Память. Риторика и геометрия умозрительного образа у Альберти

Проблема образа, включающая его умозрительный аспект, являющаяся одним из основных, вызывающих постоянный интерес и привлекающих пристальное внимание исследователей, вопросов в науке, философии, искусстве, истории и культуре в целом, рассматривается с точки зрения ее предпосылок и истоков в классической риторической традиции в ее обусловленной каноническими структурными построениями взаимосвязи с геометрией посредством сложных и, часто, неоднозначных отсылок к ее аксиоматическим положениям, постулатам и правилам. Получая свое отражение и различные трактовки в истории, теории и практике архитектуры, эта, как правило, до конца неосознаваемая своеобразная взаимозависимость или взаимопроникновение двух, казалось бы, совершенно различных дисциплин – риторики и геометрии – представляется более очевидной при рассмотрение природы умозрительного образа в его неразрывной связи с феноменом памяти и вопросами оптики, используемыми, наряду с известной риторической практикой или методом локусов (loci), как структурного построения и взаимосвязи мест и образов (locis et imaginibus) в классической древнегреческой и более поздней средневековой традиции риторической мнемонической техники с целью тренировки и развития памяти, получившей примечательное своей философско-поэтической глубиной и смыслом название – искусство памяти или Ars memoriae. Основополагающее значение и смысл феномена памяти в понимании и объяснении природы умозрительного образа в том числе в архитектуре рассматриваются через сопоставительное прочтение исторического и художественного анализа проблемы образа и вопросов художественной оптики у В.П.Зубова в приложении к архитектурной теории Альберти, систематического изложения и изучения истории становления и развития искусства памяти у Фрэнсис Амелии Йейтс и более универсального философского осмысления исторической памяти у Поля Рикера.
 

10 Июня 2019

Похожие статьи
Археология модернизма: первая работа Нины Алешиной
Историю модернизма редко изучают так, как XVIII или XIX век – с вниманием к деталям, поиском и атрибуциями. А вот Александр Змеул, исследуя творчество архитектора Московского метро Нины Алешиной, сделал относительно небольшое, но настоящее открытие: нашел ее первую авторскую реализацию. Это вестибюль станции «Проспект Мира» радиальной линии. Интересно и то, что его фасад 1959 года просуществовал менее 20 лет. Почему так? Читайте статью.
Годы метро. Памяти Нины Алешиной
Сегодня, 17 июля, исполняется сто лет со дня рождения Нины Александровны Алешиной – пожалуй, ключевого архитектора московского метро второй половины XX века. За сорок лет она построила двадцать станций. Публикуем текст Александра Змеула, основанный на архивных материалах, в том числе рукописи самой Алешиной, с фотографиями Алексея Народицкого.
Мечта в движении: между утопией и реальностью
Исследование истории проектирования и строительства монорельсов в разных странах, но с фокусом мечты о новой мобильности в СССР, сделанное Александром Змеулом для ГЭС-2, переросло в довольно увлекательный ретро-футуристический рассказ о Москве шестидесятых, выстроенный на противопоставлениях. Публикуем целиком.
Модернизация – 3
Третья книга НИИТИАГ о модернизации городской среды: что там можно, что нельзя, и как оно исторически происходит. В этом году: готика, Тамбов, Петербург, Енисейск, Казанская губерния, Нижний, Кавминводы, равно как и проблематика реновации и устойчивости.
Технологии и материалы
Симфония света: стеклоблоки в современной архитектуре
Впервые в России трехэтажное здание спорткомплекса в премиальном ЖК Symphony 34 полностью построено из стеклоблоков. Смелый архитектурный эксперимент потребовал специальных исследований и уникальных инженерных решений. ГК ДИАТ совместно с МГСУ провела серию испытаний, создав научную базу для безопасного использования стеклоблоков в качестве облицовочных конструкций и заложив фундамент для будущих инновационных проектов.
Сияние праздника: как украсить загородный дом. Советы...
Украшение дома гирляндами – один из лучших способов создать сказочную атмосферу во время праздников, а продуманная дизайн-концепция позволит использовать праздничное освещение в течение всего года, будь то вечеринка или будничный летний вечер.
Тактильная революция: итальянский керамогранит выходит...
Итальянские производители представили керамогранит с инновационными поверхностями, воссоздающими текстуры натуральных материалов. «LUCIDO Бутик Итальянской Плитки» привез в Россию коллекции, позволяющие дизайнерам и архитекторам работать с новым уровнем тактильности и визуальной глубины.
Сейчас на главной
Минимум вибраций
KAAN Architecten и Celnikier & Grabli Architectes представили проект нового исследовательского корпуса для Федерального политехнического университета в Лозанне. Строительство начнется в будущем году.
Домики веером
Плотная жилая застройка по проекту бюро KCAP на искусственном острове в амстердамском порту сочетает разновысотные корпуса и «органическую» схему озеленения.
Свет и покой
На юге Тюмени по проекту бюро «Мегалит» построен кремационный комплекс и колумбарный парк. Чтобы внушать посетителям чувство покоя и устойчивости, архитекторы с особым тщанием отнеслись к пропорциям и чистоте линий. Также в «сценарий» здания заложено обилие естественного света и взаимодействие с ландшафтом.
Белая гряда
Для первого этапа реконцепции территории советского пансионата в Анапе бюро ZTA предложило типовой корпус, ритм и пластика которого навеяна рисунками, оставленными ветром на песке. Небольшое смещение ячеек номеров обеспечивает приватность и хороший обзор.