Тяга к материалу

Названы здания-финалисты Премии Стерлинга–2018 – кандидаты на звание лучшего здания Великобритании по версии RIBA. Впервые за историю награды в списке оказались общественный центр, кладбище и студенческое общежитие.

Нина Фролова

Автор текста:
Нина Фролова

mainImg
Шесть финалистов этого года выбраны жюри Королевского института британских архитекторов (RIBA) из списка обладателей Национальных наград. После очень скромного, однако завершившегося неожиданной победой по-настоящему гражданского проекта (с тех пор, однако, потерпевшего финансовый крах и проданного, несмотря на протесты местных жителей, зарубежному инвестору), прошлого сезона Премии Стерлинга, в этом году до последнего отборочного тура добрались исключительно эффектные здания, в полной мере демонстрирующие вложенные в них силы и средства.
 
Общежитие Чэдвик-холл университета Рохемптона в Лондоне © Nick Kane
Общественный центр Storey′s Field и детский сад района Эддингтон в Кембридже © Alan Williams

В списке только один социальный объект – общественный центр Storey's Field и детский сад района Эддингтон бюро MUMA, однако он часть масштабного плана статусного заказчика – Кембриджского университета. Вуз реализует целый район жилой и академической застройки с развитой инфраструктурой «Северо-западный Кембридж», куда войдут, помимо прочего, 1500 квартир на продажу, 1500 квартир для сотрудников университета, жилье для 2000 магистрантов и аспирантов. Масштаб и инвестиции в полной мере отразились на качестве проекта и реализации, в том числе – материальном, что вообще отличает всех финалистов этого года.
 
Общественный центр Storey′s Field и детский сад района Эддингтон в Кембридже © Alan Williams
Общественный центр Storey′s Field и детский сад района Эддингтон в Кембридже © Alan Williams
Общественный центр Storey′s Field и детский сад района Эддингтон в Кембридже © Alan Williams
Общественный центр Storey′s Field и детский сад района Эддингтон в Кембридже © Alan Williams
Общественный центр Storey′s Field и детский сад района Эддингтон в Кембридже © Alan Williams
Общественный центр Storey′s Field и детский сад района Эддингтон в Кембридже © Alan Williams

Вторая общая черта – расположение в не совсем городском или полностью природном окружении, исключение здесь – лишь штаб-квартира Bloomberg в лондонском Сити бюро Нормана Фостера. Это рекордная – 10-я – номинация Фостера на премию Стерлинга, но при этом – первая за последние одиннадцать лет, после вокзала в Дрездене в 2007-м. Также это первое офисное здание в финале за последние несколько лет. Его отличают крупный масштаб, набор новаторских эко-технологий, музеефицированный римский храм в подземном уровне и бюджет в один миллиард фунтов.
 
Европейская штаб-квартира компании Bloomberg в Лондоне © James Newton
Европейская штаб-квартира компании Bloomberg в Лондоне © Nigel Young / Foster + Partners
Европейская штаб-квартира компании Bloomberg в Лондоне © Nigel Young / Foster + Partners
Европейская штаб-квартира компании Bloomberg в Лондоне © James Newton
Европейская штаб-квартира компании Bloomberg в Лондоне © Nigel Young / Foster + Partners
Европейская штаб-квартира компании Bloomberg в Лондоне © Nigel Young / Foster + Partners

Общественный центр Storey′s Field – как ни странно, первый объект этой функции, претендующий на звание британского здания года. Вторым типологическим «новичком» стало студенческое общежитие Чэдвик-холл архитекторов Henley Halebrown, построенное для лондонского университета Рохемптона и сдержанно откликающееся на георгианские здания по соседству. Жилье для учащихся раньше попадало в финал лишь в составе крупных вузовских комплексов, где играло далеко не первую роль.
 
Общежитие Чэдвик-холл университета Рохемптона в Лондоне © Nick Kane
Общежитие Чэдвик-холл университета Рохемптона в Лондоне © David Grandorge
Общежитие Чэдвик-холл университета Рохемптона в Лондоне © Nick Kane
Общежитие Чэдвик-холл университета Рохемптона в Лондоне © Nick Kane
Общежитие Чэдвик-холл университета Рохемптона в Лондоне © Nick Kane
Общежитие Чэдвик-холл университета Рохемптона в Лондоне © Nick Kane

Еврейское кладбище в Буши близ Лондона, – первый некрополь, номинированный на премию Стерлинга. Его авторы, Waugh Thistleton Architects, известны своими постройками из дерева, в том числе многоэтажными, но в этом случае они использовали не менее экспериментальным материал, возведя лаконичный землебитный ансамбль.
 
