От «АрхСтояния» к «АрхДвижению»

В минувшие выходные ежегодный фестиваль «Архстояние» встречал зрителей знаками движения. Так, по фестивальной «улице» можно было не идти, а прыгать, арка, помимо своего прямого назначения, выполняла функции обзорной площадки и колодца, а башня из лестниц буквально подпирала облака, штурмуя небо.

mainImg
Центральную тему фестиваля – «знаки движения» – подсказала сама фестивальная площадка, охваченная разнонаправленными динамическими процессами, которые постепенно складывались в единое мощное движение, в вихрь. Это и работа по формированию города мастеров – «АрхПолис», и создание «Арт-резиденции», и появление фермы, и планирование круглогодичных художественно-производственных мастерских в Звизжах, где уже функционируют техдвор и склад стройматериалов.

Фестиваль «Архстояние-2012». Фрагмент «Арки» Бориса Бернаскони. Фотографии Д.Павликова.
Завораживающий ландшафт Никола-Ленивца и «Ротонда» Александра Бродского.
Никола-ленивецкий парк как хранилище художественных экспонатов, по словам куратора фестиваля Антона Кочуркина, и сам таит внутри себя движение. Чтобы охватить накопленные за семь лет существования фестиваля артефакты, человеку приходится преодолевать километр за километром (парковая территория занимает около 600 га), выстраивая свой вектор движения. Организаторы решили упорядочить этот процесс и в нынешнем году предложили свои версии маршрутов, превращающихся в увлекательное путешествие. При этом сценарии передвижения можно выбирать, исходя из собственных эмоциональных и эстетических предпочтений.

В программе фестиваля было заявлено несколько таких маршрутов – например, марш-бросок от АБ «MANIPULAZIONE INTERNAZIONALE» под названием «20 точек за 20 часов» или маршрут журнала «Большой город», предлагающий охватить за один день добрую половину реализованных на территории «Архстояния» объектов. Для самостоятельного передвижения по маршрутам всем посетителям были предложены подробные карты с указанием «остановок» в точках средоточия художественной и архитектурной мысли.

Куратор фестиваля Антон Кочуркин.
Кураторский маршрут Антона Кочуркина начинался у подножия «Арки» Бориса Бернаскони. Ее впечатляющий монолитный объем насыщенного черного цвета обозначил границу между парком и лесом в зоне «Версаль».
Со стороны леса «Арка» показалась неприступной крепостной башней, форпостом. А приближаясь со стороны раскаленной под жарким солнцем площадки «LABSCAPE», каждый мечтал найти в ней спасительную прохладу. И, действительно, внутри посетителей ждала тень и, как ни удивительно, холодная колодезная вода.


«Арка» Бориса Бернаскони. Вид со стороны леса.
Простая снаружи, «Арка» оказалась весьма сложной и многослойной внутри. По крученой широкой лестнице можно было взобраться на верхнюю обзорную площадку. Оттуда парковая территория видна как на ладони. А еще там же, наверху, расположился самый настоящий деревенский колодец, который заманчиво поскрипывая воротом, зазывал утомленных жарой путников.

Вниз участникам маршрута было предложено спуститься по другой, узкой лестнице, расположенной в левой части сооружения. Приятным сюрпризом стала встреченная где-то на полпути, в потайной комнатке «Арки», флейтистка. Звуки музыки оживили и без того наполненное таинственностью внутреннее пространство.

«Арка» Бориса Бернаскони. Колодец.
Как рассказал Антон Кочуркин, «Арка» целиком выполнена из дерева и прошита стальными тросами. На возведение грандиозного объекта ушло около 2-х месяцев, еще столько же времени потребовалось для разработки проекта. И результат оправдал ожидания. «Арка» стала, пожалуй, главным знаком прошедшего фестиваля и даже попыталась создать конкуренцию «Ротонде» Александра Бродского.

Автор проекта Борис Бернаскони задумал свой объект как некий антипод «Ротонде». Противопоставление наблюдается и в форме – круг / квадрат, и в цвете – черное / белое, и в наполнении – в «Ротонде» предусмотрен очаг, а в «Арке» – колодец с водой.

