Организатором выступил Институт развития города Казани. Городские власти стремились избежать привычных интерьеров и найти нестандартные идеи, достойные реализации.
Всего было получено 27 конкурсных концепций от архитекторов и бюро из Казани, Москвы и Петербурга. Победителей выбрали лишь для трех станций. Пока неизвестно, будут ли и в какой мере воплощены выбранные концепции, и все же представляем их для ознакомления – потом можно будет сравнить.
Станция «Зилант»
Rokot StudioВ основе образного решения станции – легенда о змеином царе Зиланте, который некогда обитал вместе с собратьями на холме, где теперь возвышается Казанский кремль. Архитекторы приглашают нас в путешествие по царству Зиланта, «подземному причудливому миру».
В отделке станции много металла, стекла и светопрозрачных конструкций. Много игры со светом и с цветом. Все это позволяет создать сказочный эффект.
Проницаемые наземные павильоны привлекают внимание изогнутым словно змеиное тело металлическим потолком, в котором эффектно отражается яркий пол. По усыпанному светильниками-самоцветами переходу мы попадаем в кассовый зал – «пещеру» с полупрозрачным словно хрустальным потолком. Наконец, платформу украшают свисающие с потолка «светящиеся кристаллы», а на путевых стенах можно рассмотреть металлическую чешую колоссальных размеров.
Пространства неразрывно перетекают из одного в другое. Ключевым акцентом становится ведущая на платформу лестница из колированного зеленоватого архитектурного бетона с шероховатым нескользящим покрытием.
Архитекторы постарались сделать предложенные решения не только метафоричными, но и практичными. Часть конструкций (к примеру, матовые потолочные панели в кассовом зале) – съемные, что упрощает их обслуживание.
Станция Академическая
Алиса СилантьеваЗдесь уже из сказочной мы попадаем в совершенно иную, научно-экспериментальную среду. В основе оформления станции две темы: личность советского физика Евгения Завойского и идея академии как институции, «которая объединяет и возвышает человечество в стремлении познавать».
В оформлении интерьеров воплощается образ термоядерного реактора, дух экспериментальной науки. Отсылкой к устройству реактора становятся панели с круглыми отверстиями – на потолке они превращаются в кессоны, а на стенах в рельеф. Что касается второй, «академической», темы, здесь обыгрываются арочные пролеты с фрески Рафаэля Санти «Афинская школа». В проекте арки появляются на стенах и вместе с кессонным потолком формируют динамичную ткань пространства (она растягивается к краям станции и сужается к осям движения пассажиров).
Станция «Тулпар»
Денис ХохловАрхитектор предложил для всех четырех станций использовать концепцию «Архитектура как социальный проект». Для оформления каждой предполагалось создать «художественный ковер» из рисунков, созданных детьми-воспитанниками местных творческих школ. Воплотить задумку предлагается с использованием технологии Wallpen, которая позволяет печатать крупномасштабные полотна прямо на штукатурной поверхности.
Для станции «Тулпар» выбрана тема семьи и дружбы. Основной цвет – темно-фиолетовый; в вестибюлях он дополнен цветными линиями и абстрактными композициями. «Ковер» из рисунков, укрывая потолок и стены, перетекает на «медные элементы» облицовки.
Узнать о конкурсе подробнее можно здесь.