«denkmal, Россия – Москва»: итоги выставки

21-23 октября 2021 в Гостином Дворе, Москва состоялась международная специализированная выставка по сохранению, реставрации, использованию, популяризации культурного наследия, редевелопменту и музейным технологиям «denkmal, Россия – Москва».
Предоставлено пресс-службой выставки «denkmal, Россия – Москва»

Архитектура выставки включила комплексную деловую программу по актуальным вопросам отрасли, конкурсную и вечернюю программу, а также масштабную выставочную экспозицию.
 
Торжественное открытие
 
Событие взяло старт с обхода выставочной экспозиции официальной делегацией. В обходе приняли участие Бургомистр Лейпцига по городскому развитию и градостроительству Томас Динберг, Первый заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.Н. Ломакин, заместитель Председателя Московской городской Думы, руководитель московского отделения российского исторического общества С.В. Орлов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Германии в Российской Федерации Геза Андреас фон Гайр, Чрезвычайный и Полномочный Посол Мексиканских Соединенных Штатов в Российской Федерации Норма Берта Пенсадо Морено, Заместитель директора Департамента государственной охраны культурного наследия Министерства культуры Российской Федерации Г.И. Сытенко, директор Лейпцигской ярмарки Маркус Гайзенбергер, президент НК ИКОМОС России, заместитель руководителя Департамента культурного наследия города – главный археолог г. Москвы Л.В. Кондрашев. Участники делегации познакомились со стендами компаний и их проектами, пообщались с гостями выставки и проследовали на торжественное открытие, где произнесли напутственные слова гостям, экспонентам, а также участникам конкурсной программы.
 
Второй день выставки также был ознаменован приездом Министра Правительства Москвы, руководителя Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы Сергея Евгеньевича Черемина, который посетил выставочную экспозицию мероприятия, ознакомился со всеми центральными стендами и провел встречи с представителями немецких компаний.
 
Пленарная сессия выставки
 
Одно из центральных событий первого дня – пленарная сессия «Объекты культурного наследия в контексте современного города. Актуальные методы приспособления объектов». В рамках сессии были рассмотрены перспективы развития отрасли, международный опыт сохранения и регенерации объектов культурного наследия, современные возможности для перепрофилирования памятников архитектуры, а также спорные точки и моменты данной работы. Так, например, Президент девелоперской компании Sminex Алексей Тулупов поделился мыслями о проблемах реставрации и строительства в исторической городской среде.
 
В 2021 году компания PWC провела международное исследование «Наследие в большом городе», в рамках которого специалисты сравнили и проанализировали, как работают с культурным наследием в пяти крупнейших европейских столицах: Лондоне, Берлине, Париже, Риме и Москве. Об этом рассказала модератор сессии Ксения Повещенко, директор практики оказания услуг государственным органам и публичным организациям PWC. Лондон – безоговорочный лидер по количеству объектов культурного наследия (19 603). Москва отстает от британской столицы более чем вдвое (8278 ОКН), но занимает второе место. В Берлине почти столько же культурных объектов – 8218. В Риме насчитывается 4587 ОКН, в Париже – всего 2 235.
 
Заместитель председателя Московской городской думы Степан Орлов поделился важными цифрами непосредственно о российской столице: «Московская программа реставрации – одна из крупнейших в мире. По последним итогам этой программы, абсолютное большинство памятников истории и культуры – 95%! – находятся в хорошем или удовлетворительном состоянии. Это очень достойный показатель, особенно если учесть, что в 2011 году таковых было 66%».
 
Об опыте Германии в реставрации исторических объектов, их приспособлении и интеграции в современную городскую среду рассказал бургомистр по вопросам развития и градостроительства города Лейпциг Томас Динберг. В Лейпциге используются специальные методы стимулирования, среди которых финансирование со стороны местных властей и федерального правительства, налоговые льготы (в 2020 году их общая сумма составила около 70 млн евро), внешняя поддержка частных инициатив.
 
Заместитель руководителя Департамента культурного наследия города Москвы Юлия Логинова поделилась самыми яркими московскими кейсами, которые были реализованы в отреставрированных объектах культурного наследия с точки зрения функционального назначения. Это Северный речной вокзал с сохранением исторической функции, «Депо», которое из заброшенной трамвайной станции превратилось в крупнейший европейский фудмаркет. Место ожило благодаря правильно подобранной функции объекта. В Доме Наркомфина удалось сохранить подлинные элементы отделки и историческую функцию (жилой дом).
 
Один из самых значимых объектов редевелопмента в Москве за последние годы – ГЭС- 2 на Болотной набережной. Директор фонда современного искусства V-A-C Тереза Иароччи Мавика рассказывает о первых впечатлениях от работы над проектом: «Когда мы зашли на электростанцию, мы были поражены ее красотой. Но из-за того, что здание было закрыто для людей, эта красота не жила. Мы поставили перед собой цель оживить это место, вернуть его на карту города». Руководитель дирекции иностранных объектов и объектов культурного наследия Проектного бюро АПЕКС Анастасия Надеева поделилась результатами проекта: «Мне повезло – я участвовала в проекте с самого начала. Это очень сложное инженерное сооружение, которое превратилось в красивый элемент благоустройства города, где будет приятно проводить время». Пока посмотреть здание изнутри нельзя: открытие нового культурного пространства в ГЭС-2 запланировано на 4 декабря.
 
Заместитель директора департамента строительства концерна «КРОСТ» Алексей Кузнецов рассказал об опыте компании в храмовом строительстве: более 50 храмов – как восстановленных и отреставрированных, так и построенных с нуля. Он отметил, что историческую архитектуру можно сочетать с новыми технологиями и современными материалами.
 
