Названы здания-финалисты Премии Стерлинга–2018 – кандидаты на звание лучшего здания Великобритании по версии RIBA. Впервые за историю награды в списке оказались общественный центр, кладбище и студенческое общежитие.
Шесть финалистов этого года выбраны жюри Королевского института британских архитекторов (RIBA) из списка обладателей Национальных наград. После очень скромного, однако завершившегося неожиданной победой по-настоящему гражданского проекта (с тех пор, однако, потерпевшего финансовый крах и проданного, несмотря на протесты местных жителей, зарубежному инвестору), прошлого сезона Премии Стерлинга, в этом году до последнего отборочного тура добрались исключительно эффектные здания, в полной мере демонстрирующие вложенные в них силы и средства.
В списке только один социальный объект – общественный центр Storey's Field и детский сад района Эддингтонбюро MUMA, однако он часть масштабного плана статусного заказчика – Кембриджского университета. Вуз реализует целый район жилой и академической застройки с развитой инфраструктурой «Северо-западный Кембридж», куда войдут, помимо прочего, 1500 квартир на продажу, 1500 квартир для сотрудников университета, жилье для 2000 магистрантов и аспирантов. Масштаб и инвестиции в полной мере отразились на качестве проекта и реализации, в том числе – материальном, что вообще отличает всех финалистов этого года.
Вторая общая черта – расположение в не совсем городском или полностью природном окружении, исключение здесь – лишь штаб-квартира Bloomberg в лондонском Сити бюро Нормана Фостера. Это рекордная – 10-я – номинация Фостера на премию Стерлинга, но при этом – первая за последние одиннадцать лет, после вокзала в Дрездене в 2007-м. Также это первое офисное здание в финале за последние несколько лет. Его отличают крупный масштаб, набор новаторских эко-технологий, музеефицированный римский храм в подземном уровне и бюджет в один миллиард фунтов.
Общественный центр Storey′s Field – как ни странно, первый объект этой функции, претендующий на звание британского здания года. Вторым типологическим «новичком» стало студенческое общежитие Чэдвик-холл архитекторов Henley Halebrown, построенное для лондонского университета Рохемптона и сдержанно откликающееся на георгианские здания по соседству. Жилье для учащихся раньше попадало в финал лишь в составе крупных вузовских комплексов, где играло далеко не первую роль.
Еврейское кладбище в Буши близ Лондона, – первый некрополь, номинированный на премию Стерлинга. Его авторы, Waugh Thistleton Architects, известны своими постройками из дерева, в том числе многоэтажными, но в этом случае они использовали не менее экспериментальным материал, возведя лаконичный землебитный ансамбль.
Новое здание галереи Тейт в Сент-Айвс по проекту Jamie Fobert Architects и Evans & Shalev погружено в склон холма на побережье Корнуолла. Снаружи оно выглядит как серия небольших объемов из стекла, камня, бетона, керамики с общественными пространствами, соединяющими город и море. В интерьере ключевую роль играет просторный выставочный зал длиной 30 метров с естественным освещением сквозь бетонные балки перекрытия.
Центр султана Назрина Шаха, аудитория для Вустер-колледжа в Оксфордском университете, напоминает своими формами и использованием древесины и камня другую работу своих авторов, Níall McLaughlin Architects, – часовню епископа Эдварда Кинга в той же местности (ее номинировали на премию Стерлинга в 2013-м).