Проблема образа, включающая его умозрительный аспект, являющаяся одним из основных, вызывающих постоянный интерес и привлекающих пристальное внимание исследователей, вопросов в науке, философии, искусстве, истории и культуре в целом, рассматривается с точки зрения ее предпосылок и истоков в классической риторической традиции в ее обусловленной каноническими структурными построениями взаимосвязи с геометрией посредством сложных и, часто, неоднозначных отсылок к ее аксиоматическим положениям, постулатам и правилам. Получая свое отражение и различные трактовки в истории, теории и практике архитектуры, эта, как правило, до конца неосознаваемая своеобразная взаимозависимость или взаимопроникновение двух, казалось бы, совершенно различных дисциплин – риторики и геометрии – представляется более очевидной при рассмотрение природы умозрительного образа в его неразрывной связи с феноменом памяти и вопросами оптики, используемыми, наряду с известной риторической практикой или методом локусов (loci), как структурного построения и взаимосвязи мест и образов (locis et imaginibus) в классической древнегреческой и более поздней средневековой традиции риторической мнемонической техники с целью тренировки и развития памяти, получившей примечательное своей философско-поэтической глубиной и смыслом название – искусство памяти или Ars memoriae. Основополагающее значение и смысл феномена памяти в понимании и объяснении природы умозрительного образа в том числе в архитектуре рассматриваются через сопоставительное прочтение исторического и художественного анализа проблемы образа и вопросов художественной оптики у В.П.Зубова в приложении к архитектурной теории Альберти, систематического изложения и изучения истории становления и развития искусства памяти у Фрэнсис Амелии Йейтс и более универсального философского осмысления исторической памяти у Поля Рикера.
|