Принц против лорда: превышение полномочий?

Девелоперы из Катара по настоянию Принца Уэльского отказались от проекта жилого комплекса Ричарда Роджерса для лондонского района Челси.

author pht

Автор текста:
Нина Фролова

16 Июня 2009
mainImg
Ансамбль из семнадцати 9-этажных башен (впрочем, противники проекта называют высоту в 67 м) должен был появится на месте снесенных армейских казарм, на участке в 5 га рядом с Королевским госпиталем Кристофера Рена. Около половины из 552 квартир в этом жилом массиве с бюджетом в 1 млрд. фунтов стерлингов должны были быть доступным жильем, остальные – принадлежать к категории «люкс». В ходе разработки проекта Роджерс смягчил свой первоначальный вариант из стекла и стали, добавив туда медь и бетон, окрашенный в тона, согласующиеся с исторической застройкой.
zooming
Казармы Челси - жилой комплекс
zooming
Ричард Роджерс. Фото © Martin Argles


Тем не менее, комплекс выдержан в русле хай-тека, без каких-либо стилевых уступок архитектурному окружению. Но особые сомнения у наблюдателей вызывал сам масштаб ансамбля, задуманного еще в благоприятные для британского рынка недвижимости дни. По мнению жителей окрестных кварталов, новые здания закрыли бы доступ в их квартиры солнечному свету, а также это квартал стал бы «гетто Gucci» – закрытым для простых горожан пространством. Но, по словам лорда Роджерса, после 80 совещаний с местным населением и обвинений в элитаризме, он сделал проект на половину социальным и обеспечил открытость комплекса и его общественных пространств для всех в любое время дня и ночи.
zooming
Принц Чарльз выступает с речью в RIBA 12 мая 2009 года. Фото © Alastair Grant/AP


С 2007 по поручению принадлежащей катарской королевской семье компании Qatari Diar (для нее это первый крупный проект в Европе) руководство проекта осуществляли ведущие британские девелоперы Candy & Candy, как правило, работающие с ведущими архитекторами – в том числе, с Роджерсом. По информации последнего, осенью 2008 весь контроль над процессом взяли катарские застройщики, а в начале весны 2009 Принц Чарльз, уже высказывавший недовольство модернистским духом проекта «Казарм Челси», написал письмо Шейху Хамаду бен Яссиму бен Ябр аль-Тани, премьер-министру и члену королевской семьи Катара, с просьбой пересмотреть планы Qatari Diar. Принц, известный своими традиционалистскими убеждениями и активной нелюбовью к любым другим архитектурным направлениям, призвал его отказаться от варианта Роджерса как несоответствующего градостроительной ситуации района и предложил взамен неоклассический проект своего «придворного архитектора» Куинлана Терри. Следует отметить, что, так как количество квадратных метров в комплексе должно было оставаться неизменным, план Терри выглядит очень перегруженным и плотным и не намного более «дружественным» по отношению к окружению.
zooming
Казармы Челси - жилой комплекс


В начале апреля информация о письме попала в прессу и вызвала широкий резонанс. Противники проекта увидели в Принце Уэльском своего благородного защитника, в то время как большинство архитекторов были неприятно поражены. Многим вспомнился 1984 год, когда на приеме в Королевском институте британских архитекторов, посвященном его 150-летнему юбилею и вручению индийскому модернисту Чарльзу Корреа золотой медали RIBA, наследник престола в своей речи разгромил современную архитектуру в весьма резких выражениях, и долгое время после этого многие застройщики неохотно нанимали архитекторов – приверженцев хай-тека или радикального постмодернизма.
zooming
Казармы Челси - жилой комплекс


Вскоре появилось открытое письмо в Sunday Times, подписанное шестью притцкеровскими лауреатами, директором Галереи Тейт и двумя бывшими кураторами Венецианской архитектурной биеннале, с призывом к Чарльзу: не нарушать демократических процедур рассмотрения и утверждения проекта и высказывать свое личное мнение в предусмотренной законом форме, не прибегая к закулисным интригам. Впрочем, на авторов письма также обрушились критики, увидевшие в их действиях защиту интересов элитарной группки «архитекторов-звезд», мало интересующихся социальными проблемами и невнимательных к нуждам рядовых граждан и к градостроительному контексту своих работ.
zooming
Казармы Челси - жилой комплекс