«Арка» Бориса Бернаскони. Фрагмент интерьера. Фото А.Леонтьева.
От «Арки» маршрут пролегал к объекту эстонских архитекторов из компании «Salto architects». «Fast track» – это вариация на тему движения. Авторы попытались пересмотреть общепринятые представления о способах движения. Они создали «прыгучую» дорогу. Любой желающий мог пробежаться, пройтись или попрыгать по натянутому батуту, символизирующему еще один архетип – улицу. Таким образом «Fast track» стал не только инсталляцией, но и увлекательным аттракционом для детей и взрослых.



«Fast track» от эстонской команды «Salto architects» – и инсталляция, и аттракцион.
По словам куратора, объект эстонских архитекторов – это рефлексия на необъятные общероссийские расстояния в целом и на никола-ленивецкие бесконечные просеки и тропы – в частности. Изначально предполагалось, что «Fast track» вытянется на 200 м в длину. В результате удалось реализовать только 50-метровую дорогу. Но и этого было более чем достаточно и для развлечения гостей фестиваля, и для проведения зрелищных перформансов на батуте.



Перформанс на батуте «Буто-Батут».
Перформанс на батуте «Буто-Батут».
«Штурм неба» – ажурная башня, напоминающая сразу и о памятнике III Интернационалу, и о графических композициях Якова Чернихова, и о знаменитой Шуховской башне. А если судить по названию, то ближе всех к ней оказывается башня Вавилонская. Ведь, строя ее, люди тоже стремились добраться до недостижимой цели – до неба.



«Штурм неба». АБ MANIPULAZIONE INTERNAZIONALE.
При ближайшем рассмотрении оказалось, что башня, спроектированная АБ MANIPULAZIONE INTERNAZIONALE, собрана из множества лестниц. Лестница символизирует здесь движение вверх, хотя залещать на них запрещено и неудобно: ступеньки расположены слишком далеко друг от друга, так что символ остается символом.

Высота инсталляции около 15 метров, ее собрали из 72 модулей, по четыре лестницы в каждом. Лестницы мастерили заранее на техдворе в Звизжах. А непосредственно на площадке объект был собран как из конструктора и ушло на это всего лишь два дня.

«Штурм неба». Фрагмент конструкций башни. Фото А.Леонтьева.
«Штурм неба». Ночной вид.
Финальной точкой маршрута стала инсталляция «Путь света», где движение представлено в виде тонкой невещественной материи света. Крутая тропа, прорубленная в лесу командой Василия Щетинина, объединила две ранее никак не связанные фестивальные площадки – Версальский парк и Лабиринт. По проекту Антона Кочуркина тропу обозначили множеством разноцветных шариков-светильников. Их цвета выбраны в соответствии с фирменными цветами банка «Связной» – стратегического партнера фестиваля.



«Путь света» между «Версалем» и «Лабиринтом».
Что касается событийной части, то тут рука устанет писать – так много было задумано и реализовано под ясным небом Никола-Ленивца. Отдельно хочется упомянуть перформанс Андрея Бартенева «Поцелуй дерева», устроенный в поле у «Ротонды» Бродского. Молчаливое шествие зеленых человечков оставило неизгладимое впечатление, наверное, у всех, кто видел это шоу.



Перформанс Андрея Бартенева «Поцелуй дерева».
Перформанс Андрея Бартенева «Поцелуй дерева».
Музыкально-театральная программа фестиваля развернулась на трех основных площадках: в пространстве «Вселенского разума» Николая Полисского, где разыгрывалось действо лаборатории «Театрика» и медиа-опера «Арфисток в аду», на сцене «Labscape» рядом с главным танцполем, и на площадке «Лабиринт». Там музыка не стихала до самого утра.



Умиротворение среди движения. Фото А.Леонтьева.
На три дня умиротворенное пространство «Архстояния» целиком обратилось в движение. Такое концентрированное раскрытие темы провоцирует хотя бы из шалости переименовать «Архстояние» в «Архдвижение».

