«denkmal, Россия – Москва»: итоги выставки

0 21-23 октября 2021 в Гостином Дворе, Москва состоялась международная специализированная выставка по сохранению, реставрации, использованию, популяризации культурного наследия, редевелопменту и музейным технологиям «denkmal, Россия – Москва».
Предоставлено пресс-службой выставки «denkmal, Россия – Москва»

Архитектура выставки включила комплексную деловую программу по актуальным вопросам отрасли, конкурсную и вечернюю программу, а также масштабную выставочную экспозицию.
 
Торжественное открытие
 
Событие взяло старт с обхода выставочной экспозиции официальной делегацией. В обходе приняли участие Бургомистр Лейпцига по городскому развитию и градостроительству Томас Динберг, Первый заместитель министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации А.Н. Ломакин, заместитель Председателя Московской городской Думы, руководитель московского отделения российского исторического общества С.В. Орлов, Чрезвычайный и Полномочный Посол Германии в Российской Федерации Геза Андреас фон Гайр, Чрезвычайный и Полномочный Посол Мексиканских Соединенных Штатов в Российской Федерации Норма Берта Пенсадо Морено, Заместитель директора Департамента государственной охраны культурного наследия Министерства культуры Российской Федерации Г.И. Сытенко, директор Лейпцигской ярмарки Маркус Гайзенбергер, президент НК ИКОМОС России, заместитель руководителя Департамента культурного наследия города – главный археолог г. Москвы Л.В. Кондрашев. Участники делегации познакомились со стендами компаний и их проектами, пообщались с гостями выставки и проследовали на торжественное открытие, где произнесли напутственные слова гостям, экспонентам, а также участникам конкурсной программы.
 
Второй день выставки также был ознаменован приездом Министра Правительства Москвы, руководителя Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы Сергея Евгеньевича Черемина, который посетил выставочную экспозицию мероприятия, ознакомился со всеми центральными стендами и провел встречи с представителями немецких компаний.
 
Пленарная сессия выставки
 
Одно из центральных событий первого дня – пленарная сессия «Объекты культурного наследия в контексте современного города. Актуальные методы приспособления объектов». В рамках сессии были рассмотрены перспективы развития отрасли, международный опыт сохранения и регенерации объектов культурного наследия, современные возможности для перепрофилирования памятников архитектуры, а также спорные точки и моменты данной работы. Так, например, Президент девелоперской компании Sminex Алексей Тулупов поделился мыслями о проблемах реставрации и строительства в исторической городской среде.
 
В 2021 году компания PWC провела международное исследование «Наследие в большом городе», в рамках которого специалисты сравнили и проанализировали, как работают с культурным наследием в пяти крупнейших европейских столицах: Лондоне, Берлине, Париже, Риме и Москве. Об этом рассказала модератор сессии Ксения Повещенко, директор практики оказания услуг государственным органам и публичным организациям PWC. Лондон – безоговорочный лидер по количеству объектов культурного наследия (19 603). Москва отстает от британской столицы более чем вдвое (8278 ОКН), но занимает второе место. В Берлине почти столько же культурных объектов – 8218. В Риме насчитывается 4587 ОКН, в Париже – всего 2 235.
 
Заместитель председателя Московской городской думы Степан Орлов поделился важными цифрами непосредственно о российской столице: «Московская программа реставрации – одна из крупнейших в мире. По последним итогам этой программы, абсолютное большинство памятников истории и культуры – 95%! – находятся в хорошем или удовлетворительном состоянии. Это очень достойный показатель, особенно если учесть, что в 2011 году таковых было 66%».
 
Об опыте Германии в реставрации исторических объектов, их приспособлении и интеграции в современную городскую среду рассказал бургомистр по вопросам развития и градостроительства города Лейпциг Томас Динберг. В Лейпциге используются специальные методы стимулирования, среди которых финансирование со стороны местных властей и федерального правительства, налоговые льготы (в 2020 году их общая сумма составила около 70 млн евро), внешняя поддержка частных инициатив.
 
Заместитель руководителя Департамента культурного наследия города Москвы Юлия Логинова поделилась самыми яркими московскими кейсами, которые были реализованы в отреставрированных объектах культурного наследия с точки зрения функционального назначения. Это Северный речной вокзал с сохранением исторической функции, «Депо», которое из заброшенной трамвайной станции превратилось в крупнейший европейский фудмаркет. Место ожило благодаря правильно подобранной функции объекта. В Доме Наркомфина удалось сохранить подлинные элементы отделки и историческую функцию (жилой дом).
 
Один из самых значимых объектов редевелопмента в Москве за последние годы – ГЭС- 2 на Болотной набережной. Директор фонда современного искусства V-A-C Тереза Иароччи Мавика рассказывает о первых впечатлениях от работы над проектом: «Когда мы зашли на электростанцию, мы были поражены ее красотой. Но из-за того, что здание было закрыто для людей, эта красота не жила. Мы поставили перед собой цель оживить это место, вернуть его на карту города». Руководитель дирекции иностранных объектов и объектов культурного наследия Проектного бюро АПЕКС Анастасия Надеева поделилась результатами проекта: «Мне повезло – я участвовала в проекте с самого начала. Это очень сложное инженерное сооружение, которое превратилось в красивый элемент благоустройства города, где будет приятно проводить время». Пока посмотреть здание изнутри нельзя: открытие нового культурного пространства в ГЭС-2 запланировано на 4 декабря.
 