Работа над сохранением культурного наследия не ограничивается Москвой. В 2021 году Гатчина стала столицей Ленобласти, что дало нужный толчок для активизации программ по реставрации и сохранению культурного наследия. Заместитель председателя Правительства Ленинградской области, председатель Комитета по сохранению культурного наследия Владимир Цой рассказал, где обустроят правительственный квартал, и анонсировал центр новой городской культуры под кодовым предварительным названием Molzavod.
 
Еще несколько зарубежных кейсов реставрации и приспособления объектов культурного наследия к современным нуждам разобрали вице-президент Национального комитета ИКОМОС (Венгрия) Гергели Надь и председатель правления Фонда культуры Лейпцига Вольфганг Хокель. Гергели Надь рассказал об опыте Будапешта, некоторые исторические районы которого в свое время пришли в запустение (в частности, Еврейский квартал), но в последние годы вновь оживают. Вольфганг Хокель поделился кейсами из Германии. Например, Хафенсити в Гамбурге знают многие, а похожий пример ревитализации портовой промзоны в прогрессивный квартал в Лейпциге – Плагвиц – куда меньше известен за пределами Германии.
 
Деловая программа выставки: основные выводы и итоги
 
Деловая программа «denkmal, Россия – Москва» охватила три дня выставки и включила свыше 60 сессий и более 200 спикеров из России и из-за рубежа. Темы сессий и обсуждений затронули актуальные вопросы и вызовы отрасли, главные итоги которых изложены ниже.
 
На круглом столе «Благоустройство исторической среды: баланс наследия и современности», где обсуждалась тема формирования облика города и определения свойств городской среды, Ольга Великая, руководитель отдела маркетинга ПАО «ИНГРАД», поделилась опытом в области синергии культурного наследия с «новоделом» на примере благоустройства ткацкой шерстоткацкой фабрики «Октябрь» XIX века в долине реки Сетунь. «Объект культурного наследия окружен со всех сторон очень высокими жилыми зданиями. Казалось бы, он потерялся на фоне новодела. Но на самом деле здесь все сделано для того, чтобы жители не испытывали недостатка в инфраструктуре». Как отметил спикер, ныне производство закрыто. Фабрика «Октябрь» всегда была успешной и даже инновационной, а также популярной и востребованной – даже Кремль часто заказывал ткани и костюмы именно там. Поэтому в ходе благоустройства в объекты ввели символически изображения нитей и рисунка ткани. Территорию фабрики поделили на две части: зону общения и игровую зону. Игровой зоне также придали исторические черты, чтобы дети могли прикоснуться к наследию.
 
О реконструкции зданий и взаимопроникновении исторического с современным на территории Москвы рассказала Ната Татунашвили, архитектор, основатель бюро NOWADAYS office, автор проекта реставрации дома «Абрикосов» от MR Group. «Для нас главное в реконструкции – не имплементация чего-то нового и чуждого, чего не было прежде, а скорее интеллектуальное исследование среды, нахождение её качеств и нового варианта их использования – даже если мы говорим о подножном мусоре». Как нельзя лучше иллюстрирует её слова проект «Противочувствие», который посвящен «московскости» и основан на образах, впечатлениях. Мы ведем диалог современной русской архитектуры с исторической – отказались от историзмов и попыток симулировать, подыгрывать, изображать какой-то стиль».
 
Где находится баланс между прибылью и сохранением наследия, обсуждали на конференции «Современная старина: возможности редевелопмента для работы с историческими объектами». В рамках сессии спикеры обсудили способы переосмысления старых построек и их адаптацию под современные требования, а также риски при работе с историческими зданиями. На последнюю тему высказался руководитель проекта ГК «Пионер» Сергей Богдановский, рассказывая о том, как при строительстве многоэтажных жилых домов в отдаленном московском районе Свиблово ГК «Пионер» неожиданно обнаружил во дворе будущих 32-этажных домов объекты культурного наследия: стены фабрики купца Кожевникова. В итоге было принято и успешно реализовано решение фабрику реставрировать, в ее стенах разместить частный детский сад и кафе. «Риски и вызовы были безумными: пойма Яузы каждую весну затапливает нашу каланчу. Тогда мы подняли жилой комплекс, организовав вокруг каланчи подземный паркинг. Мы понимали, что статус жилых домов резко повышается, когда прямо дворе есть объект культурного наследия. Даже в ЦАО мало кто из девелоперов возьмется за объект культурного наследия, а уж в Свиблово и подавно. И уж тем более с ценами пандемии. Но нам, похоже, удалось найти ту золотую середину по соединению сохранения культурного наследия с экономикой».
 
Проблемы строительства и реставрации храмов обсуждали на конференции «Сохранение объектов культурного наследия религиозного значения». Так, например, в судьбе 50 храмов Москвы и Московской области принял участие концерн «КРОСТ». Эту информацию сообщил участникам конференции Алексей Кузнецов, пояснив, что речь идет в основном о строительстве, но также и о реставрации, реконструкции. Особую гордость концерна составляют Храм Покрова Пресвятой Богородицы при ФСБ России, церковь Пантелеимона Целителя при Центральном клиническом госпитале ФСБ РФ, храм в честь Иверской иконы Божией Матери при в/ч ВВ МВД РФ и главный храм Росгвардии в Балашихе. «Считаю очень правильным и перспективным направлением в нашей работе применение современных материалов, – подчеркнул спикер. Особенно стеклофибробетона – декоративного материала, который мы используем на рельефах фасада. Этот материал превосходит по прочности натуральный камень, хотя мы применяем и традиционные для строительства церквей материалы: камень, медь, мозаику, дуб, металлическую кровлю». Собравшиеся отметили, что история каждого объекта уникальна, невозможно создать типовой проект реставрации храма, однако обмен опытом помогает принимать любые вызовы. 
 