Еврейское кладбище в Буши © Lewis Kahn
Еврейское кладбище в Буши © Lewis Kahn
Еврейское кладбище в Буши © Lewis Kahn
Еврейское кладбище в Буши © Lewis Kahn
Еврейское кладбище в Буши © Lewis Kahn
Еврейское кладбище в Буши © Lewis Kahn

Новое здание галереи Тейт в Сент-Айвс по проекту Jamie Fobert Architects и Evans & Shalev погружено в склон холма на побережье Корнуолла. Снаружи оно выглядит как серия небольших объемов из стекла, камня, бетона, керамики с общественными пространствами, соединяющими город и море. В интерьере ключевую роль играет просторный выставочный зал длиной 30 метров с естественным освещением сквозь бетонные балки перекрытия.
 
Новое здание галереи Тейт в Сент-Айвс © Hufton+Crow
Новое здание галереи Тейт в Сент-Айвс © Hufton+Crow
Новое здание галереи Тейт в Сент-Айвс © Hufton+Crow
Новое здание галереи Тейт в Сент-Айвс © Hufton+Crow
Новое здание галереи Тейт в Сент-Айвс © Hufton+Crow
Новое здание галереи Тейт в Сент-Айвс © Hufton+Crow

Центр султана Назрина Шаха, аудитория для Вустер-колледжа в Оксфордском университете, напоминает своими формами и использованием древесины и камня другую работу своих авторов, Níall McLaughlin Architects, – часовню епископа Эдварда Кинга в той же местности (ее номинировали на премию Стерлинга в 2013-м).
Центр султана Назрина Шаха в Оксфордском университете © Nick Kane
Центр султана Назрина Шаха в Оксфордском университете © Nick Kane
Центр султана Назрина Шаха в Оксфордском университете © Nick Kane
Центр султана Назрина Шаха в Оксфордском университете © Nick Kane
Центр султана Назрина Шаха в Оксфордском университете © Nick Kane