В то же время, многие видные члены RIBA и его президент Сунанд Прасад также выступили с критикой поступка Чарльза, но уже с более широких позиций – как профессионалы, недовольные вмешательством дилетанта, уже успевшего им немало навредить за прошедшие годы. Особенную остроту ситуации придала назначенная на 12 мая 2009 первая после 1984 года речь принца в RIBA, приуроченная к 175-летию института. Некоторые, например, Уилл Олсоп и Крис Уилкинсон, призывали в знак протеста бойкотировать это мероприятие. Но в назначенный день зал был полон, а Чарльз был очень осторожен: он извинился за свои резкие слова 25-летней давности и призвал архитекторов всех направлений работать вместе над проблемой экологических проектов и устойчивого развития.
Тем временем, проект ЖК «Казармы Челси» был подан на рассмотрение в муниципальный совет Вестминстера и получил положительную оценку в докладе чиновников. Окончательное решение должно было быть принято на заседании в этом месяце. Но незадолго до того, утром 12 июня, и сам Роджерс, и общественность были оповещены о том, что девелоперы отказались от проекта и планируют организовать новый архитектурный конкурс – совместно с архитектурным фондом Принца Чарльза The Prince's Foundation for the Built Environment.
zooming
Казармы Челси - жилой комплекс


Реакция Ричарда Роджерса была предсказуемо резкой: он известен своими радикальными политическими заявлениями (например, несколько лет назад он вошел в группу британских архитекторов, призвавших коллег отказаться от работы в Израиле из-за негуманного отношения местного правительства к палестинцам), также он заседает в Палате Лордов британского Парламента и имеет широкие связи в высших эшелонах власти. Он назвал действия Чарльза «превышением полномочий» и «неконституционным» поведением и призвал провести общественное разбирательство для определения законности вмешательства Принца Уэльского в судьбу своего проекта, а также подобных его поступков в сферах медицины, образования, сельского хозяйства, охраны окружающей среды.
zooming
Казармы Челси - жилой комплекс


Роджерс даже назвал «Казармы Челси» одной из лучших своих работ за всю жизнь, а также подчеркнул, что Чарльз уничтожил проект, над которым десятки людей работали 2 с половиной года, на реализации которого были бы заняты в условиях безработицы 10 000 человек, и который включал 226 «социальных» квартир. Но главная претензия лорда к принцу заключается в том, что последний не хочет вступать в дискуссию со своими противниками, ограничиваясь отдельными заявлениями или действуя негласно. В данном случае Роджерс определенно прав: пресс-служба Чарльза с самого начала отказывалась как подтвердить факт отправки им письма к катарскому премьер-министру, так и опровергнуть его – и сейчас ситуация не изменилась. Это создает впечатление, что принц или сожалеет о своем поступке, или боится шквала критики, которая последует после его признания.
zooming
Жилой комплекс «Казармы Челси» – вариант Куинлана Терри


Чувства Ричарда Роджерса более чем понятны: это уже третий его проект, оставшийся невоплощенным по вине будущего короля: в 1987, после критического заявления Чарльза, девелоперы отказались от его проекта застройки площади Патерностер-Сквер близ собора Св. Павла, позднее из-за интриг принца руководством Королевской Оперы был забракован его проект ее нового здания.
Как обычно, когда в деле замешан Принц Уэльский, страсти разгорелись нешуточные.
zooming
Участок под строительство до сноса армейских казарм


Но споря о преимуществах традиционализма и модернизма, эгоцентризме архитекторов-«звезд» и высокомерии коронованных особ, нельзя забывать об интересах девелоперов. Сейчас ситуация резко отличается от 2007 года, и остается неясным, какой доход принесет этот жилой комплекс по окончании строительства. Застройщики уже потратили на этот проект около 30 млн. фунтов, но по сравнению с 1 млрд. общего бюджета (и возможных убытков, если он не окупится) это не так уж много. Поэтому, возможно, скандальное заверешение дела «Казарм Челси» не имеет отношения к политике или же к архитектуре: это просто вопрос выгоды.
zooming
Участок под строительство сегодня