31 Июля 2012

Похожие статьи
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.
Энергия [пост]модернизма
В Аптекарском приказе Музея архитектуры открылась выставка Владимира Кубасова. Она состоит, по большей части, из новых поступлений – архива, переданного в музей дочерью архитектора Мариной, но, с другой стороны, рисунки Кубасова собраны по проектам и неплохо раскрывают его творческий путь, который, как подчеркивают кураторы, прямо стыкуется с современной архитектурой, так как работал архитектор всю жизнь до последнего вздоха, почти 50 лет.
Мастер яркого высказывания
Искусство архитектора и художника Владимира Сомова построено на столь ярких контрастах, что, входя на выставку, в какой-то момент думаешь, что получил кулаком в нос. А потом очень интересно. Мало кто, даже из модернистов, допущенных к работе с уникальными проектами, искал сложности так увлеченно, чтобы не сказать самозабвенно. ММОМА показывает выставку, основанную на работах, переданных автором в музей в 2019–2020 годах, но дополненную так, чтобы раскрыть Сомова и как художника, и как архитектора.
Вулканическое
В Никола-Ленивце сожгли Черную гору – вулкан. Ее автор – она же автор Вавилонской башни 2022 года, и два объекта заметно перекликаются между собой. Только если предыдущий был про человеческое дерзновение, то теперь форма ушла в природные ассоциации и растворилась там. Вашему вниманию – фотографии сожжения.
Два, пять, десять, девятнадцать: Нижегородский рейтинг
В Нижнем Новгороде наградили победителей XV, по-своему юбилейного, архитектурного рейтинга. Вручали пафосно, на большой сцене недавно открывшейся «Академии Маяк», а победителей на сей раз два: Школа 800 и Галерея на Ошарской. А мы присоединили к двум трех, получилось пять: сокращенный список шорт-листа. И для разнообразия каждый проект немного поругали, потому что показалось, что в этом году в рейтинге есть лидеры, но абсолютного – вот точно нет.
Соборы Грозного
Новую выставку в Анфиладе Дома Талызиных в какой-то мере можно определить как учебник по истории архитектуры XVI века, скомпонованный по самым новым исследованиям, с самыми актуальными датировками и самыми здравыми интерпретациями хрестоматийных памятников. Как церковь Вознесения в Коломенском, собор Покрова на Рву, церковь в Дьякове и другие. Это ценный и, главное, свежий, обновленный материал. Но в него надо вдумываться. Объясняем что можем, и всех зовем на выставку. Она отлично работает для ликвидации безграмотности. Но надо быть внимательным.
Поэт, скульптор и архитектор
Еще один вопрос, который рассматривал Градсовет Петербурга на прошлой неделе, – памятник Николаю Гумилеву в Кронштадте. Экспертам не понравился прецедент создания городской скульптуры без участия архитектора, но были и те, кто встал на защиту авторского видения.
Крестовый подход
Градостроительный совет Петербурга рассмотрел проект дома на Шпалерной, 51, подготовленный «Студией 44». Жилой комплекс располагается внутри квартала, идет на уступки соседям, но не оставляет сомнений в своем статусе. Эксперты отметили крестообразную композицию и суровую стилистику, тяготеющую к 1960-х годам.
Безумие хрупкости бытия
В оставшиеся полу-выходные рекомендуем зайти на выставку Александра Пономарева в Инженерном корпусе ГТГ: если большая стеклянная лодка кажется несколько случайной – впрочем не в контексте творчества автора – то ретроспектива объектов и инсталляций очень интересна и даже увлекательна, прямо не оторваться. Одна география чего стоит.
Мавзолей Щусева
Выставка храмов Алексея Щусева в музее ДПИ на Делегатской, курированная и оформленная Юрием Аввакумовым – самое художественное высказывание на тему юбилея архитектора. И материал, и зрителя погружают в это высказывание, а потом Щусева аккуратно хоронят. Звучит сильно.
Достижения по отражению: мегапроекты на Казаныше...
Форум – явление необъятное, сложно все посетить. Мы выбрали пару мегапроектов, показанных давеча в Казани: о водных пространствах города и о том, как до него добираться по автостраде. Оба по-разному созвучны теме форума, не только идентичности, но и отражениям: мост отражает другой мост, а вода, ну она всё отражает.
Достижение равновесия
Градсовет Петербурга рассмотрел и положительно оценил проект второй очереди ЖК «Шкиперский, 19». Решение, которое представило бюро SLOI Achitects, эксперты нашли сдержанным и соответствующим контексту.
