«denkmal, Россия – Москва»: итоги выставки

21-23 октября 2021 в Гостином Дворе, Москва состоялась международная специализированная выставка по сохранению, реставрации, использованию, популяризации культурного наследия, редевелопменту и музейным технологиям «denkmal, Россия – Москва».
Предоставлено пресс-службой выставки «denkmal, Россия – Москва»

Архитектура выставки включила комплексную деловую программу по актуальным вопросам отрасли, конкурсную и вечернюю программу, а также масштабную выставочную экспозицию.
 
Торжественное открытие
 
Событие взяло старт с обхода выставочной экспозиции официальной делегацией. В обходе приняли участие Бургомистр Лейпцига по городскому развитию и градостроительству Томас Динберг, Первый заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.Н. Ломакин, заместитель Председателя Московской городской Думы, руководитель московского отделения российского исторического общества С.В. Орлов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Германии в Российской Федерации Геза Андреас фон Гайр, Чрезвычайный и Полномочный Посол Мексиканских Соединенных Штатов в Российской Федерации Норма Берта Пенсадо Морено, Заместитель директора Департамента государственной охраны культурного наследия Министерства культуры Российской Федерации Г.И. Сытенко, директор Лейпцигской ярмарки Маркус Гайзенбергер, президент НК ИКОМОС России, заместитель руководителя Департамента культурного наследия города – главный археолог г. Москвы Л.В. Кондрашев. Участники делегации познакомились со стендами компаний и их проектами, пообщались с гостями выставки и проследовали на торжественное открытие, где произнесли напутственные слова гостям, экспонентам, а также участникам конкурсной программы.
 
Второй день выставки также был ознаменован приездом Министра Правительства Москвы, руководителя Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы Сергея Евгеньевича Черемина, который посетил выставочную экспозицию мероприятия, ознакомился со всеми центральными стендами и провел встречи с представителями немецких компаний.
 
Пленарная сессия выставки
 
Одно из центральных событий первого дня – пленарная сессия «Объекты культурного наследия в контексте современного города. Актуальные методы приспособления объектов». В рамках сессии были рассмотрены перспективы развития отрасли, международный опыт сохранения и регенерации объектов культурного наследия, современные возможности для перепрофилирования памятников архитектуры, а также спорные точки и моменты данной работы. Так, например, Президент девелоперской компании Sminex Алексей Тулупов поделился мыслями о проблемах реставрации и строительства в исторической городской среде.
 
В 2021 году компания PWC провела международное исследование «Наследие в большом городе», в рамках которого специалисты сравнили и проанализировали, как работают с культурным наследием в пяти крупнейших европейских столицах: Лондоне, Берлине, Париже, Риме и Москве. Об этом рассказала модератор сессии Ксения Повещенко, директор практики оказания услуг государственным органам и публичным организациям PWC. Лондон – безоговорочный лидер по количеству объектов культурного наследия (19 603). Москва отстает от британской столицы более чем вдвое (8278 ОКН), но занимает второе место. В Берлине почти столько же культурных объектов – 8218. В Риме насчитывается 4587 ОКН, в Париже – всего 2 235.
 
Заместитель председателя Московской городской думы Степан Орлов поделился важными цифрами непосредственно о российской столице: «Московская программа реставрации – одна из крупнейших в мире. По последним итогам этой программы, абсолютное большинство памятников истории и культуры – 95%! – находятся в хорошем или удовлетворительном состоянии. Это очень достойный показатель, особенно если учесть, что в 2011 году таковых было 66%».
 
Об опыте Германии в реставрации исторических объектов, их приспособлении и интеграции в современную городскую среду рассказал бургомистр по вопросам развития и градостроительства города Лейпциг Томас Динберг. В Лейпциге используются специальные методы стимулирования, среди которых финансирование со стороны местных властей и федерального правительства, налоговые льготы (в 2020 году их общая сумма составила около 70 млн евро), внешняя поддержка частных инициатив.
 
Заместитель руководителя Департамента культурного наследия города Москвы Юлия Логинова поделилась самыми яркими московскими кейсами, которые были реализованы в отреставрированных объектах культурного наследия с точки зрения функционального назначения. Это Северный речной вокзал с сохранением исторической функции, «Депо», которое из заброшенной трамвайной станции превратилось в крупнейший европейский фудмаркет. Место ожило благодаря правильно подобранной функции объекта. В Доме Наркомфина удалось сохранить подлинные элементы отделки и историческую функцию (жилой дом).
 
Один из самых значимых объектов редевелопмента в Москве за последние годы – ГЭС- 2 на Болотной набережной. Директор фонда современного искусства V-A-C Тереза Иароччи Мавика рассказывает о первых впечатлениях от работы над проектом: «Когда мы зашли на электростанцию, мы были поражены ее красотой. Но из-за того, что здание было закрыто для людей, эта красота не жила. Мы поставили перед собой цель оживить это место, вернуть его на карту города». Руководитель дирекции иностранных объектов и объектов культурного наследия Проектного бюро АПЕКС Анастасия Надеева поделилась результатами проекта: «Мне повезло – я участвовала в проекте с самого начала. Это очень сложное инженерное сооружение, которое превратилось в красивый элемент благоустройства города, где будет приятно проводить время». Пока посмотреть здание изнутри нельзя: открытие нового культурного пространства в ГЭС-2 запланировано на 4 декабря.
 
Заместитель директора департамента строительства концерна «КРОСТ» Алексей Кузнецов рассказал об опыте компании в храмовом строительстве: более 50 храмов – как восстановленных и отреставрированных, так и построенных с нуля. Он отметил, что историческую архитектуру можно сочетать с новыми технологиями и современными материалами.
 