Практические вопросы оформления документов и окупаемости при работе с объектами культурного наследия обсуждались на круглом столе «Памятник для инвестора: примеры эффективных проектов и решений». Главный принцип работы – соблюдение баланса всех участников строительства отметила Анна Урейская, директор по градостроительному регулированию и внешним связям Capital Group. По статистике прошлого года, примерно половину проектов сохранения культурного наследия финансирует государство, и половину – инвесторы. Чтобы построить выгодный для инвестора объект и сохранить историческое наследие, нужно понимать, что современный город одновременно динамично развивается и хочет сохранять старое. Это совместить очень трудно. «Объект с культурным наследием похож на ящик Пандоры», – пошутила спикер и привела в качестве позитивного примера проект Capital Group – МФК «Золотой остров» на Болотной и Софийской набережных. «Мы понимали, что эта застройка будет располагаться в буферной зоне Московского Кремля. Передали исследование и отчет о проделанной работе в ЮНЕСКО, разработали проекты аварийных мероприятий, включили их в активную городскую среду – да, это возможно. Мы гордимся тем, что объект представляет собой целостную композицию, выполнена сложная задача сохранить ансамбль пивоваренного завода, создать парк, проницаемость, общественные пространства. Как достичь в проекте выгоды? Это возможно, если подходить комплексно к реализации проекта и делать качественный продукт».
 
Проблемы выбора оптимальных технологических решений обсуждали на конференции «Развитие реставрационной отрасли: современные технологии и перспективы». Алексей Харитонов, заместитель генерального директора ГК «АЖИО» по науке отметил, что важна пошаговая реализация комплексного подхода в реставрационном материаловедении. «Этих шагов три: комплексное обследование зданий и сооружений, изыскательские работы и проектирование; разработка, производство и поставка необходимых для реализации проекта материалов, производство работ по реставрации, отделке, строительству. Оценка эффективности материалов и технологий». Спикер призвал к созданию общероссийской практики в химико-технологических решениях и созданию общих требований к контролю качества, поскольку пока все изменения хранятся только в авторских документациях.
 
Продолжая тему развития отрасли, Специалист по развитию и сопровождению бизнеса в части построений сбытовой и коммерческой инфраструктуры производственных компаний ЗХК «Невская палитра» ТМ «Краски Фридлендеръ», Александр Кузмин, рассказал о технологических подходах в окрашивании фасадов и внутренних помещений. «Технологический подход, в нашем понимании, представляет собой пошаговое обследование: оценка состояния памятника, поиск оптимальной технологии производства материалов и технологии производства работ», – заявил докладчик. «Разумеется, должны быть соблюдены базовые правила: при минусовых температурах водные краски наносить нельзя. К выбору цвета тоже нужно подходить скрупулезно. Согласно аналитике запросов ЛКМ для ОКН, полученных компанией «Краски Фридлендеръ» 54% приходится на белый цвет, 20% – на желтый, песочный и его оттенки, 14% – на коричневый и его оттенки. Наверное, при реставрации большое разнообразие палитры и не нужно, – сказал спикер, – Но наш технологический императив состоит в том, что необходимо проводить спектральный анализ цветов с учетом освещения».
 
В рамках деловой программы была затронута тема работы с разными материалами. Например, на конференции «Технологии реставрации натурального камня на объектах культурного наследия» обсудили, как один из наиболее часто встречающихся материалов позволяет сохранить исторический облик многих значимых объектов. Из главных вопросов необходимо отметить обследование памятников перед непосредственной работой с ними. С этой темой выступил Алексей Снедков, директор ООО «Сириус Проект», который отметил проблему неполного исследования. Так, например, «основной процесс состоит из четырёх параметров: историко-архивные исследования, натурные исследования, лабораторные исследования и анализ всей информации (выводы и рекомендации к реставрационным работам). Но, кроме химико-технологических исследований, мы проводим также инженерные замеры. Поэтому у нас есть возможность совмещать разные методы анализа, чтобы посмотреть на объект с разных сторон и представить более полную картину перед началом эффективной работы», – заключил спикер.
 
Вопрос использования ПВХ-окон и других современных материалов при работе с историческими зданиями обсудили на дискуссионной панели «Новые технологии и старые здания: возможности и границы использования». Андрей Окулов, руководитель Технического отдела компании VEKA Rus отметил в России тенденцию использования типовых окон. Тем временем, технология современных окон ПВХ позволяет сделать многое: она обеспечивает тепловую защиту, безопасность, шумоизоляцию, они экологичны и содержат элементы Smart House, не имеют ограничений по цвету, форме. «Технологии производства развиваются и применять их для реставрационных работ возможно. Визуально ПВХ отличит от дерева только специалист, а при этом ПВД намного долговечнее».
 
Как обеспечить современное развитие города и сохранить при этом уникальное историческое и культурное наследие Москвы, обсуждали на круглом столе «От реновации жилья к стратегии городского развития». Программа реновации вдохнет новую жизнь в районы, которые рискуют стать гетто, считает сопредседатель Фонда «Московский центр урбанистики «Город» Алексей Расходчиков. Она позволит решить одну из проблем современного мегаполиса – постепенное увядание старых заводских районов и спальных районов, построенных в 80-е годы прошлого века. Их развитие – вопрос ближайших лет. «Невозможно создать реализуемую стратегию в масштабе района, если она не учитывает интересы жителей, если они не готовы в ней участвовать», – подчеркнул спикер.
 