Островная застройка
Градсовет Петербурга вновь рассмотрел проект застройки бывшей территории «Ленэкспо». Концепцию с восстановлением двух исторических зданий, продолжением Среднего проспекта и разностилевыми жилыми группами представила мастерская «Евгений Герасимов и партнеры».
Шумят березы
В фонде RuArts открылась выставка новых приобретений за последние 3 года: New Now. По воле куратора их объединяет тема эмоциональной рефлексии внехудожественных событий через искусство, а нам кажется, что – березовые стволы, рубленое дерево, привлекательная керамика и еще немного спирали разных Инфанте. Так или иначе, а срифмовано неплохо.
Ансамбль Петров
Градсовет Петербурга рассмотрел и в основном одобрил проект Триумфального столпа в честь победы России в Северной войне. Его должны установить рядом с Лахта-центром. Высота сооружения – 82 метра.
Архитектура и социум
Изучаем разношерстную, как тематически, так и формально, выставку фестиваля «Открытый город» 2023. Резюме: он не только, как все признают, растет содержательно и физически, в этом году целых 15 проектов плюс 4, – он еще «пускает корни», вдохновляясь фестивалями прежних лет. На выставку надо идти, чтобы: подышать цветами, полежать на сене, посмотреть мультики и – конечно же, изучить грани возможного участия архитектора в социально-ответственных делах. Их очень, очень, очень много, они правда нужны и отнюдь не все конъюнктурные.
Завтра-завтра
Небольшой репортаж с фестиваля «Зодчество» 2023, сегодня он работает последний день, но успеть еще не поздно. Общее впечатление – всё как всегда, и нивелирование приемов и подходов скорее спасает, чем портит положение. Но есть нюансы; часть из них лучше уловить при личном присутствии.
Градсовет Петербурга 11.10.2023
К дому в створе Искровского проспекта петербургские архитекторы делают подход в третий раз. Вариант мастерской «Б2» эксперты назвали наиболее удачным с точки зрения генплана и композиции: силуэт делает его достаточно убедительной доминантой, а кроме того появляются зачатки комфортной среды. При этом фасады все еще скупы и «скучноваты».
Гибкая сторона силы
В экопарке Ясно Поле осваивают технологию 3D печати на примере двух разных принтеров и на глазах восхищенной общественности. Неделю назад показали запуск второй машины и результаты работы первой, разрешили сравнить. Изучаем процесс и результаты: ощущение, что нечто «лепится» прямо у нас на глазах, а значит, момент исторический – технология и архитектура наконец-то найдут друг друга?
Ковер-самолет
Юбилейная выставка графики Тотана Кузембаева «Горизонты событий» показывает как очень старую – практически, стартовую, графику автора 1980-х годов из фондов Музея архитектуры, так и довольно много листов из серии Невесомость, нарисованных специально для нее в 2023 году. Нам показалось, что автор представляет реальность как левитирующий в пространстве, иногда кверху ногами, ковер-самолет, у которого «есть слои».
Ребус исторической застройки
Делимся впечатлениями от форума «Ребус», на котором два дня обсуждалось строительство в историческом центре, в том числе: проект Кэнго Кума для кубанского казачьего хора, невозможность (пока) создать цифровой двойник объекта культурного наследия, восстановление разрушенной ураганом усадьбы на новом месте. Государственно-частное партнерство и инвестиционные паспорта тоже были.
Москва в кольце
В Лефортове открылась выставка, посвященная истории проектирования московских кольцевых трасс. В ней 2 главные темы: одна ностальгическая – воспоминание о защите палат Щербакова, развернувшей московское градостроительство вместе со страной, другая – исследование истории проектирования больших московских трасс. Есть новые материалы, в которые надо вникнуть, если хочется понимать историю города.
Я / МЫ. Каждый из нас по-своему Африка
Деколонизация и декарбонизация – главные темы «Лаборатории будущего» на биеннале Лесли Локко – навязли в зубах и звучат как дань моде. Но акцент на гуманности и сочувствии позволил выстроить очень человечную выставку. Хотя неясно, способен ли эстетский дискурс биеннале на самом деле помочь беднейшим. Ольга Альтер и Арсений Петров рассказывают из Венеции об успехах и провалах крупнейшего архитектурного смотра, а также читают литературную критику на беллетристику куратора Локко.
Осознать и сформулировать