Работа над сохранением культурного наследия не ограничивается Москвой. В 2021 году Гатчина стала столицей Ленобласти, что дало нужный толчок для активизации программ по реставрации и сохранению культурного наследия. Заместитель председателя Правительства Ленинградской области, председатель Комитета по сохранению культурного наследия Владимир Цой рассказал, где обустроят правительственный квартал, и анонсировал центр новой городской культуры под кодовым предварительным названием Molzavod.
 
Еще несколько зарубежных кейсов реставрации и приспособления объектов культурного наследия к современным нуждам разобрали вице-президент Национального комитета ИКОМОС (Венгрия) Гергели Надь и председатель правления Фонда культуры Лейпцига Вольфганг Хокель. Гергели Надь рассказал об опыте Будапешта, некоторые исторические районы которого в свое время пришли в запустение (в частности, Еврейский квартал), но в последние годы вновь оживают. Вольфганг Хокель поделился кейсами из Германии. Например, Хафенсити в Гамбурге знают многие, а похожий пример ревитализации портовой промзоны в прогрессивный квартал в Лейпциге – Плагвиц – куда меньше известен за пределами Германии.
 
Деловая программа выставки: основные выводы и итоги
 
Деловая программа «denkmal, Россия – Москва» охватила три дня выставки и включила свыше 60 сессий и более 200 спикеров из России и из-за рубежа. Темы сессий и обсуждений затронули актуальные вопросы и вызовы отрасли, главные итоги которых изложены ниже.
 
На круглом столе «Благоустройство исторической среды: баланс наследия и современности», где обсуждалась тема формирования облика города и определения свойств городской среды, Ольга Великая, руководитель отдела маркетинга ПАО «ИНГРАД», поделилась опытом в области синергии культурного наследия с «новоделом» на примере благоустройства ткацкой шерстоткацкой фабрики «Октябрь» XIX века в долине реки Сетунь. «Объект культурного наследия окружен со всех сторон очень высокими жилыми зданиями. Казалось бы, он потерялся на фоне новодела. Но на самом деле здесь все сделано для того, чтобы жители не испытывали недостатка в инфраструктуре». Как отметил спикер, ныне производство закрыто. Фабрика «Октябрь» всегда была успешной и даже инновационной, а также популярной и востребованной – даже Кремль часто заказывал ткани и костюмы именно там. Поэтому в ходе благоустройства в объекты ввели символически изображения нитей и рисунка ткани. Территорию фабрики поделили на две части: зону общения и игровую зону. Игровой зоне также придали исторические черты, чтобы дети могли прикоснуться к наследию.
 
О реконструкции зданий и взаимопроникновении исторического с современным на территории Москвы рассказала Ната Татунашвили, архитектор, основатель бюро NOWADAYS office, автор проекта реставрации дома «Абрикосов» от MR Group. «Для нас главное в реконструкции – не имплементация чего-то нового и чуждого, чего не было прежде, а скорее интеллектуальное исследование среды, нахождение её качеств и нового варианта их использования – даже если мы говорим о подножном мусоре». Как нельзя лучше иллюстрирует её слова проект «Противочувствие», который посвящен «московскости» и основан на образах, впечатлениях. Мы ведем диалог современной русской архитектуры с исторической – отказались от историзмов и попыток симулировать, подыгрывать, изображать какой-то стиль».
 
Где находится баланс между прибылью и сохранением наследия, обсуждали на конференции «Современная старина: возможности редевелопмента для работы с историческими объектами». В рамках сессии спикеры обсудили способы переосмысления старых построек и их адаптацию под современные требования, а также риски при работе с историческими зданиями. На последнюю тему высказался руководитель проекта ГК «Пионер» Сергей Богдановский, рассказывая о том, как при строительстве многоэтажных жилых домов в отдаленном московском районе Свиблово ГК «Пионер» неожиданно обнаружил во дворе будущих 32-этажных домов объекты культурного наследия: стены фабрики купца Кожевникова. В итоге было принято и успешно реализовано решение фабрику реставрировать, в ее стенах разместить частный детский сад и кафе. «Риски и вызовы были безумными: пойма Яузы каждую весну затапливает нашу каланчу. Тогда мы подняли жилой комплекс, организовав вокруг каланчи подземный паркинг. Мы понимали, что статус жилых домов резко повышается, когда прямо дворе есть объект культурного наследия. Даже в ЦАО мало кто из девелоперов возьмется за объект культурного наследия, а уж в Свиблово и подавно. И уж тем более с ценами пандемии. Но нам, похоже, удалось найти ту золотую середину по соединению сохранения культурного наследия с экономикой».
 
Проблемы строительства и реставрации храмов обсуждали на конференции «Сохранение объектов культурного наследия религиозного значения». Так, например, в судьбе 50 храмов Москвы и Московской области принял участие концерн «КРОСТ». Эту информацию сообщил участникам конференции Алексей Кузнецов, пояснив, что речь идет в основном о строительстве, но также и о реставрации, реконструкции. Особую гордость концерна составляют Храм Покрова Пресвятой Богородицы при ФСБ России, церковь Пантелеимона Целителя при Центральном клиническом госпитале ФСБ РФ, храм в честь Иверской иконы Божией Матери при в/ч ВВ МВД РФ и главный храм Росгвардии в Балашихе. «Считаю очень правильным и перспективным направлением в нашей работе применение современных материалов, – подчеркнул спикер. Особенно стеклофибробетона – декоративного материала, который мы используем на рельефах фасада. Этот материал превосходит по прочности натуральный камень, хотя мы применяем и традиционные для строительства церквей материалы: камень, медь, мозаику, дуб, металлическую кровлю». Собравшиеся отметили, что история каждого объекта уникальна, невозможно создать типовой проект реставрации храма, однако обмен опытом помогает принимать любые вызовы. 
 