Заместитель директора департамента строительства концерна «КРОСТ» Алексей Кузнецов рассказал об опыте компании в храмовом строительстве: более 50 храмов – как восстановленных и отреставрированных, так и построенных с нуля. Он отметил, что историческую архитектуру можно сочетать с новыми технологиями и современными материалами.
 
Работа над сохранением культурного наследия не ограничивается Москвой. В 2021 году Гатчина стала столицей Ленобласти, что дало нужный толчок для активизации программ по реставрации и сохранению культурного наследия. Заместитель председателя Правительства Ленинградской области, председатель Комитета по сохранению культурного наследия Владимир Цой рассказал, где обустроят правительственный квартал, и анонсировал центр новой городской культуры под кодовым предварительным названием Molzavod.
 
Еще несколько зарубежных кейсов реставрации и приспособления объектов культурного наследия к современным нуждам разобрали вице-президент Национального комитета ИКОМОС (Венгрия) Гергели Надь и председатель правления Фонда культуры Лейпцига Вольфганг Хокель. Гергели Надь рассказал об опыте Будапешта, некоторые исторические районы которого в свое время пришли в запустение (в частности, Еврейский квартал), но в последние годы вновь оживают. Вольфганг Хокель поделился кейсами из Германии. Например, Хафенсити в Гамбурге знают многие, а похожий пример ревитализации портовой промзоны в прогрессивный квартал в Лейпциге – Плагвиц – куда меньше известен за пределами Германии.
 
Деловая программа выставки: основные выводы и итоги
 
Деловая программа «denkmal, Россия – Москва» охватила три дня выставки и включила свыше 60 сессий и более 200 спикеров из России и из-за рубежа. Темы сессий и обсуждений затронули актуальные вопросы и вызовы отрасли, главные итоги которых изложены ниже.
 
На круглом столе «Благоустройство исторической среды: баланс наследия и современности», где обсуждалась тема формирования облика города и определения свойств городской среды, Ольга Великая, руководитель отдела маркетинга ПАО «ИНГРАД», поделилась опытом в области синергии культурного наследия с «новоделом» на примере благоустройства ткацкой шерстоткацкой фабрики «Октябрь» XIX века в долине реки Сетунь. «Объект культурного наследия окружен со всех сторон очень высокими жилыми зданиями. Казалось бы, он потерялся на фоне новодела. Но на самом деле здесь все сделано для того, чтобы жители не испытывали недостатка в инфраструктуре». Как отметил спикер, ныне производство закрыто. Фабрика «Октябрь» всегда была успешной и даже инновационной, а также популярной и востребованной – даже Кремль часто заказывал ткани и костюмы именно там. Поэтому в ходе благоустройства в объекты ввели символически изображения нитей и рисунка ткани. Территорию фабрики поделили на две части: зону общения и игровую зону. Игровой зоне также придали исторические черты, чтобы дети могли прикоснуться к наследию.
 
О реконструкции зданий и взаимопроникновении исторического с современным на территории Москвы рассказала Ната Татунашвили, архитектор, основатель бюро NOWADAYS office, автор проекта реставрации дома «Абрикосов» от MR Group. «Для нас главное в реконструкции – не имплементация чего-то нового и чуждого, чего не было прежде, а скорее интеллектуальное исследование среды, нахождение её качеств и нового варианта их использования – даже если мы говорим о подножном мусоре». Как нельзя лучше иллюстрирует её слова проект «Противочувствие», который посвящен «московскости» и основан на образах, впечатлениях. Мы ведем диалог современной русской архитектуры с исторической – отказались от историзмов и попыток симулировать, подыгрывать, изображать какой-то стиль».
 
Где находится баланс между прибылью и сохранением наследия, обсуждали на конференции «Современная старина: возможности редевелопмента для работы с историческими объектами». В рамках сессии спикеры обсудили способы переосмысления старых построек и их адаптацию под современные требования, а также риски при работе с историческими зданиями. На последнюю тему высказался руководитель проекта ГК «Пионер» Сергей Богдановский, рассказывая о том, как при строительстве многоэтажных жилых домов в отдаленном московском районе Свиблово ГК «Пионер» неожиданно обнаружил во дворе будущих 32-этажных домов объекты культурного наследия: стены фабрики купца Кожевникова. В итоге было принято и успешно реализовано решение фабрику реставрировать, в ее стенах разместить частный детский сад и кафе. «Риски и вызовы были безумными: пойма Яузы каждую весну затапливает нашу каланчу. Тогда мы подняли жилой комплекс, организовав вокруг каланчи подземный паркинг. Мы понимали, что статус жилых домов резко повышается, когда прямо дворе есть объект культурного наследия. Даже в ЦАО мало кто из девелоперов возьмется за объект культурного наследия, а уж в Свиблово и подавно. И уж тем более с ценами пандемии. Но нам, похоже, удалось найти ту золотую середину по соединению сохранения культурного наследия с экономикой».
 
Проблемы строительства и реставрации храмов обсуждали на конференции «Сохранение объектов культурного наследия религиозного значения». Так, например, в судьбе 50 храмов Москвы и Московской области принял участие концерн «КРОСТ». Эту информацию сообщил участникам конференции Алексей Кузнецов, пояснив, что речь идет в основном о строительстве, но также и о реставрации, реконструкции. Особую гордость концерна составляют Храм Покрова Пресвятой Богородицы при ФСБ России, церковь Пантелеимона Целителя при Центральном клиническом госпитале ФСБ РФ, храм в честь Иверской иконы Божией Матери при в/ч ВВ МВД РФ и главный храм Росгвардии в Балашихе. «Считаю очень правильным и перспективным направлением в нашей работе применение современных материалов, – подчеркнул спикер. Особенно стеклофибробетона – декоративного материала, который мы используем на рельефах фасада. Этот материал превосходит по прочности натуральный камень, хотя мы применяем и традиционные для строительства церквей материалы: камень, медь, мозаику, дуб, металлическую кровлю». Собравшиеся отметили, что история каждого объекта уникальна, невозможно создать типовой проект реставрации храма, однако обмен опытом помогает принимать любые вызовы. 
 