Спецпроект «Тезисы» на прошедшей Арх Москве собрал восемь молодых «рок-звезд» от архитектуры, а хедлайнером выступил Владислав Кирпичев, основатель школы EDAS. Рассказываем о своих впечатлениях от инсталляций и перспективах, в которые всматривается новое поколение архитекторов.
Арх Москва 2023: впечатления
Арх Москва, как никогда большая, завершила свою работу. Темой этого года стали «Перспективы», которые многие участники связали с цифровым ренессансом. Во время работы выставки мы активно освещали ее в социальных сетях, а теперь собрали все наблюдения в одном материале.
Исследуй
​В Аптекарском приказе Музея архитектуры открыта выставка «Простой карандаш», приуроченная к 100-летию постановления об организации Соловецкого лагеря особого назначения.
Позитивная программа
Первая персональная выставка Сергея Кузнецова в ГТГ: новая техника – упаковочный картон и уголь, новый подход – 24 рисунка в одной конструкции-инсталляции, новый масштаб – каждая работа 2 х 3 метра, новая степень раскованности и эскизности. Прежними остаются уверенность линий и построения, любовь автора к аркам, колоннам, куполам и известным памятникам классического архитектурного наследия.
Каменная рубашка
Градсовет Петербурга рассмотрел корректировку фасадов дома «Студии 44» на углу Карповки и Каменноостровского проспекта. Проекту исполнилось 10 лет, строительство в самом разгаре, а эксперты обсуждали изменение окон, кровли, материала облицовки и некоторые другие детали – например, перпендикулярность курдонеров.
Модернизм классициста
В Анфиладе Музея архитектуры открыта выставка фотографий Михаила Розанова «Сталь. Стекло. Бетон», которая представляет авторский взгляд на постройки послевоенного модернизма (и еще немного пост-) в девяти городах мира.
Воображаемая стена
В Никола-Ленивце сожгли на Масленицу объект со многими смыслами: кому «языческая традиция», кому преодоление преград. Замысел был тонкий и сложный, так что ничего удивительного, что получилось не всё. Действо, однако, провоцирует к усложнению процесса сожжения, предлагает новые слои последовательного восприятия. И, конечно, оставляет свободу интерпретаций. Что искусительно. Ими и займемся.
Пресса: Над Москвой-рекой — на велосипеде
Авторы проекта предлагают альтернативу — кататься не вдоль, а над рекой! Проект подразумевает установку вдоль набережных Москвы-реки, над водной поверхностью, многокилометровой пластиковой трубы, крепящейся на специальных опорах.
Пресса: Автор реконструкции Политеха Джунья Ишигами: «В своих...
Молодой японский архитектор Джунья Ишигам в 2010 году за свою почти невидимую инсталляцию получил «Золотого льва» Венецианской архитектурной биеннале и недавно выиграл конкурс проектов реконструкции московского Политехнического музея. На фестивале «Архстояние» T&P поговорили с ним о взаимоотношении человека и природы, его необычном проекте реконструкции Политеха, а также о его поисках новых границ архитектуры.
Пресса: Объекты собирают друзей
В деревне Никола-Ленивец Калужской области прошел очередной фестиваль ландшафтных объектов "Архстояние".
Пресса: Милости от природы
На фестивале ландшафтных объектов «Архстояние 2012» представили три новых произведения – «Арка», «Быстрая тропа» и «Штурм неба», а также масштабную инсталляцию основателя фестиваля Николая Полисского «Вселенский разум».
Пресса: Московские реки хотят сделать велодорожками
Москва-река, а в перспективе и другие московские реки, имеют все шансы стать велотрассами. Предприниматель Дмитрий Угрюмов и архитектор Александр Перов предлагают построить крытые надземные дорожки прямо в воде. О деталях проекта так называемого велополитена «МН» рассказали сами авторы проекта незадолго до его официальной презентации.
Пресса: Фестиваль "Архстояние" как творческая лаборатория
В деревне Николо-Ленивец Калужской области 27 июля открывается Фестиваль ландшафтных объектов "Архстояние". Уже в седьмой раз на бывших колхозных угодьях архитекторы и художники из разных стран разместят свои произведения.
Пресса: «Архстояние-2012». Лето. Гид «Большого города»
27 июля начинается очередной фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние». БГ составил свой собственный маршрут, отобрав 16 объектов, которые нельзя пропустить — и при этом можно обойти за один день.
Пресса: «Архстояльцы» возьмут небо штурмом
