08.12.2015

«Найти себя в истории других»

О выставке шедевров из тунисского музея Бардо, недавно подвергшегося нападению террористов, в древнем городе Аквилея на северо-востоке Италии.

информация:

Вид экспозиции музея Бардо после теракта 18 марта 2015 года © Gianluca Baronchelli
Вид экспозиции музея Бардо после теракта 18 марта 2015 года © Gianluca Baronchelliоткрыть большое изображение

В прошлые выходные в Национальном археологическом музее Аквилеи открылась уникальная в своем роде выставка – «Раненая археология», объединившая памятники древнеримского искусства из коллекции музея с предметами из Национального музея Бардо в городе Тунис. В Бардо в марте 2015 года был совершен теракт, унесший жизни 21 человека. «В свете сегодняшних событий привлечь внимание к этим памятникам – наш безусловный долг», – поясняет идею выставки Антонио Дзанарди Ланди, глава «Фонда Аквилеи», а в недавнем прошлом – итальянский посол в РФ, курировавший «Год Италии в России» (2011).
 
Голова Борея из собрания Археологического музея в Аквилее. Конец II в. н.э. © Gianluca Baronchelli
Голова Борея из собрания Археологического музея в Аквилее. Конец II в. н.э. © Gianluca Baronchelliоткрыть большое изображение

Идея выставки родилась 18 мая 2015, два месяца спустя после трагедии в Бардо, во время визита в Тунис президента Италии Серджо Маттарелла в сопровождении Дзанарди Ланди, в рамках которого глава Итальянской Республики посетил и пострадавший музей.
 
Музей Бардо в городе Тунис (расположен во дворце XVIII в.) © Gianluca Baronchelli
Музей Бардо в городе Тунис (расположен во дворце XVIII в.) © Gianluca Baronchelliоткрыть большое изображение

Бардо – один из крупнейших музеев Африки, большую часть его коллекции составляют произведения эпохи античности, происходящие с территории современного Туниса. Наиболее известно его собрание древнеримских мозаик первых веков нашей эры, одно из лучших в мире. Аквилея – уникальный памятник позднеантичной и раннехристианской археологии на северо-востоке Италии, близ Триеста. В ту эпоху в городе, где сейчас живет менее пяти тысяч, насчитывалось порядка 100 000 жителей, это была резиденция императора, важный центр христианства, место проведения церковных соборов; с того времени до XVIII века просуществовал Аквилейский патриархат. Аквилея известна своими масштабными мозаиками прекрасной сохранности, и потому ее часто называют Северными Помпеями. В 1998 археологические памятники и комплекс патриаршей базилики Аквилеи были включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
 
Ансамбль патриаршей базилики в Аквилее. IX-XI вв. © Gianluca Baronchelli
Ансамбль патриаршей базилики в Аквилее. IX-XI вв. © Gianluca Baronchelliоткрыть большое изображение
Форум Аквилеи. Современный вид © Gianluca Baronchelli
Форум Аквилеи. Современный вид © Gianluca Baronchelliоткрыть большое изображение
Археологический музей в Аквилее © Gianluca Baronchelli
Археологический музей в Аквилее © Gianluca Baronchelliоткрыть большое изображение

Восемь работ из коллекции музея Бардо призваны показать общность и своеобразие культур Южного и Северного Средиземноморья, которые веками мирно контактировали, имели тесные экономические и культурные связи. Небольшое количество предметов объясняется сложностью и высокой стоимостью транспортировки, а также большим значением экспонатов для постоянной экспозиции музея Бардо – таких, например, как знаменитый портрет императора Луция Вера II в. или статуя бога Юпитера того же периода. Помимо скульптуры, привезена стела Марка Луциния Фиделия I в., две позднеантичных вазы, а также мозаики, которые «вступают в диалог» с аквилейскими, наглядно подтверждая идею выставки, так прокомментированную министром культуры Дарио Франческини: «Есть много совершенно разных людей, принадлежащих к разным культурам и разным религиям, которые при этом «находятся на одной стороне». Средиземное море объединяет, а не разделяет».
 
