Новая образность, отличная от модернистской, но являющаяся ее логическим продолжением и транскрипцией, окончательно формировалась в мировой архитектуре в 1950–1960-х годах. Неотъемлемой и важной частью этого всеобщего исторического процесса являлась советская архитектура того времени. Значимость вклада отечественной архитектуры обусловлена особым взглядом на современность и будущее, который отличался сдержанным, но стойким оптимизмом, укоренённостью в традиции как условно «классической» школы, включающей все возможные направления и тексты различных эпох, так и русского и советского авангарда. Отсюда у авторской архитектуры этой эпохи, которая в сущности является крупной ветвью мирового постмодернизма, особый оттенок серьезности и миросозидания в концептуальном построении, что и определяет ее уникальность. Таким образом, можно говорить о своем постмодернизме в отечественной архитектуре конца 1950–1980-х годов (и в целом далее, в 1990-2000-х). Ярким творцом того времени является архитектор В.Н. Гудков, насыщенный творческий путь которого изобилует транскрипцией и слиянием условно «исторического», модернистского и совершенно нового. Творческое обращение к архитектуре разных исторических эпох и в том числе к ближайшему наследию авангарда дала возможность мастеру создать свою особую образность, сочетающую в себе как будто бы разные культурно-смысловые срезы, но в общем создающую пространственно-временную целостность современности, отраженную в искусно сотканной архитектурной ткани его различных проектов.
(Исследование осуществлено в рамках Программы фундаментальных научных исследований Российской академии архитектуры и строительных наук и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации на 2024 год)
|