27-29 июля в Калужской области в десятый раз пройдет фестиваль ландшафтных объектов «Архстояние». В этом году заявлена тема «Знаки движения». Команда «Московских новостей» отправилась в деревню Никола-Ленивец с целью рекогносцировки местности и обнаружила там не только фестивальные объекты, но и недавно открывшуюся арт-резиденцию. Журналисты не потерялись на 617 га и в море информации только благодаря трогательной заботе организаторов.
Пресса: Инфраструктура ландшафта
С 27 по 29 июля рядом с деревней Никола-Ленивец в Калужской области пройдет фестиваль ландшафтных объектов "Архстояние". Задуманному художником Николаем Полисским единственному российскому лэнд-арт-фестивалю идет уже седьмой год.
Технологии и материалы
Выгода интеграции клинкера в стеклофибробетон
В условиях санкций сложные архитектурные решения с кирпичной кладкой могут вызвать трудности с реализацией. Альтернативой выступает применение стеклофибробетона, который может заменить клинкер с его необычными рисунками, объемом и игрой цвета на фасаде.
Обаяние романтизма
Интерьер в стиле романтизма снова вошел в моду. Мы встретились с Еленой Теплицкой – дизайнером, декоратором, модельером, чтобы поговорить о том, как цвет участвует в формировании романтического интерьера. Практические советы и неожиданные рекомендации для разных темпераментов – в нашем интервью с ней.
Навстречу ветрам
Glorax Premium Василеостровский – ключевой квартал в комплексе Golden City на намывных территориях Васильевского острова. Архитектурная значимость объекта, являющегося частью парадного морского фасада Петербурга, потребовала высокотехнологичных инженерных решений. Рассказываем о технологиях компании Unistem, которые помогли воплотить в жизнь этот сложный проект.
Вся правда о клинкерном кирпиче
​На российском рынке клинкерный кирпич – это синоним качества, надежности и долговечности. Но все ли, что мы называем клинкером, действительно им является? Беседуем с исполнительным директором компании «КИРИЛЛ» Дмитрием Самылиным о том, что собой представляет и для чего применятся этот самый популярный вид керамики.
Игры в домике
На примере крытых игровых комплексов от компании «Новые Горизонты» рассказываем, как создать пространство для подвижных игр и приключений внутри общественных зданий, а также трансформировать с его помощью устаревшие функциональные решения.
«Атмосферные» фасады для школы искусств в Калининграде
Рассказываем о необычных фасадах Балтийской Высшей школы музыкального и театрального искусства в Калининграде. Основной материал – покрытая «рыжей» патиной атмосферостойкая сталь Forcera производства компании «Северсталь».
Фасадные подсистемы Hilti для воплощения уникальных...
Как возникают новые продукты и что стимулирует рождение инженерных идей? Ответ на этот вопрос знают в компании Hilti. В обзоре недавних проектов, где участвовали ее инженеры, немало уникальных решений, которые уже стали или весьма вероятно станут новым стандартом в современном строительстве.
ГК «Интер-Росс»: ответ на запрос удобства и безопасности
ГК «Интер-Росс» является одной из старейших компаний в России, поставляющей системы защиты стен, профили для деформационных швов и раздвижные перегородки. Историю компании и актуальные вызовы мы обсудили с гендиректором ГК «Интер-Росс» Карнеем Марком Капо-Чичи.
Для защиты зданий и людей
В широкий ассортимент продукции компании «Интер-Росс» входят такие обязательные компоненты безопасного функционирования любого медицинского учреждения, как настенные отбойники, угловые накладки и специальные поручни. Рассказываем об особенностях применения этих элементов.
Стоимостной инжиниринг – современная концепция управления...
В современных реалиях ключевое значение для успешной реализации проектов в сфере строительства имеет применение эффективных инструментов для оценки капитальных вложений и управления затратами на протяжении проектного жизненного цикла. Решить эти задачи позволяет использование услуг по стоимостному инжинирингу.
Материал на века
Лиственница и робиния – деревья, наиболее подходящие для производства малых архитектурных форм и детских площадок. Рассказываем о свойствах, благодаря которым они заслужили популярность.
Приморская эклектика
На месте дореволюционной здравницы в сосновых лесах Приморского шоссе под Петербургом строится отель, в облике которого отражены черты исторической застройки окрестностей северной столицы эпохи модерна. Сложные фасады выполнялись с использованием решений компании Unistem.
