Свой постмодернизм в советской архитектуре. Образность В.Н. Гудкова

Новая образность, отличная от модернистской, но являющаяся ее логическим продолжением и транскрипцией, окончательно формировалась в мировой архитектуре в 1950–1960-х годах. Неотъемлемой и важной частью этого всеобщего исторического процесса являлась советская архитектура того времени. Значимость вклада отечественной архитектуры обусловлена особым взглядом на современность и будущее, который отличался сдержанным, но стойким оптимизмом, укоренённостью в традиции как условно «классической» школы, включающей все возможные направления и тексты различных эпох, так и русского и советского авангарда. Отсюда у авторской архитектуры этой эпохи, которая в сущности является крупной ветвью мирового постмодернизма, особый оттенок серьезности и миросозидания в концептуальном построении, что и определяет ее уникальность. Таким образом, можно говорить о своем постмодернизме в отечественной архитектуре конца 1950–1980-х годов (и в целом далее, в 1990-2000-х). Ярким творцом того времени является архитектор В.Н. Гудков, насыщенный творческий путь которого изобилует транскрипцией и слиянием условно «исторического», модернистского и совершенно нового. Творческое обращение к архитектуре разных исторических эпох и в том числе к ближайшему наследию авангарда дала возможность мастеру создать свою особую образность, сочетающую в себе как будто бы разные культурно-смысловые срезы, но в общем создающую пространственно-временную целостность современности, отраженную в искусно сотканной архитектурной ткани его различных проектов.

(Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных научных исследований Российской академии архитектуры и строительных наук и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на 2024 год)

10 Октября 2024

Похожие статьи
Технологии и материалы
Фиброгипс и стеклофибробетон в интерьерах музеев...
Компания «ОртОст-Фасад», специализирующаяся на производстве и монтаже элементов из стеклофибробетона, выполнила отделочные работы в интерьерах трех новых музеев комплекса «Херсонес Таврический» в Севастополе. Проект отличает огромный и нестандартный объем интерьерных работ, произведенный в очень сжатые сроки.
​Парящие колонны из кирпича в новом шоуруме Славдом
При проектировании пространства нового шоурума Славдом Бутырский Вал перед командой встала задача использовать две несущие колонны высотой более четырех метров по центру помещения. Было решено показать, как можно добиться визуально идентичных фасадов с использованием разных материалов – кирпича и плитки, а также двух разных подсистем для навесных вентилируемых фасадов.
От концепции до реализации: технологии АЛБЕС в проекте...
Рассказываем об отделочных решениях в новом терминале международного аэропорта Камов в Томске, которые подчеркивают наследие выдающегося авиаконструктора Николая Камова и природную идентичность Томской области.
FAKRO: Решения для кровли, которые меняют пространство
Уже более 30 лет FAKRO предлагает решения, которые превращают темные чердаки и светлые, безопасные и стильные пространства мансард. В этой статье мы рассмотрим, как мансардные окна FAKRO используются в кровельных системах, и покажем примеры объектов, где такие окна стали ключевым элементом дизайна.
Сейчас на главной
Галерея у реки
Проект благоустройства набережной Волги в Тутаеве бюро SOTA подготовило для Конкурса малых городов. Набережная решена в виде променада, который предлагает больше способов взаимодействия с рекой: от купания и катания на лодках до просмотра кинолент. Малые архитектурные формы вдохновлены деревянным зодчеством.
Образ малой формы
Начинаем собирать коллекцию современных скамеек – с идеей, «месседжем», архитектурной составляющей. И, главное – либо уникальных, реализованных один раз, либо запущенных в серию, но обязательно по авторскому проекту. Из предложенных проектов редакция отберет лучшие, а из победителей этого мини-конкурса сделаем публикацию, покажем всем ваши скамейки.
А пока что...
Вино из одуванчиков
Работая над интерьером кафе в Казани, архитектурное бюро «Дюплекс» постаралось воссоздать настроение, присущее безмятежному летнему дню. Для этого авторы использовали не только теплую зеленую палитру и декор в виде растений, но и достаточно неожиданные текстуры камня и текстиля, а также световой дизайн.