16 Июня 2009

author pht

Автор текста:

Нина Фролова
comments powered by HyperComments
Технологии и материалы
Строительный материал от Адама
Представляем победителей премии в области кирпичной архитектуры Brick Award 20, учрежденной компанией Wienerberger. Ими стали шесть команд архитекторов из Польши, Руанды, Индии, Испании, Нидерландов и Мексики.
Креативный подход: Baumit CreativTop
Моделируемая штукатурка CreativTop – это насыщенные цвета, глубокие рельефные поверхности, интересные сочетания и комбинации текстур и огромные возможности дизайна.
Потолочные решения Knauf Armstrong для медицинских учреждений...
Линейка подвесных потолков серии Bioguard со специальным антибактериальным покрытием препятствует развитию всех видов возбудителей внутрибольничных инфекций и помогает поддерживать здоровый микроклимат для благополучия пациентов и персонала.
Все дело в центре притяжения
На развитие рынка недвижимости, в особенности загородной, все больше стали влиять инфраструктурные факторы. Все чаще центром притяжения загородных кластеров становятся самостоятельные объекты, жизнедеятельность которых не зависит от спроса на загородную недвижимость: натуральные хозяйства, фермы и лесопарковые зоны. Так постепенно пригород миллионников обрастает комплексной инфраструктурой и современными архитектурными решениями.
Модернизируя традиции
Специалисты корпорации HILTI придумали, как совместить несовместимое: кирпичную кладку и навесной вентилируемый фасад. Для этой цели Hilti разработала четыре альтернативных метода создания НВФ с кирпичной кладкой или её имитацией.
FunderMax Compact Academy – новый стандарт обучения
Обучение и образование играют важную роль в жизни любого человека. Постоянное совершенствование личных и профессиональных навыков открывает перед человеком новые возможности и делает его востребованным в современном мире.
Максим Павлов: у нашей несущей системы большие перспективы...
Как «упаковать» вентоборудование, архитектурную подсветку, электрические кабели и многое другое в межфасадное эксплуатируемое пространство, не нарушив архитектуры фасада и уменьшив при этом стоимость здания. Рассказывает Максим Павлов, главный инженер компании «ОртОст-Фасад», ГИП по устройству конструкции внешней облицовки храма Вооруженных сил России.
Игра в шарик
Нестандартные оконные узлы Velux помогли воплотить необычный проект сферического детского сада в Подмосковье.
Сейчас на главной
Деревянный рай
Один из кварталов в составе крупного и очень передового по многим параметрам жилого комплекса Асперн в Вене выстроен из дерева – как клееной, так и обычной древесины на бетонном каркасе, причем очень многие элементы конструкции – сборные, предварительно изготовлены на заводе.
Путь к новой орнаментальности
Клубный дом-дворец «Аристократ» у соснового парка перед началом Рублевского шоссе представляет собой новый этап развития московской декоративно-исторической архитектуры: респектабельно украшенной, но тяготеющей к легким светлым тонам и умело использующей романтический флёр майоликовых вставок.
Реновация по-дальневосточному
Конкурсный проект реновации двух центральных кварталов Южно-Сахалинска, 7 и 8, разработанный UNK project, получил звание победителя в номинации «архитектурно-планировочные решения застройки».
Константин Акатов: «Обновленная территория – увлекательное...
Интервью с победителем международного конкурса на мастер-план долины реки Степной Зай в Альметьевске, руководителем проекта, заместителем генерального директора «Обермайер Консульт» Константином Акатовым.
Сергей Труханов: «Главное – найти решение, как реализовать...
Как изменятся наши рабочие пространства? Можно ли подготовить свои офисы к подобным ситуациям в будущем? Что для современных офисов актуально в целом? Как работать с международными компаниями и какую архитектурную типологию нам всем еще только предстоит для себя открыть?
Ближе к людям
