«Берлинский» глоссарий (скачать его можно здесь) связан с программой мероприятий, прошедших за время пребывания BMW Guggenheim Lab в столице Германии (15 июня — 29 июля 2012): каждое понятие отсылает к тому или иному событию. Поэтому разброс этих терминов чрезвычайно широк. Там даже присутствует Arduino, аппаратная вычислительная платформа, доступная по цене и позволяющая заниматься даже робототехникой: о ней тоже рассказывали публике в аспекте возможных «интервенций» в городскую среду. Сходно и предложенное использование 3D-принтера.
Но, в целом, глоссарий не предлагает ничего нового. Так, значительная часть из 100 понятий посвящена инициативам снизу, самоуправлению и активизму всех видов: краудфандинг и краудсорсинг, «новый архитектор» (то есть выступающий инициатором социально значимых проектов), Do-It-Yourself («своими руками»), доверие как альтернатива контролю, цифровая демократия...
Не меньше места уделено эко-тематике — от изменения климата, сокращения выбросов и «Reduce, reuse, recycle» (сокращение, повторное использование переработка) до «устойчивого» туризма (то есть социально ответственного, полезного для города в масштабе жителей и микрорайонов) и Upcycling (переработки использованных материалов в нечто равное или превосходящее их изначальную ценность).
Не обойдены вниманием темы транспорта (от велосипедов и совместного владения ими до «будущего парковки»), общественного пространства, старения населения. Также представлены «субъективные» концепции «красоты» и «уродства» города, рассмотрены психологические термины «эмоциональное восприятие» и «эмоциональные связи», которые должна стимулировать продуманная городская среда. Не забыт и «язык тела», важный инструмент исследований психологов-урбанистов.
Глоссарий BMW Guggenheim Lab обобщает темы и понятия «популярного» урбанизма, что вполне отвечает его явной ориентации на неспециалистов. Учитывая нынешнюю моду на городскую тематику, он вполне способен стать своего рода «букварем» для самой широкой публики.
Н. Ф.