Продолжая тему стратегии городского развития, главный архитектор ГК «Моспроект-3» Дмитрий Сухов сказал: «Нужно придумать историю там, где ее нет. В месте, где отсутствуют архитектурные памятники, может пролегать овраг, ручей, могут жить интересные люди. Например, район Измайлово у меня ассоциируется с сиренью, потому что там обыграли Сиреневый бульвар, можно провести линию сирени через весь район». Рассуждая об айдентике, спикер отметил, что культовых зданий не может быть много, нужно стремиться к цифре 10%. Иногда достаточно связать разные части района дорожками для велосипедов и самокатов.
 
denkmal awards: определены лучшие архпроекты и компании, работающие с ОКН
 
22 октября 2021 состоялся гала-вечер по случаю награждения победителей denkmal awards – первой международной премии, поощряющей компании, которые вкладывают свои силы, душу и накопленные знания в сохранение, приспособление под современное использование и реставрацию объектов культурного наследия. Премия учреждена в рамках международной выставки «denkmal, Россия-Москва».
 
Торжественное открытие вечера прошло под приветствия Министра Правительства Москвы, руководителя Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы Сергея Евгеньевича Черемина и Бургомистра Лейпцига по городскому развитию и градостроительству Томаса Динберга.
 
«Мы проводим выставку «denkmal, Россия-Москва» на протяжении десяти лет в содружестве с немецкими коллегами. За этот срок в Москве произошли грандиозные изменения, потому его можно считать настоящей исторической эпохой. Этот период отличается динамичным развитием нашей столицы, которое, в том числе, стимулирует выставка. Благодарю всех причастных к этому событию, а также к реставрационной отрасли в целом», – отметил Сергей Евгеньевич Черемин.
 
«Я рад, что в эти сложные времена мы смогли провести выставку в режиме реального времени. Несмотря на непростые условия, выставка дала нам возможность коммуникации и общения», – сказал Томас Динберг. Выступающий поблагодарил гостей вечера и пригласил всех на выставку denkmal в Лейпциг в следующем году. Сергей Евгеньевич Черемин, со своей стороны, принял приглашение от лица Правительства Москвы.
 
Победители премии denkmal awards 2021:
 
Основные номинации:
 
«Лучший проект реставрации и приспособления под современное использование» – победитель Девелоперская компания Sminex с проектом восстановления ансамбля детской больницы имени Святой Ольги;
 
«Лучший проект строительно-реставрационных работ храмового комплекса» – победитель Концерн КРОСТ за реставрацию храма Софии Премудрости Божией на Лубянке;
 
«Лучший объект реставрации с интеграцией в проект жилой недвижимости» – победитель компания Capital Group с жилым кварталом «Золотой»;
 
«Лучшие проектные решения, демонстрирующие бережное отношение к реставрации» – победитель компания MR Group, объект «Абрикосов»;
 
«Лучшее проведение архитектурно-строительных и инженерных работ, с применением информационного моделирования объектов капитального строительства, демонстрирующих бережное отношение к археологическому культурному слою» – победитель компания Моспроект-3 со строящейся станцией Сокольнической линии «Новомосковская»
 
«Лучший проект в области реконструкции и восстановления социальных объектов в г. Москва» – победитель Группа компаний Pioneer, объект «Суконная фабрика Кожевникова, Корпус для машины Берта»
 
Специальные номинации:
 
«Комплексный подход к сохранению археологического наследия» – победитель девелоперская группа компаний ИНТЕКО, Объект «Ильинский квартал»;
 
«Комплексный подход к сохранению исторической среды на объекте» – победитель компания ГАЛС;
 
«Плодотворная работа по сохранению и популяризации особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации» – победитель Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» с объектом «Ансамбль Новодевичьего монастыря»
 
«Лучшее проектное бюро, работающее с объектами культурного наследия» – победитель Проектное бюро АПЕКС.
 
За развитие традиций реставрационной школы и вклад в международное сотрудничество в деле сохранения культурного наследия было награждено Правительство Москвы.
 
За активное участие и поддержку выставки «denkmal, Россия-Москва» был награжден Магистрат Лейпцига.
 
В этом году повестка выставки «denkmal, Россия-Москва» уделяет особое внимание сохранению исторического и культурного наследия, архитектурного облика городов – в частности, Москвы. В рамках этого направления была создана премия denkmal awards, главная цель которой -стимулирование отрасли в будущем. Ведь, как известно, только сохраняя прошлое, можно построить устойчивое будущее.
 
Конкурсная программа «denkmal, Россия-Москва»
 
23 октября 2021 были завершены масштабные соревнования «Молодые реставраторы». Участникам было дано конкурсное задание в пяти номинациях:
 
– Реставрация каменной и кирпичной кладки;
– Реставрация станковой живописи;
– Реставрация произведений из дерева;
– Реставрация металлической кровли;
– Реставрация лепного декора и штукатурок.

Высококвалифицированное жюри с представителями из Италии, Германии и России оценивало работы участников. Президент НК ИКОМОС России, Заместитель руководителя Департамента культурного наследия города Москвы – главный археолог города Москвы Леонид Кондрашев, после подведения итогов соревнований отметил, что все участники показали уровень не начинающих специалистов, а уже состоявшихся реставраторов.

Победителями стали:

Номинация «Реставрация каменной и кирпичной кладки»
1 место – Смыслова Анастасия;
2 место – Свердликова Анастасия;
3 место -  Шалыгина Юлия.

Номинация «Реставрация станковой живописи»:
1 место – Литвиненко Екатерина;
2 место – Борг Черубин;
3 место -  Петрищева Елизавета.
 
Номинация «Реставрация произведений из дерева»:
1 место – Шандыба Дарья, Гулжигит Бек;
2 место – Сухомлинов Артем, Журман Алексей;
3 место – Журавлев Иван, Панов Даниил;
 
Номинация «Реставрация металлической кровли»:
1 место – Воронин Боч, Москва;
2 место – Федоров Савелий;
3 место – Иванов Егор.

Номинация «Реставрация лепного декора и штукатурок»:
1 место – Милешин Никита, Дубинин Егор;
2 место – Спирин Степан, Кожевников Роман;
3 место – Чернова Екатерина, Степанова Анастасия.
 