Практические вопросы оформления документов и окупаемости при работе с объектами культурного наследия обсуждались на круглом столе «Памятник для инвестора: примеры эффективных проектов и решений». Главный принцип работы – соблюдение баланса всех участников строительства отметила Анна Урейская, директор по градостроительному регулированию и внешним связям Capital Group. По статистике прошлого года, примерно половину проектов сохранения культурного наследия финансирует государство, и половину – инвесторы. Чтобы построить выгодный для инвестора объект и сохранить историческое наследие, нужно понимать, что современный город одновременно динамично развивается и хочет сохранять старое. Это совместить очень трудно. «Объект с культурным наследием похож на ящик Пандоры», – пошутила спикер и привела в качестве позитивного примера проект Capital Group – МФК «Золотой остров» на Болотной и Софийской набережных. «Мы понимали, что эта застройка будет располагаться в буферной зоне Московского Кремля. Передали исследование и отчет о проделанной работе в ЮНЕСКО, разработали проекты аварийных мероприятий, включили их в активную городскую среду – да, это возможно. Мы гордимся тем, что объект представляет собой целостную композицию, выполнена сложная задача сохранить ансамбль пивоваренного завода, создать парк, проницаемость, общественные пространства. Как достичь в проекте выгоды? Это возможно, если подходить комплексно к реализации проекта и делать качественный продукт».
 
Проблемы выбора оптимальных технологических решений обсуждали на конференции «Развитие реставрационной отрасли: современные технологии и перспективы». Алексей Харитонов, заместитель генерального директора ГК «АЖИО» по науке отметил, что важна пошаговая реализация комплексного подхода в реставрационном материаловедении. «Этих шагов три: комплексное обследование зданий и сооружений, изыскательские работы и проектирование; разработка, производство и поставка необходимых для реализации проекта материалов, производство работ по реставрации, отделке, строительству. Оценка эффективности материалов и технологий». Спикер призвал к созданию общероссийской практики в химико-технологических решениях и созданию общих требований к контролю качества, поскольку пока все изменения хранятся только в авторских документациях.
 
Продолжая тему развития отрасли, Специалист по развитию и сопровождению бизнеса в части построений сбытовой и коммерческой инфраструктуры производственных компаний ЗХК «Невская палитра» ТМ «Краски Фридлендеръ», Александр Кузмин, рассказал о технологических подходах в окрашивании фасадов и внутренних помещений. «Технологический подход, в нашем понимании, представляет собой пошаговое обследование: оценка состояния памятника, поиск оптимальной технологии производства материалов и технологии производства работ», – заявил докладчик. «Разумеется, должны быть соблюдены базовые правила: при минусовых температурах водные краски наносить нельзя. К выбору цвета тоже нужно подходить скрупулезно. Согласно аналитике запросов ЛКМ для ОКН, полученных компанией «Краски Фридлендеръ» 54% приходится на белый цвет, 20% – на желтый, песочный и его оттенки, 14% – на коричневый и его оттенки. Наверное, при реставрации большое разнообразие палитры и не нужно, – сказал спикер, – Но наш технологический императив состоит в том, что необходимо проводить спектральный анализ цветов с учетом освещения».
 
В рамках деловой программы была затронута тема работы с разными материалами. Например, на конференции «Технологии реставрации натурального камня на объектах культурного наследия» обсудили, как один из наиболее часто встречающихся материалов позволяет сохранить исторический облик многих значимых объектов. Из главных вопросов необходимо отметить обследование памятников перед непосредственной работой с ними. С этой темой выступил Алексей Снедков, директор ООО «Сириус Проект», который отметил проблему неполного исследования. Так, например, «основной процесс состоит из четырёх параметров: историко-архивные исследования, натурные исследования, лабораторные исследования и анализ всей информации (выводы и рекомендации к реставрационным работам). Но, кроме химико-технологических исследований, мы проводим также инженерные замеры. Поэтому у нас есть возможность совмещать разные методы анализа, чтобы посмотреть на объект с разных сторон и представить более полную картину перед началом эффективной работы», – заключил спикер.
 
Вопрос использования ПВХ-окон и других современных материалов при работе с историческими зданиями обсудили на дискуссионной панели «Новые технологии и старые здания: возможности и границы использования». Андрей Окулов, руководитель Технического отдела компании VEKA Rus отметил в России тенденцию использования типовых окон. Тем временем, технология современных окон ПВХ позволяет сделать многое: она обеспечивает тепловую защиту, безопасность, шумоизоляцию, они экологичны и содержат элементы Smart House, не имеют ограничений по цвету, форме. «Технологии производства развиваются и применять их для реставрационных работ возможно. Визуально ПВХ отличит от дерева только специалист, а при этом ПВД намного долговечнее».
 
Как обеспечить современное развитие города и сохранить при этом уникальное историческое и культурное наследие Москвы, обсуждали на круглом столе «От реновации жилья к стратегии городского развития». Программа реновации вдохнет новую жизнь в районы, которые рискуют стать гетто, считает сопредседатель Фонда «Московский центр урбанистики «Город» Алексей Расходчиков. Она позволит решить одну из проблем современного мегаполиса – постепенное увядание старых заводских районов и спальных районов, построенных в 80-е годы прошлого века. Их развитие – вопрос ближайших лет. «Невозможно создать реализуемую стратегию в масштабе района, если она не учитывает интересы жителей, если они не готовы в ней участвовать», – подчеркнул спикер.
 
Продолжая тему стратегии городского развития, главный архитектор ГК «Моспроект-3» Дмитрий Сухов сказал: «Нужно придумать историю там, где ее нет. В месте, где отсутствуют архитектурные памятники, может пролегать овраг, ручей, могут жить интересные люди. Например, район Измайлово у меня ассоциируется с сиренью, потому что там обыграли Сиреневый бульвар, можно провести линию сирени через весь район». Рассуждая об айдентике, спикер отметил, что культовых зданий не может быть много, нужно стремиться к цифре 10%. Иногда достаточно связать разные части района дорожками для велосипедов и самокатов.
 
denkmal awards: определены лучшие архпроекты и компании, работающие с ОКН
 
22 октября 2021 состоялся гала-вечер по случаю награждения победителей denkmal awards – первой международной премии, поощряющей компании, которые вкладывают свои силы, душу и накопленные знания в сохранение, приспособление под современное использование и реставрацию объектов культурного наследия. Премия учреждена в рамках международной выставки «denkmal, Россия-Москва».
 