Натуральное дерево против древесных декоров HPL пластика
Вопрос о выборе натурального дерева или HPL пластика «под дерево» регулярно поднимается при составлении спецификаций коммерческих и жилых интерьеров. Хотя натуральное дерево может быть красивым и универсальным материалом для дизайна интерьера, есть несколько потенциальных проблем, которые следует учитывать.
Максимально продуманное остекление: какими будут...
Глубина, зеркальность и прозрачность: подробный рассказ о том, какие виды стекла, и почему именно они, используются в строящихся и уже завершенных зданиях кампуса МГТУ, – от одного из авторов проекта Елены Мызниковой.
Кирпичная палитра для архитектора
Свыше 300 видов лицевого кирпича уникального дизайна – 15 разных форматов, 4 типа лицевой поверхности и десятки цветовых вариаций – это то, что сегодня предлагает один из лидеров в отечественном производстве облицовочного кирпича, Кирово-Чепецкий кирпичный завод КС Керамик, который недавно отметил свой пятнадцатый день рождения.
​Панорамы РЕХАУ
Мир таков, каким мы его видим. Это и метафора, и факт, определивший один из трендов современной архитектуры, а именно увеличение площади остекления здания за счет его непрозрачной части. Компания РЕХАУ отразила его в широкоформатных системах с узкими изящными профилями.
Сейчас на главной
Корабль
Следующий проект из череды предложений конкурса на павильон России на EXPO 2025 в Осаке, – напомним, результаты конкурса не были подведены – авторства ПИО МАРХИ и АМ «Архимед», решен в образе корабля, и вполне буквально. Его абрис плавно расширяется кверху, у него есть трап, палубы, а сбоку – стапеля, с которых, метафорически, сходит этот корабль.
«Судьбоносный» музей
В шотландском Перте завершилась реконструкция городского зала собраний по проекту нидерландского бюро Mecanoo: в обновленном историческом здании открылся музей.
Перезапуск
Блог Анны Мартовицкой перезапустился как видеожурнал архитектурных новостей при поддержке с АБ СПИЧ. Обещают новости, особенно – выставки, на которые можно пойти в архитектурным интересом.
Степь полна красоты и воли
Задачей выставки «Дикое поле» в Историческом музее было уйти от археологического перечисления ценных вещей и создать образ степи и кочевника, разнонаправленный и эмоциональный. То есть художественный. Для ее решения важным оказалось включение произведений современного искусства. Одно из таких произведений – сценография пространства выставки от студии ЧАРТ.
Рыба метель
Следующий павильон незавершенного конкурса на павильон России для EXPO в Осаке 2025 – от Даши Намдакова и бюро Parsec. Он называет себя архитектурно-скульптурным, в лепке формы апеллирует к абстрактной скульптуре 1970-х, дополняет программу медитативным залом «Снов Менделеева», а с кровли предлагает съехать по горке.
Лазурный берег
По проекту Dot.bureau в Чайковском благоустроена набережная Сайгатского залива. Функциональная программа для такого места вполне традиционная, а вот ее воплощение – приятно удивляет. Архитекторы предложили яркие павильоны из обожженного дерева с характерными силуэтами и настроением приморских каникул.
Зеркало души
Продолжаем публиковать проекты конкурса на проект павильона России на EXPO в Осаке 2025. Напомним, его итоги не были подведены. В павильоне АБ ASADOV соединились избушка в лесу, образ гиперперехода и скульптуры из световых нитей – он сосредоточен на сценографии экспозиции, которую выстаивает последовательно как вереницу впечатлений и посвящает парадоксам русской души.
Кораблик на канале
Комплекс VrijHaven, спроектированный для бывшей промзоны на юго-западе Амстердама, напоминает корабль, рассекающий носом гладь канала.
Формулируй это
Лада Титаренко любезно поделилась с редакцией алгоритмом работы с ChatGPT 4: реальным диалогом, в ходе которого создавался стилизованный под избу коворкинг для пространства Севкабель Порт. Приводим его полностью.
Часть идеала
В 2025 году в Осаке пройдет очередная всемирная выставка, в которой Россия участвовать не будет. Однако конкурс был проведен, в нем участвовало 6 проектов. Результаты не подвели, поскольку участие отменили; победителей нет. Тем не менее проекты павильонов EXPO как правило рассчитаны на яркое и интересное архитектурное высказывание, так что мы собрали все шесть и будем публиковать в произвольном порядке. Первый – проект Владимира Плоткина и ТПО «Резерв», отличается ясностью стереометрической формы, смелостью конструкции и многозначностью трактовок.