Лучший стенд «denkmal, Россия-Москва»

В рамках выставки был организован конкурс «Лучший стенд». Победителей определили гости выставки: в течение трех дней на сайте было открыто народное голосование.
 
23 октября на Центральном Стенде были объявлены победители конкурса. Лучшие стенды по мнению гостей выставки были награждены дипломами в различных номинациях:
  • Стенд ЗХК «Невская палитра» и «Краски Фридлендеръ» получил звание «Самый яркий стенд»;
  • Компания Sminex получила диплом в номинации «Лучший макет реализации проекта»;
  • Проектное бюро АПЕКС завоевало титул «Самый стильный дизайн стенда»;
  • Компания ILN GROUP by IL NATUR представила на стенде аналог каучуковых скульптур из сада Les Jardins d’Étretat и взяла победу в номинации выставки «Instagram-сенсация»;
  • Стенд компании ИНТЕКО победил в номинации «Самый концептуальный стенд»;
  • MR GROUP был отмечен как «Самый технологичный стенд»;
  • Стенд АУИПИК стал лучшим в номинации «Сохранение культурного наследия»;
  • Правительство Москвы одержало победу в номинации «Самый прогрессивный стенд»;
  • Стенд ГлавУпДК при МИД России стал победителем в номинации «Лучшее отраслевое решение».
Международная специализированная выставка по сохранению, реставрации, использованию, популяризации культурного наследия, редевелопменту и музейным технологиям «denkmal, Россия – Москва» проводится каждые два года, начиная с 2011 г., в российской столице организуется двумя партнерами – ИКОМОС Россия и Лейпцигер Мессе Интернациональ ГмбХ – и основывается на опыте Лейпцигской ярмарки в организации ведущей европейской выставки по реставрации, охране памятников и санации исторических зданий denkmal. Мероприятие традиционно проходит под патронажем ЮНЕСКО и при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Правительства Москвы, Магистрата Лейпцига и объединяет на своей площадке свыше 3 500 участников отрасли.
 
Генеральные партнеры выставки: Компания Sminex, ЗХК «Невская палитра» и «Краски Фридлендеръ», Capital Group, Компания «ПИК»;
 
Стратегические партнеры выставки: Проектное бюро «АПЕКС», Компания «Интеко», ГК «Пионер», ГК «Моспроект-3», ГК «Галс-Девелопмент»;
 
Официальные партнеры выставки: Донстрой, MR GROUP, Концерн КРОСТ;
 
Партнер конференции деловой программы: Компания VEKA Rus;
 
Официальные партнёры соревнований «Молодые реставраторы»: ПАО «Инград», ООО «Баумит», ООО «Сириус проект».
 