Торжественное открытие вечера прошло под приветствия Министра Правительства Москвы, руководителя Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы Сергея Евгеньевича Черемина и Бургомистра Лейпцига по городскому развитию и градостроительству Томаса Динберга.
 
«Мы проводим выставку «denkmal, Россия-Москва» на протяжении десяти лет в содружестве с немецкими коллегами. За этот срок в Москве произошли грандиозные изменения, потому его можно считать настоящей исторической эпохой. Этот период отличается динамичным развитием нашей столицы, которое, в том числе, стимулирует выставка. Благодарю всех причастных к этому событию, а также к реставрационной отрасли в целом», – отметил Сергей Евгеньевич Черемин.
 
«Я рад, что в эти сложные времена мы смогли провести выставку в режиме реального времени. Несмотря на непростые условия, выставка дала нам возможность коммуникации и общения», – сказал Томас Динберг. Выступающий поблагодарил гостей вечера и пригласил всех на выставку denkmal в Лейпциг в следующем году. Сергей Евгеньевич Черемин, со своей стороны, принял приглашение от лица Правительства Москвы.
 
Победители премии denkmal awards 2021:
 
Основные номинации:
 
«Лучший проект реставрации и приспособления под современное использование» – победитель Девелоперская компания Sminex с проектом восстановления ансамбля детской больницы имени Святой Ольги;
 
«Лучший проект строительно-реставрационных работ храмового комплекса» – победитель Концерн КРОСТ за реставрацию храма Софии Премудрости Божией на Лубянке;
 
«Лучший объект реставрации с интеграцией в проект жилой недвижимости» – победитель компания Capital Group с жилым кварталом «Золотой»;
 
«Лучшие проектные решения, демонстрирующие бережное отношение к реставрации» – победитель компания MR Group, объект «Абрикосов»;
 
«Лучшее проведение архитектурно-строительных и инженерных работ, с применением информационного моделирования объектов капитального строительства, демонстрирующих бережное отношение к археологическому культурному слою» – победитель компания Моспроект-3 со строящейся станцией Сокольнической линии «Новомосковская»
 
«Лучший проект в области реконструкции и восстановления социальных объектов в г. Москва» – победитель Группа компаний Pioneer, объект «Суконная фабрика Кожевникова, Корпус для машины Берта»
 
Специальные номинации:
 
«Комплексный подход к сохранению археологического наследия» – победитель девелоперская группа компаний ИНТЕКО, Объект «Ильинский квартал»;
 
«Комплексный подход к сохранению исторической среды на объекте» – победитель компания ГАЛС;
 
«Плодотворная работа по сохранению и популяризации особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации» – победитель Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» с объектом «Ансамбль Новодевичьего монастыря»
 
«Лучшее проектное бюро, работающее с объектами культурного наследия» – победитель Проектное бюро АПЕКС.
 
За развитие традиций реставрационной школы и вклад в международное сотрудничество в деле сохранения культурного наследия было награждено Правительство Москвы.
 
За активное участие и поддержку выставки «denkmal, Россия-Москва» был награжден Магистрат Лейпцига.
 
В этом году повестка выставки «denkmal, Россия-Москва» уделяет особое внимание сохранению исторического и культурного наследия, архитектурного облика городов – в частности, Москвы. В рамках этого направления была создана премия denkmal awards, главная цель которой -стимулирование отрасли в будущем. Ведь, как известно, только сохраняя прошлое, можно построить устойчивое будущее.
 
Конкурсная программа «denkmal, Россия-Москва»
 
23 октября 2021 были завершены масштабные соревнования «Молодые реставраторы». Участникам было дано конкурсное задание в пяти номинациях:
 
– Реставрация каменной и кирпичной кладки;
– Реставрация станковой живописи;
– Реставрация произведений из дерева;
– Реставрация металлической кровли;
– Реставрация лепного декора и штукатурок.

Высококвалифицированное жюри с представителями из Италии, Германии и России оценивало работы участников. Президент НК ИКОМОС России, Заместитель руководителя Департамента культурного наследия города Москвы – главный археолог города Москвы Леонид Кондрашев, после подведения итогов соревнований отметил, что все участники показали уровень не начинающих специалистов, а уже состоявшихся реставраторов.

Победителями стали:

Номинация «Реставрация каменной и кирпичной кладки»
1 место – Смыслова Анастасия;
2 место – Свердликова Анастасия;
3 место -  Шалыгина Юлия.

Номинация «Реставрация станковой живописи»:
1 место – Литвиненко Екатерина;
2 место – Борг Черубин;
3 место -  Петрищева Елизавета.
 
Номинация «Реставрация произведений из дерева»:
1 место – Шандыба Дарья, Гулжигит Бек;
2 место – Сухомлинов Артем, Журман Алексей;
3 место – Журавлев Иван, Панов Даниил;
 
Номинация «Реставрация металлической кровли»:
1 место – Воронин Боч, Москва;
2 место – Федоров Савелий;
3 место – Иванов Егор.

Номинация «Реставрация лепного декора и штукатурок»:
1 место – Милешин Никита, Дубинин Егор;
2 место – Спирин Степан, Кожевников Роман;
3 место – Чернова Екатерина, Степанова Анастасия.
 
Лучший стенд «denkmal, Россия-Москва»

В рамках выставки был организован конкурс «Лучший стенд». Победителей определили гости выставки: в течение трех дней на сайте было открыто народное голосование.
 