Император Луций Вер. Дугга. II в. н.э. Собрание музея Бардо © Gianluca Baronchelli
Император Луций Вер. Дугга. II в. н.э. Собрание музея Бардо © Gianluca Baronchelliоткрыть большое изображение
Статуя Юпитера. Уэд-Рмель.  II в. н.э. Собрание музея Бардо © Gianluca Baronchelli
Статуя Юпитера. Уэд-Рмель. II в. н.э. Собрание музея Бардо © Gianluca Baronchelliоткрыть большое изображение
Сосуд из некрополя в Эль-Аудже. Собрание музея Бардо © Gianluca Baronchelli
Сосуд из некрополя в Эль-Аудже. Собрание музея Бардо © Gianluca Baronchelliоткрыть большое изображение
Церера. Мозаика из Удны. Собрание музея Бардо © Gianluca Baronchelli
Церера. Мозаика из Удны. Собрание музея Бардо © Gianluca Baronchelliоткрыть большое изображение

На протяжении многих веков Аквилея, город-порт на Адриатике, был важным центром культурного обмена – как в эпоху античности, так и в раннее средневековье. Прямое свидетельство тому – предметы из собрания аквилейского музея, найденные здесь, но происходящие из Туниса. «Мы должны вновь найти тот античных дух», – заявила на презентации выставки Дебора Серраккьяни, президент региона Фриули – Джулия.
 
Остатки речного порта в Аквилее © Gianluca Baronchelli
Остатки речного порта в Аквилее © Gianluca Baronchelliоткрыть большое изображение



Выставка должна стать первой в серии проектов «Фонда Аквилеи», которые посвящены памятникам культуры, пострадавшим от терроризма. Эти проекты, отвечая на общие проблемы разных культур современной цивилизации, должны будут напомнить об их общих основах. Как отметил в своем послании директор музея Бардо Монсеф Бен Мусса, «зрители увидят в каком-то смысле себя самих, свою историю и культуру. Выставка – это своего рода приглашение открыть самих себя в истории других».

Выставка продлится до 31 января 2016.

www.museoarcheologicoaquileia.beniculturali.it
www.fondazioneaquileia.it
Интерьер патриаршей базилики в Аквилее. Напольная мозаика – IV в. © Gianluca Baronchelli
Интерьер патриаршей базилики в Аквилее. Напольная мозаика – IV в. © Gianluca Baronchelli
Южный зал баптистерия в Аквилее. Музеефикация © Gianluca Baronchelli
Южный зал баптистерия в Аквилее. Музеефикация © Gianluca Baronchelliоткрыть большое изображение
Крипта патриаршей базилики в Аквилее. IX в. Фрески – XII в. © Gianluca Baronchelli
Крипта патриаршей базилики в Аквилее. IX в. Фрески – XII в. © Gianluca Baronchelli

comments powered by HyperComments

другие тексты:

последние новости ленты:

Проект из каталога (случайный выбор):

Другие новости (зарубежные):

Проект из каталога (случайный выбор):

Инженерное училище CentraleSupélec – корпус «Эйфель»
Элен ван Лон, Рем Колхас, 2012 – 2017
Инженерное училище CentraleSupélec – корпус «Эйфель»

Технологии:

06.07.2018

Кирпич без границ

Представляем лауреатов Brick Award 2018 – премии, учрежденной компанией Wienerberger за выдающиеся здания, построенные из керамических материалов.
Wienerberger (Винербергер)
04.07.2018

Кондиционеры на фасадах

Рассматриваем еще раз острую проблему кондиционеров на фасаде. Свое мнение высказали архитекторы, девелоперы и специалисты по фасадным системам.
ТехноДекорСтрой
02.07.2018

Птица на гараже

Деконструированный «Птеродактиль» Эрика Мосса в Карвер-Сити сделан из титан-цинка.
RHEINZINK
29.06.2018

Остекление палубы теплохода как главный фактор коммерческого успеха

Безрамное раздвижное остекление Lumon на теплоходе «Ласточка-2»
ЗАО "Лумoн"(LUMON)
18.06.2018

Архитектура из «гипюра»

Что нашли в деталях из Ductal® Жан Нувель, Фрэнк Гери, Ренцо Пьяно и Руди Ричотти? Какие возможности дает этот инновационный материал для архитекторов? Об этом – в интервью с Паскалем Пине, бизнес-инженером направления Ductal® компании LafargeHolcim.
другие статьи