайкерс, Таралл Лундевалль и Кьетиль Тредаль Торсен из бюро Snohetta за проект театра оперы и балета в Осло.
Здание/сооружение. Крейг Дайкерс, Таралл Лундевалль и Кьетиль Тредаль Торсен из бюро Snohetta за проект театра оперы и балета в Осло.
Индивидуальный жилой дом - новаторство. Ясухиро Ямашита. Проект частной резиденции «Отражение минерала» в Токио.
Индивидуальный жилой дом - новаторство. Ясухиро Ямашита. Проект частной резиденции «Отражение минерала» в Токио.
Общественный интерьер – новация. Стоматологическая клиника в Берлине. Компания Graft (Ларс Крюкеберг, Грегор Хохайзель, Алехандра Лилло, Томас Виллемайт, Вольфрам Путц).
Общественный интерьер – новация. Стоматологическая клиника в Берлине. Компания Graft (Ларс Крюкеберг, Грегор Хохайзель, Алехандра Лилло, Томас Виллемайт, Вольфрам Путц).
Общественный интерьер – новация. Стоматологическая клиника в Берлине. Компания Graft (Ларс Крюкеберг, Грегор Хохайзель, Алехандра Лилло, Томас Виллемайт, Вольфрам Путц).
Общественный интерьер – новация. Стоматологическая клиника в Берлине. Компания Graft (Ларс Крюкеберг, Грегор Хохайзель, Алехандра Лилло, Томас Виллемайт, Вольфрам Путц).
Дом для звезды. I место. Виктор Крылов и Артем Стаборовский. Дом Валуева.
Дом для звезды. I место. Виктор Крылов и Артем Стаборовский. Дом Валуева.
Дом для звезды. I место. Виктор Крылов и Артем Стаборовский. Дом Валуева.
Дом для звезды. I место. Виктор Крылов и Артем Стаборовский. Дом Валуева.
Дом для звезды. II место. Леонид Слонимский. Дом Уго Чавеса.
Дом для звезды. II место. Леонид Слонимский. Дом Уго Чавеса.
Дом для звезды. III место. Шамсудин Керимов и Павел Пришин. Дом Сергея Брина
Дом для звезды. III место. Шамсудин Керимов и Павел Пришин. Дом Сергея Брина
Дом для звезды. Григорий Малицкий. Дом–пещера для Николая Валуева.
Дом для звезды. Григорий Малицкий. Дом–пещера для Николая Валуева.
Дом для звезды. Григорий Малицкий. Дом–пещера для Николая Валуева.
Дом для звезды. Григорий Малицкий. Дом–пещера для Николая Валуева.

Комментарии
comments powered by HyperComments

ссылки:

последние новости ленты:

Архитекторы – партнеры Архи.ру:

  • Левон Айрапетов
  • Илья Машков
  • Сергей Орешкин
  • Дмитрий Ликин
  • Юлия Тряскина
  • Александр Асадов
  • Николай Миловидов
  • Никита Бирюков
  • Станислав Белых
  • Евгений Герасимов
  • Екатерина Кузнецова
  • Антон Бондаренко
  • Андрей Романов
  • Кристина Павлова
  • Игорь Шварцман
  • Никита Явейн
  • Сергей Скуратов
  • Андрей Гнездилов
  • Алексей Гинзбург
  • Александр Бровкин
  • Андрей Асадов
  • Даниил Лоренц
  • Павел Андреев
  • Всеволод Медведев
  • Владимир Ковалёв
  • Наталия Шилова
  • Владимир Плоткин
  • Сергей Кузнецов
  • Тотан Кузембаев
  • Арсений Леонович
  • Александр Попов
  • Валерия Преображенская
  • Анатолий Столярчук
  • Михаил Канунников
  • Марк Сафронов
  • Сергей Чобан
  • Полина Воеводина
  • Зураб Басария
  • Антон Яр-Скрябин
  • Иван Кожин
  • Карен Сапричян
  • Олег Мединский
  • Василий Крапивин
  • Екатерина Грень
  • Валерий Лукомский
  • Александр Порошкин
  • Юлий Борисов
  • Юрий Сафронов
  • Олег Шапиро
  • Антон Надточий
  • Наталья Сидорова
  • Наталия Порошкина
  • Сергей Труханов
  • Александра Кузьмина
  • Олег Карлсон
  • Константин Ходнев
  • Сергей Сенкевич
  • Роман Леонидов
  • Рустам Керимов
  • Иван Рубежанский
  • Андрей Ромашов
  • Илья Уткин
  • Александр Скокан
  • Вероника Дубовик
  • Дмитрий Васильев
  • Антон Лукомский
  • Никита Токарев
  • Вера Бутко
  • Наталия Зайченко
  • Татьяна Зульхарнеева

Постройки и проекты (новые записи):

  • Концепция территории «Парка будущих поколений»
  • Edison House
  • Гостиница с апартаментами и подземной автостоянкой в Электрическом переулке (2014)
  • Концепция развития территории завода «Красный треугольник»
  • Жилой комплекс «LVIII»
  • МФК с жилыми помещениями для временного проживания на ул. Ивана Франко
  • Дом нового формата
  • Дом Chkalov
  • Сад Баумана. Детская площадка

Технологии:

25.04.2019

Игра отражений

Шесть художественных эффектов, которых можно добиться в архитектуре с помощью зеркальных композитных панелей ALUCOBOND® naturAL Reflect.
ALUCOBOND®
24.04.2019

FunderMax: для людей, которые создают

В конце февраля в центра дизайна ARTPLAY открылся шоу-рум компании FunderMax.
Материалы FunderMax
09.04.2019

Сценография футбола как Звездные войны

Интерьер стадиона ФК «Краснодар» сочетает, казалось бы, несочетаемое: острый футуризм и вечную классику. За будущее отвечает акриловый камень HI-MACS® в сочетании и сопоставлении с представителем традиции, натуральным травертином.
LG Hausys
05.04.2019

Бруталистский трансформер

Композитные панели ALUCOBOND® Vintage с фактурой патинированного бетона в проекте голландского загородного дома.
ALUCOBOND®
28.03.2019

Европейские системы ограждений «ZABOR–MODERN.RU» для России

Новый взгляд нa привычные вещи. Забор, как визитная карточка дома.
Zabor Modern
другие статьи