23 октября на Центральном Стенде были объявлены победители конкурса. Лучшие стенды по мнению гостей выставки были награждены дипломами в различных номинациях:
  • Стенд ЗХК «Невская палитра» и «Краски Фридлендеръ» получил звание «Самый яркий стенд»;
  • Компания Sminex получила диплом в номинации «Лучший макет реализации проекта»;
  • Проектное бюро АПЕКС завоевало титул «Самый стильный дизайн стенда»;
  • Компания ILN GROUP by IL NATUR представила на стенде аналог каучуковых скульптур из сада Les Jardins d’Étretat и взяла победу в номинации выставки «Instagram-сенсация»;
  • Стенд компании ИНТЕКО победил в номинации «Самый концептуальный стенд»;
  • MR GROUP был отмечен как «Самый технологичный стенд»;
  • Стенд АУИПИК стал лучшим в номинации «Сохранение культурного наследия»;
  • Правительство Москвы одержало победу в номинации «Самый прогрессивный стенд»;
  • Стенд ГлавУпДК при МИД России стал победителем в номинации «Лучшее отраслевое решение».
Международная специализированная выставка по сохранению, реставрации, использованию, популяризации культурного наследия, редевелопменту и музейным технологиям «denkmal, Россия – Москва» проводится каждые два года, начиная с 2011 г., в российской столице организуется двумя партнерами – ИКОМОС Россия и Лейпцигер Мессе Интернациональ ГмбХ – и основывается на опыте Лейпцигской ярмарки в организации ведущей европейской выставки по реставрации, охране памятников и санации исторических зданий denkmal. Мероприятие традиционно проходит под патронажем ЮНЕСКО и при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Правительства Москвы, Магистрата Лейпцига и объединяет на своей площадке свыше 3 500 участников отрасли.
 
Генеральные партнеры выставки: Компания Sminex, ЗХК «Невская палитра» и «Краски Фридлендеръ», Capital Group, Компания «ПИК»;
 
Стратегические партнеры выставки: Проектное бюро «АПЕКС», Компания «Интеко», ГК «Пионер», ГК «Моспроект-3», ГК «Галс-Девелопмент»;
 
Официальные партнеры выставки: Донстрой, MR GROUP, Концерн КРОСТ;
 
Партнер конференции деловой программы: Компания VEKA Rus;
 
Официальные партнёры соревнований «Молодые реставраторы»: ПАО «Инград», ООО «Баумит», ООО «Сириус проект».
 