Практические вопросы оформления документов и окупаемости при работе с объектами культурного наследия обсуждались на круглом столе «Памятник для инвестора: примеры эффективных проектов и решений». Главный принцип работы – соблюдение баланса всех участников строительства отметила Анна Урейская, директор по градостроительному регулированию и внешним связям Capital Group. По статистике прошлого года, примерно половину проектов сохранения культурного наследия финансирует государство, и половину – инвесторы. Чтобы построить выгодный для инвестора объект и сохранить историческое наследие, нужно понимать, что современный город одновременно динамично развивается и хочет сохранять старое. Это совместить очень трудно. «Объект с культурным наследием похож на ящик Пандоры», – пошутила спикер и привела в качестве позитивного примера проект Capital Group – МФК «Золотой остров» на Болотной и Софийской набережных. «Мы понимали, что эта застройка будет располагаться в буферной зоне Московского Кремля. Передали исследование и отчет о проделанной работе в ЮНЕСКО, разработали проекты аварийных мероприятий, включили их в активную городскую среду – да, это возможно. Мы гордимся тем, что объект представляет собой целостную композицию, выполнена сложная задача сохранить ансамбль пивоваренного завода, создать парк, проницаемость, общественные пространства. Как достичь в проекте выгоды? Это возможно, если подходить комплексно к реализации проекта и делать качественный продукт».
 
Проблемы выбора оптимальных технологических решений обсуждали на конференции «Развитие реставрационной отрасли: современные технологии и перспективы». Алексей Харитонов, заместитель генерального директора ГК «АЖИО» по науке отметил, что важна пошаговая реализация комплексного подхода в реставрационном материаловедении. «Этих шагов три: комплексное обследование зданий и сооружений, изыскательские работы и проектирование; разработка, производство и поставка необходимых для реализации проекта материалов, производство работ по реставрации, отделке, строительству. Оценка эффективности материалов и технологий». Спикер призвал к созданию общероссийской практики в химико-технологических решениях и созданию общих требований к контролю качества, поскольку пока все изменения хранятся только в авторских документациях.
 
Продолжая тему развития отрасли, Специалист по развитию и сопровождению бизнеса в части построений сбытовой и коммерческой инфраструктуры производственных компаний ЗХК «Невская палитра» ТМ «Краски Фридлендеръ», Александр Кузмин, рассказал о технологических подходах в окрашивании фасадов и внутренних помещений. «Технологический подход, в нашем понимании, представляет собой пошаговое обследование: оценка состояния памятника, поиск оптимальной технологии производства материалов и технологии производства работ», – заявил докладчик. «Разумеется, должны быть соблюдены базовые правила: при минусовых температурах водные краски наносить нельзя. К выбору цвета тоже нужно подходить скрупулезно. Согласно аналитике запросов ЛКМ для ОКН, полученных компанией «Краски Фридлендеръ» 54% приходится на белый цвет, 20% – на желтый, песочный и его оттенки, 14% – на коричневый и его оттенки. Наверное, при реставрации большое разнообразие палитры и не нужно, – сказал спикер, – Но наш технологический императив состоит в том, что необходимо проводить спектральный анализ цветов с учетом освещения».
 
В рамках деловой программы была затронута тема работы с разными материалами. Например, на конференции «Технологии реставрации натурального камня на объектах культурного наследия» обсудили, как один из наиболее часто встречающихся материалов позволяет сохранить исторический облик многих значимых объектов. Из главных вопросов необходимо отметить обследование памятников перед непосредственной работой с ними. С этой темой выступил Алексей Снедков, директор ООО «Сириус Проект», который отметил проблему неполного исследования. Так, например, «основной процесс состоит из четырёх параметров: историко-архивные исследования, натурные исследования, лабораторные исследования и анализ всей информации (выводы и рекомендации к реставрационным работам). Но, кроме химико-технологических исследований, мы проводим также инженерные замеры. Поэтому у нас есть возможность совмещать разные методы анализа, чтобы посмотреть на объект с разных сторон и представить более полную картину перед началом эффективной работы», – заключил спикер.
 
Вопрос использования ПВХ-окон и других современных материалов при работе с историческими зданиями обсудили на дискуссионной панели «Новые технологии и старые здания: возможности и границы использования». Андрей Окулов, руководитель Технического отдела компании VEKA Rus отметил в России тенденцию использования типовых окон. Тем временем, технология современных окон ПВХ позволяет сделать многое: она обеспечивает тепловую защиту, безопасность, шумоизоляцию, они экологичны и содержат элементы Smart House, не имеют ограничений по цвету, форме. «Технологии производства развиваются и применять их для реставрационных работ возможно. Визуально ПВХ отличит от дерева только специалист, а при этом ПВД намного долговечнее».
 
Как обеспечить современное развитие города и сохранить при этом уникальное историческое и культурное наследие Москвы, обсуждали на круглом столе «От реновации жилья к стратегии городского развития». Программа реновации вдохнет новую жизнь в районы, которые рискуют стать гетто, считает сопредседатель Фонда «Московский центр урбанистики «Город» Алексей Расходчиков. Она позволит решить одну из проблем современного мегаполиса – постепенное увядание старых заводских районов и спальных районов, построенных в 80-е годы прошлого века. Их развитие – вопрос ближайших лет. «Невозможно создать реализуемую стратегию в масштабе района, если она не учитывает интересы жителей, если они не готовы в ней участвовать», – подчеркнул спикер.
 