Острог у реки
Бюро ASADOV разработало концепцию микрорайона для центра Кемерово. Суровому климату и монотонным будням архитекторы противопоставили квартальный тип застройки с башнями-доминантами, хорошую инсолированность, детализированные на уровне глаз человека фасады и событийное программирование.
Города Ленобласти: часть II
Продолжаем рассказ о проектах, реализованных при поддержке Центра компетенций Ленинградской области. В этом выпуске – новые общественные пространства для городов Луга и Коммунар, а также поселков Вознесенье, Сяськелево и Будогощь.
Барочный вихрь
В Шанхае открылся выставочный центр West Bund Orbit, спроектированный Томасом Хезервиком и бюро Wutopia Lab. Посетителей он буквально закружит в экспрессивном водовороте.
Сахарная вата
Новый ресторан петербургской сети «Забыли сахар» открылся в комплексе One Trinity Place. В интерьере Марат Мазур интерпретировал «фирменные» элементы в минималистичной манере: облако угадывается в скульптурном потолке из негорючего пенопласта, а рафинад – в мраморных кубиках пола.
Образ хранилища, метафора исследования
Смотрим сразу на выставку «Архитектура 1.0» и изданную к ней книгу A-Book. В них довольно много всякой свежести, особенно в тех случаях, когда привлечены грамотные кураторы и авторы. Но есть и «дыры», рыхлости и удивительности. Выставка местами очень приятная, но удивительно, что она думает о себе как об исследовании. Вот метафора исследования – в самый раз. Это как когда смотришь кино про археологов.
В сетке ромбов
В Выксе началось строительство здания корпоративного университета ОМК, спроектированного АБ «Остоженка». Самое интересное в проекте – то, как авторы погрузили его в контекст: «вычитав» в планировочной сетке Выксы диагональный мотив, подчинили ему и здание, и площадь, и сквер, и парк. По-настоящему виртуозная работа с градостроительным контекстом на разных уровнях восприятия – действительно, фирменная «фишка» архитекторов «Остоженки».
Связь поколений
Еще одна современная усадьба, спроектированная мастерской Романа Леонидова, располагается в Подмосковье и объединяет под одной крышей три поколения одной семьи. Чтобы уместиться на узком участке и никого не обделить личным пространством, архитекторы обратились к плану-зигзагу. Главный объем в структуре дома при этом акцентирован мезонинами с обратным скатом кровли и открытыми балками перекрытия.
Сады как вечность
Экспозиция «Вне времени» на фестивале A-HOUSE объединяет работы десяти бюро с опытом ландшафтного проектирования, которые размышляли о том, какие решения архитектора способны его пережить. Куратором выступило бюро GAFA, что само по себе обещает зрелищность и содержательность. Коротко рассказываем об участниках.
Розовый vs голубой
Витрина-жвачка весом в две тонны, ковролин на стенах и потолках, дерзкое сочетание цветов и фактур превратили магазин украшений в место для фотосессий, что несомненно повышает узнаваемость бренда. Автор «вирусного» проекта – Елена Локастова.
Образцовая ностальгия
Пятнадцать лет компания Wuyuan Village Culture Media Company занимается возрождением горной деревни Хуанлин в китайской провинции Цзянси. За эти годы когда-то умирающее поселение превратилось в главную туристическую достопримечательность региона.
IPI Award 2023: итоги
Главным общественным интерьером года стал туристско-информационный центр «Калужский край», спроектированный CITIZENSTUDIO. Среди победителей и лауреатов много региональных проектов, но ни одного петербургского. Ближайший конкурент Москвы по числу оцененных жюри заявок – Нижний Новгород.
Пресса: Набросок города. Владивосток: освоение пейзажа зоной
С градостроительной точки зрения самое примечательное в этом городе — это его план. Я не знаю больше такого большого города без прямых улиц. Так может выглядеть план средневекового испанского или шотландского борго, но не современный крупный город
Птица земная и небесная
В Музее архитектуры новая выставка об архитекторе-реставраторе Алексее Хамцове. Он известен своими панорамами ансамблей с птичьего полета. Но и модернизм научился рисовать – почти так, как и XVII век. Был членом партии, консервировал руины Сталинграда и Брестской крепости как памятники ВОВ. Идеальный советский реставратор.