19 Июля 2018

Нина Фролова

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments
«Скромный шедевр»
Социальный малоэтажный комплекс на сотню семей в Норидже по проекту бюро Mikhail Riches и Кэти Холи получил премию Стерлинга как лучшее здание Британии 2019 года, уникальный дом из пробки награжден как лучший небольшой проект, а национальная железнодорожная компания – как лучший заказчик.
«Оптимистическая профессия»
Дублинское бюро Grafton награждено Золотой медалью RIBA. Его основательницы, Шелли МакНамара и Ивонн Фаррелл, курировали венецианскую биеннале архитектуры-2018, а в 2008 стали первыми лауреатами гран-при WAF.
«Способность радовать»
В коротком списке премии Стерлинга, которую получит лучшее здание Великобритании–2019 – социальное жилье стандарта PassivHaus, дом из пробки, лондонский вокзал и загородный оперный театр в бывших конюшнях XVII века.
Мирный атом
Лучшим зданием Шотландии–2018 стал Nucleus, архив гражданской ядерной энергетики и графства Кейтнесс, а «Домом года» Великобритании – жилище художника-керамиста в шотландских горах.
Награда офису Блумберга
Лучшим зданием Великобритании 2018 года названа штаб-квартира агентства Bloomberg в Лондоне. Для Нормана Фостера это уже третья премия Стерлинга.
Архитектура в контексте
Представлены финалисты Международной премии RIBA: университет в Будапеште, музыкальное училище в Токио, школа-интернат на границе джунглей Амазонии и озелененный небоскреб в Милане.
Пирс для народа
Премию Стерлинга, главную архитектурную награду Великобритании, получило бюро dRMM за превращение пострадавшего от пожара пирса на юге Англии в современное общественное пространство.
Верность истории
Премию Стерлинга как лучшее здание Великобритании – 2016 получила бесплатная для посещения Галерея Ньюпорт-стрит, спроектированная для Дэмьена Херста Caruso St John Architects.
Технологии и материалы
Стать прозрачнее
Zabor modern предлагает ограждения европейского типа: из тонких металлических профилей, функциональные, эстетичные и в достаточной степени открытые.
Прочность без границ
Инновационный фибробетон Ductal®, превосходящий по прочности и долговечности большинство строительных материалов, позволяет создавать как тончайшие кружевные узоры перфорированных фасадов, так и бархатистые идеальные поверхности большеформатной облицовки.
Обновление коллекции декоров ALUCOBOND® Design
Коллекция декоров ALUCOBOND® Design от компании 3A Composites пополнилась несколькими новыми образцами – все они находятся в русле тренда на натуральность и отвечают самым актуальным тенденциям в дизайне.
Любовь к геометрии
Французское сантехническое оборудование DELABIE для крупных общественных сооружений выбирают выдающиеся архитекторы Жан Нувель, Норман Фостер, SANAA, Руди Ричотти и другие. Представляем новую модель бесконтактных смесителей TEMPOMATIC 4, сочетающих безопасность, мега-экологичность и стильный дизайн.
Урбан-домик на дереве
Современное игровое пространство Halo Cubic от финского производителя Lappset: множество сценариев игры и безупречный дизайн, способный украсить современный жилой комплекс любого класса.
Естественность и сила кирпича ручной работы
Датский ригельный кирпич ручной работы Petersen Kolumba на фасадах частного дома в Иркутске по проекту Станислава Гаврилова напоминает о мощи древнеримской архитектуры и прекрасно справляется с сибирскими морозами. Мы расспросили автора проекта об этом доме и работе с кирпичом Kolumba.
Handmade для кинотеатра «Москва»
Коммерческий директор компании Ледрус Максим Беляев рассказывает о том, в чем состоит специфика работы со светом по индивидуальному дизайн-проекту и как можно переквалифицироваться из поставщика в подрядчика с функциями ведущего консультанта, проектировщика оригинальных решений и производителя в одном лице.
Блестящие перспективы
Lucido – архитектурно ориентированная компания, ставящая во главу угла эстетику и технологичность. Предлагая все виды итальянской керамической плитки и мозаики, Lucido специализируется на керамограните больших форматов. Рассказываем о воссоздании мраморных слэбов, а также об экспериментах с большим форматом звезд мировой архитектуры Кенго Кумы и Даниэля Либескинда.
Материя с гибким характером
Алюминий – разнообразный материал, он работает в широком в диапазоне от гибкого дигитального футуризма – до имитации естественных поверхностей, подходящих для реконструкций и даже стилизаций. Рассказываем о 7 новых жилых комплексах, в которых использован фасадный алюминий компании SEVALCON.
Волшебная линия
Вентиляционные диффузоры Invisiline, созданные архитекторами Майклом и Элен Мирошкиными, завоевали престижную дизайнерскую премию Red Dot 2020. Невидимые решетки, придуманные для собственных проектов, выросли в бренд, ответивший на запросы коллег-архитекторов.
Эффектная сантехника для энергоэффективного дома
Экодом в Чезене, совмещающий функции жилья и рабочей студии архитекторов Маргариты Потенте и Стефано Пирачини, стал первым в Италии примером «пассивного дома», встроенного в плотный фронт городской застройки; кроме того он – результат реконструкции. Интерьеры дома удачно дополняет сантехника Duravit.
Сейчас на главной
Сотворение мира