Южнокорейский город Чхонджу планирует расчистить почти 3 га в историческом центре от существующих зданий XX века для строительства нового муниципалитета по проекту бюро Snøhetta, который победил в международном конкурсе. Сохраняется только один корпус 1965 года, который будет служить «входным порталом» нового комплекса.
Портфолио поколения Z
Студенты второго курса МАРШ оформили свои портфолио в виде web-страниц, на которых демонстрировали навыки и умения, а архитекторы как работодатели оценили удобство формата и рассказали о своих предпочтениях при выборе кандидатов.
Контакт
В Риме, в Центральном институте графики, открылась выставка Сергея Чобана «Оттиск будущего. Судьба города Пиранези». Она включает четыре гравюры, чьим источником послужили римские ведуты XVIII века, дополненные футуристическими вкраплениями, и много рисунков, исследующих ту же тему, подчас очень экспрессивно. Вопросы выставка ставит, а ответов, как кажется, не дает. Поскольку в Рим сейчас съездить проблематично, рассматриваем картинки.
Новый старый Серпухов: работы студентов Алексея Бавыкина
Бакалавры подошли к теме реконструкции комплексно: рассмотрев центр города в целом, создали проекты отдельных кластеров с разными функциями, призванными оживить историческую среду, на месте двух заброшенных заводов, тесной школы и больницы.
В поисках визуальной ясности
Рассказываем о дискуссии, посвященной непростому для российских просторов вопросу дизайна элементов городского пространства. Обсуждение организовал Институт Генплана Москвы на Арх Москве.
Владимир Плоткин: «Мы старались привить студентам...
Три проекта группы бакалавров МАРХИ Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: музей антропологии в Мневниках; школа нового типа, разработанная в согласии с принципами современного образования, и «легальный туннель» для мигрантов из Мексики в США.
От театра до музея: дипломы бакалавров группы Владимира...
Четыре проекта бакалавров МАРХИ группы Владимира Плоткина, Валерия Грубова и Светланы Трифоненковой: театральный комплекс, плавающий по Москве-реке, дом на Песчаной улице, музей-остров из кораллов на старой нефтяной платформе в Адриатическом море и кинофестивальный центр с фестивальной улицей и «мостом» к реке.
Пресса: Сергей Чобан — о том, почему петербуржцы не терпят...
15 октября Сергей Чобан открывает в Риме выставку, где покажет несколько «испорченных» им гравюр великого Джованни Баттиста Пиранези. По этому случаю он написал колонку о том, почему наше благоговение перед исторической архитектурой Петербурга пронизано двойной моралью.
Клином красным
Невзирая на неурядицы 2020 года в Гостином дворе открылась Арх Москва. Она состоит из тех же частей в иных пропорциях, и, как всегда, ставит абмициозные задачи: а) увидеть в архитектуре искусство, б) резюмировать последние тридцать лет. А «никакой архитектуры» – в этом, конечно, есть доля шутки.
Выход за пределы
Жилой комплекс для исторической части города от бюро ОСА: многоуровневое дворовое пространство и стремящаяся к абсолюту свобода фасадов.
Кирпичный дом в большом городе
Сознавая весь романтизм и харизматичность кирпичной архитектуры, Степан Липгарт поработал с темой кирпичного дома в Петербурге и решил две теоремы, предложив башни американского ар-деко для более высокого ЖК Alter на Магнитогорской улице и чувственную пластику ар-деко в коктейле с лофтовой эстетикой для дома на Малоохтинском проспекте.
Природа – и храм, и мастерская…
Если классический словарь разных эпох – революционную дорику и палладианский руст – скрестить со скандинавским деревянным домом и модернистским пространством, то получится лесная деревянная классика Артема Никифорова, построившего архитектурный коворкинг под Петербургом.
Лунный город
Бюро BIG, ICON и SEArch+ заняты разработкой проекта «Олимп» – строительных технологий и плана первого поселения на Луне. Работа идет под эгидой НАСА.
Город солнца