Продолжая тему стратегии городского развития, главный архитектор ГК «Моспроект-3» Дмитрий Сухов сказал: «Нужно придумать историю там, где ее нет. В месте, где отсутствуют архитектурные памятники, может пролегать овраг, ручей, могут жить интересные люди. Например, район Измайлово у меня ассоциируется с сиренью, потому что там обыграли Сиреневый бульвар, можно провести линию сирени через весь район». Рассуждая об айдентике, спикер отметил, что культовых зданий не может быть много, нужно стремиться к цифре 10%. Иногда достаточно связать разные части района дорожками для велосипедов и самокатов.
 
denkmal awards: определены лучшие архпроекты и компании, работающие с ОКН
 
22 октября 2021 состоялся гала-вечер по случаю награждения победителей denkmal awards – первой международной премии, поощряющей компании, которые вкладывают свои силы, душу и накопленные знания в сохранение, приспособление под современное использование и реставрацию объектов культурного наследия. Премия учреждена в рамках международной выставки «denkmal, Россия-Москва».
 
Торжественное открытие вечера прошло под приветствия Министра Правительства Москвы, руководителя Департамента внешнеэкономических и международных связей города Москвы Сергея Евгеньевича Черемина и Бургомистра Лейпцига по городскому развитию и градостроительству Томаса Динберга.
 
«Мы проводим выставку «denkmal, Россия-Москва» на протяжении десяти лет в содружестве с немецкими коллегами. За этот срок в Москве произошли грандиозные изменения, потому его можно считать настоящей исторической эпохой. Этот период отличается динамичным развитием нашей столицы, которое, в том числе, стимулирует выставка. Благодарю всех причастных к этому событию, а также к реставрационной отрасли в целом», – отметил Сергей Евгеньевич Черемин.
 
«Я рад, что в эти сложные времена мы смогли провести выставку в режиме реального времени. Несмотря на непростые условия, выставка дала нам возможность коммуникации и общения», – сказал Томас Динберг. Выступающий поблагодарил гостей вечера и пригласил всех на выставку denkmal в Лейпциг в следующем году. Сергей Евгеньевич Черемин, со своей стороны, принял приглашение от лица Правительства Москвы.
 
Победители премии denkmal awards 2021:
 
Основные номинации:
 
«Лучший проект реставрации и приспособления под современное использование» – победитель Девелоперская компания Sminex с проектом восстановления ансамбля детской больницы имени Святой Ольги;
 
«Лучший проект строительно-реставрационных работ храмового комплекса» – победитель Концерн КРОСТ за реставрацию храма Софии Премудрости Божией на Лубянке;
 
«Лучший объект реставрации с интеграцией в проект жилой недвижимости» – победитель компания Capital Group с жилым кварталом «Золотой»;
 
«Лучшие проектные решения, демонстрирующие бережное отношение к реставрации» – победитель компания MR Group, объект «Абрикосов»;
 
«Лучшее проведение архитектурно-строительных и инженерных работ, с применением информационного моделирования объектов капитального строительства, демонстрирующих бережное отношение к археологическому культурному слою» – победитель компания Моспроект-3 со строящейся станцией Сокольнической линии «Новомосковская»
 
«Лучший проект в области реконструкции и восстановления социальных объектов в г. Москва» – победитель Группа компаний Pioneer, объект «Суконная фабрика Кожевникова, Корпус для машины Берта»
 
Специальные номинации:
 
«Комплексный подход к сохранению археологического наследия» – победитель девелоперская группа компаний ИНТЕКО, Объект «Ильинский квартал»;
 
«Комплексный подход к сохранению исторической среды на объекте» – победитель компания ГАЛС;
 
«Плодотворная работа по сохранению и популяризации особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации» – победитель Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Агентство по управлению и использованию памятников истории и культуры» с объектом «Ансамбль Новодевичьего монастыря»
 
«Лучшее проектное бюро, работающее с объектами культурного наследия» – победитель Проектное бюро АПЕКС.
 
За развитие традиций реставрационной школы и вклад в международное сотрудничество в деле сохранения культурного наследия было награждено Правительство Москвы.
 
За активное участие и поддержку выставки «denkmal, Россия-Москва» был награжден Магистрат Лейпцига.
 
В этом году повестка выставки «denkmal, Россия-Москва» уделяет особое внимание сохранению исторического и культурного наследия, архитектурного облика городов – в частности, Москвы. В рамках этого направления была создана премия denkmal awards, главная цель которой -стимулирование отрасли в будущем. Ведь, как известно, только сохраняя прошлое, можно построить устойчивое будущее.
 
Конкурсная программа «denkmal, Россия-Москва»
 
23 октября 2021 были завершены масштабные соревнования «Молодые реставраторы». Участникам было дано конкурсное задание в пяти номинациях:
 
– Реставрация каменной и кирпичной кладки;
– Реставрация станковой живописи;
– Реставрация произведений из дерева;
– Реставрация металлической кровли;
– Реставрация лепного декора и штукатурок.

Высококвалифицированное жюри с представителями из Италии, Германии и России оценивало работы участников. Президент НК ИКОМОС России, Заместитель руководителя Департамента культурного наследия города Москвы – главный археолог города Москвы Леонид Кондрашев, после подведения итогов соревнований отметил, что все участники показали уровень не начинающих специалистов, а уже состоявшихся реставраторов.