02 Ноября 2021

Похожие статьи
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
Второй цирковой
Мэр Москвы Сергей Собянин показал проект, победивший в конкурсе на реконструкцию Большого цирка на проспекте Вернадского. Рассматриваем проект и разные отклики на него. Примерно половина из известных нам предпочла безмолвствовать. А нам кажется, ну как молчать, если про конкурс и проект почти ничего не известно? Рассуждаем.
Выкрасить и выбросить
В Парке Горького сносят бывшее здание дирекции у моста, оно же бывший штаб музея GARAGE. В 2018 году его часть обновили в духе современных тенденций по проекту Ольги Трейвас и бюро FORM, а теперь снесли и утверждают, что сохраняют архитектуру конструктивизма.
Нейро – мета-
Российский AI-художник Степан Ковалев удостоился упоминания от основателя «гранжа в графическом дизайне» и попал в новый журнал The AI Art Magazine, который теперь издается в Гамбурге, с работой абстрактно-метафизического плана. Что спровоцировало нас немного изучить контекст: и журнал, и другие AI-конкурсы.
Гибкость и интеграция
Не так давно мы рассказывали о проекте 4 очереди ЖК ÁLIA, спроектированной компанией APEX. Теперь нам показали варианты разработанных ими же ограждений пространств приватных дворов, с интегрированными в них разнообразными общественными функциями. Участие архитекторов комплекса в работе над такой деталью, как ограды, – считаем показательным.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти с архитектурным интересом.
Арка, жемчужина, крыло и ветер
В соцсетях губернатора Омской области началось голосование за лучший проект нового аэропорта. Мы попросили у финалистов проекты и показываем их. Все довольно интересно: заказчик просил сделать здание визуально проницаемым насквозь, а образы, с которыми работают авторы – это арки, крылья, порывы ветра и даже «Раковина» Врубеля, который родился в Омске.
5 утверждений Нормана Фостера: о «зеленом» строительстве,...
Журнал Dezeen опубликовал интервью с 88-летним основателем бюро Foster+Partners. Норман Фостер делится своими мыслями о «зеленом» строительстве, рассказывает о преимуществах бетона и пытается восстановить репутацию авиасообщения. Публикуем ключевые моменты этой беседы.
В Ново-Сибирск по линии авангарда
В этом году команда энтузиастов издала в Новосибирске архитектурный путеводитель по авангарду и конструктивизму, которого в городе немало. Рассказываем о путеводителе – сейчас вышел первый том, но авторы не планируют останавливаться на достигнутом.
А поговорить?
Обнародована коллекция эскизов уличной мебели, разработанных Еленой Медведевой для компании ARCHIPÉLAGO Дарьи Беляковой при помощи искусственного интеллекта. В пресс-материалах дизайнеры признаются, что самым сложным было написать промт: раньше задачу описания объекта отдавали маркетологам, а тут вдруг почувствовали, что она – сюрприз! – творческая.
Свет просвещения
После реставрации открыта главная лестница Ленинской библиотеки и заодно показан проект фондохранилища в Химках. В небольшом фоторепортаже – результат реставрации, большие планы РГБ и контуры пока не согласованного проекта неопределенного авторства, но презентованного зрителям самими Щуко и Гельфрейхом. Можно опасаться, многие решат, что они и спроектировали новое здание.
Сады и мифы
В «Царицыне» открылся фестиваль исторических садов. Участники создали 15 фантазийных ландшафтных композиций, посвященных мифам и легендам.
МАРШоу 2023
В архитектурной школе МАРШ открылась выставка МАРШоу – ежегодно устраиваемый школой показ лучших дипломных и курсовых работ, как магистров, так и бакалавров.
Метавселенная ATRIUM
Архитектурная мастерская ATRIUM открыла в метавселенной собственную галерею. Внутри можно ознакомиться с подходом и последними достижениями бюро, а также испытать определенный эмоциональный опыт. В галерее уже назначают деловые встречи и проводят корпоративные праздники.
Архсовет Москвы – 80
Сегодня совет рассмотрел и поддержал проект АБ «Цимайло, Ляшенко и Партнеры» – ЖК на улице Орджоникизде-10. Он состоит из пяти 18-этажных башен: центральная с консолями, угловые только с лождиями, и строится рядом в коммуной Николаева.
Гараж-гараж
Вчера в Москве презентовали проект Юрия Григоряна, посвященный приспособлению грузового гаража на Новорязанской улице, построенного по проекту Константина Мельникова, для Музея транспорта Москвы. Он предполагает реставрацию памятника, новый подземный этаж и новый вход, парк. Реализация, надо сказать, уже идет полным ходом.
Дома у озера
Согласован проект жилого комплекса, спроектированного DNK ag в Казани. Он малоэтажный, секции решены как отдельные объемы, объединенные стилобатом. Все как любят DNK: деликатно и как-то даже лирично, особенно там, где двор выходит к озеру.
Александру Скокану 80 лет
Сегодня, 4 июня, исполняется 80 лет Александру Скокану, партнеру-основателю бюро «Остоженка», автору, который участвовал и в поисках НЭРа, и в становлении постсоветской архитектуры. Публикуем поздравление от Карена Бальяна – и присоединяемся к нему.
Полземли
В центре Милана в галерее Antonia Jannone Disegni di Architettura открылась выставка акварелей и макетов Стивена Холла. Экспозиция визуализирует размышления мастера об ответственности архитектурного процесса перед природой.
«Пражский дневник»
По приглашению Пражского института планирования и развития архитектурный фотограф Иван Баан неделю снимал чешскую столицу – часто с неожиданных ракурсов. Получившаяся серия сейчас составила выставку.
Архсовет Москвы – 79
Архсовет Москвы поддержал проект ЖК «Обручев» от группы KAMEN Ивана Грекова. Две жилые башни высотой 159.3 и 199.3 м, общей площадью 127 978.5 м2 и расчетным числом жителей порядка 2000 человек, расположены на юго-западе Москвы между метро Беляево и Новаторской, по адресу Обручева, 30А. Заказчик – Группа ЛСР.
Ледяное перемирие
Древолюция 2023 зимняя, январская, дополнила деревянные постройки лета 2023 года временными объектами из льда и снега. Самые понятные осмыслили главную ось, самый тонкий и лиричный объект, «Оттепель» или «Проталина», появился в перспективе объекта «Другой».
Мега-светлячок
МКА сообщает о согласовании проекта ТЦ Матвеевский​ на Очаковском шоссе. Его матовые светящиеся фасады способны украсить собой место, которое, определенно, требует каких-то украшений.
Геопластический подход
T+T architects сообщают о завершении благоустройства двора 1 очереди ЖК «Александровский сад» в Екатеринбурге – ландшафт дополняет контекстуальную архитектуру, приспособленную к предпочтениям покупателей и к центру города, смелыми неомодернистскими росчерками и пышной разнообразной зеленью.
Архитектор как граффити
В Нижнем Новгороде провели конкурс и реализовали победивший проект граффити в честь Александра Харитонова. Оно разместилось на улице архитектора, в арке между первой и второй очередью банка Гарантия. Илья Сакович – о конкурсе, граффити, Александре Харитонове.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Игра с восприятием