02 Ноября 2021

Похожие статьи
Отзовись, Атлантида!
Платформа IDOARCH, специализирующаяся на конкурсах архитектурных идей, подвела итоги соревнования «Переосмыслить Эльбскую филармонию». На почетном втором месте – студентки МАРХИ. Показываем работы всех трех победителей
Курорт на Каме
Архитектурное бюро Wowhaus разработало проект реконструкции санатория «Корабельная роща» – оздоровительного комплекса на берегу реки Кама.
Руины. Второе дыхание
Международное архитектурное бюро Alvisi Kirimoto представило новый выставочный маршрут в базилике Максенция в Археологическом парке Колизея в Риме.
Пятое измерение МАРХИ
Анонсирован проект нового корпуса МАРХИ, спроектированный Сергеем Кузнецовым и Иваном Грековым, соавторами по зданию кластера Ломоносова МГУ. Он включает недовосстановленный в 2008 году каретный сарай и смелые, крупные, зеркальные консоли. Ширина – не больше 10 метров, главное назначение художественная школа.
Интерьер как архитектурная задача
Запускаем новый специализированный раздел – Интерьер. Он будет служить площадкой для публикаций общественных интерьеров, включая офисы – преимущественно реализованных. А также местом для обмена мнениями, экспертизой и информацией о новых технологических решениях. Читайте анонс раздела, ищите кнопку Интерьер – она скоро появится в меню сайта.
Башня переехала
В Выксе собрали на новом месте, на территории будущего Шухов-Парка за плотиной пруда, большую часть водонапорной «башни Шухова». Закончить обещают к осени, но подсветку уже включали. Техническое сооружение завода обещает стать одним из главных акцентов парка. Да и уже им является. За башней, размышления о судьбе которой шли с 2005 года, наблюдала Марина Игнатушко.
Сечение по Краснодару
Стали известны лауреаты смотра-конкурса «Золотое сечение 2025». Гран-при достался тренировочной базе футбольного клуба «Краснодар» Максима Рымаря. Публикуем полный список награжденных.
Третья пространственная
Профессор МАРХИ Максим Полещук написал книгу об инновациях. Она выйдет в свет в мае 2025, а пока показываем расширенную авторскую аннотацию. Там сказано, что книге есть разгадка освобождения архитектуры от «плена традиционных институтов: заказчик – подрядчик, проектировщик – строитель, чиновник – девелопер».
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
В Ново-Сибирск по линии авангарда
В этом году команда энтузиастов издала в Новосибирске архитектурный путеводитель по авангарду и конструктивизму, которого в городе немало. Рассказываем о путеводителе – сейчас вышел первый том, но авторы не планируют останавливаться на достигнутом.
А поговорить?
Обнародована коллекция эскизов уличной мебели, разработанных Еленой Медведевой для компании ARCHIPÉLAGO Дарьи Беляковой при помощи искусственного интеллекта. В пресс-материалах дизайнеры признаются, что самым сложным было написать промт: раньше задачу описания объекта отдавали маркетологам, а тут вдруг почувствовали, что она – сюрприз! – творческая.
Свет просвещения
После реставрации открыта главная лестница Ленинской библиотеки и заодно показан проект фондохранилища в Химках. В небольшом фоторепортаже – результат реставрации, большие планы РГБ и контуры пока не согласованного проекта неопределенного авторства, но презентованного зрителям самими Щуко и Гельфрейхом. Можно опасаться, многие решат, что они и спроектировали новое здание.
Сады и мифы
В «Царицыне» открылся фестиваль исторических садов. Участники создали 15 фантазийных ландшафтных композиций, посвященных мифам и легендам.
МАРШоу 2023
В архитектурной школе МАРШ открылась выставка МАРШоу – ежегодно устраиваемый школой показ лучших дипломных и курсовых работ, как магистров, так и бакалавров.
Метавселенная ATRIUM
Архитектурная мастерская ATRIUM открыла в метавселенной собственную галерею. Внутри можно ознакомиться с подходом и последними достижениями бюро, а также испытать определенный эмоциональный опыт. В галерее уже назначают деловые встречи и проводят корпоративные праздники.
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Гараж-гараж
Вчера в Москве презентовали проект Юрия Григоряна, посвященный приспособлению грузового гаража на Новорязанской улице, построенного по проекту Константина Мельникова, для Музея транспорта Москвы. Он предполагает реставрацию памятника, новый подземный этаж и новый вход, парк. Реализация, надо сказать, уже идет полным ходом.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Технологии и материалы
Цифровая печать – для архитектурных задач
Цифровая печать на алюминиевых и стальных композитных панелях выводит концепцию современных фасадов на новый уровень, предлагая архитекторам инструмент для создания сложных визуальных эффектов – от точной аналогии с натуральными материалами до перфорации и создания 3D объема на плоской металлокомпозитной кассете.
Кирпич с душой
Российская керамика «Донские зори» обновила коллекции облицовочного кирпича, объединяющие традиционные технологии с современными производственными возможностями. Их особенность – в неоднородной фактуре с нюансами оттенков, характерными для ручной формовки.
Баварская кладка в Ижевске
ЖК «ARTNOVA» стал в Ижевске пилотным проектом комплексного развития территории и получил признание профессионального сообщества. Одним из ключевых факторов успеха является грамотное решение фасадных систем с использованием облицовочного кирпича.
Формула света
Как превратить мансардное пространство из технического чердака в полноценное помещение премиум-класса? Ключевой фактор – грамотное проектирование световой среды. Разбираемся, как оконные решения влияют на здоровье жильцов и какие технологии помогают создавать по-настоящему комфортные пространства под крышей.
Будущее за химически упрочненным стеклом
В архитектуре премиум-класса безупречный внешний вид остекления – ключевое требование. Однако традиционно используемое термоупрочненное стекло часто создает оптические искажения. Российская Стекольная Компания (РСК) представляет инновационное для российского рынка решение этой проблемы – переработку стекла методом химического упрочнения.
Архитектура игры
Проекты научных детских площадок от компании «Новые горизонты» – основаны на синтезе игры, образования и городской среды. Они создают принципиально новый уровень игрового опыта, провоцирующий исследовательский интерес, и одновременно работают как градостроительная доминанта, формирующая уникальный образ места и новую точку притяжения.
Фасадные системы Sun Garden: технологии СФТК Церезит в...
Комплекс Sun Garden в Джемете (Анапа) демонстрирует специфику применения штукатурных систем фасадной теплоизоляции в условиях агрессивной приморской среды. Проект потребовал разработки дифференцированного подхода к выбору материалов для различных архитектурных элементов: от арочных галерей до многоуровневых террас.
Бесшовные фасады: как крупноформатные стеклопакеты...
Прозрачные бесшовные фасады, еще недавно доступные лишь в проектах уровня Apple Park, теперь можно реализовать в России благодаря появлению собственного производства стеклопакетов-гигантов у компании Modern Glass. Разбираемся в технологии и смотрим кейсы со стеклопакетами hugesize от Алматы до Москвы.
Локализация против санкций: решения для остекления