К 60-летию первого полета человека в космос в Калуге открыли вторую очередь Государственного музея истории космонавтики, спроектированную воронежским архитектором Василием Исаевым. Музей космонавтики-2, деликатно вписанный в высокий берег реки Оки, дополнил ансамбль с легендарным памятником архитектуры 1960-х авторства Бориса Бархина, могилой Циолковского в парке и ракетой «Восток» на музейной площади. Основоположник космонавтики Циолковский, мифологический покровитель Калуги, стал главным героем новой музейной экспозиции, парящим в невесомости, как Бог-Отец в картинах Тинторетто.
Серебро дерева
Спроектированный Níall McLaughlin Architects деревянный посетительский центр со смотровой башней у замка Даремского епископа напоминает о средневековых постройках у его стен.
Грильяж новейшего времени
Офис продаж ЖК «Переделкино ближнее» компании «Абсолют Недвижимость» стал единственным российским победителем французской дизайнерской премии DNA. Особенности строения – треугольный план, рельефная сетка квадратов на фасадах и амфитеатр внутри.
Цифровой «валун»
В Эйндховене в аренду сдан дом, напечатанный на 3D-принтере: это первое по-настоящему обитаемое «печатное» строение Европы.
Этюды о стекле
Жилой комплекс недалеко от Павелецкого вокзала как символ стремительного преображения района: композиция с разновысотными башнями, изобретательная проработка витражей и зеленая долина во дворе.
Место сбора
В Лондоне открылся 20-й летний павильон из архитектурной программы галереи «Серпентайн». Проект разработан йоханнесбургской мастерской Counterspace.
Сила цвета
Три московских выставки, где важную роль в дизайне экспозиции играет цвет: в Новой Третьяковке, Музее русского импрессионизма и «Царицыно».
Умер Готфрид Бём
Притцкеровский лауреат Готфрид Бём, автор экспрессивных бетонных церквей, скончался на 102-м году жизни.
Эстакада в акварели
К 100-летнему юбилею Владимира Васильковского мастерская Евгения Герасимова вспоминает Ушаковскую развязку, в работе над которой принимал участие художник-архитектор. Показываем акварели и эскизы, в том числе предварительные и не вошедшие в финальный проект, и говорим о важности рисунка.
Идейная составляющая
Попытка систематизации идей, представленных в Арх Каталоге недавно завершившейся выставки Арх Москва: критика, констатация, обоснование, отказ, – все в основном лиричное, традиции «бумажной архитектуры», пожалуй, живы.
Летать в облаках
Ресторан в Хибинах как новая достопримечательность: высота 820 над уровнем моря, панорамные виды, эффект левитации и остроумные инженерные решения.
Видео-разговор об архитектурной атмосфере
В первые дни января 2021 года Елизавета Эбнер запустила @archmosphere.press – проект об архитектуре в Instagram, где она и другие архитекторы рассказывают в видео не длинней 1 минуты об 1 здании в своем городе, в том числе о своих собственных проектах. Мы поговорили с Елизаветой о ее замысле и о достоинствах видео для рассказа об архитектуре.
21+1: гид по архитектурной биеннале в Венеции
В этом году архитектурная биеннале «переехала» в виртуальное пространство: так, 20 национальных экспозиций из 61 представлено в онлайн-формате. Цифровые двойники включают в себя видеоэкскурсии по павильонам, интервью с авторами и записи с церемонии открытия. Публикуем подборку национальных проектов, а также один авторский – от партнера OMA Рейнира де Графа.
Награды Арх Москвы: 2021
В субботу вечером Арх Москва вручила свои дипломы. В этом году – рекордное количество специальных номинаций, а значит, много дипломов досталось проектам с содержательной составляющей.
Вулкан Дефанса
В парижском деловом районе Дефанс достраивается башня HEKLA по проекту Жана Нувеля. От соседей ее отличает силуэт и фасадная сетка из солнцерезов.
Керамические тома
Ажурный фасад новой библиотеки по проекту Dietrich | Untertrifaller в австрийском Дорнбирне покрыт полками с книгами – но не бумажными, а из керамики.
Идеями лучимся / Delirious Moscow
В Гостином дворе открылась 26 по счету Арх Москва. Ее тема – идеи, главный гость – Москва, повсеместно встречаются небоскребы и разговоры о высокоплотной застройке. На выставке присутствует самая высокая башня и самая длинная линейная экспозиция в ее истории. Здесь можно посмотреть на все проекты конкурса «Облик реновации», пока еще не опубликованные.
Трансформация с умножением
Дворец водных видов спорта в Лужниках – одна из звучных и нетривиальных реконструкций недавних лет, проект, победивший в одном из первых конкурсов, инициированных Сергеем Кузнецовым в роли главного архитектора Москвы. Дворец открылся 2 года назад; приурочиваем рассказ о нем к началу лета, времени купания.
Союз Церкви и государства
Новое здание библиотеки Ламбетского дворца, лондонской резиденции архиепископа Кентерберийского, построено на берегу Темзы напротив Парламента. Авторы проекта – Wright & Wright Architects.
Сергей Чобан: «Я считаю очень важным сохранение города...
Задуманный нами разговор с Сергеем Чобаном о высотном строительстве превратился, процентов на 70, в рассуждение о способах регенерации исторического города и о роли городской ткани как самой объективной летописи. А в отношении башен, визуально проявляющих социальные контрасты и создающих много мусора, если их сносить, – о регламентации. Разговор проходил за день до объявления о проекте «Лахта-2», так что данная новость здесь не комментируется.
Пресса: Что не так с новой башней Газпрома в Петербурге? Отвечают...
На этой неделе стало известно, что Газпром собирается построить в Петербург вслед за «Лахта-центром» новую башню — 700-метровое здание. Рассказываем, что думают по поводу новой высотки архитекторы, критики и краеведы.