Победителями стали:

Номинация «Реставрация каменной и кирпичной кладки»
1 место – Смыслова Анастасия;
2 место – Свердликова Анастасия;
3 место -  Шалыгина Юлия.

Номинация «Реставрация станковой живописи»:
1 место – Литвиненко Екатерина;
2 место – Борг Черубин;
3 место -  Петрищева Елизавета.
 
Номинация «Реставрация произведений из дерева»:
1 место – Шандыба Дарья, Гулжигит Бек;
2 место – Сухомлинов Артем, Журман Алексей;
3 место – Журавлев Иван, Панов Даниил;
 
Номинация «Реставрация металлической кровли»:
1 место – Воронин Боч, Москва;
2 место – Федоров Савелий;
3 место – Иванов Егор.

Номинация «Реставрация лепного декора и штукатурок»:
1 место – Милешин Никита, Дубинин Егор;
2 место – Спирин Степан, Кожевников Роман;
3 место – Чернова Екатерина, Степанова Анастасия.
 
Лучший стенд «denkmal, Россия-Москва»

В рамках выставки был организован конкурс «Лучший стенд». Победителей определили гости выставки: в течение трех дней на сайте было открыто народное голосование.
 
23 октября на Центральном Стенде были объявлены победители конкурса. Лучшие стенды по мнению гостей выставки были награждены дипломами в различных номинациях:
  • Стенд ЗХК «Невская палитра» и «Краски Фридлендеръ» получил звание «Самый яркий стенд»;
  • Компания Sminex получила диплом в номинации «Лучший макет реализации проекта»;
  • Проектное бюро АПЕКС завоевало титул «Самый стильный дизайн стенда»;
  • Компания ILN GROUP by IL NATUR представила на стенде аналог каучуковых скульптур из сада Les Jardins d’Étretat и взяла победу в номинации выставки «Instagram-сенсация»;
  • Стенд компании ИНТЕКО победил в номинации «Самый концептуальный стенд»;
  • MR GROUP был отмечен как «Самый технологичный стенд»;
  • Стенд АУИПИК стал лучшим в номинации «Сохранение культурного наследия»;
  • Правительство Москвы одержало победу в номинации «Самый прогрессивный стенд»;
  • Стенд ГлавУпДК при МИД России стал победителем в номинации «Лучшее отраслевое решение».
Международная специализированная выставка по сохранению, реставрации, использованию, популяризации культурного наследия, редевелопменту и музейным технологиям «denkmal, Россия – Москва» проводится каждые два года, начиная с 2011 г., в российской столице организуется двумя партнерами – ИКОМОС Россия и Лейпцигер Мессе Интернациональ ГмбХ – и основывается на опыте Лейпцигской ярмарки в организации ведущей европейской выставки по реставрации, охране памятников и санации исторических зданий denkmal. Мероприятие традиционно проходит под патронажем ЮНЕСКО и при поддержке Министерства культуры Российской Федерации, Правительства Москвы, Магистрата Лейпцига и объединяет на своей площадке свыше 3 500 участников отрасли.
 
Генеральные партнеры выставки: Компания Sminex, ЗХК «Невская палитра» и «Краски Фридлендеръ», Capital Group, Компания «ПИК»;
 
Стратегические партнеры выставки: Проектное бюро «АПЕКС», Компания «Интеко», ГК «Пионер», ГК «Моспроект-3», ГК «Галс-Девелопмент»;
 
Официальные партнеры выставки: Донстрой, MR GROUP, Концерн КРОСТ;
 
Партнер конференции деловой программы: Компания VEKA Rus;
 
Официальные партнёры соревнований «Молодые реставраторы»: ПАО «Инград», ООО «Баумит», ООО «Сириус проект».
 