Новый пакет ограничений Евросоюза создал серьезные вызовы для российской строительной отрасли в сфере остекления, непосредственно затронув профильные системы, фурнитуру и алюминиевые конструкции. Для проектировщиков это означает необходимость пересмотра привычных спецификаций и поиска новых технических решений.
LVL брус в большепролетных сооружениях: свобода пространства
Высокая несущая способность LVL бруса позволяет проектировщикам реализовывать смелые пространственные решения – от безопорных перекрытий до комбинированных систем со стальными элементами. Технология упрощает создание сложных архитектурных форм благодаря высокой заводской готовности конструкций, что критично для работы в стесненных условиях существующей застройки.
Безопасность в движении: инновационные спортивные...
Безопасность спортсменов, исключительная долговечность и универсальность применения – ключевые критерии выбора покрытий для современных спортивных объектов. Компания Tarkett, признанный лидер в области напольных решений, предлагает два технологичных продукта, отвечающих этим вызовам: спортивный ПВХ-линолеум Omnisports Action на базе запатентованной 3-слойной технологии и многослойный спортивный паркет Multiflex MR. Рассмотрим их инженерные особенности и преимущества.
​Teplowin: 20 лет эволюции фасадных технологий – от...
В 2025 году компания Teplowin отмечает 20-летие своей деятельности в сфере фасадного строительства. За эти годы предприятие прошло путь от производителя ПВХ-конструкций до комплексного строительного подрядчика, способного решать самые сложные архитектурные задачи.
«АЛЮТЕХ»: как технологии остекления решают проблемы...
Основной художественный прием в проекте ЖК «Level Причальный» – смелый контраст между монументальным основанием и парящим стеклянным верхом, реализованный при помощи светопрозрачных решений «АЛЮТЕХ». Разбираемся, как это устроено с точки зрения технологий.
Искусство прикосновения: инновационные текстуры...
Современный интерьерный дизайн давно вышел за пределы визуального восприятия. Сегодня материалы должны быть не только красивыми, но и тактильными, глубокими, «живыми» – теми, что создают ощущение подлинности, не теряя при этом функциональности. Именно в этом направлении движется итальянская фабрика Iris FMG, представляя новые поверхности и артикулы в рамках линейки MaxFine, одного из самых технологичных брендов крупноформатного керамогранита на рынке.
Как бороться со статическим электричеством: новые...
Современные отделочные материалы всё чаще выполняют не только декоративную, но и высокотехнологичную функцию. Яркий пример – напольное покрытие iQ ERA SC от Tarkett, разработанное для борьбы со статическим электричеством. Это не просто пол, а интеллектуальное решение, которое делает пространство безопаснее и комфортнее.
​Тренды остекления аэропортов: опыт российских...
Современные аэровокзалы – сложные инженерные системы, где каждый элемент работает на комфорт и энергоэффективность. Ключевую роль в них играет остекление. Архитектурное стекло Larta Glass стало катализатором многих инноваций, с помощью которых терминалы обрели свой яркий индивидуальный облик. Изучаем проекты, реализованные от Камчатки до Сочи.
​От лаборатории до фасада: опыт Церезит в проекте...
Решенный в современной классике, ЖК «На Некрасова» потребовал от строителей не только технического мастерства, но и инновационного подхода к материалам, в частности к штукатурным фасадам. Для их исполнения компанией Церезит был разработан специальный материал, способный подчеркнуть архитектурную выразительность и обеспечить долговечность конструкций.
​Технологии сухого строительства КНАУФ в новом...
В центре Перми открылся первый пятизвездочный отель Radisson Hotel Perm. Расположенный на берегу Камы, он объединяет в себе премиальный сервис, панорамные виды и передовые строительные технологии, включая системы КНАУФ для звукоизоляции и безопасности.
Стеклофибробетон vs фиброцемент: какой материал выбрать...
При выборе современного фасадного материала архитекторы часто сталкиваются с дилеммой: стеклофибробетон или фиброцемент? Несмотря на схожесть названий, эти композитные материалы кардинально различаются по долговечности, прочности и возможностям применения. Стеклофибробетон служит 50 лет против 15 у фиброцемента, выдерживает сложные климатические условия и позволяет создавать объемные декоративные элементы любой геометрии.
Сейчас на главной
Призы Архитектона
В 2025 году жюри Архитектона рассматривало проекты финалистов в очном формате открытых защит, проходивших прямо в выставочном зале фестиваля. Это довольно увлекательный перформанс – такое редко встречается среди российских премий. Вот бы Зодчеству перенять. Показываем все победившие проекты, включая 4 спецноминации.
Курганы, вепсы и трилобиты
Выставка «Область», открытая на «Архитектоне», представляет собой сумму впечатлений об отдаленных уголках Ленинградской области, которую группы студентов открывали для себя во время трехдневных экспедиций под руководством опытных проводников-архитекторов. Здесь вы не увидите дворцов, церквей и готовых решений, зато точно почувствуете азарт первооткрывателя и подивитесь миру, лежащему по ту сторону градостроительства. Предлагаем небольшой путеводитель по экспозиции.
Следы на камне
ZROBIM architects создало интерьер кафе-пекарни «Синяя птица» в центре Минска, соединив минимализм с эко- и этноэлементами, благодаря которым компактный зал кажется древним святилищем, посвященным культу хлеба.
Сад знаний
NF studio разработало технологию образовательного комплекса «Летово. Джуниор» в соответствии с актуальными тенденциями, учитывающими потребности и восприятие детей младшего и среднего школьного возраста.
Такая архитектурная игра
Вчера в Петербурге открылся – второй по счету и обновленный – фестиваль Архитектон. Он рассчитан на целых 10 дней, что для архитектурного фестиваля прямо удивительно. Проходит в Манеже; его тема – Взаимодействие архитектурного цеха с простыми горожанами. Что делается довольно задорно, но в то же время по-питерски сдержанно и элегантно. Экспозиция состоит из 5 выставок, каждая их которых могла бы «потянуть» на отдельный проект. Рассказываем и показываем, что и как смотреть на Архитектоне.
Не для оборотней
Дом Casa Lua, построенный на окраине бразильского мегаполиса Белу-Оризонти по проекту мастерской Tetro, вобрал в себя не только захватывающие виды на город и горы, но и лунный свет.
Три башни под одной крышей
В панораме Заречной части Нижнего Новгорода появился свой горизонтальный небоскреб. «ГОРПРО» накрыли три корпуса ЖК «КМ Ривер Парк» – четвертым: получилась эффектная «горизонтальная балка», ставшая логичным продолжением экспериментов нижегородского застройщика с железобетонными панелями в поисках нового архитектурного языка.
Река и виадук
Новый парк площадью почти 50 га в новой части мегаполиса Чанчунь на самом северо-востоке Китая вписан в сложный участок с рекой и виадуком. Авторы проекта – шанхайское бюро SHUISHI.
Серебряные коньки
Офисный квартал STONE Калужская сопровождают два жилых дома, что делает комплекс, а это именно он, взвешенным с функциональной точки зрения. Архитекторы Kleinewelt сделали дома серебристыми под стать офисным корпусам. В чем сходство, в чем отличия и при чем тут «Серебряные коньки» – читайте в нашем материале.