Третьяковская галерея и Альфа-Банк установили перед Фабрикой-кухней в Самаре «Супрематический куб» Николая Полисского.
Технологии и материалы
Архитектурные возможности формата: коллекции тротуарной...
В современном городском благоустройстве сочетание строгой геометрии и свободы нерегулярных форм – ключевой принцип дизайна. В сфере мощения для этой задачи хорошо подходит мелкоформатная тротуарная плитка – от классического прямоугольника до элементов с плавными линиями, она позволяет создавать уникальные композиции для самых разных локаций.
Полет архитектурной мысли: SIBALUX в строительстве аэропортов
На примере проектов четырех аэропортов рассматриваем применение алюминиевых и стальных композитных панелей SIBALUX, которые позволяют находить оптимальные решения для выразительной и функциональной архитектуры даже в сложных климатических условиях.
Архитектура промышленного комплекса: синергия технологий...
Самый западный регион России приобрел уникальное промышленное пространство. В нем расположилось крупнейшее на территории Евразии импортозамещающее производство компонентов для солнечной энергетики – с фотоэлектрической фасадной системой и «солнечной» тематикой в интерьере.
Текстура города: кирпичная облицовка на фасадах многоэтажных...
Все чаще архитекторы и застройщики выбирают для своих высотных жилых комплексов навесные фасадные системы в сочетании с кирпичной облицовкой. Показываем пять таких недавних проектов с использованием кирпича российского производителя BRAER.
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Тротуарная плитка как элемент ландшафтного проектирования:...
Для архитекторов мощение – один из способов сформировать неповторимый образ пространства, акцентировать динамику или наоборот создать умиротворяющую атмосферу. Рассказываем об актуальных трендах в мощении городских пространств на примере проектов, реализованных совместно с компанией BRAER.
Инновационные технологии КНАУФ в строительстве областной...
В новом корпусе Московской областной детской больницы имени Леонида Рошаля в Красногорске реализован масштабный проект с применением специализированных перегородок КНАУФ. Особенностью проекта стало использование рекордного количества рентгенозащитных плит КНАУФ-Сейфборд, включая уникальные конструкции с десятислойным покрытием, что позволило создать безопасные условия для проведения высокотехнологичных медицинских исследований.
Дизайны дворовых пространств для новых ЖК: единство...
В компании «Новые Горизонты», выступающей на российском рынке одним из ведущих производителей дизайнерских и серийных детских игровых площадок, не только воплощают в жизнь самые необычные решения архитекторов, но и сами предлагают новаторские проекты. Смотрим подборку свежих решений для жилых комплексов и общественных зданий.
Невесомость как конструктив: минимализм в архитектуре...
С 2025 года компания РЕХАУ выводит на рынок новинку под брендом RESOLUT – алюминиевые светопрозрачные конструкции (СПК), демонстрирующие качественно новый подход к проектированию зданий, где технические характеристики напрямую влияют на эстетику и энергоэффективность архитектурных решений.
Архитектурная вселенная материалов IND
​Александр Князев, глава департамента материалов и прототипирования бюро IND Architects, рассказывает о своей работе: как архитекторы выбирают материалы для проекта, какие качества в них ценят, какими видят их в будущем.
DO buro: Сильные проекты всегда строятся на доверии
DO Buro – творческое объединение трех архитекторов, выпускников школы МАРШ: Александра Казаченко, Вероники Давиташвили и Алексея Агаркова. Бюро не ограничивает себя определенной типологией или локацией, а отправной точкой проектирования называет сценарий и материал.
Бриллиант в короне: новая система DIAMANT от ведущего...
Все более широкая сфера применения широкоформатного остекления стимулирует производителей расширять и совершенствовать свои линейки. У компании РЕХАУ их целых шесть. Рассказываем, почему так и какие возможности дает новая флагманская система DIAMANT.
Бюро .dpt – о важности материала
Основатели Архитектурного бюро .dpt Ксения Караваева и Мурат Гукетлов размышляют о роли материала в архитектуре и предметном дизайне и генерируют объекты из поликарбоната при помощи нейросети.
Сейчас на главной
Главное – внутри
Здание второй очереди гимназии имени Евгения Примакова было отмечено многими наградами еще на стадии проектирования. Сейчас оно завершено. И хотя не все нюансы были учтены: прежде всего конструкциям перекрытия не следовало оставаться открытыми, – но в силу приоритета объемного построения это не кажется существенным. Более важен «Ах!», вызываемый пространством.
Фиалки каждый день
Архитекторы HEMAA расширили комплекс начальной школы Les Violettes в парижском предместье Марей-Марли, соединив в своем проекте состаренную древесину, зеркальные алюминиевые панели и прозрачное стекло.
Силы магнетизма
«Крылатская 33» – первый крупный жилой комплекс среди микрорайонов 1980-х, счастливо соседствующих с лесами, рекой, склонами, спортивной инфраструктурой... Архитекторам АБ «Остоженка» удалось превратить его, при всей масштабности проекта, в «деликатную доминанту». Во-первых, «вырастить», ориентируясь на стилистику и высотность соседних микрорайонов; во-вторых, снабдив паузой в самой высотной части, сформировать композиционное напряжение – прямо на градостроительной оси района.
Пояс Ориона
Офисный комплекс Stone Ходынка 2, спроектированный Kleinewelt Architekten для компании Stone, внутри устроен эргономично, по правилам healthy building: свет, проветривание, все возможности для эффективной офисной планировки. И снаружи похож, как сейчас принято, на айфон: блеск, свечение, стекло, металл, скругления. Тем не менее он чутко реагирует на контекст Ходынки, главный сюжет – контраст вертикалей и горизонтали, а главной интригой становится устройства «стилобата» как навесного перехода, раскрывающего пространство под ним для свободного передвижения.
Доказательное проектирование
Психиатрическая клиника при Университетской больнице в Тампере по проекту C. F. Møller задумана как комфортная, снижающая напряжение и тревожность у пациентов среда.
Далеко гляжу
В жилом комплексе New Питер в Ленинградской области по проекту «БалтИнвест-Проект» построен детский сад. Его отличает довольно строгий кирпичный фасад, уютная ниша входа, а также групповые ячейки с панорамными эркерами, из которых дети могут наблюдать друг за другом и жизнью на улице.
Время как театр
Проект Зои Рюриковой и ее бюро «ДА» выиграл конкурс на благоустройство Театральной площади по Владимире. Он основан на идее регенерации исторической застройки, а по форме представляет собой вариант «театрального романтического неомодернизма». Арки служат «видоискателями», в том числе для городского театра Драмы 1971 года.