02 Ноября 2021

Похожие статьи
Ледяное перемирие
Древолюция 2023 зимняя, январская, дополнила деревянные постройки лета 2023 года временными объектами из льда и снега. Самые понятные осмыслили главную ось, самый тонкий и лиричный объект, «Оттепель» или «Проталина», появился в перспективе объекта «Другой».
Мега-светлячок
МКА сообщает о согласовании проекта ТЦ Матвеевский​ на Очаковском шоссе. Его матовые светящиеся фасады способны украсить собой место, которое, определенно, требует каких-то украшений.
Геопластический подход
T+T architects сообщают о завершении благоустройства двора 1 очереди ЖК «Александровский сад» в Екатеринбурге – ландшафт дополняет контекстуальную архитектуру, приспособленную к предпочтениям покупателей и к центру города, смелыми неомодернистскими росчерками и пышной разнообразной зеленью.
Архитектор как граффити
В Нижнем Новгороде провели конкурс и реализовали победивший проект граффити в честь Александра Харитонова. Оно разместилось на улице архитектора, в арке между первой и второй очередью банка Гарантия. Илья Сакович – о конкурсе, граффити, Александре Харитонове.
Башни: прообразы
МКА сообщает о проекте ЖК на улице Куусинена, на месте гаражей, между улицей Зорге и Ходынкой, рядом с парком Березовая роща.
Игра с восприятием
Третьяковская галерея и Альфа-Банк установили перед Фабрикой-кухней в Самаре «Супрематический куб» Николая Полисского.
Память дерева
Во флигеле-Руине Музея архитектуры открылось сразу две выставки, посвященные истории изучения деревянной архитектуры. Одна беглая, но фактурная, – другая подробная и красивая, поскольку работы Александра Ополовникова из фондов музея очень хороши.
Пластины Багратиона
Обнародован проект нового небоскреба от архитекторов СПИЧ в Москва-Сити. В нем можно увидеть: московские высотки, Чикаго, архитектон Малевича и попытку деконструкции цельного образа московского небоскреба, найденного авторами в недавних предшествующих работах.
Секрет Полишинеля
Вчера, помимо церемонии награждения Архитектурной премии Москвы, вручили дипломы лучшим архитектурным журналистам. Приз в новой номинации Адаптация получил тг-канал «Недвижимость. Инсайды»; несмотря на анонимность, премию получил реальный человек.
Мост-завиток
Проект пешеходного моста, предложенного архитекторами бюро ATRIUM Веры Бутко и Антона Надточего для Алматы, стал победителем премии A+A Awards портала Architizer в номинации «Непостроенная транспортная инфраструктура». Он и правда хорош: «висячий сад» в бетонных колоннах-кадках над городской трассой сопровожден завитками деревянных пандусов, которые в ключевой точке складываются в элемент национальной орнаментики.
Лошарик
Москомархитектура обнародовала проект пешеходного моста между ММДЦ Москва Сити и ТПУ Деловой центр. Авторы – Сергей Кузнецов и Дмитрий Сухов.
Кино как поиск
В ГЭС-2 на презентации 99 номера «Проекта Россия» показали фильм – «архитектурное высказывание» бюро Мегабудка. Говорят, первый такого рода опыт в нашем контексте: то ли часть заявленного архитекторами поиска «русского стиля», то ли завершающий штрих исследования.
Стандарты по школам
Москомархитектура представила новые рекомендации проектирования объектов образования и инженерной инфраструктуры.
Озерный город
Максим Атаянц спроектировал крупный жилой комплекс на озере Черном в городе Кургане. Его каналы напоминают о «Городе набережных», а колокольня на острове призвана перекликаться с калязинской.
Стеклянное общежитие
Москомархитектура и ТПО «Прайд» обнародовали новый вариант проекта общежитий МТГУ имени Н.Э. Баумана на Госпитальной набережной.
4 сложные темы
Всемирный фонд памятников (WMF) представил очередной список из 25 объектов наследия под угрозой. Каждый из них страдает от одной из четырех глобальных проблем.
Всё отклонить
Неделю назад завершился период обсуждения законопроекта об архитектурной деятельности. На портале нормативных актов опубликованы замечания и предложения к тексту закона и их статус. Ни одного предложения не было принято к рассмотрению. Ощущение такое, что их отвергли, не особенно вчитываясь.
Около архитектуры
МАРШ анонсирует старт образовательных программ, которые будут интересны не только проектироващикам: теперь в школе можно обучиться архитектурной керамике, фотографии и познакомиться с современными тенденциями, даже если вам нет 18.
Арктический код
Опубликован дизайн-код арктических поселений – комплекс стандартов и сводов правил, регулирующих внешний облик городской среды в Арктике. Он доступен как в виде книги, так и в сети.
Надежда на историю будущего
В конце декабря была презентована научно обоснованная 3D и AR модель палат Ван дер Гульстов, известных как «дом Анны Монс», последнего, если не считать дворца Лефорта, сохранившегося каменного дома Немецкой слободы конца XVII века. Рассказываем о модели, судьбе и значении дома, также как и о надеждах открыть его для обозрения и отреставрировать.
Доминион на Шарикоподшипниковской: детали
Банк «Траст» продал Dominion Tower. Его реализовывали больше года, строили тоже очень долго и первое построенное здание бюро Захи Хадид в Москве, помнится, многих разочаровало. Вашему вниманию – небольшой фоторепортаж о здании, сделанный в 2020 году.
Смелый выбор
Куратором следующей, 18-й биеннале архитектуры в Венеции назначена Лесли Локко, исследовательница и преподавательница архитектуры, а также успешная писательница.
Злободневное
Megabudka опубликовали в инстаграме собственный «проект капитального ремонта здания ТАСС» – в виде небоскреба. Такого рода полезные шутки становятся распространенными; но в данном случае ироническое предложение перекликается не только с актуальной московской повесткой, но и с историей места.
Культ цикличности
На плато Гиза в рамках биеннале современного искусства в Египте 2021 реализована инсталляция Александра Пономарева Уроборос.
Ажурный XX-конструктив
Во дворе Музея архитектуры на Воздвиженке установлена инсталляция группы DNK ag. Она приурочена к 20-летнему юбилею бюро, и впервые была показана на Арх Москве. Предполагается, что объект простоит во дворе музея один год и послужит началом для новой традиции – регулярно обновляемого выставочного проекта «Современная архитектура во дворе МУАРа».