Комплекс ВТБ Арена Парк, спроектированный и реализованный совместно Сергеем Чобаном и Владимиром Плоткиным, претендует на роль эталонного эксперимента по снятию вековых противоречий между архитектурой традиционного направления и модернизмом. Рамки дизайн-кода и интеллигентный, творческий характер пластической дискуссии сформировали несколько идеализированный фрагмент городской ткани.
Журналисты как архитекторы
В Берлине открылось новое здание издательского дома Axel Springer, куда входят Die Welt, Bild и множество других газет и журналов. Авторы проекта, Рем Колхас и его бюро OMA, разработали его с учетом непредсказуемости цифрового будущего.
Пресса: Архитектура должна быть искусством
Владимир Плоткин – руководитель известного и признанного в России и Москве бюро ТПО «Резерв», которое в этом году отметило свое 33-летие. Последние да и многие предыдущие его проекты стали по-настоящему громкими – КЗ «Зарядье», административный центр и больница в Коммунарке. Разговор состоялся накануне открытия выставки «АРХ Москва», чьим лозунгом в этом сезоне станет «Архитектура – искусство»
Коронавирус не подточил деревянную архитектуру
Премия АРХИWOOD собрала рекордные 207 заявок, в шорт-лист прошло 54. Хотя организаторы премии до сих пор не решили, в каком формате пройдет церемония награждения победителей, Экспертный совет определил шорт-лист премии, а на ее сайте началось голосование. О вышедших в финал номинантах, а также о внутренних проблемах премии, которые, среди прочего, отражают новые тенденции в деревянной архитектуре, рассказывает куратор Николай Малинин.
Планирование и политика
Публикуем отрывок из книги Джона М. Леви «Современное городское планирование», выпущенной Strelka Pressв рамках образовательной программы Архитекторы.рф. Этот авторитетный труд, выдержавший 11 изданий на английском, впервые переведен на русский. Научный редактор этого перевода – Алексей Новиков.
Дай мне напиться железнодорожной воды*
В проекте третьей очереди микрорайона «Лиговский Сити» в «сером поясе» Петербурга консорциум KCAP & Orange Architects & «А.Лен» поставил перед собой задачу сохранить дух места через консервацию контуров железнодорожных путей и уподобление объемов жилой застройки контейнерам, сложенным на товарно-разгрузочной станции.
Стоянка у петроглифов
Проект туристического комплекса рядом с беломорскими петроглифами: нейтральная архитектура для будущего объекта из списка ЮНЕСКО
Корпоративная пещера
Пекинское бюро Atelier Alter устроило в штаб-квартире компании Yingliang на юго-востоке Китая музей окаменелостей, найденных при добыче ею камня.
Разделительная полоса
Центр выставок и конгрессов MEETT в Тулузе по проекту OMA отделяет урбанизированную окраину от сельской местности, предохраняя ее от стихийного «расползания» города.
Львы на стекле
Архитекторы бюро СПИЧ применили прием, известный по петербургским опытам Сергея Чобана – кассеты с рисунком элементов классической архитектуры, напечатанных на стекле, – к реконструкции фасадов типового здания 4 корпуса московской больницы №23. Проект разработан бесплатно, как помощь больнице.
Климатические зоны для искусства
В Роттердаме закончено строительство фондохранилища Музея Бойманса – ван Бёнингена по проекту MVRDV. Впервые в мире в таком здании все экспонаты из музейного собрания будут доступны посетителям для осмотра, а на крыше высажена березовая роща.
Жилой каньон
Комплекс Amani на юге Мексики – это две поставленные параллельно тонкие пластины, где в каждой квартире достаточно солнца и возможно сквозное проветривание. Авторы проекта – Archetonic.
Тучков буян: последняя пятерка
Вместе с финалистами конкурса на концепцию парка «Тучков буян», не вошедшими в призовую тройку, продолжаем мечтать о том, что могло бы появиться в центре Петербурга: дикий лес, новые острова, искусственный канал и много амфитеатров.
Стеклянный бутон
Башня по проекту Zaha Hadid Architects, строящаяся в Гонконге, напоминает бутон цветка с его флага и герба, учитывает реалии пандемии и претендует на лидерство по «устойчивости».