Мост и модуль
По проекту Parallel architects проведена частичная реновация зданий Международного аграрного университета в Ташкенте. Точечное обновление трех разрозненных блоков сформировало современный облик университетского кампуса, которому очень идет модернизм. Лаконичный мост-переход, динамичный фасад из натурального кирпича и новый входной портал создают среду, по уровню и эстетике сравнимую с международными университетскими центрами.
Богадельня XXI века
Как лучшее здание Великобритании отмечен Премией Стерлинга социальный жилой комплекс для пожилых Appleby Blue в лондонском округе Саутуарк. Авторы проекта – Witherford Watson Mann Architects.
Форма без случайностей
Креативный директор «Генпро» Елена Пучкова – о том, что такое честная современная архитектура: почему важно свести пилоны, как работать с ограниченной палитрой материалов и что делать с любимым медным цветом, который появляется в каждом проекте.
Острова и ножки
Главный архитектор группы RBI Александр Зюзин разработал концепцию общественно-делового кластера для территории у нового морского порта Санкт-Петербурга. Традиционная палитра и отсылки к советскому авангарду сочетаются с зелеными «островами» и бионическими формами. Помимо офисов здание включает музей, спортивный блок, учебный и досуговый центры.
Speed-dating с героями 90-х и другие причины пойти на Архитектон-2025
На этой неделе в петербургском Манеже открывается Архитектон – 10-дневный фестиваль с выставкой, премией и деловой программой, которая обещает северной столице встряску: придет ОАМ, будут новые форматы, обсудят намыв, конкурсы, философское и социальное измерение архитектуры. Советуем запастись абонементом и начать составлять график. В этом материале – хайлайты, на которые мы обратили внимание.
Дан приказ ему на Сити, ей в другую сторону...
Второй по счету конкурс архитектурных идей телеграм-канала Небоскребы привлек профессиональное жюри и присудил, в главной номинации, денежный приз. Как водится, за горизонтальный небоскреб – все остальные, в основном, предложили вертикальные башни... Показываем победившие и не победившие идеи, размышляем о влиянии башни участка номер один. Где? Смотрите ближе к концу материала.
На династической тропе
Дома и таунхаусы комплекса «Царская тропа» строятся в поселке Гаспра – с запада и востока от дворцов бывшей великокняжеской резиденции «Ай-Тодор». Так что одной из главных задач разработавших проект архитекторов бюро KPLN было соответствовать значимому соседству. Как это отразилось на объемном построении, как на фасадах и каким образом авторы используют рельеф – читайте в нашей статье.
Крылья Маяковского
Проект реконструкции главного входа в парк Маяковского в Екатеринбурге, который подготовил Алексей Гуров совместно с Уральским центром реставрации и проектирования, возвращает арке исторический облик и градостроительное значение. Помимо реставрационных работ предусмотрена особая подсветка, цветник, приспособление боковых павильонов, а также восстановление утраченных чугунных торшеров и афишных стен.
Новый путь
Главная особенность проекта Яр Парка, спроектированного Сергеем Скуратовым в Казани – он объединен вдоль «хребта» многофункционального молла с эффектным многосветным пространством. А вся территория на уровне города: со стороны как жилых районов, так и набережной Казанки – открыта для горожан. Комплекс призван стать не «очередным забором», а, как говорят градостроители, «полицентром» – местом притяжения для всей Казани и особенно ее северной, состоящей из микрорайонов, части, ранее не знавшей столь активного общественного пространства. Новый градостроительный подход к высокоплотному многофункциональному комплексу в центре города. В некотором роде – антиквартал. Такого и в Москве, с позволения сказать, пока что не было. Ура Казани.
Перекресток культур
Бюро MAST, вдохновляясь атмосферой Тбилиси, превратило интерьер грузинского ресторана NENE в диалог культур, которым, на самом деле, и является этот прекрасный город.
Пресса: Движимые недвижимостью: Архитектурные и жилищные...
Что можно сказать об архитекторе по его дому, как традиции трансформируются под влиянием разгерметизации сообществ, где прорастают спустя полвека бумажные замки концептуалистов. Поступления на тематические полки ко Дню архитектора.
Песнь совриска и пламени
В минувшие выходные в Выксе торжественно открыли пересобранную на новом месте водонапорную башню 1930-х шуховской решетчатой конструкции, две выставки и «детский технопарк». Развиваясь с 2011 в формате фестиваля современного искусства, город в последние годы заметным образом берет «новую планку»: не забывая о совриске, строит детский образовательный центр и университет, планирует вдвое большие вложения в инфраструктуру. Попробовали суммировать все разноплановые наблюдения, от выставок до завода, в формате репортажа. Что прекрасно и чего не хватает?
Под небом голубым
По проекту «Студии 44» в национальном парке «Кенозерский» будет построен депозитарий, предназначенный для хранения и экспонирования «небес» – характерного для деревянного храмового зодчества Русского Севера потолочного перекрытия, расписанного на библейские сюжеты. Для каждого «неба» архитекторы создали объем, по габаритам и масштабам приближенный к их родному храму. Получились «соты», чей модуль основан прямо на исходных памятниках и позволяет смотреть на иконы в исторически мотивированном ракурсе, снизу вверх. А вот как это устроено – читайте в нашем тексте.
Крыша из чешуек
Здание плавательного бассейна по проекту бюро LYCS Architecture в Цзяншане на востоке Китая свернулось как серебристая змея между рекой и лесистым холмом.
Русский Север и Арктика: четыре проекта
В Архангельской, Вологодской, Мурманской областях и Республике Карелия утверждена Туристическая межрегиональная схема территориального планирования. Ее цель – превратить сложный для путешествий регион в связанное и доступное направление. Ключевой инструмент – создание четырех межрегиональных «коридоров», которые укрепят горизонтальные связи между точками притяжения. В рамках стратегии разработаны пилотные проекты, которые и показываем.
Жила, жива и будет жить
Как сейчас принято, выставка куратора Сергея Хачатурова «Готический ампир» совмещает открытия исследователя в области истории искусства с крупной современной гризайлью Егора Кошелева, уверенно внедряющей в сознание зрителя эмоционально заряженный миф. Была готика в ампире, есть и сейчас; все связано. Вашему вниманию – рецензия, написанная арт-критиком и магистранткой МГУ Юлией Тихомировой.
Равнение на Дунай
Zaha Hadid Architects совместно с мастерской Bureau Cube Partners выиграли конкурс на проект башни для сербского банка Alta в Белграде.
Рай с видом на Кремль
Остров Балчуг постепенно утрачивает последние черты промышленного кластера, которым он был на протяжении полутора веков. На месте дореволюционных заводов и советских вычислительных центров сегодня вырастают современные жилые комплексы, предлагающие формат загородной жизни, тишину и приватность буквально у стен Кремля. Один из них – ЖК «Садовническая 69», новый ориентир в панораме Водоотводного канала.