180 человек одних партнеров
Крупнейшим акционером Foster + Partners стала частная канадская инвестиционная фирма. Финансовое вливание позволит архитектурному бюро развиваться дальше, в том числе расширять число партнеров и обеспечивать их преемственность.
Дело роботов
В Амстердаме установили первый в мире стальной мост, напечатанный на 3D-принтере. Собственно производством занимались четыре робота.
Технологии и материалы
Свет для будущих поколений
Компания SWG | Светодиодное освещение оборудовала специализированную учебную лабораторию при Московском государственном строительном университете и запустила совместную с вузом программу обучения профессионалов интерьерного освещения.
Благородный металл
Сегодня парадные лобби жилых комплексов – это отдельное произведение дизайнерского искусства. Рассказываем, как в их оформлении используется продукция компании HÖGER – производителя уникальных интерьерных деталей из металла
Компания Hilti усиливает локальное производство
Øglaend System, подразделение группы компаний Hilti, производит кабеленесущие системы, которые можно использовать на объектах любой сложности: от нефтяных платформ до торговых центров. Генеральный директор Дмитрий Клименко рассказал Архи.ру о расширении производства в Санкт-Петербурге и запуске новых линеек для фасадных систем Hilti.
Скрафтить площадку
На примере игровых комплексов «Хоббики» – лидера в производстве уличной мебели – рассказываем, в чем преимущества крафтового подхода к оборудованию детских площадок
Приглашение на танец
Компания «Новые Горизонты» разработала несколько серий игровых комплексов, которые можно адаптировать под особенности той или иной площадки. Рассказываем о гибкости решений на примере комплекса «Танцующие домики».
Формула надежности. Инновационная фасадная система...
В компании HILTI нашли оригинальное решение для повышения надежности фасадов, в особенности с большими относами облицовки от несущего основания. Пилоны, пилястры и каннелюры теперь можно выполнять без существенного увеличения бюджета, но не в ущерб прочности и надежности
МасТТех: успехи 2022 года
Кроме каталога готовой продукции, холдинг МасТТех и конструкторское бюро предприятия предлагают разработку уникальных решений. Срок создания и внедрения составляет 4-5 недель – самый короткий на рынке светопрозрачных конструкций!
ROCKWOOL: высокий стандарт на всех континентах
Использование изоляционных материалов компании ROCKWOOL при строительстве зданий и сооружений по всему миру является показателем их качества и надежности.
Как применяется каменная вата в знаковых объектах для решения нетривиальных задач – читайте в нашем обзоре.
Кирпичное узорочье
Один из самых влиятельных и узнаваемых стилей в русской архитектуре – Узорочье XVII века – до сих пор не исчерпало своей вдохновляющей силы для тех, кто работает с кирпичом
NEVA HAUS – узорчатые шкатулки на Неве
Отличительной особенностью комплекса NEVA HAUS являются необычные фасады из кирпича: кирпич от «ЛСР. Стеновые» стал материалом, который подчеркивает индивидуальность каждого из корпусов нового комплекса, делая его уникальным.
Керамические блоки Porotherm – 20 лет в России
С 2023 года Wienerberger отказывается от зонтичного бренда в России и сосредотачивает свои усилия на развитии бренда Porotherm. О перспективах рынка и особенностях строительства из керамических блоков в интервью Архи.ру рассказал генеральный директор ООО «Винербергер Кирпич» и «Винербергер Куркачи» Николай Троицкий
Латунный трек
Компания ЦЕНТРСВЕТ активно развивает свою премиальную трековую систему освещения AUROOM, полностью выполненную из благородной латуни.
Обучение через игру: новый тренд детских площадок
Компания «Новые горизонты» разработала инновационный игровой комплекс, который ненавязчиво интегрирует в ежедневную активность детей разного возраста познавательную функцию. Развитие моторики, координации и социальных навыков теперь дополняет знакомство с научными фактами и явлениями.
Живая сталь для архитектуры
Компания «Северсталь» запустила производство атмосферостойкой стали под брендом Forcera. Рассказываем о российском аналоге кортена и расспрашиваем архитекторов: Сергея Скуратова, Сергея Чобана и других – о востребованности и возможностях окисленного металла как такового. Приводим примеры: с ним и сложно, и интересно.
Нестандартные решения для HoReCa и их реализация в проектах...
Каким бы изысканным ни был интерьер в отеле или ресторане, вся обстановка в прямом смысле слова померкнет, если освещение организовано неграмотно или использованы некачественные источники света. Решения от бренда Arlight полностью соответствуют этим требованиям.
Инновации Baumit для защиты фасадов
Австрийский бренд Baumit, эксперт в области фасадных систем, штукатурок и красок, предлагает комплексные системы фасадной теплоизоляции, сочетающие технологичность и широкие дизайнерские возможности
Optima – красота акустики
Акустические панели Armstrong Optima от Knauf Ceiling Solutions – эстетика, функциональность и широкие возможности использования.
Сейчас на главной
Школа хвойных пород
Для проекта средней школы Port Marianne в Монпелье архитекторы местного бюро A+Architecture выбрали особый безопасный для экологии бетон в сочетании с конструкциями из местной Севеннской ели и эффектной отделкой из Дугласовой пихты.
Иван Фомин и Иосиф Лангбард: на пути к классике 1930-х
Новая статья Андрея Бархина об упрощенном ордере тридцатых – на основе сравнения архитектуры Фомина и Лангбарда. Текст был представлен 17 мая 2022 года в рамках Круглого стола, посвященного 150-летию Ивана Фомина.
Совместный досуг
Центр «Поле» выполняет роль третьего места в спальном районе Москвы. На площади меньше 30 квадратных метров студия дизайна D создала пространство, где дети и взрослые могут проводить время вместе: играть, работать, встречаться с друзьями, заниматься спортом и творчеством.
Сады и искусство