Шедовый фасад
Жилой дом в районе Бёйкслотерхам напоминает об индустриальном прошлом этой части Амстердама решением фасада. Авторы проекта – Studioninedots.
Прощание с СЭВ
Александр Змеул рассказывает историю проектирования, строительства и перепроектирования здания СЭВ – безусловной градостроительной доминанты западного направления и символа послевоенной Москвы, размноженного в советском «мерче», всем хорошо знакомого. В ходе рассказа мы выясняем, что, когда в 1980-е комплексу потребовалось расширение, градсовет предложил очень деликатные варианты; и еще, что в 2003 году здесь проектировали башню, но тоже без сноса «книжки». Статья иллюстрирована архивными материалами, часть публикуется впервые; благодарим Музей архитектуры за предоставленные изображения.
Ретро-пиццерия
По проекту cтудии дизайна MODGI Group на территории апарт-отеля VALO в Санкт-Петербурге открылась компактная пиццерия в ретро-стиле. Теплую и сочную цветовую гамму дополняет винтажная мебель и свет, а одним из главных предметов декора стали конверты для виниловых пластинок.
Берег Мелеуза
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Affinum в Мелеузе благоустроена набережная одноименной реки, которая играет роль центрального объекта города. Событийную площадь и торговые павильоны дополнил тихий променад, выходы к реке и детские площадки среди деревьев.
Страсть к текстурам
Арт-пространство в Ханчжоу, спроектированное бюро AD Architecture, посвящено строительным материалам и их фактурам, оно обращается сразу ко всем органам чувств.
Тюремный квартал
По проекту Института развития городов и сел Башкортостана и бюро Orchestra Design благоустроен исторический центр Белебея. Архитекторы объединили территорию пересыльной тюрьмы XVIII века и Торговых рядов в единое пространство, «зашив» в него разные сценарии досуга, а также отсылки к истории города.
И вот, нам дали выбор
Сергей Собянин призвал москвичей голосовать за судьбу цирка на проспекте Вернадского на «Активном гражданине». Это новый поворот. Отметим, что в голосовании, во-первых, не фигурирует удививший многих проект неизвестного иностранца, а, во-вторых, проголосовать не так уж просто: сначала нас заваливают подобием агитации, а потом еще предлагают поупражняться в арифметике. Но мы же попробуем?
На полном обеспечении
Новый жилой комплекс по проекту UNStudio в Чунцине включает развитую инфраструктуру, поддерживающую физическое и психологическое здоровье жильцов.
Келейные мастерские
В Хлебном доме музея-заповедника «Царицыно» открылось образовательное пространство, созданное по проекту архитектора и сооснователя бюро UTRO Ольги Рокаль. Небольшое помещение удалось сделать функциональными благодаря авторской мебели: «рыцарскому» круглому столу и столярным шкафам, вдохновленным секретерами XIX века.
Задел на устойчивость
Форум «Казаныш» в этом году прошел с особенным размахом: эксперты из 25 стран, «премьера» театра Камала от Wowhaus и Кэнго Кумы, полные людей лектории, анонс международных конкурсов и новых мега-проектов. Мы пробыли на фестивале два дня, а пищи для размышления получили на год. Делимся впечатлениями, услышанными практическими советами и продолжаем наблюдать – будет ли меняться архитектурный процесс после профессиональных интеграций со странами БРИКС+.
Бутоны ЗИЛ-Юга
Проект с авторским названием «Каменный цветок» предназначен для центральной части территории ЗИЛ-Юг, или ЖК Shagal – башни выстроятся вдоль поперечного бульвара. Впрочем, какие башни – самая высокая 14 этажей. Задуманы они так, чтобы в закатном и рассветном свете давать силуэт, похожий на цветочный бутон, а состоят из сетки и крупных пиксельных выемок, поддержанных консольными выступами «кнопок»-эркеров.
Григорий Ревзин: «Сильный жест из-под полы. Нечто победило»
Обсуждаем дискуссии вокруг конкурса на цирк и сноса СЭВ с самым известным архитектурным критиком нашего времени. В процессе проявляется парадокс: вроде бы сейчас принято ностальгировать по брежневскому времени, а знаковое здание, «ось» Варшавского договора, приговорили к сносу. Не странно ли? Еще мы выясняем, что wow-архитектура вернулась – это новый после-ковидный тренд. Однако, чтобы жест получился действительно сильным, без профессионалов все же не обойтись.
Точные объятия
Бюро Akira Koyama + Key Operation Inc. / Architects построило в японском городе Тояма офис для фармацевтической компании Juzen Chemical Corporation.
Обнажение бетона
Один из этапов благоустройства небольшого сквера в Лермонтове – строительство скейт-парка. Доверив эту часть команде XSA, город получил 250-метровую дорожку для трюков, фигуры которой напоминают объекты лэнд-арта – аналогов в России как по габаритам, так и по наполнению нет. Рассказываем, как устроен экспериментальный снейк-ран в Предкавказье.
Шаг к мечте
Сложности согласований, недостаточный бюджет и проблемы на строительной площадке при реализации проекта школы в Троицке не помешали бюро ASADOV добиться главного – сделать еще один шаг от старых представлений об учебных пространствах к созданию образовательной среды принципиально нового качества.
Отражение завода
Консорциум бюро Хвоя, Хора, НИиПИ Спецреставрация и Урбанконтекст победил в конкурсе на концепцию ревитализации главного корпуса Ижевского оружейного завода. Самое любопытное в проекте – система городских площадей на кровле новых объемов. Она не только открывает непривычные горожанам панорамы и создает дополнительные маршруты, но и способствует восстановлению исторического силуэта.
Пресса: «Киевская площадь» рассказала о новом кластере на...
Вновь созданный кластер обещают сделать не только новой достопримечательностью Москвы, но и центром социальной и деловой активности, а также связующим звеном между Большим Сити и районами Арбат и Хамовники
Пресса: Владимир Ефимов: ремонтировать в Москве здания, чья...
Приводить в порядок полуаварийные здания советского времени, которые не являются архитектурными памятниками и уже отслужили свое с точки зрения конструктивных элементов, не имеет смысла, считает заммэра Москвы по градостроительной политике и строительству Владимир Ефимов. В интервью РИА Новости он рассказал, когда начнется строительство нового цирка на проспекте Вернадского, что будет со зданием СЭВ на Новом Арбате и по какому принципу будут включать в программу реновации, ставшую бессрочной, новые дома. Беседовали Дмитрий Киселев и Ольга Набатникова.
Золото Африки
Интерьеры казино MOYO в Найроби от бюро Archpoint сочетают европейскую роскошь с этническими мотивами и особыми требованиями к помещениям такого типа. За атмосферу праздника отвечают огромные люстры, натуральные материалы отделки, а также предметы искусства.