Петербургское ландшафтное бюро МОХ открыло в Москве представительство, напоминающее арт-галерею: пространство формата white box служит фоном для цветочных композиций, объектов искусства и дизайна
Белые одежды
Парижский архитектор Жан-Пьер Лотт спроектировал и построил для Университета Страсбурга новый учебный корпус Le Studium, который задуман прежде всего как так называемое «третье место».
Пресса: Самые важные архитектурные утраты Петербурга за последние...
«Cобака.ru» попросила архитектурного критика и автора телеграм-канала «Город, говори» Марию Элькину, основателя архитектурного бюро «Хвоя» Георгия Снежкина, искусствоведа и автора телеграм-канала «Русский камамбер» Александра Семенова, архитектора-градопланировщика бюро MLA+ Даниила Веретенникова и члена градостроительного совета города, руководителя архитектурного бюро «Студии 44» Никиту Явейна выделить главные городские утраты и возможные в скором времени потери, начиная с нулевых, и рассказывает историю этих мест.
Три из четырех
Рассказываем об итогах прошлогоднего конкурса на оформление четырех станций метро в Казани. Победителей трое – публикуем их проекты. Для последней станции проект выбрать не удалось.
Дворец воды
Дворец водных видов спорта строился в Екатеринбурге в рамках подготовки к Универсиаде-2023. Комплекс включает три бассейна, рассчитан на 5000 зрителей, соответствует требованиям FISU и предполагает интенсивное использование вне крупных спортивных мероприятий.
Мечта о танце
Пекинское бюро MAD превратит старый склад в бывшем порту Роттердама в Центр танцевального искусства с амфитеатром под открытым небом.
Пресса: Юлий Борисов: «Успех не в компромиссе, а в гармонии»
В интервью «Строительному Еженедельнику» Юлий Борисов признается, что не любит использовать слово «компромисс», так как оно предполагает, что кто-то из участников процесса остается неудовлетворенным.
Многоликий
В интерьере ресторана Cult в Калининграде архитектор Дарья Белецкая разворачивает историю, родившуюся из размышлений о тревожности. Ощутить равновесие и спокойствие помогает созерцание полуторатонного валуна, мерцание воды, маски, отсылающие к «Тысячеликому герою» Джозефа Кэмпбелла и общая атмосфера полумрака и тишины.
Мост-аттракцион
Пешеходный мост по проекту архитектора Томаса Рэндалла-Пейджа и конструктора Тима Лукаса в историческом лондонском доке перекатывается «вверх ногами» с помощью двух ручных лебедок, чтобы пропускать проходящие суда.
Дом учителя
В Нинбо в родном доме ведущего экономиста КНР Дун Фужэна открылся музей. Авторы реконструкции – пекинское бюро WIT Design & Research.
Медная корона
Дом, построенный по проекту мастерской Михаила Мамошина рядом с новой сценой Малого драматического театра, прячется во дворах, но вопреки этому, а может и благодаря, интерпретирует традиционную застройку конца XIX века более смело, чем это принято в Петербурге.
Куб в оазисе
Еврейский культурный центр Сочи расположится в доступной части города и станет центром общественной жизни: помимо синагоги он вместит образовательный центр, кошерный ресторан и музей, рядом появится благоустроенный сквер.
О сохранении владимирского вокзала: мнения экспертов
Продолжаем разговор о сохранении здания вокзала: там и проект еще не поздно изменить, и даже вопрос постановки на охрану еще не решен, насколько нам известно, окончательно. Задали вопрос экспертам, преимущественно историкам архитектуры модернизма.
«Чайка» с мозаикой
В здании речного вокзала Волгограда открылось кафе «Чайка на крыше». Над интерьером работало бюро Object, которое обратилось к эстетике позднего советского модернизма – отсюда цветовая гамма, шпонированные панели, терраццо и главный элемент интерьера – яркая мозаика.
Задел на будущее
Реконструкция стадиона Drusus в Южном Тироле по проекту gmp и Dejaco + Partner рассчитана на будущие успехи команды-хозяйки F.C. Südtirol в новой для нее серии B чемпионата Италии по футболу.
Архитектурные заметки о БКЛ.
Часть 1
Александр Змеул много знает о метро, в том числе московском, и сейчас, с открытием БКЛ, мы попросили его написать нам обзор этого гигантского кольца – говорят, что самого большого в мире, – с точки зрения архитектуры. В первой части: имена, проектные компании, относительно «старые» станции и многое другое. Получился, в сущности, путеводитель по новой части метро.
Дело четвертое
Мастерская Delo представила новую модель в линейке типовых каркасных домов: четыре спальни, теплые полы-террацо и минималистичный интерьер с мебелью собственного производства, а также отделкой из кедра.
Стримлайн для «городских каньонов»
Степан Липгарт спроектировал два дома для небольших участков в интенсивно застраиваемых новым жильем окрестностях Варшавского вокзала. Расположенные не рядом, но поблизости, различны, но подобны: тема одна, а трактовка разная. Рассматриваем и сравниваем оба проекта.
Архитектурная модернизация среды. Книга 2
Вслед за первой, выпущенной в прошлом году, публикуем вторую коллективную монографию НИИТИАГ, посвященную «Архитектурной модернизации среды»: история развития городской среды от Тамбова до Минусинска, от Пицунды 1950-х годов до Ричарда Роджерса.
Теллурические ясли
Бюро Régis Roudil architectes встроило в исторический комплекс Дворца Альма в Париже вытянутый объем детских ясель. В качестве основных строительных материалов архитекторы несколько неожиданно выбрали дерево и… землю.
Улица рисунков зодчего Росси
В берлинском Музее архитектурного рисунка Фонда Сергея Чобана открыта новая выставка, на которой представлены более 100 работ итальянского архитектора Альдо Росси, многие из них экспонируются впервые.
Дом с видом
Новый модульный дом из линейки SWIDOM, разработанной бюро MAParchitects, по-прежнему ставит в приоритет окружающие виды, но отличается большой площадью и улучшенной технологией производства и сборки.
Восточные пределы
«Восточная дуга» – один из главных земельных резервов развития Казани, при этом сосредоточенный в руках одного владельца. Институт Генплана Москвы разработал концепцию комплексного освоения этой территории, основанную на аналитической транспортной модели, которая позволит создавать комфортную жилую среду, новые центры притяжения и рабочие места.